Обеспокоенные имиджем излюбленной ими науки химики вынуждены внимательно относиться к ее истории, особенно к алхимии. В переводе с арабского алхимия означает просто химия (ал – артикль из арабского языка). Но исторически случились так, что термин алхи мия стали считать именем донаучной химии. Разумеется, нет ничего необычного в том, что научной химии предшествует донаучная. Но алхимия привлекает внимание исследователей не только как предшественница научной химии. Многих влечет ее в высшей степени необычный образ, очень впечатлительный в веках1 и, вполне возможно, актуальный в определенной степени даже для наших дней2. Алхимия показательна также в философском отношении.
Пожалуй, из всех наук именно химия обладает самой яркой мировоззренческой предшественницей, и как раз ею является алхимия. Почему она рядилась в столь необычные философские одежды. Идет ли речь об исторической неизбежности, или же она могла быть нейтральной в мировоззренческом плане, приближенной, например, к ремеслу?
Разнообразие алхимических концепций способно поразить самое взыскательное воображение (табл. 2.3). Это: 1) мифология божеств, 2) натурфилософские полстроения, 3) монотеистические теории, 4) гилозоизм, 5) мистические теории. Основателем алхимии считается Гермес Трисмегист, легендарный мифологический герой, сочетающий в себе достоинства двух небесных покровителей людей, древне-египитского Тота (Джехути) и греческого Гермеса. Расцвет монорелигий привел к трансформации понимания алхимии как подарка богов (donum dei)3.
1 Рабинович В.Л. Алхимия – как феномен средневековой культуры. М., 1975;
Schütt H.-W. Auf der Suche nach dem Stein der Weisen. Die Geschichte der Alchemie.
München, 2000; Книга алхимии. История, символы, практика. М., 2006;
2 По мнению Джеймса Элкинса алхимия наметила путь противостояния отвраще
нию, вызываемого рационализированными и логизированными образами мира. См.:
Elkins J. Four ways of measuring the distance between alchemy and contemporary art //
Hyle – international journal for philosophy of chemistry. 2003. V. 9. No.1. P. 105–118.
3 Karpenko V. Alchemy as donum dei // Hyle – international journal for philosophy of
chemistry. 1988. V. 4. No. 1 P. 63–80.
205
Таблица 2.3
История алхимии
Исторические этапы | Основные представители | Концепции |
Греко-египетская алхимия | Болос Демокритос (ок. 200 до н.э.), Зосим Панополит (ок. 300) | Учение о первоэлементах; мифология божеств |
Арабская алхимия | Ал Рухави (769–835), ибн Хайян, или Гербер (721–815), ибн Сина, или Авиценна (980– 1037) | Ртутно-серная теория, принцип трех веществ; алхимия как donum dei (подарок богов) |
Христианско-европейская алхимия | Альберт Великий (1193–1280), Роджер Бэкон (1214–1292). Раймунд Луллия (1235–1313) | Ранний эмпиризм; мистические теории |
Ятрохимия | Парацельс (1493–1541), Анд-реас Либавий (1540–1616) | Гилозоизм |
Ремесленно-техническая химия | Ваноччо Бирингуччо (1480– 1539), Георг Бауэр, или Агри-кола (1494–1555) | Технология трансмутаций |
В эпоху средневековья к алхимии мусульмане относились значительно более терпимо, чем христиане. Не случайно алхимическая мистика была более распространена в христианской Европе, чем в исламском мире. Достаточно часто встречавшееся в рамках христианства осуждение алхимии выталкивало ее в сферу мистики.
В рамках алхимии мифологические и религиозные теории непременно дополнялись натурфилософскими построениями. Знаменитая древнегреческая теория, поддержанная в свое время Платоном и Аристотелем, исходила из наличия четырех элементов, теплого и холодного, влажного и сухого. В несколько упрощенном варианте их представляли в качестве земли, воды, огня и воздуха. Разнообразные метафизические раздумья вызывало учение о пятом элементе, который у Аристотеля выступал в качестве первомате-рии, возможности всех других материальных образований. От пер-воматерии часто переходили к квинтэссенции – основному элементу якобы небесного происхождения, своеобразному философскому камню, придающему миру единство. Все есть единое – таков ос-206
новной тезис неоплатонизма, который в рамках алхимии выступал как учение о философском камне. Его считали веществом, способным превратить все металлы в золото или серебро.
Развитие мифологических теорий в значительной степени было связано с переходом от диады душа – тело к триаде душа – тело – дух. Проявление божественной триады видели в алхимических элементах: соль телесна (остается после обжига), сера духовна (при обжиге она исчезает), ртуть соединяет дух и тело. Ртутно-серная теория была навеяна религиозными построениями.
Развитие алхимии сопровождалось относительным обособлением ее слабо выраженных концептуальных пластов. Как раз в связи с этим в алхимии последовательно выделились эмпирическое, технологическое и медицинское (гилозоистическое) направление. Эмпирическое направление благодаря, в частности, Альберту Великому и Роджеру Бэкону привело, в конечном итоге, к развитию европейского эмпиризма. Ятрохимия, особенно в варианте Парацельса, была насыщена гилозоистическими мотивами, согласно которым неживое не отличается сколько-нибудь существенно от живого. Он полагал, что чисто химическим путем можно получить не только разнообразные лекарства, но даже маленького человечка, гомункулуса.
Разумеется, можно было бы привести многочисленные примеры достижений выдающихся алхимиков, относящихся, в частности, к технологии получения золота и серебра, к таким технологическим операциям, как прокаливание, переплавка, амальгамирование и дистилляция. На наш взгляд, в данном случае можно обойтись без такой справки. Судя по не уменьшающемуся интересу к алхимии многочисленных ее исследователей, их интересуют не столько алхимическое знание в противовес подлинно научным знаниям, сколько ее культурологическая всесторонность и полнота.
Упоминавшийся выше эстетик Джеймс Элкинс, считает, что в современной живописи на первый план выходит стратегия значимости, предполагающей синтез слова и изображения. В этом отношении следует, мол, поучиться у алхимиков. Но вряд ли возможен прямой перенос опыта алхимиков на современную почву. К тому же в отличие от Элкинса нас интересует не искусство живописи, а химическая наука.
207
Нам необходимо противопоставить нечто от ее имени алхимической полноте и всесторонности. Если не делать этого, то в культурологическом отношении современная химия выглядит по сравнению с алхимией бледновато. На наш взгляд, выход из затруднительной ситуации есть и состоит он в разработке трансдисциплинарного образа современной химии. Алхимическое прошлое определенным образом стимулирует современных подданных химии. Предстоит понять ее место в трансдисциплинарной сети наук. Изоляция химии от других наук несостоятельна. Согласно же трансдисциплинарному подходу любая наука, будучи относительно самостоятельной, тем не менее, находится в определенных отношениях буквально со всеми другими науками. Это полностью относится и к химии. В ней как микрокосмосе представлен весь макрокосмос современной науки. С этой точки зрения химия предстает не изолированной единицей науки, а одним из узлов современной науки и культуры в целом.
