Пенсии по старости и при потере кормильца
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Старость сопряжена со многими серьёзными проблемами в отношении надёжности доходов. В начале ХХ века даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после выхода на пенсию. Большинство работали далеко за 60 лет, затем, не работая, жили со своими детьми и умирали, едва достигнув 70 лет. Быть старым обычно означало быть бедным. Инвалидность или потеря кормильца означала еще более продолжительный период бедности.

В наши дни в большинстве промышленно развитых стран старость перестала быть синонимом бедности. Более того, в отдельных странах лица 65 лет и старше имеют меньшую вероятность оказаться в бедности по сравнению со всеми взрослыми и детьми, взятыми вместе. Такое положение дел во многом связано с пенсионными системами в рамках социального обеспечения, которые служат главным источником дохода для значительного большинства пожилых людей. В основном речь идёт о системах социального страхования, куда трудящиеся и их работодатели делали взносы в течение трудовой жизни.

Частные системы играют в сфере пенсионного обеспечения значительно большую роль, чем в любой другой области социальной защиты. Частные пенсии служат, прежде всего, для поддержания уровня жизни в пожилом возрасте у групп с высокими доходами, но в ряде стран они охватывают более широкие слои рабочей силы и даже стали обязательными для всех наёмных работников. Вообще говоря, частные системы служат дополнением к пенсионным системам социального обеспечения. Но в Японии и Великобритании частные пенсионные системы уже занимают прочные позиции, а соответствующим работодателям и трудящимся предоставлено право выхода из пенсионной системы социального обеспечения. Так что в этих странах частные системы можно считать способными на частичную замену социального обеспечения.

Пенсии при потере кормильца ориентированы на иждивенцев: право на пособие увязано со взносами, уплаченными покойным супругом, они страхуют на случай потери кормильца, и в их выплате может быть отказано при повторном вступлении в брак.

В большинстве стран пенсии образуют самую крупную статью расходов на социальную защиту, превосходя обычно расходы на здравоохранение. Почти во всех странах сравнительная стоимость финансирования пенсий имеет тенденцию к росту, так как:

- растёт число получателей пенсии и сам их размер благодаря более длительным периодам уплаты взносов;

- население стареет в связи с падением рождаемости и увеличением продолжительности жизни.

К важнейшим принципам пенсионного обеспечения, принятым международным сообществом, относятся следующие:

-всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования, охват пенсионной системой всего населения;

-доступность в реализации социальных гарантий, защита против бедности в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца;

-обеспечение права на пенсионное страхование, создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов;

-сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования;

-обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования, предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования;

-обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования;

-заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании;

-равноправие и многообразие форм;

-обеспечение дохода в виде замещения заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем, кто платил взносы;

-корректировка этого дохода с учетом инфляции и, по крайней мере частично, с учетом общего повышения уровня жизни;

-реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников;

- обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей;

-привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;

-обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий;

-создание условий для развития дополнительных добровольных систем, обеспечивающих получение дохода при выходе на пенсию;

-равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий;

- особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета;

- контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных.

Основным видом пенсионного страхования признано обязательное страхование, предполагающее обязательность целевых отчислений из заработка (дохода) экономически активного населения (страховые взносы). Принудительный характер уплаты таких взносов может обеспечить только государство на основе закона, и только оно может гарантировать как уровень пенсий, так и регулярность их выплаты. Но при этом страховые взносы не являются доходами государства. Они имеют целевое назначение, предназначены исключительно для выплаты пенсий.

Источниками финансирования пенсионного страхования являются страховые взносы работодателей и работников. Дифференциация величины этих взносов может быть различна, при этом главная цель – достижение самообеспечения системы пенсионного страхования. В то же время государство в той или иной степени, как правило, принимает участие в её финансировании. Формы такого участия различны:

-предоставление части средств из госбюджета;

-финансирование выплат определённым контингентам пенсионеров (например, инвалидам войны);

-выплата субсидий на покрытие дефицита пенсионного фонда.

Важнейшее значение в пенсионном страховании имеет система поддержания относительного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты – индексация пенсий.

Пособия по безработице. Фактическое число безработных – то есть лиц, ищущих работу, готовых приступить к ней, но не нашедших её – достаточно велико как в мире, так и в Украине. Лучшей защитой против безработицы служит действенная политика в пользу полной занятости, включающая макроэкономическую политику на национальном и международном уровнях; отраслевую, региональную и локальную политику; а также политику в области рынка труда и профессиональной подготовки. Тем не менее растёт потребность в специальной политике защиты безработных, учитывая, что политика полной занятости либо не проводится, либо даёт плоды лишь через некоторое время, а краткосрочные кризисы способны повлечь за собой неприемлемые тяготы, связанные с безработицей.

