Современное понимание занятости населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая им доход в денежной или иной форме.

Занятость населения, проживающего на территории Украины, обеспечивается государством посредством проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирования создания новых рабочих мест и развития предпринимательства.

В Украине к занятому населению относятся граждане, проживающие на территории республики на законных основаниях:

- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей;

- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, члены кооперативов, фермеры и члены их семей, участвующие в производстве;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;

- проходящие службу в Вооруженных Силах Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Пограничных войсках Украины, войсках внутренней и конвойной охраны и гражданской обороны Украины, других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, альтернативную (невоенную) службу;

- проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства; обучающиеся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;

- работающие граждане других стран, временно пребывающие в Украине и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности посольств и миссий.

Законодательством Украины могут предусматриваться и иные категории занятого населения.

В содержательной стороне занятости следует выделить три важных аспекта: экономический, социальный, демографический. Экономическая сущность занятости заключается в осуществлении деятельности трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. С этой стороны полезность занятости проявляется в её решающем влиянии на экономический потенциал общества, уровень и качество жизни населения, благосостояния отдельных граждан и может быть оценена конкретными экономическими параметрами.

Социальная сторона занятости (социальная занятость) предполагает выполнение таких видов деятельности, которые в большинстве случаев не оказывают непосредственного (прямого) влияния на экономический потенциал общества и полезность которых может быть оценена лишь на социально-качественном уровне степенью их значительности для нормального функционирования государства. К таким видам деятельности можно, например, отнести обучение в общеобразовательных школах и других дневных учебных заведениях, службу в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и людьми преклонного возраста, участие в работе общественных организаций.

Демографический аспект состоит в обеспечении занятости с учётом соответствующих демографических признаков: половозрастных, образовательных, территориальных, национальных, расовых, состава семьи, уровня доходов и т.п.

Совершенно очевидно, что три содержательных аспекта занятости неразрывно связаны между собой и по существу представляют собой единое целостное понятие – занятость населения. И это понятно, ибо занятость, как социально-экономическая категория синтезирует совокупность отношений по участию людей в общественном производстве, связана с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественно полезную работу, с процессами формирования и использования трудовых ресурсов. Занятость показывает, насколько трудоспособность населения обеспечено рабочими местами, каков уровень социальной защиты в реализации права на труд. Учитывая весь спектр отношений, которые проявляются и пересекаются в содержании понятия «занятость», его можно определить как совокупность экономических, правовых, социальных, национальных и других отношений, связанных с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и его участием в общественно полезной деятельности.

Для теории и практики формирования политики занятости важное значение имеет концептуальное разделение понятий занятости. Собственно, принципы, на которых должна строиться политика занятости, и определяют такое разделение. Концептуально можно выделить следующие виды занятости: полная, глобальная, принудительная, добровольная.

Понятие полной занятости трудоспособного населения следует рассматривать в контексте занятости всех видов ресурсов. Как известно, общество стремится использовать свои ограниченные ресурсы максимально эффективно, то есть обеспечить их полную занятость, а значит и полный объем производства. Под полной занятостью понимают использование всех пригодных для производства ресурсов. Это означает, что каждый, кто хочет и может работать, должен быть обеспечен работой; не должны пустовать пахотные земли, простаивать оснащение и машины и т.п.. Но использоваться должны не все, а только пригодные ресурсы, например, невозможно использовать детский труд, труд инвалидов и т.п.. А полный объем производства означает эффективное распределение ресурсов, использование ресурсов с максимальной отдачей. В свою очередь качественному (интенсивному) аспекту отвечает эффективная занятость, означающая такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, в сферах использования труда и видах деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ и обеспечивает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи: создается достаточное количество рабочих мест, и обеспечиваются необходимым количеством рабочей силы предприятия и организации. Первая задача отвечает интересам населения, которое проживает на определенной территории, вторая – интересам области, предприятия. Достижение эффективной занятости — задача хозяйственных единиц, а полной — функция государства. Оптимальное соотношение полной и эффективной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

Полная занятость населения отвечает количественному (экстенсивному) аспекту занятости, ее следует рассматривать как занятость, при которой предложение рабочей силы соответствует спросу на нее со стороны общественного производства. Полная занятость населения связана с созданием таких материально-технических и социально-экономических условий, при которых любому, кто желает работать, предоставляется такая возможность.

