V I. Чтение стихотворения учащимися
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.

 

Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть (задание 8, с. 155); подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.

 

Урок 23. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ

ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Цели деятельности учителя: помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения, продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка, уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

 

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

 

II. Анализ стихотворения.

Вопросы:

1. Что заставило молодого солдата задать вопрос:

 

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французам отдана?

 

(Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.)

 

2. Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики:

а) смелый, сильный, бесстрашный, верен присяге, добр к солдатам, сердечен... (полковник);

б) улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный... (молодой солдат);

в) скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой... (дядя);

г) отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: «Уж мы пойдем ломить стеною, / Уж постоим мы головою за Родину свою!..» (русский народ).

Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.

 

«Чуть утро осветило пушки...»

«Забил заряд я в пушку туго...»

«Картечь визжала...»

«И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

 

3. Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «мы», «наш», «наши», «все»? (Так поэт говорит о безымянных героях Бородинского сражения, погибших в тяжелых боях. Это и есть русский народ. Воины отважны, самоотверженны. «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали».)

 

4. Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого воина? С какой целью автор вводит в текст подобны слова? («У наших ушки на макушке», «мусью», «басурманы», «вздремнуть» и другие.)

Такой литературный прием делает текст произведения доступным, понятным.

 

5. Перечитайте строфу, начинающуюся словами: «Прилег вздремнуть я у лафета...» Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников? (Французы ликуют, заранее празднуют победу; русские сосредоточенны, посвящают свободное время подготовке к бою, отдыху.)

 

6. Со слов «И только небо засветилось...» начинается описание боя. (Повторное перечитывание.) Каким вы увидели этот бой? (Тяжелым, кровопролитным...)

Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

 

7. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?

 

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

…Могучее, лихое племя...

 

8. Высказывает ли этим бывалый воин недоверие к следующему поколению? Почему? Ваши суждения.

 

9. Задание 9, с. 155 в учебнике.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 985.