Существенная роль пособий по безработице заключается в обеспечении доходов в периоды вынужденной безработицы. Пособия по безработице способствуют сглаживанию потребления, как на индивидуальном, так и на макроэкономическом уровне, а также эффективному поиску работы, облегчая достижение баланса между предложением и спросом на рынке труда.

Система социальной защиты безработных включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учётом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости.

В первом случае целью является недопущение резкого падения уровня жизни уволенного не по своей вине работника, предоставление ему возможности найти работу по специальности, с соответствующим его квалификации заработком. В этом случае пособия по безработице подсчитываются с учётом прежних заработков и стажа работы.

Во втором случае – обеспечение определённого минимального уровня жизни с проверкой или без проверки нуждаемости. Предоставление материальной помощи таким безработным оказывается в рамках систем социального обеспечения (вспомоществования), а финансовым источником являются средства государственного бюджета.

Эти две системы действуют по-разному, применительно к конкретным экономическим условиям. При стабильном экономическом развитии более эффективна система страхования. В условиях же экономического кризиса, когда краткосрочная и среднесрочная безработица превращается в длительную, а фонды пособий по безработице истощаются, акцент переносится с достаточно высокого уровня замещения заработков пособиями по безработице из фондов страхования на продолжительную защиту с участием государственных бюджетных средств по системам социального вспомоществования.

Фонды страхования по безработице в развитых странах формируются за счет взносов работодателей и работников. Доля участия тех и других может быть или равной, или большей для работодателя. В большинстве развитых стран государство не участвует в формировании страховых фондов по выплате в случае безработицы. Цель введения взносов из заработка работников – в усилении их мотивации в оплачиваемой работе как источнике не только их текущего материального положения, но и резерва на случаи непредвиденных ситуаций.

Фонды вспомоществования по безработице формируются за счёт налоговых отчислений из бюджета страны. Пособия из них выплачиваются, как правило, в единых размерах. Во многих странах выплата пособий по вспомоществованию предусматривает проверку нуждаемости претендующих на получение таких пособий.

В большинстве стран рыночной экономики максимальный процент возмещения заработка составляет 60 %. Это считается достаточным для недопущения резкого падения уровня жизни человека и его семьи, даёт средства на период переподготовки или получения новой специальности, соответствующей потребностям на рынке труда. Практика показывает: если работник, становясь безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, он, как правило, затягивает поиски работы и к тому же претендует на высокую заработную плату, что также затрудняет его трудоустройство.

Социальные выплаты родителям и детям. Они были введены с целью помочь семьям справиться с более высокими затратами, связанными с воспитанием детей. Они также играют важную роль в стимулировании равенства полов. В последние годы были разработаны новые системы (например, в виде налоговой льготы на заработанный доход в США), имеющие целью субсидировать низкооплачиваемых трудящихся, несущих семейные обязанности.

В последние десятилетия системам семейных пособий уделяли сравнительно мало внимания, а их доля в расходах на социальное обеспечение неоправданно сократилась.

Дети (в возрасте до 14 лет) составляют почти 30 % населения мира. Разумеется, за благополучие своих детей отвечают, прежде всего, родители, но они могут не иметь экономических ресурсов для обеспечения детей самым необходимым. Кроме того, дети могут быть лишены семейной поддержки из-за болезни родителей, распада семьи или несчастья. Государство также призвано играть важную роль в развитии детей, особенно в области их образования, которое в значительной степени определит их социальное и экономическое будущее. Социальные пособия для семьи – это составная часть общей семейной политики.

Обычно пособие платят матери как родителю, который более непосредственно связан с уходом за детьми, а это улучшает внутрисемейное распределение дохода и способствует равенству полов. Более широкое распространение услуг по уходу за детьми также содействует достижению указанной цели, обеспечивая матерям большую самостоятельность и возможность вступить в рынок труда.

Защита материнства – важный аспект надежности доходов для работающих женщин. Выплата пособий по материнству в рамках социального обеспечения ведет к распределению расходов между работающими женщинами и мужчинами, с одной стороны, и их работодателями, с другой.

Наиболее важной формой защиты матери и ребёнка служит доступность услуг здравоохранения. Важный аспект охраны материнства для работающих женщин – право на получение пособия в порядке замещения заработка во время отпуска. На практике денежные пособия, выплачиваемые в рамках систем социального обеспечения, не возмещают в полной мере доход, упущенный в связи с перерывом в трудовой деятельности.

В ряде стран предусмотрены родительские пособия с целью позволить любому из родителей взять отпуск по уходу за ребёнком в начальный период его жизни. При этом руководствуются принципом, что родители вправе выбирать, кто должен получать пособие.

Государственные средства должны быть главным источником финансирования социальных пособий для родителей и детей. Но очевидно также, что государство должно будет все чаще брать на себя роль катализатора для участия в этом деле, например, социальных партнёров и добровольных организаций, путём финансирования и регулирования оказываемых ими услуг.