Таким образом, полная занятость трудоспособного населения, как концепция, предусматривает максимальное использование рабочей силы для достижения полного объема общественного производства. Она на протяжении длительного времени использовалась многими странами. В частности, в мировой экономике концепция полной занятости господствовала до середины 70-х годов и базировалась на стимулировании государством спроса на рабочую силу. Но, как оказалась, существенная структурная перестройка производства и беспрерывное обновление материальной базы, а также снижение темпов роста производства при условиях господства концепции полной занятости, сделали необратимым процесс вытеснения живого труда и обострили проблему безработицы. Это обусловило потребность в новом подходе к решению проблем занятости. В соответствии с определением МОТ, этот новый подход назван концепцией глобальной занятости, которая учитывает все виды экономической и социально полезной деятельности, формулируется как привлечение всех лиц трудоспособного возраста в расширенную сферу экономики и социально полезной трудовой деятельности с жестким нормированием каждому объема работы и установлением минимального универсального дохода.

Фундаментом концепции глобальной занятости стал широкий подход к сфере прикладывания труда, то есть учет всех видов полезной деятельности как в

общественном производстве, так и вне его. Учитываются все виды деятельности:

временная занятость, работа домохозяек и пенсионеров у себя дома или в подсобном хозяйстве и т.п.

Концепция глобальной занятости исходит из потребностей в трудовой деятельности всего взрослого населения, предусматривая формирование совокупного объема работ и перераспределение его между всеми желающими трудоустроиться.

В соответствии с широким подходом концепция глобальной занятости предусматривает ослабление связи трудовой деятельности с традиционными методами оплаты труда. Поэтому минимум оплаты (точка отсчета) должен вытесняться понятием гарантированного минимального дохода, который не может регулироваться условиями найма.

Для реализации указанных методов концепция глобальной занятости требует массовой индивидуализации форм найма, режимов занятости, самой структуры жизнедеятельности человека, а именно: более равномерного распределения обучения, трудовой нагрузки и досуга на весь жизненный цикл. Последнее связано с использованием большого разнообразия форм занятости в особенности в молодом и преклонном возрасте, периодическим прерыванием активной трудовой деятельности с целью обучения и т.п.

Таким образом, концепция глобальной занятости предусматривает;

- учет всех видов экономически полезной для общества трудовой деятельности человека. К занятым можно относить не только лиц, которые получают за свою работу денежное вознаграждение, но и лиц, которые принимают участие в нетрадиционных видах работ (подпольная экономика, работа домохозяек, работа пенсионеров у себя дома и т.п.);

- распределение совокупного объема работ между всем взрослым населением страны. Предполагается нормирование работы, которое имеет в виду ее перераспределение, прежде всего путем уменьшения индивидуальной трудовой нагрузки, приходящейся на каждого работающего. Решение этой задачи связано с широким использованием таких мероприятий активного регулирования занятости, как увеличение продолжительности школьного обучения, использование прогрессивной шкалы выхода на пенсию, деление рабочих мест, частичная занятость, увеличение продолжительности отпусков и т.п.;

- установление годового гарантированного минимального дохода для каждого взрослого гражданина. Предполагается ослабление связи между занятостью и доходами как средством удовлетворения потребностей человека. Стимулируется использование альтернативной занятости. Установление минимального годового дохода предусматривает финансирование из средств, которые выделяются на помощь безработице, из прибыли предприятий и негосударственных дотаций;

- индивидуализацию структуры жизнедеятельности человека, диверсификацию режима и форм его труда, что означает обязательное использование частичной занятости, объединение обучения с работой, переход на неполную занятость работников старших возрастных групп, временное прерывание трудовой деятельности (в период активной трудовой жизни) для повышения уровня образования.

Принудительная занятость населения встречалась в историческом плане в разных странах с разными способами производства. Одним из примеров ее применения были бывшие социалистические страны, в которых конституционно было закреплено не только право, но и обязанность трудиться. Более того, каждый трудоспособный гражданин должен был трудиться постоянно, во-первых "от звонка до звонка" на протяжении рабочего дня и недели, и, во-вторых, с ранней молодости до пенсионного возраста. Под правом на труд понималась гарантия предоставления каждому человеку оплачиваемой работы при одновременной его обязанности трудиться в выбранной им области общественно полезной деятельности. Принудительность труда сочеталась также с системой определённых стимулов. Так сформировалась цепочка: обязанность трудиться — непрерывность труда — стимулы непрерывного труда (очередь на квартиру, машину, дачу, мебель, детские садики, ясли путевки и т.п.).

