Особенности структурной трансформации занятости населения в Украине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За период реформирования экономики в занятости трудоактивного населения Украины произошли серьёзные деструктивные изменения. Эти изменения заключаются главным образом в следующем:

§ резко возросло количество безработных;

§ ухудшилась половозрастная структура трудовых ресурсов;

§ снизилось качество рабочей силы;

§ усилился перелив рабочей силы из отраслей материального производства в непроизводственную сферу;

§ увеличилась численность занятых в неформальном секторе экономики, который не может быть включен в сферу цивилизованных социально-трудовых, правовых отношений и норм;

§ возросли размеры скрытой безработицы;

§ значительно расширился контингент лиц, самостоятельно ищущих средства к жизненному существованию, исчерпав все возможности получения помощи от соответствующих государственных органов.

Последствиями таких изменений являются обширные и глубокие процессы социального отторжения основной массы населения от материальных, духовных, культурных и других человеческих ценностей. Наибольшие материальные трудности испытывают многодетные семьи, матери-одиночки, а также те, в чьих семьях нет работников, приносящих доход, и кто лишен социальной помощи. Проведенные специалистами социологические опросы показывают, что, попав в положение безработного, люди стараются мобилизовать свои собственные ресурсы, приспосабливаясь к условиям рыночной действительности. Так, из 100 процентов опрошенных в 43,6 процентах ответов названы такие практикуемые в семьях безработных способы предотвращения бедности (соответствующие рыночному поведению) как работа в нескольких местах, использование любой возможности подзаработать, оказание посреднических услуг, репетиторство и т.п. Участие в уличной торговле, как средство поддержания материального благосостояния, отмечено в 9,1 процентов ответов. По оценкам инспекторов служб занятости примерно четверть зарегистрированных безработных этим занимается, но скрывает своё участие в уличном бизнесе, перепродаже товаров, опасаясь, что информация попадёт в службу занятости и тогда последуют соответствующие санкции.

Распространённым способом преодоления бедности является увеличение труда в домашнем хозяйстве: прежде всего обеспечение семьи продуктами питания, выращенными на своём участке (это отмечено в 25,4 процентов ответов), а также усилия, направленные на экономию, “продления жизни вещей” (17,6 процентов ответов).

В противоположность активным видам поведения, значительно меньшая часть семей безработных (9,7 процентов ответов) старается разрешить денежные затруднения, распродавая свои вещи, накопленное имущество. И совсем пассивное поведение практикует лишь очень небольшая часть респондентов: в 1,8 процентов ответов отмечено, что люди сами ничего не предпринимают, пользуются помощью родственников, местных органов, государства.

И всё-таки главные надежды в предотвращении бедности безработные связывают с получением постоянной работы. Вместе с тем происходит осознание того, что работу, соответствующую прежнему профессиональному статусу, уже не найти. Положение осложняется тем, что по мере увеличения продолжительности безработицы теряются профессиональные навыки, снижается квалификация (в этом убеждена половина опрошенных). Постепенно формируется готовность отказаться от своей профессии и занять работу с более низким уровнем квалификации, менее престижную. Характерным показателем таких тенденций является динамика уровня образования занятого населения. Если в 1989 году количество работников в народном хозяйстве с высшим и средним специальным образованием составляло 34 процента от общей численности занятых, то в настоящее время эта цифра снизилась до 28,7 процента. Спад общественного престижа инженерных профессий из-за низкой заработной платы, который имел место ещё в советской системе, в настоящее время принял гораздо более высокие темпы. Результаты такого спада, просуммированные с результатами трудовой миграции высококвалифицированных кадров (из-за невозможности получить достойную работу) влекут за собой неуклонное снижение качества трудовых ресурсов страны. Ситуация осложняется ещё и тем, что утечка кадров происходит главным образом из отраслей материального производства, то есть из отраслей, создающих основную массу валового национального продукта и национального дохода. В то время как численность работников непроизводственной сферы из года в год возрастает. В Украине прогрессирует явная тенденция передислокации рабочей силы из сферы производства материальных благ в сферу обслуживания и торговли.

В настоящее время в целом в промышленности количество занятых составляет около 6 млн. человек, в сельском хозяйстве – почти 5 млн., в непроизводственных отраслях – свыше 6 млн. Среди областей Украины с высоким уровнем занятости в промышленности выделяются Донецкая (около 59 процентов всех занятых в материальном производстве), Луганская (свыше 58 процентов), Днепропетровская (более 51 процента), Запорожская области. Наиболее низкая доля занятости в промышленности отмечается в областях: Волынская, Винницкая, Тернопольская, Черниговская. Здесь преобладают занятые в сельском хозяйстве. Для таких же регионов, как автономная республика Крым, Закарпатская, Львовская, Одесская, Черновицкая области характерен необычайно высокий удельный вес (от 30 до 40 процентов) занятости населения в непроизводственной сфере.