Семейные пособия – и социальное обеспечение в целом – играют важную роль в улучшении положения женщин.

Социальная помощь. Она определяется как пособия бедным и нуждающимся группам, финансируемые за счёт налоговых поступлений. Социальная помощь рассчитана на нуждающихся людей, которые либо не получают никаких пособий, либо пособия в рамках других форм социальной защиты недостаточны.

В странах Центральной и Восточной Европы такая помощь становится все более важным инструментом уменьшения бедности, обусловленной во многих случаях низким уровнем жизни и безработицей. В Центральной и Восточной Европе оказание социальной помощи в крупных масштабах – сравнительно новое явление, и в большинстве стран её правовые и организационные рамки всё ещё находятся в процессе формирования.

Социальная помощь обычно предполагает проверку нуждаемости. Проверка нуждаемости – это основной механизм, с помощью которого можно обеспечить адресность выплаты пособий в рамках социальной помощи с учётом степени бедности. Но возможны и другие критерии оценки права определённых людей на социальную помощь: такими критериями могут, например, стать готовность включиться в профессиональную подготовку или трудовую деятельность.

Программы социальной помощи следует координировать с другими мерами борьбы с бедностью. Они должны дополнять политику в области занятости, здравоохранения, а также образования и семьи. Способы обеспечения такой координации заключаются в установлении приоритетов для финансирования и определения критериев при назначении пособий. Существует тесная взаимодополняемость между социальным страхованием и социальной помощью, так как потребность в социальной помощи часто обусловлена отсутствием социального страхования.

Социальную помощь, вообще говоря, целесообразнее финансировать преимущественно за счёт средств центрального правительства, ибо обычно иным путём трудно удовлетворить потребности наиболее нуждающихся регионов и населённых пунктов.

То, в какой мере люди зависят от социальной помощи, служит определённым индикатором недостатков других форм социальной защиты. Социальная помощь всегда будет необходима в кризисных ситуациях или с целью закрыть некоторые бреши. Однако надлежащая социальная политика нацелена, прежде всего, на предупреждение возникновения таких брешей.

Социальная помощь является одним из важных элементов системы социальной защиты в Германии. Причина оказания такой помощи нуждающемуся со стороны общества – отсутствие страховки или источников к существованию. Социальная помощь в Германии оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах. Принятие социальной помощи призвано обеспечить её получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

В отличие от социального страхования, в соответствии с которым застрахованное лицо получает социальные выплаты, гарантированные его взносами, право на социальную помощь не обусловливается отношениями страхования (страхователя и страхуемого), а основывается на одностороннем праве требования на социальную помощь при определённых жизненных обстоятельствах. Таким образом, основным принципом, лежащим в основе системы социальной поддержки малообеспеченных граждан в Германии, является так называемый принцип попечительства, согласно которому социальную помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объёме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из затруднительного положения.

Принцип попечительства предусматривает финансирование социальных нужд за счёт средств государственного бюджета, а значит, финансирование социальной помощи в большей степени зависит от состояния бюджета страны.

Согласно немецкому законодательству социальную помощь не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, или тот, кто может заручиться помощью других, в первую очередь родственников или социальных организаций. На практике это означает, что должны быть исчерпаны все возможности самостоятельного обеспечения претендента, прежде чем он получит право на социальную помощь. Ему следует попросить помощи у ближайших родственников (последних помочь может заставить суд), попытаться найти работу, продать предметы роскоши, сменить квартиру на более дешевую, обратиться на биржу труда за пособием по безработице (в случае если претендент в течение последних трёх лет проработал 12 месяцев и регулярно платил взносы страховки на случай безработицы); узнать в жилищном ведомстве о возможности получения пособия на квартиру. Если все это ни к чему не привело и человек продолжает нуждаться, только тогда он может обратиться за социальной помощью.

Задача социальной помощи в Германии заключается не только в обеспечении её получателю достойного уровня жизни, но и в первую очередь в создании необходимых предпосылок для того, чтобы он мог полагаться на собственные силы. Тем самым социальная помощь должна стать не фактором стимулирования иждивенческих тенденций в обществе, а способом оказания помощи самому себе. В условиях рыночной экономики приоритет отдаётся свободной индивидуальной инициативе. Именно такая форма помощи может быть эффективной, ориентированной не на постоянное содержание бедняков, а на поддержку в случае неблагоприятной жизненной ситуации.



Социальное страхование

 

История зарождения и развития социального страхования свидетельствует о том, что оно органично связано с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией.

В конце XVIII- начале XIX веков на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базировавшейся на сельском хозяйстве, простых ремёслах (натуральное хозяйство) и основного источника и формы содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство. Перемены, вызванные урбанизацией и индустриализацией общественной жизни, становлением рабочего движения, потребовали новой доктрины социальной защиты взамен ранее существовавшей и основанной на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных и благотворительности.