Теперь право на труд существенно дополнено необходимостью предоставления каждому человеку соответствующей для него работы с одновременным исключением любых форм принуждения к труду, так как свободно выбранная занятость несовместима с ее обязательностью. Каждый гражданин имеет право распоряжаться своей способностью труду. Это право дополняется правом осуществлять или не осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы. При этом допускается добровольная занятость граждан, которая не может служить основой для их привлечения к административной, уголовной и другой ответственности. Но для тех, кто готов и ищет возможность трудиться, государство должно предоставить соответствующую работу.

Характерно, что непрерывный труд есть благо как для предпринимателей, так и для трудящихся. Но при условиях использования новой концепции занятость не должна стать противоречием между добровольностью и непрерывностью труда. Этого можно достичь, если стимулом будет только заработная плата и надбавки. Только потребность в гарантированных доходах должна принудить людей входить в сферу трудовой деятельности. При условиях добровольной занятости человек имеет право выбрать даже такие виды деятельности: уход за больным членом семьи или родственником, воспитание детей в семье, ремонт квартиры, строительство собственного дома, оснащение дачного участка, продолжительное путешествие, улучшение здоровья, саморазвитие личности и т.п..

 

Управление занятостью

 

Управление занятостью осуществляется посредством разработки и реализации государственной политики занятости. Она имеет несколько уровней: общегосударственный (макроуровень), региональный и локальный. В Украине государственная политика занятости населения базируется на следующих принципах:

- обеспечения равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

- содействия обеспечению эффективной занятости, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

- координации деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственной и региональных программ занятости;

- сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

- международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая труд граждан Украины за рубежом и иностранных граждан в Украине.

Согласно статье 43 Конституции Украины государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения.

С целью создания условий для полного осуществления гражданами права на труд государство предусматривает:

- меры инвестиционной и налоговой политики, направленные на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предпринимательства, создание малых предприятий и применение гибких режимов труда и надомного труда, другие меры, содействующие сохранению и развитию системы рабочих мест;

- обеспечение прав и интересов работников, создание благоприятных условий на производстве, усовершенствование законодательства о занятости и труде;

- проведение аналитических и научных исследований структуры экономики и прогнозирование предстоящих изменений качества и распределения рабочей силы;

- регулирование внешнеэкономической деятельности в части привлечения и использования иностранной рабочей силы в Украине на основе квотирования и лицензирования;

- содействие в случае необходимости созданию дополнительных рабочих мест предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также улучшению условий труда в общественном производстве;

- организацию профессиональной ориентации.

Основная цель систем управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям - поддержание спроса на продукцию, безработным - выплату пособий и помощь в трудоустройстве. Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере - к активному поиску работы.

Деление политики занятости на пассивную и активную условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.

Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

-помощь в трудоустройстве;

-содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;

-содействие самозанятости и предпринимательству;

-организация оплачиваемых общественных работ;

-регулирование продолжительности рабочего времени в интересах работодателя и работника;

-содействие людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: молодежи, пожилым и др.

Помощь в трудоустройстве в Украине обеспечивается на основе Закона Украины «О занятости населения» через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей.

Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке незанятого населения осуществляется на базе учебных заведений системы службы занятости, других учебных заведений, ведущих подготовку и переподготовку работников, а также предприятий.

Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия, а также индивидуальная трудовая деятельность по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемая самим работником по собственной инициативе. В этом отношении самозанятость может рассматриваться как индивидуальная форма предпринимательства, при которой предприниматель и работник выступают в одном лице, сочетая функции спроса и предложения рабочей силы. Меры поддержки самозанятости и предпринимательства в принципе одни и те же - льготное налогообложение и предоставление кредита на выгодных условиях в качестве стартового капитала, для приобретения необходимых средств производства. Малое предпринимательство имеет значительные перспективы в научно-техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании населения, консультировании и других сферах.