Важно понимать, что алхимия при всем многообразии ее сторон выступает как синкретическое единство, составляющие которого едва-едва начинают отпочковываться друг от друга. А это то и дело приводит к ее отождествлению с другими концепциями, в частности, религиозными. Это основная беда алхимии. Бедствие же современной химии состоит в другом, она постоянно попадает в силки изоляционизма, когда кажется, что можно обойтись и без этики, и без эстетики, и без многих других наук. Как уже отмечалось, противоядие от этого бедствия одно, трансдисциплинарный подход. Его прообразом как раз и является алхимия. Но ее уроки свидетельствуют и о многочисленных трудностях, с которыми связан трансдисциплинарный подход. Задача состоит в том, чтобы при его проведении быть и осторожным, и тщательным, и многосторонним, избегая всякого изоляционизма.
Химия и физикализм
В построении трансдисциплинарного образа химии особое место занимает ее связь с физикой. Она обсуждались многократно, но по-прежнему признается насыщенной многочисленными проблемами. Видный американский философ химии Эрик Сэри, посвя-208
тивший свою докторскую диссертацию изучению часто задаваемого вопроса о возможности редуцирования химии к физике, не без юмора отмечает, что его ответом на этот вопрос является ответ «Да и нет»1. Рассматриваемый вопрос действительно сложен. Так что не остается ничего другого, как приступить к его планомерной осаде.
В современной науке господствует глобально-эволюционный подход, согласно которому любая наука имеет дело с изменчивыми объектами. Признавая это, наблюдается редкое для ученых единодушие относительно понимания истоков ныне существующей изменяющейся Вселенной. Все началось с Большого Взрыва. Час же химии пробил значительно позже, лишь через 10 миллионов лет, то есть после образования звезд, в недрах которых происходило образование атомов химических элементов. Начиналось все с метаморфоз физических частиц. С этим утверждением согласны едва ли не все ученые. Но если химические объекты являются результатом взаимодействия физических частиц, то не следует ли отсюда, что химия может быть сведена к физике? Вроде бы этот вопрос появился вполне естественно. Как ответить на него?
Следует отметить, что, пытаясь определить соотношение физического со всем остальным миром, философы науки всегда испытывали серьезные трудности. Недоставало то теоретических, то экспериментальных данных. Пристальное внимание привлекла в 1920–1930-х годах новация знаменитых неопозитивистов Отто Нейрата и Рудольфа Карнапа – авторов концепции физикализма. Они стремились определить незыблемый фундамент всех наук, которым они посчитали язык физики, начинающийся с так называемых протокольных предложений, фиксирующих результаты экспериментов. Строго говоря, они не утверждали, что все науки могут быть сведены к физике. Они лишь полагали, что язык любой науки должен удовлетворять условию перевода на язык физики, иначе исследователи оказываются вне науки, то есть становятся метафизиками. Широкое же философско-научное сообщество поняло Нейрата и Карнапа превратно, приняв их за ортодоксальных представителей физикализма, согласно которому существует лишь одна
1 Scerri E.R. The ambiguity of reduction //Hyle– international journal for philosophy of chemistry. 2007. V. 13, No. 2. P. 67.
209
подлинная наука – физика. Но если это так, то почему не удается свести все науки к физике? Этот вопрос и поныне вызывает головную боль у многих мыслителей. Что же касается воззрений неопозитивистов, то они в основном относились к эпистемологии. Многие исследователи посчитали, что им явно недостает онтологического характера. Можно ли без всяких ссылок на теорию познания понять сам переход от физического к нефизическому?
Попыткой ответить на этот вопрос стала диалектико-материалистическое учение Фридриха Энгельса о многообразии форм движения материи. Материи приписывается атрибут развития. Поскольку материя развивается, то она проходит ряд ступеней своего созревания. Развитие сопровождается качественными скачками. Именно поэтому качественно различны физическая, биологическая и социальная формы движения материи, равно как и соответствующие им науки.
В этой концепции очень спорен концепт скачка. Скачки всего лишь констатируются, но ничего не сообщается относительно их поэтапной процессуальности. По этой причине диалектико-материалистическое учение о развитии материи вызывает у многих исследователей большие сомнения. В современной западной философии науки редко вспоминают о диалектико-материалистическом процессе развития, призванном объяснить несоизмеримость наук. Но зато в ходу его аналог – эволюционная теория. Логика та же: эволюция ответственна за дискретные скачки.
По сравнению с эволюционной теорией в современной философии науки значительно более популярна теория супервениенции (от лат. super – дополнительно и venire – появляться). Теория суперве-ниенции была впервые предложена английским этиком Джоном Муром. Она, отрицая качественные скачки, призвана объяснить непрерывность возникновения нового. Согласно определению, су-первенциальные свойства определяют вновь возникшие. К сожалению, теория супервениенции при всей ее внешней привлекательности немногое дает для решения вопроса о различении физики и химии. И понятно почему: она не учитывает концептуальное устройство химии.
К этому следует добавить, что физикализм опровергается от имени этики значительно легче, чем от имени химии. Этик имеет
210
возможность сослаться на творческие способности человека, позволяющие ему изобретать социальные ценности, не находящиеся в причинно-следственных отношениях с физическими явлениями. В этом смысле весьма показателен концепт ответственности. Он изобретен людьми в процессе налаживания ими своей совместной жизнедеятельности. В указанном процессе творчества нет ничего противоестественного. Люди – творческие существа, следовательно, они способны изобретать новое. Кстати, именно творчество людей позволяет выявить недостаточность теории супервениенции. Дело в том, что она не согласуема с семиотическими представлениями. Один и тот же объект условно может избираться знаком различных ценностей, следовательно, его свойства не супервенируют ценности. В кинофильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики» снят весьма правдивый эпизод. Авиационный техник, готовя к полету самолет своего командира, угнанный им от фашистов, сначала крестит его, а затем плюет на него. Один и тот же объект выступает для техника символом противоположных ценностей.
Вернемся непосредственно к химии. Здесь приходится иметь дело с самой природой. Она не изобретена людьми. Сходство и различие физического и химического необходимо объяснить особенностями самого природного материала. Как это сделать? – Вот в чем вопрос. На этот счет весьма интересные идеи сформулировал английский философ Робин Хендри1, опирающийся на ряд идей, разработанных другими философами науки. Он руководствуется тезисом о незамкнутости, незаконченности физики. Если бы физика была замкнутой наукой, то ее можно было бы представить как конечную систему предложений. В таком случае вопрос о возможности сведения химии к физике решался бы относительно просто.