В формирование такой доктрины значительный вклад внесли:

- философско-правовые положения концепции естественных прав и концепции правового государства, которые были разработаны Д. Локком, Вольтером, Монтескье, Кантом, Гегелем. Основы теории правового государства разработаны Р. Иерингом, Г. Еллинском, М. Вебером;

- разработки французского ученого-гуманиста Е. Клавьера (Проспект относительно введения пожизненного страхования 1788 года), который в своей работе утверждал, что действие механизмов пожизненного страхования позволит совершенно по иному подойти к проблеме бедности, устранив неустойчивость человеческого бытия, которая порождает несчастья.

Однако эти подходы были востребованы и нашли свое воплощение только через 100 лет в правовых нормах, предложенных канцлером Германии О. Бисмарком, и закреплённых в законах по организации социального страхования, принятых в Германии в период 1890-х годов. Аналогичные законы об обязательном социальном страховании в конце XIX – начале ХХ века были приняты в большинстве стран Европы, а в 30-х годах ХХ века – В США и Канаде.

Концепция правового государства оказала сильное влияние на развитие института социального страхования. Общая идея, одухотворяющая учение о правовом государстве – это идея равенства всех граждан перед законом, что позволяет достигать гармонических общественных отношений, и прежде всего отношений личности и государства на основе сочетания принципов индивидуализма (свободы) и равенства. Она, эта концепция, поставила и помогла решить ряд организационных, правовых и экономических задач по определению роли государства, основных социальных субъектов (работодателей и работников) и их профессиональных групп по обеспечению социальной защиты населения. По международным нормам (в их число входят в первую очередь документы ООН и международных специализированных организаций – Международной Организации Труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)) государство помимо принятия государственных актов несёт ответственность за руководство системой социального обеспечения.

Существуют различия между той или иной национальной системой данного института защиты, однако общими для большинства из них являются следующие характеристики:

-социальное страхование финансируется за счёт страховых взносов, которые обычно солидарно уплачивают работодатели и работники, при возможном участии государства в форме дополнительных взносов или дотаций за счёт общих налогов;

-обязательное участие (по закону) работников и работодателей (с некоторыми исключениями);

- страховые взносы аккумулируются в специальных целевых фондах, за счёт которых выплачиваются пособия и пенсии, оплачиваются услуги по лечению и реабилитации;

- личные права застрахованных на пособия гарантируются наличием учета страховых взносов без какой-либо проверки доходов или нуждаемости;

-размер страховых взносов, как правило, увязан с величиной заработной платы застрахованного – ставки страховых взносов устанавливаются в процентах от всего фонда заработной платы либо от фонда заработной платы с учётом заданных пределов заработной платы;

-страхование от трудового увечья обычно полностью финансируется за счёт взносов работодателя;

- взносы на социальное страхование во всех странах включаются в издержки производства.

Объектом страховой защиты различных видов социального страхования являются социальные риски лиц наемного труда и самозанятого населения.

Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для занятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – утратой источника дохода в случае потери кормильца.

Таким образом, понятие социального страхования охватывает разные виды обязательного государственного страхования населения от разных видов социальных рисков, которые часто вызываются объективными обстоятельствами и связаны с утратой работы, трудоспособности и доходов. Поэтому социальный риск можно определить как вероятность наступления материальной необеспеченности вследствие отсутствия удовлетворительного заработка из-за социально значимых причин.

Поскольку социальные риски носят объективный характер, постольку механизм защиты от них должен иметь такой же характер, то есть страхование от них должно быть обязательным (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники.

Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся. Если степень опасности низкая – то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если – высокая, то она, как правило, носит обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеется ряд переходных форм.

В социальном страховании органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, которые призваны обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной подготовкой).

Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, и в этом проявляется функция воспроизводства рабочей силы для застрахованного.

Социальное страхование существенно отличается от других форм социальной защиты (социальной помощи и личного страхования):

- застрахованные защищаются от утраты заработной платы, то есть размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой; для сравнения – социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают;

- получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при этом размер выплат учитывает наличие у них иждивенцев – членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты. Других условий, в отличие от других форм последней, не выдвигается.

В связи с неотвратимым и массовым характером риска данный институт социальной защиты изначально предусматривает массовый характер охвата страхованием подавляющего большинства занятого населения.

Социальное страхование выполняет три функции: воспроизводственную, солидарного перераспределения и социальной защиты.

Первая из названных функций реализуется в периоды, когда работник утрачивает заработок.

Экономическим механизмом функции солидарного перераспределения выступает солидарная (замкнутая в рамках страхового общества) раскладка материального ущерба. Это позволяет страховым субъектам, которые не затронуты страховыми случаями, поддерживать тех, кто ими затронут.