Организация оплачиваемых общественных работ означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Задачи организации оплачиваемых общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами занятости, но и с удовлетворением потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах, с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры территорий и т.п. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах.

Регулирование продолжительности рабочего времени связано, в частности, с тем, что занятость может быть количественно измерена не только числом людей, что является недостаточным. Единым измерителем занятости населения может быть количество часов рабочего времени. Такой подход позволяет учитывать частичную или неполную занятость, а также вторичную занятость. В США, например, на одного экономически активного жителя приходится в среднем более двух занятий. Этот подход дает возможность оценивать эффективность той или иной формы занятости в зависимости от достигаемого при этом уровня среднечасового трудового дохода.

Сложившаяся в мире тенденция сокращения продолжительности рабочего времени свидетельствует о том, что политика, приводящая к уменьшению занятости работой, не обязательно должна рассматриваться как нежелательная. Здесь важно не только то, что высокоэффективная экономика нуждается в относительно меньшем числе, относительно меньшей занятости работников, но и то, что возможно снижение потребности самих работников в рабочих местах, изменение относительной значимости, придаваемой работником свободному времени и распределению несвободного времени между оплачиваемой и неоплачиваемой работой (работа на рынок и домашняя работа, воспитание детей, учеба с отрывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации). Вместе с тем политика сокращения рабочего времени и увеличения свободного фактически означает возможность развития другой тенденции - предложению рабочей силы работником в свободное от основной работы время какому-либо предприятию в целях получения дополнительного заработка.

Успешное решение политики занятости возможно также посредством преодоления единообразия режимов труда. Во многих странах мира с развитой рыночной экономикой равновесие спроса и предложения рабочей силы достигается, в частности, и за счет широкого применения гибкости в сфере труда - режимов труда на условиях неполного рабочего времени, разделенных рабочих мест и т. д. Главное в проблеме гибкости занятости - добровольность выбора и организация труда, позволяющая за меньшую продолжительность рабочего времени прилично заработать. С целью стимулирования занятости наемных работников неполное рабочее время, их социальной, экономической защиты и правовой охраны Международная Организация Труда приняла Конвенцию № 175 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени. В ней предусматривается принятие мер, облегчающих доступ к производительной и свободно избранной работе на условиях неполного рабочего времени, отвечающей интересам как предпринимателей, так и трудящихся. Эти меры, в частности, предполагают особое внимание в рамках политики в области занятости к нуждам и пожеланиям отдельных групп относительно работы на условиях неполного рабочего времени, таких как безработные, трудящиеся с семейными обязанностями, пожилые трудящиеся, трудящиеся - инвалиды и трудящиеся, посещающие курсы общего образования или профессиональной подготовки.

Содействие людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве, актуально для определенных групп населения и решения политики занятости. Специфические проблемы с точки зрения занятости есть практически у каждой социально-демографической группы населения. Половозрастные группы населения, объединенные по характеру их участия в общественно полезной трудовой деятельности, называются социально-демографическими группами населения. С целью учета особенностей занятости населения по полу и возрасту целесообразно выделять следующие социально-демографические группы: мужчины, женщины, молодежь (трудоактивное население 16-29 лет), лица средних возрастов (30-49 лет), лица предпенсионного возраста (трудоспособное население старше 50 лет), лица пенсионного возраста.

Мужчины и женщины - это самые крупные социально-демографические группы, условия применения труда которых имеют ярко выраженную специфику. У женщин хорошо развиты такие черты, как тщательность и аккуратность в работе, внимательность, эмоциональность. Поэтому труд женщин успешно применяется там, где содержание и условия труда требуют перечисленных качеств. Вместе с тем определяющую роль в специфике женской рабочей силы играет материнство. Следует исходить из того, что роль женщины в формировании эффективной занятости определяется не только численностью и качественным составом женских ресурсов труда, но и тем вкладом, который женщина-мать вносит в воспитание здорового поколения.

Положение женщин на рынке труда в значительной мере определяется задачей совмещения труда по найму с домашней работой и воспитанием детей. Соответственно, социальная политика государства должна быть направлена на решение именно этого вопроса.

Как правило, доходы семьи складываются из:

1) заработной платы;

2) экономии средств и поступлений за счет ведения домашнего хозяйства;

3) социальной поддержки со стороны государства.

