Основные понятия
Существующие механизмы социальной защиты
Социальное страхование
Основные понятия
«Социальную защиту» и «социальное обеспечение» иногда используют как синонимы, если имеют в виду их функцию или цель. Значение этих терминов действительно можно понимать очень широко, если учесть, что пенсионный доход или услуги здравоохранения могут представляться самым различным образом, например, в рамках общенациональной системы социального страхования, обществ взаимопомощи, профессиональных систем, коммерческого страхования.
Социальное обеспечение трактуется как защита, обеспечиваемая обществом для своих членов с помощью ряда государственных мер с целью:
- компенсировать отсутствие или существенное сокращение дохода от труда в результате различных обстоятельств (в частности, болезни, материнства, производственной травмы, безработицы, инвалидности, старости или смерти кормильца);
- обеспечить медицинское обслуживание;
- обеспечить выплаты семьям с детьми.
Социальное обеспечение охватывает также социальное страхование (то есть системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (то есть пособия, финансируемые за счет налогов). Это намного более широкое определение, чем то, что используют в некоторых странах. Так, в США под социальным обеспечением понимают только пенсии в рамках социального страхования, а также пособия в связи с потерей кормильца и инвалидностью.
Определение социальной защиты включает не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, системы, преследующие аналогичные цели, вроде обществ взаимопомощи или профессиональных пенсионных систем. В «социальную защиту» включаются все типы необязательных систем, формальные и неформальные, при условии, что взносы в них не целиком определяются рыночными факторами. Такие системы могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже государственную субсидию. Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 году, который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Традиционно под социальной защитой понимаются мероприятия, предпринимаемые в обществе для защиты граждан от социальных рисков, таких, как потеря работы, болезнь, старость, инвалидность или потеря кормильца. Часто выражение «социальная защита» используется как синоним термина «социальное обеспечение», который обычно употребляется для обозначения системы денежных социальных выплат населению.
В настоящее время используется расширительное толкование этого понятия. Под социальной защитой все чаще понимают обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая не только социальное обеспечение, но и социальную интеграцию, получение образования, охрану здоровья, обеспечение жильем и оказание социальных услуг.
Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда: производственная среда (воздействующая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т. д.) и социально-трудовые отношения (определяющие формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).
При этом социально-трудовые отношения, связанные с защитой персонала предприятий (организаций) от влияния сложного комплекса техногенных и природных (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность) факторов, проявляются в виде взаимосвязи между работником и работодателем, работником и государством, работодателем и государством.
Социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников осуществляются на уровне предприятия (организации), отрасли, региона, государства. Для каждого из них специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня и качества трудовой жизни.
Предметом категории «социальная защита» являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работодателей и работников), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни, прежде всего трудовой, и социальный статус семьи работника.
Как подчеркнуто в Резолюции Генеральной конференции МОТ по социальному обеспечению, принятой 89-й сессией в июне 2001 года, социальное обеспечение имеет очень большое значение для благополучия трудящихся, их семей и всего общества в целом. Оно входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения.
Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительства и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе общенациональной солидарности и справедливого разделения расходов социальное обеспечение может способствовать укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.
Социальное обеспечение при правильном управлении им содействует росту производительности труда за счет предоставления медицинского обслуживания, гарантированного дохода и деятельности социальных служб. В сочетании с ростом в экономике и активной политикой в отношении рынка труда оно становится инструментом для достижения устойчивого социально-экономического развития. Оно облегчает проведение структурных и технологических изменений, которые требуют наличия гибкой и мобильной рабочей силы.
Следует отметить, что для предприятий социальное обеспечение означает издержки. Но в то же время – это инвестиции в человека и помощь ему. На европейском уровне признается, что развитие системы социальной защиты населения не только обеспечивает перераспределение ресурсов в соответствии с ценностями равенства и социальной солидарности, но и является фактором экономического роста. Социальное обеспечение становится еще более необходимым в связи с процессами глобализации и проведением политики структурной перестройки.
Нет какой-то единственно правильной модели социального обеспечения. Оно развивается и изменяется со временем. Существуют программы социальной помощи, универсальные системы, системы социального страхования, а также государственные или частные программы. Каждое общество должно само решить, как лучше обеспечить гарантированный доход и доступ к медицинскому обслуживанию.
Именно государство играет приоритетную роль в проведении мер, которые способствуют работе систем социального обеспечения и улучшают её, а также расширяют сферу её охвата.