Функция социальной защиты является целеполагающей для двух других: воспроизводственной и перераспределительной. Социальная защита в социальном страховании выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных с помощью механизмов компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением или реабилитацией (медицинской, профессиональной или социальной).

В системе социального страхования, исходя из его природы, каждый субъект экономических и социальных отношений реализует свой интерес:

- работники (и члены их семей) могут рассчитывать на солидарную страховую защиту при наступлении случаев утраты доходов (старости, болезни, несчастного случая на производстве или безработицы);

- работодатели, внося страховые взносы (как разновидность и часть оплаты труда), защищают себя от сбоев в функционировании рабочей силы и считают себя ответственными за формирование социального мира;

- государство, делегируя (через законы) права на создание обществ взаимного страхования социальным субъектам, снимает с себя функции организатора социальной защиты и сводит свою ответственность за социальный мир к роли контролёра и арбитра.

Заработная плата сама по себе не в состоянии обеспечить нормальное воспроизводство рабочей силы, а значит, она не может быть единственным выражением стоимости последней (которая определяется, как известно, стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника и его семьи).

Для полного выражения стоимости рабочей силы нужна, помимо заработной платы, другая форма, в роли которой как раз и выступают страховые взносы (это своего рода резервная заработная плата).

Последовательное применение страхового принципа избавляет застрахованных от идеализированных представлений о неограниченных возможностях государства по реализации разнообразных социальных программ.

Общество должно осознать, что «бесплатных» социальных услуг и социальной помощи не бывает, финансовые средства для их оказания должны быть предварительно аккумулированы.

Украина в начале ХХI века находится в состоянии реформирования своей экономики, политических и общественных отношений. В экономике главной целью является переход от централизованной плановой экономики к многоукладной рыночной системе. В политике речь идёт в основном о построении демократического, свободного гражданского общества.

Эти глубокие и дальновидные преобразования ведут к необходимости соответствующим образом приспособить и систему социальной защиты к требованиям демократического общества с рыночной экономикой.

Конституция Украины, принятая парламентом в июне 1996 года, закрепила право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, утраты кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счёт страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения (статья 46).

Предметом социального страхования есть экономические и социальные отношения, складывающиеся в обществе в процессе создания системы коллективного обеспечения и реализации социальных прав человека на базе национальной юрисдикции относительно защиты населения от разных социальных рисков в условиях рыночной экономики.

К значительным рискам можно отнести: рождение ребёнка, болезнь, несчастный случай, производственную травму и профессиональное заболевание, смерть кормильца, безработицу, старость, зависимость и немощность в преклонном возрасте. Указанные риски не компенсируются непосредственно механизмами рыночной экономики, что обусловливает необходимость создания государственной системы социальной защиты и как её составной части - социального страхования. Эти риски должны охватываться соответствующими видами социального страхования, которые обеспечивают профилактические, реабилитационные и оздоровительные меры, а также материальное обеспечение и медицинское (социальное) обслуживание застрахованного населения.

Материальной основой видов социального страхования выступают соответствующие фонды, которые различаются между собой специфичными чертами функционального назначения и характерными направлениями использования.

Проведение экономической реформы в Украине обусловило необходимость реформирования системы социальной защиты и создания для неё новой законодательной базы. Уже в 1991 году Украина приняла собственный пенсионный закон, который, правда, не стал универсальным, поскольку, с одной стороны, еще 11 других законодательных актов регулировали вопросы пенсионного обеспечения, а с другой – в нем не учитывался рыночный характер происходивших в стране преобразований.

В последующие годы ХХ века система социальной защиты населения в Украине постоянно трансформировалась.

В 1998 году принят Закон Украины «Основы законодательства Украины об обязательном государственном социальном страховании». Этим основополагающим документом намечено введение страховой основы в систему социальной защиты, предусмотрено, что социальное страхование является источником материального обеспечения граждан в случаях безработицы, заболевания, несчастного случая на производстве и профзаболевания, а также в старости. В соответствии с этим предусмотрены следующие пять видов и фондов социального страхования: 1) от несчастного случая на производстве; 2) в связи с временной потерей трудоспособности; 3) от безработицы; 4) пенсионное; 5) медицинское.

Три первых уже действуют, законопроекты о еще двух фондах – пенсионном и медицинского страхования – в первом полугодии 2003 года ещё находились на рассмотрении в парламенте.

В основу реорганизации системы социального обеспечения положены следующие главные принципы:

-обязательность социального страхования для всех работающих и финансового участия застрахованных лиц в формировании страховых фондов;

-особый порядок финансирования страховых фондов, что обеспечивает воспроизводство средств на социальное страхование;

-автономность управления деятельностью фондов социального страхования на основе социального партнерства или паритета.