Специфика положения женщин в экономике состоит в том, что вторая составляющая дохода создается в основном женщинами, в то время как их доля в получаемой семьей заработной плате зачастую бывает ниже, чем мужчин. Выход женщин на рынок труда в силу отмеченных обстоятельств имеет неполный, частичный характер. Соответственной является и оплата и другие особенности их положения на рынке труда.

Поэтому необходимы:

- механизмы компенсации объективно уязвимого положения женщин на рынке труда;

- создание системы общественного признания их труда по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и уходу за нетрудоспособными членами семьи.

Первая задача решается в рамках общей социальной политики.

Пути решения второй задачи могут быть различны и дополнять друг друга. Наиболее радикальным вариантом является введение системы социального дохода: труд женщин по воспитанию детей может быть оценен благодаря введению пособия по уходу и воспитанию детей. Могут также быть введены пособия по уходу за нетрудоспособными членами семьи, инвалидами и т.д. Применение экономических механизмов социальной поддержки женщин должно носить четко обоснованный, а во многих случаях - и избирательный характер.

Экономическая и социальная функции молодежи в занятости определяется ее ролью в формировании трудового потенциала страны. Условно в этой группе можно выделить два больших контингента - учащаяся и работающая молодежь. Молодежь 16-29 лет составляет примерно одну треть численности населения трудоспособного возраста.

Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.

В Украине проблема незанятости молодежи - почти на две трети проблема женская. Среди зарегистрированной безработной молодежи женщины преобладают. Одна из причин явного преобладания женщин среди безработной молодежи заключается в том, что женщины в меньшей мере, чем мужчины готовы пойти на риск в альтернативных секторах занятости, а при найме рабочей силы администрация отдает предпочтение молодым мужчинам.

Кардинальный способ регулирования масштабов безработицы среди молодежи заключается в снижении ее потребности в работе как основной сферы деятельности путем увеличения контингента обучающихся с отрывом от производства, а применительно к молодым женщинам, имеющим малолетних детей и детей дошкольного возраста, путем, как указывалось выше, улучшения социальной помощи семьям с детьми.

Занятость лиц трудоспособного возраста старше 50 лет определяется возрастными особенностями данной группы: снижением физических возможностей, высоким уровнем профессиональных знаний, наличием большого практического опыта. В данной социально-демографической группе резко падает уровень занятости. Причины кроются как в состоянии здоровья, так и в возможности получить льготную пенсию. Если люди этой возрастной группы по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Компромиссы могут быть достигнуты различными методами: более ранний выход на пенсию, налоговые льготы и прямые субсидии для предприятий.

Очень близко по характеру занятости к группе населения предпенсионного возраста примыкают лица первых пяти пенсионных лет.

Они и составляют ядро лиц пенсионного возраста, входящих в трудоактивное население. Особенностями данной возрастной группы в Украине в настоящее время является большая доля лиц с низким уровнем образования и то, что большинство пенсионеров - женщины. Они отличаются низкой мобильностью, что уменьшает возможность их перераспределения по отраслям и профессиям. Динамика спроса хозяйственного комплекса Украины на работников рассматриваемой группы в ближайшие годы будет зависеть от избранного варианта развития экономики и формирования рынка труда. В случае значительного ухудшения его конъюнктуры в результате сокращения общего спроса на рабочую силу ускорится вытеснение из трудовой сферы работников старших возрастов - как предпенсионной группы, так и пенсионеров. Важную роль в этом может сыграть также установление исходя из экономических возможностей государства размеров пенсий по возрасту, обеспечивающих достойный уровень жизни большинства пенсионеров при условии, если они не будут заняты в хозяйственном комплексе.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что понижение спроса различных категорий населения на рабочие места, преодоление сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программ социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной занятости и ускорения роста эффективности труда.

Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. Согласно Конвенции МОТ №159 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов термин «инвалид» означает лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтвержденным физическим или психическим дефектом. Конвенция определяет, что каждое государство в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Причем указанная политика должна быть направлена на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда.

По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности. Этому служит также инфраструктура населенных пунктов: соответствующие приспособления в транспортных средствах, подземных переходах, магазинах и т.д.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Закон Украины «О занятости населения» определяет место Министерства труда и социальной политики Украины, Государственной службы занятости, других министерств и социальных партнеров в регулировании рынка труда, стимулировании занятости и преодолении безработицы.

