Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть (задание 8, с. 155); подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.
Урок 23. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ
ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Цели деятельности учителя: помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка, уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
II. Анализ стихотворения.
Вопросы:
1. Что заставило молодого солдата задать вопрос:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?
(Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.)
2. Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики:
а) смелый, сильный, бесстрашный, верен присяге, добр к солдатам, сердечен... (полковник);
б) улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный... (молодой солдат);
в) скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой... (дядя);
г) отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: «Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою за Родину свою!..» (русский народ).
Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.
«Чуть утро осветило пушки...»
«Забил заряд я в пушку туго...»
«Картечь визжала...»
«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...»
3. Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «мы», «наш», «наши», «все»? (Так поэт говорит о безымянных героях Бородинского сражения, погибших в тяжелых боях. Это и есть русский народ. Воины отважны, самоотверженны. «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали».)
4. Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого воина? С какой целью автор вводит в текст подобны слова? («У наших ушки на макушке», «мусью», «басурманы», «вздремнуть» и другие.)
Такой литературный прием делает текст произведения доступным, понятным.
5. Перечитайте строфу, начинающуюся словами: «Прилег вздремнуть я у лафета...» Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников? (Французы ликуют, заранее празднуют победу; русские сосредоточенны, посвящают свободное время подготовке к бою, отдыху.)
6. Со слов «И только небо засветилось...» начинается описание боя. (Повторное перечитывание.) Каким вы увидели этот бой? (Тяжелым, кровопролитным...)
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
7. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
…Могучее, лихое племя...
8. Высказывает ли этим бывалый воин недоверие к следующему поколению? Почему? Ваши суждения.
9. Задание 9, с. 155 в учебнике.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 974.