Финансирование обязательного страхования, за исключением страхования от несчастных случаев, предусмотрено осуществлять за счёт работодателей и работников.

Источником страхового фонда для страхования от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональным заболеванием являются средства работодателей.

Страхование в связи с производственным травматизмом и профессиональным заболеванием имеет существенные особенности в отличие от других видов обязательного страхования – пенсионного, медицинского, в случае безработицы. Специфика этого вида страхования заключается в том, что он предусматривает два разных по своему социально-экономическому значению страховых тарифа.

Во–первых, страхование в связи с производственным травматизмом должно обеспечивать работником все затраты на лечение, которые необходимы при потере здоровья из-за несчастных случаев и заболеваний.

Во-вторых, оно должно компенсировать работникам или членам их семей вред, нанесённый в случае получения травмы и профессионального заболевания.

Насколько важно учитывать этот фактор в структуре страховых тарифов свидетельствуют следующие данные. Сумма возмещения убытков пострадавшим на производстве, включая иждивенцев и членов семей погибших, на которых получают выплаты, составляет в целом по Украине 0, 8 % расходов консолидированного бюджета, в том числе выплаты в соответствии с правилами возмещения убытков за трудовое увечье – 49,8%, разовые компенсационные выплаты (материальная помощь) – 40,9%. Средства, перечисленные Пенсионному фонду на выплату пенсий по инвалидности – 9,3%. Кроме того, определённые суммы выплачиваются как компенсация вследствие остановки работы органами охраны труда.

К этому следует добавить льготы и компенсации работающим за работу в неблагоприятных условиях. Только в промышленности количество работников, пользующихся дополнительными отпусками, составляет 47%, сокращенным рабочим днём – 7%, бесплатными талонами на питание – 26%, повышенными тарифными ставками и доплатами за интенсивность труда – 27%, правом на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах – 20%.

Денежные суммы для возмещения потерпевшим значительно превышали затраты на лечение, которые вынуждены осуществлять общество и работники в связи с производственной травмой или профессиональным заболеванием.

Ныне в Украине на тысячу работоспособных приходится около 400 пенсионеров. По прогнозам в 2040 году это соотношение достигнет 780 пенсионеров на тысячу работоспособных. Соотношение пенсионеров и лиц, платящих взносы в Пенсионный фонд, ещё хуже. Сегодня на тысячу плательщиков приходится 795 пенсионеров, а в 2040 году их будет 1200. Если оставить действующую солидарную систему формирования Пенсионного фонда, то через 37 лет средняя пенсия будет составлять 20 % от средней зарплаты. На предотвращение подобного развития ситуации направлены принятые в июле 2003 года Верховной Радой Украины базовые законы по реформированию системы пенсионного обеспечения – «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», которые вступают в силу с 1 января 2004 года. С 2004 года пенсионное обеспечение в целом будет состоять из трех относительно независимых систем.

Во-первых, это реформированная солидарная пенсионная система.

Во-вторых – обязательная накопительная пенсионная система.

В-третьих – система добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

Реформированная солидарная пенсионная система строится на принципах «социального страхования» и «солидарности поколений». Обязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» подлежат все работающие граждане страны. Это создает равные права на пенсионное обеспечение для всех категорий граждан. За счет сформированных по этой системе средств будут выплачиваться пенсии по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца. Они будут назначаться после достижения лицом общеустановленного пенсионного возраста – 55лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Вводится новый порядок начисления пенсий, предусматривающий расширение периода учета заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, и ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились.

Новое законодательство не предусматривает ограничения максимальных размеров трудовых пенсий (в июле 2003 года максимальный размер трудовой пенсии составлял 150 грн.). Такая норма устанавливает относительно надлежащую дифференциацию пенсий, а, следовательно – относительную социальную справедливость пенсионной системы.

Определено, что все пенсии будут индексироваться в соответствии с размером инфляции и не менее чем на 20% от реального роста средней заработной платы в Украине.

При сохранении пенсионного возраста в 55 и 60 лет гражданам одновременно предоставляется возможность более позднего выхода на пенсию. В этом случае размер пенсии повышается от 3 процентов при условии отсрочки выхода на пенсию на один год до более чем 50% процентов, если человек продолжает работать еще десять лет после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем при выходе на пенсию в более пожилом возрасте увеличивается период, на протяжении которого лицо будет платить взносы в Пенсионный фонд, а значит, и размер его пенсии повышается. Решение этих вопросов является личным делом каждого гражданина и будет зависеть исключительно от его готовности «работать на самого себя».

Намечено разграничение источников финансирования пенсий, назначенных по программам для разных категорий пенсионеров. На первом этапе, кроме Пенсионного фонда, источником пенсионного обеспечения будут служить средства государственного бюджета. Со временем финансирование досрочных пенсий (по спискам №1 и №2), а также других категорий повышенных пенсий будет постепенно перекладываться на соответствующие негосударственные профессиональные и корпоративные фонды с обязательным отчислением в них пенсионных взносов со стороны соответствующих работодателей.

