И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
ОБРАЗЫ СКАЗКИ. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ
ЛИТЕРАТУРНОЙ И НАРОДНОЙ СКАЗОК.
СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Цели деятельности учителя: рассмотреть образ главного героя; рассказать о появлении сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока
I . Анализ текста сказки (продолжение).
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ
Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?
Учащиеся зачитывают наизусть обращение королевича ко всем трем героям.
Обратите внимание на интонацию и чувства героя при обращении: к Солнцу — с отчаянием, затем возникает надежда, и он мчится к Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру — «кинулся, взывая», очень огорчен, разочарован. Понравился вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели.)
За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбою царица-мачеха? Почему Пушкин на протяжении сказки называет коварную женщину «царицей», «гневной бабой», «злой царицей», «злой мачехой»? Какова главная мысль сказки? Чему сказка вас научила?
В каких еще сказках литературных и народных вы встречались с такими героями, как мачеха и падчерица? («Морозко», «Двенадцать месяцев».)
О СКАЗКАХ ПУШКИНА
Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, на рассказы Арины Родионовны, на произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забыл о шутливом соревновании с В. А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.
Чем сходны литературные и народные сказки?
Есть концовка и зачин, как в народной сказке, в тексте много так называемых фольклорных слов и выражений. Добро торжествует над Злом; отношения между главными героями такие же, как в народной сказке. («Морозко», «Сказка о мертвой царевне...».)
Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С. Я. Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль...»[7]
Чтение и обсуждение статьи «О сказках Пушкина» в учебнике, с. 117—118.
I I . Работа с фонохрестоматией (учебник, с. 114).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 958.