Допустим, мы бы обратились к статусу аналитической химии. Было бы достаточно «применить» к ней избранную замкнутую физическую теорию, например квантовую механику, чтобы выяснить действительно ли аналитическая химия сводится к квантовой механике как физической теории. Но квантовая механика является незамкнутой наукой, физики не представляют ее в форме закон-
1 Hendry R.F. Molecular models and the question of physicalism // Hyle – international journal for philosophy of chemistry. 1998. V. 5. No. 2. P. 143–160.
211
ченного набора предложений. С учетом этого обстоятельства сравним квантовую механику как физическую теорию с квантовой химией. Обе теории незамкнуты, причем по-разному. Учет этого обстоятельства приводит к выводу о нередуцируемости квантовой химии к квантовой механике. Развивая тезис о незамкнутости физических и химических теорий, Хендри указывает на неординарность аппроксимаций, которые, как известно, могут проводиться неоднозначным образом.
Соглашаясь с ним, мы интерпретируем незамкнутость теорий с позиций внутритеоретической трансдукции. Вышеупомянутая неоднозначность относится, пожалуй, к каждому этапу трансдукции. Действительно, уже при записи уравнения Шрёдингера формула для гамильтониана не задается единственным образом, а избирается после целого ряда дополнительных рассуждений. Это обстоятельство специально отмечается Робином Хендри. Впрочем, на наш взгляд, его анализ был бы более полным, если бы он рассмотрел также принцип волновой функции. На первый взгляд, этот принцип является общим для квантовой механики и квантовой химии. Лишь при переходе к уравнению Шрёдингера проявляется незамкнутость двух рассматриваемых теорий.
Равносильность физического и химического принципа волновой функции можно поставить под сомнение, учитывая разные пути его реализации в квантовой механике и квантовой химии. Поскольку эти пути действительно различны, постольку и принципы, служащие их исходным началом, также различны. Видимо, этот аргумент безупречен. Но, надо полагать, нет и оснований для отказа от представления о единственности принципа волновой функции. Неужели принципов волновой функции существует столько, сколько существует квантовых теорий? Трудный вопрос. Чтобы ответить на него, рассмотрим статус принципов. Разумеется, в данном случае нас, прежде всего, интересует принцип волновой функции.
Крайне важно подчеркнуть, что этот принцип стоит во главе многих физических и химических наук, в каждой из которых он реализуется не одинаковым образом. Отсюда следует довольно неожиданный вывод: он плюралистичен. Если же его содержание принципа волновой функции интерпретируется как нечто единст-212
венное, то неизбежно переходят от содержательных представлений к поверхностным. В таком случае определение «состояние физической или химической системы описывается волновой функцией» имеет всего лишь номинальный характер, то есть оно является именем, краткой записью для целого ряда содержательных представлений, реализующееся в совокупности квантовых физических и химических наук. Это обстоятельство, насколько нам известно, никогда не учитывалось ни физиками, ни химиками. Мы полагаем, что оно является следствием слабости в физике и химии плюралистических представлений. А между тем от них не следует уклоняться. Современная физика и химия стоят перед плюралистическим вызовом. Пока это не осознается в полной мере.
Итак, имеется совокупность как физических, так и химических наук, которые, на первый взгляд, руководствуются одним и тем же принципом. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что в действительности есть ряд принципов, которые все обладают семейным сходством. Концепт семейного сходства ввел в философию Людвиг Витгенштейн. Он его использовал для описания языковых игр. На наш взгляд, в случае анализа квантовых физических и химических теорий концепт семейного сходства довольно уместен. Действительно, речь идет о фамильном сходстве, но никак не о тождественности. У физических и химических теорий нет семейного сходства, например, с экономическими теориями, для которых характерен не принцип волновой функции, а принцип максимизации ожидаемой полезности. Но и для экономических теорий также характерно семейное сходство, но уже в силу других оснований, чем в случае физических и химических концепций.
Итак, физические и химические теории обладают семейным сходством. В определенном отношении они очень близки друг к другу, но между ними существует и различие, причем это различие неустранимо: члены одной и той же семьи отличаются друг от друга, ибо каждый из них самостоятелен. Теперь понятны трудности, с которыми встретились сторонники как редуцирования химии к физике, так и их решительные оппоненты. Одна из спорящих сторон абсолютизировала схожесть физических и химических теорий, а другая их различие. Два рассматриваемых семейства теорий схожи,
213
но не одинаковы, различны, но не чужды друг другу. После многочисленных успехов квантовой химии антиредукционисты попали в затруднительное положение. Эти успехи многими были восприняты как свидетельство в пользу возможности сведения химии к физике. Иначе трудно объяснить плодотворность в химии квантовых представлений, явно инициированных успехами квантовой физики.
Но не все ладилось и у тех, кто считал сведение химии к физике уже решенным делом. И им было очевидно, что различие химических и физических теорий не преодолено даже после эффектных достижений квантовой химии. Весьма показательна в этом отношении позиция такого авторитетного философа химии, как Эрик Сэри, который критически относится к антиредукционистам. Однако встать решительно на позиции редукционистов он не решается. Но в таком случае необходимо как-то объяснить, почему именно не удается свести химию к физике. Сэри нашел выход из затруднительного положения. Состоит он в апелляции к двусмысленности редукции. Согласно его логике мы не можем признать редукцию химии к физике лишенной двусмысленности в силу проблемного характера самой квантовой физики (принципы Паули и Хунда1 вводятся автономно от постулата волновой функции, не преодолен корпускулярно-волновой дуализм, отсутствует строгое теоретическое объяснение процесса возникновения атомов и моле-кул)2. Позицию, занимаемую им с 1999 года3, можно суммировать следующим образом: эпистемологическое сведение химии к физике возможно, но пока оно не случилось.
На наш взгляд, концептуальная позиция Сэри неубедительна постольку, поскольку она не учитывает подлинные уроки квантовой химии. Проблемный характер квантовой механики, конечно же, следует иметь в виду. Но вряд ли он когда-либо будет окончательно преодолен. К проблеме возможности редукции химии к фи-
1 Согласно правилу Хунда, суммарное спиновое число электронов данного под
слоя должно быть максимальным.
2 Scerri E.R. The ambiguity of reduction // Hyle – international journal for philosophy
of chemistry. 2007. V. 13. No. 2. P. 67–81.