Таким образом, солидарная система пенсионных выплат базируется на взносах в нее средств всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этих средств и выплачиваются страховые пенсии. Размер пенсии будет зависеть от размера заработной платы, из которой платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились. Это достигается путем внедрения системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе данных которой будут назначаться и выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы осуществляет Пенсионный фонд Украины.

Суть общеобразовательного накопительного пенсионного страхования, которое вводится в соответствии с новым законодательством, состоит в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным) будут сосредотачиваться в едином Накопительном фонде. Здесь эти взносы будут учитываться на индивидуальных пенсионных счетах граждан, в пользу которых будут платиться такие взносы.

Средства Накопительного фонда будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление этими средствами будут осуществлять специальные, избранные на конкурсной основе Компании по управлению активами (для которых указанная деятельность профессиональная и есть на это лицензия).

Административное обслуживание этой системы осуществляется Пенсионным фондом Украины.

Средства на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан являются собственностью этих граждан, которые смогут воспользоваться ими при достижении пенсионного возраста (или в случаях, предусмотренных законом – и ранее этого срока, например, в случае получения инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.

Введение накопительного пенсионного страхования привносит ряд положительных сдвигов в обеспечение наших граждан в преклонном возрасте.

Во-первых, это может увеличить общий размер пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода.

Во-вторых, усиливается зависимость размера пенсии от трудового вклада лица.

В-третьих, человек получает уверенность в том, что деньги, заработанные им и учтенные на персональном пенсионном накопительном счете, в случае его ухода из жизни пойдут не в «общую казну», а будут унаследованы его ближайшими родственниками.

Наконец, функционирование накопительного пенсионного страхования наряду с солидарной пенсионной системой снижает риск назначения и получения гражданами незначительных по размерам пенсий и определенным образом страхует будущих пенсионеров от негативных демографических тенденций и возможных колебаний в экономическом развитии государства.

Предусмотрено, что внедряться это накопительная система будет лишь после формирования необходимых экономических предпосылок и отлаживания эффективного государственного надзора и регулирования в пенсионной сфере, а также при условии создания здесь необходимой инфраструктуры.

В Законе также зафиксировано, что через 11 лет после введения обязательной накопительной системы гражданам будет предоставлено право перевести по желанию свои пенсионные сбережения из Накопительного фонда в избранный непосредственно ими негосударственный пенсионный фонд. Это позволит застрахованным лицам по сути самостоятельно выбирать программы, которые, на их взгляд, наиболее приемлемы для инвестирования пенсионных сбережений, а посему – получить дополнительную возможность влияния на размер своей будущей пенсии.

В соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» основу системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения будут составлять негосударственные пенсионные фонды, которые по типам будут делиться на открытые, корпоративные и профессиональные. В рамках этой системы работники смогут, исключительно по желанию будущего пенсионера, дополнительно к сбережениям в общеобязательной системе (Накопительном фонде) перечислять взносы в избранный ими негосударственный пенсионный фонд.

Система негосударственных пенсионных фондов позволит привлекать и средства работодателей (корпораций, предприятий, компаний и т.п.) к формированию пенсионных сбережений их работников и таким образом еще больше способствовать обеспечению надлежащего уровня благосостояния граждан, находящихся на заслуженном отдыхе. Предполагается, что взносы в негосударственные пенсионные фонды как от работников, так и их работодателей, а также полученный инвестиционный доход будут пользоваться налоговыми льготами. Размер пенсий в такой системе будет зависеть от размеров страховых взносов, срока, на протяжении которого эти взносы накапливались, и размера полученного на них инвестиционного дохода.

Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении» установлены очень жесткие требования к процедуре учреждения негосударственных пенсионных фондов, а также к компаниям (и их персоналу), которые будут осуществлять управление пенсионными активами, фондами и предоставление агентских услуг в этой сфере.

Определены требования к банковским учреждениям – хранителям, их функции и границы ответственности за целевое использование добровольных пенсионных сбережений. Кроме того, зафиксировано, каким может быть состав пенсионных активов, каким параметрам должны отвечать направления, рынки и диверсификация (распределение) инвестирования этих активов. Закон предусматривает установление со стороны государства строгого и действенного надзора за системой негосударственного пенсионного обеспечения.

Эти жесткие требования и разветвленная инфраструктура, которая должна быть создана в негосударственной пенсионной системе, направлены на обеспечение надежного уровня защиты пенсионных сбережений и имущественных прав застрахованных лиц.

Следует подчеркнуть, что главным залогом реализации пенсионной реформы и повышения жизненного уровня пенсионеров является стабильность роста экономики Украины, улучшение финансового положения ее предприятий.