По подсчетам специалистов на каждые 100 работников, занятых непосредственно производством материальных благ, приходится почти 50 человек, занимающихся трудовой деятельностью в непроизводственной сфере. И это в условиях, когда по объему национального производства на душу населения Украина занимает одно из последних мест в мировой экономике.

Вытесненные из системы организованных трудовых отношений, потеряв надежду найти постоянную достойную работу, испытав отторжение от своей профессиональной среды, переживая психологически неопределенность своего социального статуса и отсутствия благоприятных перспектив, люди вынуждены вступать в неустойчивые трудовые отношения, которые не защищены нормами трудового права и соответствующими социальными гарантиями. Такие обстоятельства формируют благоприятную почву и снимают ответственность с предприятий за расширение скрытой безработицы. Начиная с 1992 г. Этот процесс приобрел массовый характер во всех отраслях экономики Украины и в настоящее время охватывает 16-20 процентов занятых работников.

Наличие значительного количества трудоспособных лиц, которые лишь формально заняты, а фактически не работают и получают низкую заработную плату (или совсем её не получают) способствует увеличению численности занятых в нерегламентированной деятельности, усложнению криминогенной ситуации, обострению социальных конфликтов. Исследования численности и состава незанятого трудоспособного населения показывают, что в сфере нерегламентированной занятости основные доходы получает почти одна треть трудоспособного населения трудоспособного возраста.

Таким образом, структурные изменения в занятости населения Украины имеют пока ещё негативный характер. Преодоление этих негативов, по оценкам специалистов, предполагает безусловный приоритет регулирующих и контролирующих функций государства при мониторинге функционирования механизма рынка труда. В порядке реализации таких функций может быть предусмотрено следующее:

§ приведение в соответствие структуры занятости научно-обоснованным приоритетам структурной перестройки экономики; в качестве таких приоритетов должны быть избраны производство товаров народного потребления (в первую очередь — продовольствия), производство машин и оборудования для изготовления товаров народного потребления и переработки сельхозпродукции, конверсия предприятий ВПК, развитие топливно-энергетического комплекса, системы здравоохранения и обеспечение экологической безопасности. В данные отрасли должны быть в первую очередь направлены инвестиции для финансовой поддержки предприятий, технического перевооружения производства, внедрения высоких технологий, создания новых рабочих мест;

§ ликвидация сверхзанятости, приведение в соответствие динамики занятости темпам развития производства путем планомерного, регулируемого высвобождения работников с предварительной подготовкой условий их дальнейшей занятости;

§ рациональное перераспределение трудовых ресурсов между трудоизбыточными и трудодефицитными отраслями и регионами;

§ урегулирование процессов трудовой миграции на основе заключения двухсторонних правительственных соглашений о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите;

§ достижение на основе предотвращения падения объемов производства и валового внутреннего продукта оптимального уровня доходов населения, необходимого для нормального воспроизводства рабочей силы путем развития коллективно-договорной системы регулирования заработной платы, установления обоснованных межотраслевых, междолжностных и межквалификационных соотношений в оплате труда, регулярного индексирования заработной платы в соответствии с динамикой потребительских цен, повышения размеров минимальной заработной платы и пенсий до стоимостной границы малообеспеченности, сокращения разрыва в уровне доходов населения;

§ преодоление дисбаланса рабочих мест и трудовых ресурсов с учетом приоритета экономических интересов и потребностей производства на основе максимального сохранения существующих рабочих мест при перепрофилировании предприятий, изменении форм собственности, развития организации труда на условиях сокращенного рабочего дня, стимулирования оттока пенсионеров из отраслей народного хозяйства, сокращения совместительства, формирования критической массы дееспособных предпринимателей, стимулирования создания ими значительного числа рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;

§  создание открытых экономических зон, более благоприятных экономических условий на основе предоставления различного рода налоговых льгот для развития предпринимательства и хозяйственной деятельности в регионах с высоким уровнем безработицы, более низким уровнем жизни трудящихся, социальной нестабильностью, неблагоприятной криминогенной ситуацией;

§ предотвращение дальнейшего разрушения трудового потенциала страны, улучшение условий занятости высококвалифицированных специалистов, расширение практики профессиональной подготовки по заявкам предприятий, приведение системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствие реальным потребностям народного хозяйства в рабочей силе необходимого количества и качества.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.