3 Scerri E.R. The quantum mechanical explanation of the periodic system (author re
ply) // Journal of chemical education. 1999. V. 76. P. 1189.
214
зике он имеет косвенное отношение. Кстати, редукционисту не возбраняется утверждать, что сведение химии к физике состоялось, но при этом для них характерны одни и те же проблемные вопросы.
Значительно более существенное значение в вопросе о возможности редукции химии к физике имеет плюрализм квантовых теорий. Именно об этом свидетельствуют успехи квантовой химии. В свете этого плюрализма, а он набирает темпы, химия никогда не будет сведена к физике. Впрочем, это совсем не означает, что химия отстоит от физики на значительное концептуальное расстояние. Все обстоит как раз наоборот. В концептуальном отношении физика и химия – родные сестры. Подобно тому, как правая рука не может стать левой, химия не в состоянии превратиться в физику.
Термины «физика» и «химия» приобрели ярко выраженный нормативный характер. Можно быть уверенным, что научное сообщество не откажется от их использования. Вряд ли оно воспримет спокойно какой-либо термин, например, «физико-химическая наука», который призван заменить собой и «физику» и «химию». Остается отметить, что нормативно-терминологические вопросы, при их должном концептуальном прояснении, не является в науке самыми значимыми.
Выше мы в основном рассматривали работы зарубежных авторов. Что касается отечественных авторов советского периода, то они, опираясь на учение о формах движения материи, в основном защищали тезис о несводимости химии к физике1. Отход от диа-лектико-материалистической схематики сопровождался более взвешенными оценками взаимоотношения физики и химии2. В указанном отношении, пожалуй, наиболее значимыми оказались работы А.А. Печёнкина. Его позиция такова: «Благодаря развитию системных представлений химия как бы «убегает» от физикализации:
1 В этом смысле особенно показательными были работы Ю.А. Жданова. Смотрите,
например: Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблема химической
эволюции // Материалы III Всесоюзного совещания по философским вопросам
современного естествознания. М., 1981. С. 97–98. Справедливости ради процити
руем самого Ф. Энгельса, автора учения о формах движения материи: «обе – как
физика, так и химия – относятся ведь к одному и тому же порядку» (Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 20. С. 565.
2 Печёнкин А.А. Взаимодействие физики и химии. М., 1986.
215
на каждый новый шаг по физикализации химии химики реагируют новыми системными химическими идеями, еще не оформленными в физических понятиях и не имеющих твердой физической основы»1. Как видим, речь идет еще об одной теоретической позиции.
На наш взгляд, термин «физикализация химии» спорен. По нашему мнению, вполне правомерно подчеркивать междисциплинарные связи физики и химии, в силу которых они влияют друг на друга. Учитывая это обстоятельство, можно рассуждать не только о физикализации химии, но и о химизации физики (вспомним, в частности, о ядерной химии, о синтезе веществ, привлекающих внимание физиков, в том числе и тех из них, которые изучают нанояв-ления). Строго говоря, термины «физикализация химии» и «химизация физики» неудачны. Они наводят на мысль, что происходит внедрение физики и химии друг в друга. Но для них характерны разные принципы, аппроксимации, модели, эксперименты и т.д. Внедрение физики в химию непременно приведет к развалу последней. Химия отторгает чуждые ей ткани. Что действительно происходит, так это рост концептуальной рафинированности как химии, так и физики. Но при этом обе они сохраняют свою специфику.
Итак, подведем итоги. По вопросу о возможности сведения химии существует разные теории. Перечислим основные из них.
• Антиредукционистская позиция: химия, являясь наукой специфического уровня бытия, принципиально отличается от физики и, следовательно, не может быть сведена к ней (Й. Шуммер, Н. Псарос, Я. ван Бракель)2.
• Физикалистская позиция: химия - это физика, она не является самостоятельной позицией (К. Поппер, П. Суппес)3.
1 Печёнкин А.А. Философские проблемы химии // Современные философские про
блемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006. С. 206.
2 Schummer J. Towards a philosophy of chemistry // Journal for general philosophy of
science. 1997. V. 28. P. 307–336; Psarros N. Critical rationalism in the test tube? //
Journal for general philosophy of science. 1997. V. 28. P. 297–305; Brakel J. van.
Philosophy of chemistry. Between the manifest and the scientific image. Leuven, 2000.
3 Popper K.R. Scientific reduction and the essential incompleteness of science // F.L.
Ayala, T. Dobzhansky (eds.). Studies in the philosophy of science. Berkeley, CA, 1974.
P. 258–284; Suppes P. Probabilistic metaphysics. Oxford, Blackwell, 1984.
216
• Химия в будущем, видимо, будет сведена к физике, но пока это не случилось (Э. Сэри).
• Химия не сводима к физике, ибо обе они являются незамкнутыми, незаконченными системами, которые реализуются неодинаковым образом (Р. Хэндри).
• Происходит физикализация химии, но она всегда не поспевает за ее концептуальными новациями (А.А. Печёнкин).
• Физические концепции, с одной стороны, и химические теории, с другой стороны, обладают семейным сходством.
2.7. Еще раз о трансдисциплинарном характере химии
Выше неоднократно отмечался трансдисциплинарный характер химии. Аргументы на этот счет множились, пора подвести определенные итоги. Крайне важно понимать, что междисциплинарные связи химии не являются чем-то однородным, и, следовательно, необходимо учитывать их специфику. В той или иной форме мы рассматрели междисциплинарные связи химии с математикой, информатикой, физикой, техническими науками, биологией, социальными науками, а также с этикой и эстетикой. Рассмотрим эти связи одна за другой.
Химия и математика. Математика относится к области формальных дисциплин. Для химика математика является образцом формальной строгости. Она нужна ему для выяснения формального устройства самой химии. Таким образом, по отношению к химии математика выступает парадигмальным образцом формальной строгости.
Химия и компьютерные науки. Соотношение компьютерных наук с химией очень напоминает соотношение с ней математики, которое, впрочем, облачено в технические одежды. Следует учитывать, что речь идет не просто о формальной, а о формально-технической строгости.
Химия и физика. На этот раз междисциплинарные связи реализуются как семейное сходство.
217
Химия и геология. Как нам представляется, здесь имеет место супервенциальная связь. Напомним, что эта связь состоит в том, что изменения в одной области непременно сопровождаются изменениями в другой сфере. Если, например, обратиться к химико-плотностной дифференциации вещества, происходящей в недрах Земли, то мы как раз и обнаружим такие связи. Геологические процессы, при всей их специфике следуют за химическими процессами.