 

* * *

 

Рынок занимает центральное место в функционировании любой экономики. Он помогает людям удовлетворять свои потребности, но он также привносит в их жизнь существенные элементы неопределённости – независимо от того, продают ли люди свою рабочую силу или же произведенные ими товары и услуги. Порождённая рынком неопределенность усиливает и может серьезно осложнить такие обстоятельства, с которыми сталкиваются люди, как болезнь, инвалидность, материнство и старость.

Рыночная экономика не только порождает потребности, которые могут быть удовлетворены лишь с помощью социальной защиты, но и нуждается в социальной защите для своего успешного долговременного развития.

Обеспечение надежных доходов для всех – это, пожалуй, главная задача, с которой сейчас столкнулось правительство. Приносящий доход труд (на основе работы по найму или самозанятости) – несомненно ключевой элемент решения указанной задачи. Но работу следует дополнить социальной защитой.

И это не должна быть работа любой ценой, а достойная работа на основе свободного выбора и уважения человеческого достоинства.

Социальная защита не только морально необходима, но и экономически целесообразна. Эффективная экономика и действенная система социальной защиты необходимы для достижения надёжности доходов и стабильности в обществе.

 

Контрольные вопросы и индивидуальные задания

1. Что понимается под термином «социальное обеспечение»?

2. Что обозначает термин «социальная защита»?

3. Каким основополагающим принципам должны отвечать системы социального обеспечения?

4. Каково влияние социальной защиты на долю населения, вовлечённого в состав рабочей силы?

5. Каково значение услуг здравоохранения в системе социальной защиты населения?

6. В чём заключается цель соцзащиты в случае нетрудоспособности?

7. В чём заключаются важнейшие принципы пенсионного обеспечения, принятые международным сообществом?

8. На кого ориентированы пенсии при потере кормильца?

9. Что является источниками финансирования пенсионного страхования?

10. Каковы формы участия государства в финансировании системы пенсионного страхования?

11. Какую роль выполняют пособия по безработице?

12. В чём сущность двух систем социальной защиты безработных?

13. Как формируются фонды вспомоществования по безработице?

14. Какова роль социальных выплат родителям с детьми?

15. На кого рассчитана социальная помощь?

16. Как целесообразно финансировать социальную помощь?

17. Назовите общие (основные) характеристики национальных систем социальной защиты населения.

18. Что такое социальные риски лиц наёмного труда и самозанятого населения? Что можно отнести к значительным рискам?

19. Что обозначает понятие социального страхования населения?

20. На что направлено обязательное социальное страхование?

21. Чем социальное страхование отличается от других форм социальной защиты (социальной помощи и личного страхования)?

22. Какие три функции выполняет социальное страхование?

23. Какие свои интересы реализует каждый субъект экономических и социальных отношений в системе социального страхования?

24. Какие пять видов и фондов социального страхования вводятся в Украине?

25. Какие главные принципы положены в основу реорганизации системы социального обеспечения в Украине?

26. Что является источником страхового фонда для страхования от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональным заболеванием?

27. Что предусматривают Законы Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении»?
ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: "Дело и сервис". 2004.

2. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.- М. : ЮНИТИ, 1999.

3. Балахнин Г.С., Сумцов В.Г., Филиппова И.Г. Государственное регулирование занятости: уч. пос- Луганск: из-во ВНУ им. В. Даля, 2005.

4. Богиня Д.П., Грішнова О.А. Основи економіки праці: Навч. пос. -К.:3нання- Пресс, 2002.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб.- М.:НОРМА, 2003.

6. Грішнова О.А. Економіка праці та соціально-трудові відносини: Підручник. - К.: Знання, 2004.

7. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования.- С - Пб.: Наука, 1999.

8. Завіновська Г.Т. Економіка праці: Навч. пос. - К.: КНЕУ,2003.

9.  Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс- М: Республика, 1992.

10.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - К.:1995. П.

11. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978.

12.Петюх В.М. Ринок праці та зайнятість. Навч. посіб.- К.:МАУП,1997.

13. Соколенко С.І. Глобалізація і економіка України: - К.:Логос,1999. Н.Социально- экономическая статистика: Учеб./Под ред. проф. Б.И. Башкатова.- М: ЮНИТИ- ДАНА, 2002.

15.Уманский A.M., Сумцов В.Г., Гордиенко В.Д. Социально-трудовые отношения: Учеб.пособие - Луганск: изд-во ВНУ им.Даля, 2003.

16. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 1998.

17.Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учеб. пособие/ Под ред. В.П.Колесова и Т. Маккинли. - М.: Права человека, 2000.

18.Экономика труда и социально - трудовые отношения. / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. - М.: Изд-во ЧЕРО МГУ, 1996.

19.Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.