Согласно указанному Закону правительство несет главную ответственность за содействие занятости населения в экономической политике. Министерство труда и социальной политики Украины отвечает за создание и модернизацию трудового законодательства и за работу по вопросам занятости. В частности, оно несет полную ответственность за формирование национальной программы занятости на основе региональных программ занятости. Оно также разрабатывает специальные национальные программы, цель которых содействовать занятости определенных групп людей (например, молодежи, лиц, долгое время бывших безработными, и др.). Государственная служба занятости как автономный орган при Министерстве труда и социальной политики Украины имеет дело с непосредственной реализацией государственной политики занятости населения и с безработицей.

Привлечение областных, городских и районных органов власти к решению вопросов занятости играет двойную роль: они координируют формирование долгосрочных и годовых региональных программ занятости, а также отслеживают деятельность областных, городских и районных центров занятости, а именно - их активность и эффективность в сдерживании безработицы и содействии занятости в их регионе.

Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, обязаны содействовать проведению государственной политики занятости.

 

Трудовая миграция населения

 

Основными признаками выделения миграции населения служат: перемена постоянного места жительства; пересечение административных границ территории; продолжительное или постоянное пребывание мигранта на новом месте жительства или продолжительность его отсутствия на прежнем месте жительства.

Тесная связь миграции с территорией различного уровня (государством, областью, городом, сельским районом и т.д.) обусловливает многообразие пространственных характеристик, которые служат основой для изучения миграционных потоков. Под миграционным потоком понимается совокупное число иммигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение определенного отрезка времени. Как правило, территории связаны друг с другом параллельными потоками.

Пересечение государственной границы служит основанием выделения внешней миграции. Она имеет также название международной миграции. В ней разделяют два потока: эмиграцию (отток населения за пределы данного государства) и иммиграцию (приток населения на территорию данного государства). При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает перемещения населения в трудоспособном возрасте и называется трудовой миграцией.

Во внутренней миграции различают миграцию городского и сельского населения, межгородскую миграцию и миграцию в сельской местности. На этой основе формируются потоки мигрантов из села в город, из города в город, из города в село, из села в село.

В зависимости от времени, на которое перемещается рабочая сила, выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию, то есть миграцию на длительное время или навсегда (в нее входит, как правило, внешняя миграция, миграция сельского населения в города), и возвратную миграцию. Последняя включает временную миграцию на учебу, на работу на определенный срок и т.д. В понятие миграция входит также сезонная миграция и маятниковая миграция.

Сезонная миграция рабочей силы вызывается необходимостью обеспечения рабочей силой предприятий отраслей экономической деятельности, испытывающих потребность в дополнительном ее привлечении на период сезонного увеличения работ.

Маятниковая миграция включает регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой на работу и обратно. Ее регулярность соответствует режиму трудовой деятельности. Маятниковая миграция распространена в зонах влияния крупных и средних городов, где она - существенный источник формирования рабочей силы.

По способу реализации миграция рабочей силы делится на организованную миграцию, осуществляемую при участии или с помощью государственных или общественных органов, и на индивидуальную (самостоятельную, самодеятельную) миграцию, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов.

Миграция рабочей силы выполняет разные функции. Решающая роль принадлежит экономической функции. В рамках рынка труда экономическая функция миграции связана с обеспечением определенного уровня производственной мобильности рабочей силы, ее территориальным перераспределением и обеспечением количественного и качественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах. Эффективной можно считать такую миграцию, в результате которой избыток рабочей силы, образующийся на одних территориях, перемещается в те районы, в которых существует недостаток рабочей силы. Тем самым миграция способствует более полному использованию рабочей силы, структурным сдвигам в экономике, росту продуктивности труда. Миграция рабочей силы тесно связана с размещением и развитием производительных сил, воспроизводством рабочей силы, с уровнем занятости и структурной безработицей. Осуществляемое в рамках государственной политики занятости регулирование миграционных процессов должно способствовать обеспечению максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей.