Химия и биология. На наш взгляд, и для так называемых биохимических процессов характерна супервенциальная связь. Вспомним в связи с этим, например, многозвенный процесс синтеза белков. Каждый этап этого процесса описывается некоторой химической структурной формулой. Поэтому создается впечатление, что налицо всего лишь химический процесс. Но если в синтезе белков видеть переход от генотипа к фенотипу, то очевидно, что речь идет о биологическом процессе. Можно сказать, что биологические параметры следуют за химическими. Причем связь эта естественная. Но в случае применения медицинских препаратов она становится искусственной, ибо человек вмешивается в естественный ход процессов.
Химия и технические науки. И в этом случае налицо искусственная супервенциальная связь. Но она не опосредуется, как в случае с медициной, биологией. К тому же имеет место определенное ценностное вменение: ценности технических наук вменяются химическим признакам.
Химия и искусствоведческие науки. Супервенциальные связи здесь не выступают в таком ярком виде, как в технических науках, они явно слабеют. На первый план начинают выходить отношения ценностного вменения.
Химия и социальные науки. В этом случае на первое место водворяются именно отношения ценностного вменения. Химические признаки и процессы рассматриваются в качестве носителей социальных ценностей.
Химия и этика. Отношение химии с химической этикой относится к области метанаучных связей. Отношение химии с другими формами этики, например, с технической или медицинской этикой, имеет опосредованно метанаучный характер. Имеется в виду, что эта связь не является прямой, непосредственной, она опосредуется
218
соответствующими базовыми науками. Так, в случае медицинской этики соответствующей базовой наукой является медицина.
Химия и эстетика. Эта связь всецело является опосредованно метанаучной. Напрямую, минуя другие науки, химия с эстетикой не взаимодействует.
Итак, как уже отмечалось, междисциплинарные связи химии с другими науками не являются однородными. Более того, согласно нашей логике, речь должна идти о целом спектре этих отношений. Представим их для обозрения в табличном виде (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Трансдисциплинарные связи химии
Связь | Тип связи |
Химия – математика | Парадигмально-формальная связь |
Химия – компьютерные науки | Искусственно-формальная связь |
Химия – физика | Связь семейного сходства |
Химия – геология | Супервенциальная связь |
Химия – биология | Супервенциальная связь |
Химия – медицина | Опосредованная супервенциальная связь |
Химия – технические науки | Искусственная супервенциальная связь с ценностным вменением |
Химия – искусствоведческие науки | Связь ценностного вменения |
Химия – социальные науки | Связь ценностного вменения |
Химия – этика | Метанаучная связь |
Химия – эстетика | Опосредованная метанаучная связь |
Приведенная таблица, пожалуй, заслуживает специального комментария. Ее не следует расценивать в качестве некоторой сводки неопровержимых истин. Она представляет собой попытку представить трансдисциплинарные связи химии во всем их богатстве. Нам не известна ни одна научная или учебная публикация, в которой бы вопрос о трансдисциплинарных связях химии рассматривался бы в достаточно полном объеме. Как правило, дело ограничивается рассмотрением связей химии с одной из наук. С учетом
219
этого обстоятельства мы решили сделать попытку рассмотреть трансдисциплинарные связи химии в систематическом виде.
Следует отметить, что философские науки, в частности, философия химии, не в пример базовым наукам, так устроены, что они буквально нашпигованы проблемными вопросами. Здесь высоко ценится не только преодоление какой-либо проблемы, но и постановка новых проблем. Именно с этих позиций мы оцениваем актуальность табл. 2.4. Если у читателя, не отвергающего актуальности вопроса о трансдисциплинарном характере химии, возникнет острое желание поспорить с нами, то это означает, что мы достигли своей цели.
Нанохимия и новая философия
Развитие нанотехнологий вызывает многочисленные споры. На-нооптимисты соревнуются между собой в изобретении радужных проектов, рассчитанных уже на ближайшее будущее. Разнообразные наномашины и нанороботы, а также невиданные ранее нано-вещества, позволят необычайно трансформировать жизнь людей, обеспечивая их лучшее будущее. Лозунг нанооптимистов таков: нынешнее поколение людей будет жить в особо благоприятную для них наноэру.
Нанопессимисты предупреждают о тех опасностях, которые несут с собой нанотехнологии и нановещества. В частности, указывается на потерю контроля за саморазмножающейся наносферой, неспособность людей контролировать свои собственные новации и всевозможные злоупотребления. Нанопессимисты полагают, что человек грубо вмешивается в полное неожиданностей и тайн устройство природы и мироздания. Развитие нанотехнологий, очевидно, является поводом как для оптимизма, так и пессимизма. Несомненно и другое, развитие нанотехнологий привело к исключительно специфической ситуации для представителей самых различных научных специализаций. Все они, в том числе и химики, оказались в обстановке, в которой ощущается острая потребность в трансдисциплинарном подходе. Своеобразие наук не исчезло, границы между ними сохраняются, но никогда ранее они не сближа-220
лись столь решительным образом. Резко возросла концептуальная трансдисциплинарная плотность наук. Такое ранее не случалось.
Феномен роста концептуальной трансдисциплинарной плотности наук заслуживает особого обсуждения. Всего лишь сто лет тому назад науки располагались на почтительном расстоянии друг от друга. Приблизительно четверть века разделяет квантовую физику от квантовой химии. Лишь в конце 1920-х гг. они вступили в непосредственный междисциплинарный контакт. Еще через четверть века, особенно в связи с открытием особенностей молекул ДНК (1953), резко уплотнились контакты химии с биологией, прежде всего, с молекулярной биологией. В начале 1970-х гг. стала бурно развиваться технология рекомбинантных клеток, что способствовало внедрению в биологию, а также и в химию, значительного потенциала инженерии с ее основаниями в технических науках. В этот же исторический период началась стремительная трансдисциплинарная экспансия компьютерных наук. Буквально все науки стали одеваться в компьютерные одежды.
Рассматривая поступь трансдисциплинарности, нельзя не отметить, что она совершалась под аккомпанемент вероятностной революции. Первоначально, в рамках развития квантово-механических идей, она случилась в физике, а затем в химии, то есть в двух лидерах семантических наук. Но затем вероятностная революция захватила собой и все технические, а также общественные науки. Проблемы надежности и безопасности в технике, достижения оптимальных результатов в общественных науках оказались связанными с развитием вероятностного подхода, прежде всего, с теорий ожидаемой полезности. Вероятностный подход дополнился игровым (вспомним о теории игр). К 1980-ым гг. вероятностно-игровой подход стал доминирующим в абсолютном большинстве наук.
