Работа по группам (учебник, с. 114—116) над понятиями: 1-я группа — «ритм», 2-я группа — «рифма», 3-я группа — «строфа».
Домашнее задание: на усмотрение учителя; вопросы и задания на с. 113 в учебнике — «Литература и другие виды искусства».
Урок 21. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА.
А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»[8]
Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания.
1. Несколько учащихся работают у доски, записывают схемы размеров стиха.
2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.
3. Письменные ответы учащихся (анализ произведений) учитель собирает на проверку.
II . Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Годы его жизни: 1787—1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.)
3. Работа с текстом сказки.
1) Кто является главным героем сказки?
2) Сколько мальчику лет?
3) Почему мальчик часто грустит?
4) Что скрашивает одиночество мальчика?
(Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности черная курица – Чернушка.)
5) Как Алеша спас курицу от смерти?
6) Как автор описывает праздничный обед?
7) Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?
8) Прочитайте описание одежды, причесок той эпохи. Что вас особенно поразило?
9) Все ли окружающее интересно Алеше? Почему? Что ему казалось?
(Что Черная курочка звала его человеческим голосом: «Алеша, Алеша!» «Алеша долго не мог опомниться. Он не понимал, что с ним было ночью: во сне ли он все это видел или в самом деле это происходило?»)
III . Литературная викторина[9]
Вопрос | Ответ |
Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского. | Алексей Алексеевич Перовский |
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»? | Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж |
Что было единственным утешением Алеши в воскресные и праздничные дни? | Чтение книг |
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку. | Тринушка |
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в ХIХ веке? | Дортуары |
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? | Сорт груш |
Почему первая попытка Алеши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? | Алеша разбудил рыцарей |
«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах...» Что такое «шандалы»? | Подсвечники |
Какие животные находились в королевском зверинце? | Большие крысы, кроты, хорьки |
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? | Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты |
«Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это...» | Это был разного рода мох |
III. Итог урока.
Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.
Домашнее задание: прочитать дальше о том, что случилось с мальчиком ночью.
Класс делится на группы, и каждая группа получает задание – ответить на вопросы и проинсценировать понравившийся эпизод.
1-я группа.
1. Рассказать о пути Алеши с Чернушкой в подземелье и об условии, которое ставит Алеше Чернушка.
2. Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?
3. В чем не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?
4. Почему стал изменяться Алешин характер?
2-я группа.
1. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?
2. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей?
3. Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?
4. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?
3-я группа.
1. Как закончилась сказка?
2. В чем мудрость этой сказки?
3. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?
Общее задание «Проект», с. 149 в учебнике.
В . М . ГАРШИН .
СКАЗКА «ATTALEA PRINCEPS»
(резервный урок внеклассного чтения)
Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией и творчеством В. М. Гаршина, ввести их в художественный мир писателя; помочь учащимся понять идейно-смысловое и художественное содержание, нравственные проблемы сказки «Attalea princeps»; формировать нравственные ориентиры; создать условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, устной речи, образного и логического мышления.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; проявляет готовность к самовоспитанию норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические выказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1486.