Все системы должны отвечать определённым основополагающим принципам. В частности, должны быть гарантированны пособия и льготы и не должно быть дискриминации в их распределении; управление системами должно быть чётким и прозрачным, причем административные издержки должны быть как можно более низкими, а социальные партнёры должны играть в вопросах управления видную роль. Ключевым фактором для успешной деятельности систем социального обеспечения является доверие к ним со стороны общественности.
Для людей трудоспособного возраста самым надёжным способом обеспечить себе гарантированный доход является достойный труд. Поэтому выплату денежных пособий безработным следует чётко координировать с профессиональной подготовкой и переподготовкой и с другой помощью, которая им может потребоваться при поисках работы.
В связи с развитием экономики в будущем всё большее значение будут приобретать уровень образования и профессиональная квалификация рабочей силы. Всем детям без исключения должны быть предоставлены возможности для получения образования, без чего они не получат нужные для жизни знания, не научатся писать, читать и считать, будут лишены возможности развивать свою личность и встретят преграды на пути вхождения в трудовую жизнь.
Для сохранения потенциала к трудоустройству в условиях современной экономики требуется проходить обучение в течение всей трудовой жизни.
Размер пособий по безработице должен быть рассчитан таким образом, чтобы они не создавали ситуации зависимости и не служили преградой к занятости. Эффективными в этом отношении оказались меры, которые делают труд с финансовой точки зрения более привлекательным, чем получение пособий по социальному обеспечению.
Социальное обеспечение должно строится на основе принципа равенства между мужчинами и женщинами и укреплять его.
Для того чтобы системы пенсионного обеспечения были устойчивыми, следует гарантировать их финансовую жизнеспособность в долгосрочной перспективе.
Социальное обеспечение охватывает медицинское обслуживание и семейные пособия и обеспечивает гарантированный доход в таких случаях, как заболевание, безработица, старость, инвалидность, производственная травма, беременность и роды, потеря кормильца.
Основой для деятельности в области социального обеспечения должны служить Филадельфийская декларация, Концепция достойного труда и соответствующие нормы МОТ по социальному обеспечению.
Последствия воздействия социальной защиты на экономику связаны с поведением работающих и ищущих работу лиц, делающих сбережения или осуществляющих инвестиции. Они связаны и с решениями фирм и предприятий, а также функционированием рынков, включая определение заработной платы и цен.
Применительно к рынку труда интерес представляет влияние социальной защиты на долю населения, вовлечённого в состав рабочей силы. Пособия могут побудить людей выйти из рабочей силы, например, если предусмотрен досрочный выход на пенсию.
Напротив, социальная защита может побудить людей приобщиться к формальной экономике благодаря перспективе приобретения прав на пенсию и другие пособия. Следующие вопросы относятся к влиянию на занятость. Побуждают ли пособия людей откладывать поиск новой работы, когда они её лишены? Позволяют ли пособия по безработице обеспечить соответствие найденной работы пожеланиям безработного?
Далее возникает вопрос о размере трудового вклада. Сокращает ли социальная защита число реально отработанных часов тем, что она позволяет больше отсутствовать на работе по болезни или из-за родительского отпуска? Является ли социальная защита частью мер, побуждающих трудящихся к более производительному труду?
Ответить на перечисленные вопросы нелегко, так как, чтобы выделить последствия социальной защиты, другие факторы следует сохранить неизменными.
Применительно к рынку капитала часто считают, что государственные пенсии повлекли за собой снижение уровня личных сбережений. Люди планируют потребление в течение всей жизни, имея в виду обеспечить себя в старости, и при этом они учитывают сбережения, которые делает государство от их имени. В то же время социальная защита способна обеспечить ту самую надёжность, которая позволяет людям планировать таким образом.
В отсутствие государственных правил люди могут действовать недальновидно и не делать сбережений. Правила о страховании на случай длительного периода ухода позволяют пожилым людям получать оплаченный уход, а их детям заниматься оплачиваемым трудом и, следовательно, делать сбережения на старость.
Другим важным фактором долговременных темпов роста экономики служит формирование человеческого капитала. Если социальная защита помогает обеспечить семьям достаточные доходы, они имеют больше возможностей посылать своих детей в школу. Кроме того, социальные пособия страхуют от риска не получить работу после периода профессиональной подготовки, а следовательно, могут стать стимулом к прохождению подготовки. Еще один элемент, где социальная защита способна уменьшить риски, - это предпринимательство.
Значительная доля озабоченности по поводу экономических последствий социальной защиты связана с её влиянием на безработицу и на решение экономических задач, вроде роста производительности. Безработица отражается на объёме национального продукта, но следует также принимать во внимание уровень производительности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.