Рассмотренный выше тренд современных наук привел к выдвижению на авангардные позиции таких двух концептов, как риск и неопределенность. Если известны вероятности наступления событий, то мы имеем дело с ситуацией риска. Если же они неизвестны, то налицо ситуация неопределенности. Обе эти ситуации не назовешь тривиальными, они насыщены возможностями невосполнимых потерь. Находиться в ситуации риска и неопределенности
221
опасно, здесь промедление с принятием решения может сопровождаться разнообразными утратами. Это обстоятельство было наиболее глубоко осознано, прежде всего, в связи с Чернобыльской катастрофой, в технических науках. Интересно, что представители этих наук крайне редко рассуждают об опасности, они говорят о безопасности. В этом есть определенный резон. Проблема опасности трансформируется в проблему безопасности, точнее, в вопрос об обеспечении безопасности, далеко не случайно, а постольку, поскольку ей придается очевидное этическое звучание. Исследователи не ограничиваются констатацией опасности, ситуаций риска и неопределенности, а намечают пути овладения ею. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности, причем не только человека, но и технических, экологических и природных систем. В переводе на философский язык это означает, что этика постучалась в окно буквально всех наук. Мы живем в обществе риска и неопределенности, где не избежать принятия решения в условиях дефицита многих ресурсов, в частности, времени.
В свете вышерассмотренных трендов науки ключевым концептом ее современного состояния является концепт трансдисципли-нарности. Основная идея данного раздела состоит в понимании на-нонауки как современного наиболее концентрированного воплощение этого концепта. Это положение послужит нам руководящей идеей в анализе философских теорий нанонауки, которые анализируются ниже.
Наступление эры нанонауки предсказал в далеком 1959 г. на ежегодном собрании Американского физического общества Нобелевский лауреат в области физики Ричард Фейнман. Ему принадлежит знаменитая фраза «There is plenty of room at the bottom»1. В 1986 году была опубликована знаменитая книга Эрика Дрекслера «Машины созидания. Наступление эры нанотехнологии»2. В этой книге, он предложил идею наномашины, способной воспроизводить свои собственные копии. Он также ввел в обиход выражение
1 «Внизу много места», то есть в области квантовых явлений много такого, что
способно привести к решительной трансформации всей современной науки. Текст
выступления Фейнмана см.: www.its.caltech.edu/ ~feynman/plenty/html/
2 Drexler E. Engines of creation. The coming era of nanotechnology. New York, 1986.
222
«grey goo» («серая слизь»). Дрекслер указывал, что выход нанотех-нологии из-под контроля людей превращает ее в вызывающее отвращение вещество. Выше упомянутая книга Дрекслера была воспринята многими исследователями как сплав науки с научной фантастикой. Но сам Дрекслер не уставал настаивать на научном характере своих прозрений. В связи с этим значительный интерес вызывает критика его нанотехнологических идей Нобелевским лауреатом в области химии за 1996 г. Ричардом Смоли. Между двумя учеными развернулась острая дискуссия1.
Согласно аргументации Смоли Дрекслер явно перестарался в придании наноисследованиям технологического уклона, причем вполне определенного. «Химии сложности, многогранности и точности необходимо каким-то путем приблизиться к возможности создания наносборщика – тем более копирующего себя – но этого нельзя достичь простым совмещением двух молекулярных объектов вместе. Необходимо больше управления. Слишком много атомов включено в обеспечение этого неуклюжего пути»2. Смоли имел в виду, что упомянутое совмещение приведет к чему-то кашеобразному.
Дрекслер возражал: «Нанофабрики не содержат никаких ферментов, живых клеток, неопределенных линий путешествий, задаваемых основанием материи. Напротив, для точного контроля, сопровождения собираемых частей, объединения малых частей в макропродукты они используют компьютеры. Мельчайшие устройства позиционируют молекулярные элементы в структуры, образуемые посредством механосинтеза – такова “машинная фаза” хи-мии»3.
Разумеется, спорящие стороны не пришли к согласию. Но они понимали, что речь идет о необходимости налаживания междисци-
1 Smalley R. Of chemistry, love and nanobots // Scientific american. 2001. V. 285. P.
76–77; Smalley R. Smalley responds // Chemical & Engineering news. 2003. V. 81. P.
39–40. Smalley R. Smalley concludes // Chemical & Engineering news 2003. V. 81. P.
41–42. Drexler E. Open letter to Richard Smalley. Chemical & Engineering news.
2003. V. 81. P. 38–39. Drexler E. Drexler counters // Chemical & Engineering news.
2003. V. 81. P. 40–41.
2 Smalley R. Smalley concludes // Chemical & Engineering news 2003. V. 81. P. 41.
3 Drexler E. Drexler counters // Chemical & Engineering news. 2003. V. 81. P. 41.
223
плинарных связей между химией и техническими науками. Не случайно полемика между Смоли и Дрекслером развернулась на страницах журнала, пропагандирующего не только химические, но и технические новации.
Мы, предприняв попытку проанализировать огромный поток литературы, посвященной нанотехнологиям, убедились в том, что чаще всего обсуждаются следующие вопросы: нанонаука и новые представления о природе; нанонаука и экологическая безопасность человечества; нанонаука и новые представления о технике; нано-наука и общество; нанонаука и этика. Решающий вывод таков: очень многое нуждается в переоценке. Человечество вступило в новый этап своего развития, для которого характерна небывалая ранее потребность в постижении трансдисциплинарных связей и особенно их метауровня, то есть философии науки, в том числе философии химии. Всеобщее поверхностное знакомство с философией наукой давно уже стало анахронизмом. Ученый в большей мере, чем кто-либо другой нуждается в понимании перспектив своей деятельности и ее значении для будущего. Промедление в этом вопросе чревато катастрофическими явлениями. К сожалению, развитие современной науки, в том числе химии, сопровождается нежелательным философским шлейфом: быстро прогрессируя, науки не успевают приобрести соответствующие их статусу философские спутницы. А то, что достигнуто, тотчас же нуждается в переоценке.
Философия химии и дидактика
Успех в любой области деятельности требует соответствующего образования. Это положение в силу его очевидности, пожалуй, не нуждается в специальном обосновании. Стоит, однако, обратиться к анализу непосредственно сферы образования, как тотчас же проявляются многочисленные проблемные вопросы, которые, впрочем, обсуждаются не часто. Положение дел с дидактикой химии выглядит не менее тревожно, чем ситуация с философией химии. К сожалению, обе эти сферы, в отличие от химических явлений как таковых, не стали предметом пристального внимания химического сообщества. Наше обращение к дидактике не является случайным.
224
В дальнейшем будет показано, что философия науки и дидактика в метанаучном плане близки друг к другу.