Велико и значение социальной функции миграции. Будучи одной из форм жизнедеятельности миграция отражает уникальность личности человека - его характера, потребностей, мотивов и целей поведения. Сущность социальной функции миграции можно определить как стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить интересы и потребности мигранта в работе, получении образования, росте профессиональной подготовки, повышении дохода, улучшении жилищных условий, а также определяемые другими объективными и субъективными причинами. Все многообразие причин миграции выражается обычно в рамках таких укрупненных групп, как природно-климатические, демографические, этические, социальные, экономические и др.

Для анализа миграции рабочей силы применяются прямые и косвенные методы, включая систему общих и специальных показателей, используемых при анализе миграции населения в целом. Все коэффициенты рассчитываются на 1000 человек населения, то есть в промилле (о/оо). Рассчитать относительные показатели можно при анализе внешней и внутренней миграции для страны в целом и отдельных территорий (областей, городов и т.д.). Среди таких показателей - число прибывших в тот или иной регион в расчете на 1000 человек среднегодового населения, или коэффициент прибытия, и число выбывших из региона в расчете на 1000 человек населения, или коэффициент выбытия. Разница между коэффициентами прибытия и выбытия называется коэффициентом сальдо миграции или коэффициентом чистой миграции. Коэффициент выбытия характеризует миграционную активность населения данной территории, а коэффициент прибытия - ее привлекательность для мигрантов. Величина сальдо миграции непосредственно характеризует влияние миграции на формирование рынка рабочей силы.

Об актуальности проблемы международной и внутренней миграции рабочей силы свидетельствует тот факт, что Международная Организация Труда приняла ряд Конвенций и Рекомендаций, направленных на содействие и гарантии трудящимся-мигрантам в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод. Это: Конвенция № 97 1949 года и Рекомендация № 86 1949 года о трудящихся-мигрантах (пересмотренные); Конвенция № 143 1975 года о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) и Рекомендация № 151 1975 года о трудящихся-мигрантах; Конвенция № 117 1962 года об основных целях и нормах социальной политики (Раздел ІІІ. Положение о трудящихся-мигрантах); Конвенция № 118 1962 года о равноправии в области социального обеспечения и др.

Предусмотрено, в частности, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, находящиеся на законных основаниях на территории данного государства, должны пользоваться действительным равенством возможностей и обращения с гражданами данной страны в отношении:

- доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства;

- доступа к профессиональной подготовке и работе по их собственному выбору на основе их личного соответствия такой подготовке или работе, с учетом квалификации, приобретенной вне и в стране, предоставляющей работу;

- продвижения по работе в соответствии с их личными качествами, опытом, способностями и усердием;

- гарантии предоставления другой работы, предоставления временной работы в случае безработицы и переподготовки;

- вознаграждения за труд равной ценности;

- условий труда, включая продолжительность рабочего времени, периоды отдыха, ежегодные оплачиваемые отпуска, меры по технике безопасности и гигиене труда, а также меры в области социального обеспечения и возможностей социально-бытового обслуживания и пособий, предусмотренных в связи с работой;

- членства в профсоюзах, осуществления профсоюзных прав и права занимать выборные должности в профсоюзах и органах, занимающихся вопросами взаимоотношений между трудящимися и администрацией, включая органы, представляющие трудящихся на предприятиях;

- прав на полное членство в любой форме кооператива;

- условий жизни, включая жилищные условия, и доступа к социальному обслуживанию и возможностям образования и здравоохранения.

В Украине международная трудовая миграция увеличилась в значительных масштабах после распада СССР и улучшения возможностей и условий поездок в Украину и из нее. Трудовая миграция была стимулирована ухудшением ситуации на рынке труда, распространением бедности и увеличением различий в уровнях зарплат в Украине и других странах, особенно в тех, процедура поездок в которые упрощена (не требуется получения визы) для украинских граждан.

Количество украинских граждан, работающих за границей, намного больше в сравнении с численностью иностранцев, экономически активных в Украине.

Украина заключила двусторонние соглашения с некоторыми принимающими странами. Эти соглашения регулируют объемы трудовой миграции, защищают работников-мигрантов от незаконных действий работодателей, профессиональных рисков и вредных условий труда и облегчают их доступ к учреждениям здравоохранения и социального обеспечения. В случае если такого соглашения нет, в принципе, легальные работники-мигранты должны быть защищены национальным трудовым законодательством так же, как и другие работники.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.