Предметом философии химии является сама химия как наука, процесс ее концептуального развития. Однако при этом не уделяется должного внимания коммуникативному аспекту дела. Недостаточно всего лишь вырабатывать определенные знания, их еще необходимо передавать от одного человека к другому. Именно в этой связи наступает черед дидактики химии. Потребность в ней возникает постольку, поскольку каждому человеку необходимо общаться с другим таким образом, чтобы он тебя понимал. Предметом дидактики химии является налаживание процесса понимания между людьми, руководствующимися химическим знанием. Понятным для своих собеседников должен быть не только преподаватель в студенческой аудитории, но и автор солидного научного журнала, равно как и выступающий на конференции.
Таким образом, дидактика относится не только к процессу обучения студентов, но и к любой разновидности коммуникации между химиками. Разумеется, не приходится отрицать, что особенно актуальное значение она приобретает в образовательном процессе, в который, как известно, вовлекаются большие массы людей. С учетом этого обстоятельства мы в дальнейшем уделим первостепенное внимание проблемам вузовской дидактики1.
Прежде всего, следует отметить зависимость дидактики химии от философии химии. Сначала необходимо глубоко усвоить концептуальное строение химии, что, как известно, происходит в философии химии. Лишь после этого открывается возможность ясного изложения содержания химии. Успешная коммуникация предполагает знание ее предмета. Чем хуже ориентируется автор учебника химии в философии химии, тем он менее удачен в дидактическом отношении. Это обстоятельство учитывается крайне редко. И в основном постольку, поскольку широко распространено поверхностное знакомство с достижениями философии науки, в частности, философии химии. В этих условиях типичная ситуация выглядит следующим образом.
1 В дальнейшем тексте параграфа излагаются идеи, которые в деталях рассмотрены нами в книге «Философия учебника» (М., 2007).
225
Как автор учебника или любой другой публикации, так и его читатель исходят из философской ориентации смутного содержания. Она вообще не осознается сколько-нибудь отчетливым образом. Что касается учебников химии, то в абсолютном их большинстве реализуется некоторый вариант позитивизма. Но до сколько-нибудь авторитетного варианта философского позитивизма дело так и не доходит. На сегодняшний день таким позитивизмом является неопозитивизм, восходящий к именам Р. Карнапа и Х. Райхен-баха. Но нам не удалось обнаружить ни одного учебника, написанного с позиций строгого неопозитивизма. А жаль! Учебник химии, написанный с позиций неопозитивизма, мог бы быть в ряде отношений весьма поучительным. Построенный в смутных ориентирах позитивизм отнюдь не лучше неопозитивизма. Разумеется, желательно, чтобы современный автор руководствовался достижениями не одного философского направления, например того же неопозитивизма, но и всех других. Можно вспомнить в этой связи и о герменевтике, которую принято называть философией понимания. Дидактика ориентирована на понимание. Но в таком случае, надо полагать, негоже ее представителям игнорировать диалектику.
Итак, как уже отмечалось, в своих исходных установках дидактика химии должна ориентироваться на достижения философии химии. Это означает, что для нее основополагающее дидактическое значение имеют: 1) внутритеоретическая трансдукция, 2) проблемный ряд и 3) интерпретационный строй химических концепций, 4) междисциплинарные связи химии. Игнорирование или же незнакомство с этими тремя дидактическими концептуальными установками неминуемо приводит к нежелательным изъянам. Если учебник химии не представляет концептуальный строй химии, то он неизбежно превращается в собрание плохо упорядоченных сведений. До таких крайностей дело, как правило, не доходит. Но концептуальная проработка дидактического материала часто оставляет желать много лучшего: химические концепты, принципы, законы, аппроксимации, модели представляются в недостаточно проясненной форме.
Не проходит бесследно и игнорирование проблемного ряда теорий. Любая химическая теория насыщена многочисленными про-226
блемами. Если они не обсуждаются, то химия просто-напросто обедняется. Широко распространенное дидактическое заблуждение состоит в представлении, что ради достижения образовательных целей все проблемы следует из химии убрать. В действительности же химия должна быть представлена такой, какой она является.
Игнорирование интерпретационного строя химических концепций приводит к еще одной догме. На этот раз якобы в силу необходимости восхождения от простого к сложному строят образование на основе классических, неквантовых концепций. В результате обучаемые усваивают классические теории столь основательно, что квантовая химия им оказывается недоступной. Критикуемые авторы, по сути, придерживаются убеждения, что классическая химия является ключом для понимания квантовой химии. Но в тексте книги мы неоднократно опровергали это мнение.
Что касается принципа восхождения от простого к сложному, то он не имеет ясного содержания. Обычно сложное интерпретируется как многозвенное, а простое как элементарное. Разумеется, изложение материала должно осуществляться как переход от одного к другому. Порой простое интерпретируется как очевидное, сложное же становится понятным лишь на продвинутых этапах обучения. Но дело в том, что в понятной форме может быть изложена буквально любая концепция, в том числе и квантовая химия. Догма, согласно которой, классическая химия проста, а квантовая химия непонятна, не выдерживает критики. Любой знаток квантовой химии знает, что классическая химия насыщена многочисленными несообразностями. Она кажется понятной лишь тому, кто не знает о них.
Таким образом, принцип восхождения от простого к сложному не обладает ясным содержанием. Ссылка на него вносит в дидактический процесс сумятицу, только и всего. К чему и как следует восходить, мы рассмотрели при анализе трансдукции и концептуального ряда и строя. В свете этих воззрений процесс преподавания химии должен строиться на основе квантовой химии. Во избежание недоразумений отметим, что мы прекрасно осознаем те трудности, которые связаны с культивированием концептов квантовой химии, в частности, аппарата волновых функций. Мы также не преувели-227
чиваем возможности обучаемых. Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что понимания обучаемыми самой современной теории удается добиться всегда. В исключительно сложных случаях допустимо ограничиваться вербальными разъяснениями, не используя аппарат векторной алгебры, необходимый для представления вероятностных вычислений в квантовой химии.
Обратимся теперь к ряду избранных положений, выражающих специфику не философии химии, а ее дидактики. Это, в частности, доступность учебного языка, его диалоговый характер, выполнение учебником, равно как и любой другой учебной литературой, функций навигатора, наконец, принцип дидактической ответственности.
Доступность учебного языка. Учебный язык во всех его формах, в частности, в речевой и текстовой, обладает рядом особенностей. Во-первых, он приближен к тому языку, которым владеет собеседник, в том числе обучаемый. Во-вторых, в нем максимально четко артикулируется концептуальная структура той или иной дисциплины. В-третьих, в нем с предельной осторожностью используется аппарат формальных дисциплин, например, математики. Учебный язык всегда выполняет функции научения. А это означает, что преодолевается зазор, существующий между языками лиц, вступивших в диалог. Если этот зазор минимальный, то достигаемое научение окажется малоэффективным. Если этот зазор излишне большой, то нарушается сама коммуникация между лицами. Говорящий и пишущий вынуждены регулировать дидактический зазор между своими языками так, чтобы достичь максимального эффекта. Учебный язык доступен лишь тогда, когда должным образом разъясняется каждый трудный для понимания концепт, особенно, если он выражается терминами, позаимствованными из естественного языка. Недопустимо смешивать учебный и естественный язык. В той или иной форме всегда должен быть задан концептуальный каркас дидактического диалога.
Диалогвый характер дидактического языка. Выверенный в дидактическом отношении язык всегда рассчитан на определенный адресат. Следовательно, должны учитываться его особенности. Если диалог имеет речевой характер, то ему целесообразно придавать творческий, игровой характер. Безусловно, речь представляет со-228
бой такую языковую форму, которая как будто специально приспособлена для обеспечения функций диалога. Значительно сложнее обеспечить диалоговый характер текста. Тем не менее, к этому следует стремиться. Подлинный дидактический текст представляет собой форму заочного диалога. Его автор должен постоянно видеть перед собой воображаемого собеседника. Вопреки распространенной догме он не является анонимным. Невозможно написать хороший учебник химии для, например, студентов второго курса университета тому ученому, который не учитывает особенности именно этих студентов. Лишенный диалоговой формы текст неинтересен читателю, ибо он если и учитывает его состояние, то лишь в случайной, а не систематической форме.
Выполнение учебным текстом функций навигатора. В химии накоплен огромный объем знаний. Дидактика химии размечает главные пути его освоения. В ее отсутствие он выступает как густые джунгли, затрудняющие путь вперед. Их прореживание, предполагающее обустройство всего здания науки, как раз и является основной задачей дидактики химии. В этом своем качестве она не имеет альтернативы. Функции навигатора выполняет любой член химического сообщества, в том числе автор самой замысловатой научной статьи. Но мастерами этого дела являются именно дидактики от химии. Иногда к ним относятся несколько снисходительно. Случается, что даже весьма авторитетные ученые проявляют по отношению к авторам учебной литературы некий скепсис, считая их деятельность не первостепенной. Проявления такого снобизма заслуживают критического отношения, ибо оно умаляет значимость химико-дидактической работы, что недопустимо.
Принцип дидактической ответственности. Для любой области человеческой деятельности действенен принцип ответственности. В полной мере относится это и к дидактике в области химии. Вступивший в диалог стремится найти пути достижения максимально эффективного результата. Он не успокаивается на достигнутом, не довольствуется посредственными результатами. Дидактик выполняет двойную задачу. С одной стороны, он делает максимум для собеседника (обучаемого). С другой стороны, он не забывает и о себе. Принцип дидактической ответственности также предполагает
229
постоянную этизацию всей сферы образования. Наиболее существенным недостатком современного образования является его недостаточный научно-этический уровень. Потребность в этизации образования стала необходимостью в большей степени, чем когда бы то ни было ранее. Она, по сути, является важнейшим методологическим требованием для авторов, готовящих учебники нового поколения. Но не только для них, но и для лидеров существующих и нарождающихся новых научных школ. Общество нуждается в образовании, обеспечивающем высокий уровень научно-этического химического знания.
Засуживающие внимания идеи на этот счет высказывает шведский философ Еспер Сьёстрэм1. Он полагает, что современный химический дискурс в основном проходит на двух уровнях, профессиональном и социальном. Его непременно следует дополнить синтезом метаперспектив, философских, исторических, социально-культурных. В этой связи он предлагает идеал образования содержащий три ветви: 1) целостный, максимально широкий подход, предполагающий учет многих перспектив, 2) мудрость, или критический и идеологический подход, 3) фронесис (практическую мудрость), способность включения в практику личные интересы и ответственные действия2. Сказано излишне витиевато. По сути, в сфере химического образования мы нуждаемся дополнительно ко всему существующему в развитой философии науки. Она как раз и представляет собой итог самых требовательных поисков, ведущихся от имени химического знания.
1 Sjöström J. The Discourse of chemistry (and beyond) // Hyle – international journal for philosophy of chemistry. 2007. V. 13. No. 2. P. 83–97.
Ibid. P. 93.
230
Заключение
Прошли годы забвенья философии химии, пройдя этап становления, она ныне вступила в фазу своего интенсивного развития. Но, разумеется, положение дел в области философии химии не безоблачно. С одной стороны, она получает все большее признание и наращивает возможности для своего развития. С другой стороны, даже постоянно видоизменяясь, философия химии рискует попасть в зону перманентного кризиса. Остро сказывается недостаток квалифицированных кадров. К сожалению, как на философских, так и на химических факультетах университетов не ведется целенаправленная их подготовка. Таким образом, философия химии стоит перед острыми вызовами. Потребность в ней постоянно возрастает, но ее удовлетворение связано с преодолением значительных трудностей.
Все большее число исследователей осознает, что недопустимо расценивать философию химии как всего лишь довесок к самой химии. Современный химик вынужден обратиться к философии химии постольку, поскольку иначе ему не сориентироваться в нарастающем потоке разнообразных концепций и подходов. Химическая деятельность человека становится все более многосторонней и насыщенной. Философия химии призвана укрепить его позиции, позволить ему сформировать будущее по его замыслам и не быть захлестнутым стихийными силами. В наши дни требования, предъявляемые к химикам и философам химии, предполагают рафинированную концептуальность, включающей высокие образцы этической ответственности. И в этой связи возрастает актуальность философии химии.
На протяжении всей книги мы обращали особое внимание на необходимость представления философии химии в систематической форме. Разрозненные философско-химические сюжеты не способны удовлетворить возрастающие запросы химического сообщества. Современный исследователь должен мыслить концепциями, в противном случае он рискует не выбраться из болота частностей. Поскольку философия химии излагается в систематическом виде крайне редко, постольку мы надеемся, что наша книга
231
заполнила определенную концептуальную нишу. Но это ниша такого рода, которую никогда и никому не удастся заполнить полностью. Мы не призываем читателя руководствоваться исключительно нашей книгой, важнее другое, понимать, что философия химия может и должна быть представлена в разнообразных формах. Но в любом случае она должна излагаться систематично.
Наконец, следует отметить, что философия химии подобно своей прародительнице, химии, образует важнейшую часть человеческой культуры. К самым высоким идеалам человечество наиболее эффективно поднимается по метанаучной лестнице. Философско-химический маршрут является органической частью этого трудного альпинистского похода навстречу актуальнейшим духовным приобретениям.
232
Дата: 2018-12-21, просмотров: 332.