Система итогового контроля знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Формой итогового контроля знаний студентов является екзамен.

 

       Перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

1. История психологии как научная дисциплина: ее предмет, задачи, методы.

2. История психологии как форма внутринаучной рефлексии, виды и уровни историко-психологической рефлексии.

3. Значение истории психологии для психологии как науки.

4. Периодизация истории психологии, основные этапы развития предмета психологического познания.

5. Общее представление о душе в античной психологии.

6. Представления о душе в античном атомистическом материализме.

7. Психологическая концепция души в идеалистической философии Платона.

8. Аристотель как автор первой системы психологии.

9. Специфика понимания души в поздней античности (Плотин, Августин).

10. Особенности развития предмета психологии в эпоху средневековья.

11. Развитие психологии в философии нового времени: рационализм и эмпиризм.

12. Ф. Бэкон как основатель эмпиризма нового времени: основные психологические идеи.

13. Становление и основные черты психологии как науки о сознании.

14. Р. Декарт как основоположник рационализма нового времени: особенности трактовки сознания и психофизической проблемы.

15. Картезианская концепция человека.

16. Психологическая концепция Б. Спинозы и ее историческое значение.

17. Психологические взгляды Т. Гоббса.

18. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии

19. Психологические идеи в «Монадологии» Г.В. Лейбница.

20. Исторический смысл полемики Г.В. Лейбница с Дж. Локком.

21. Психологические идеи в философии И. Канта

22. «Статика и динамика представлений» И. Гербарта и ее историческое значение.

23. Зарождение и становление классического ассоцианизма (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).

24. Развитие и упадок ассоцианизма в 19 веке (от Т. Брауна до Г. Спенсера).

25. Психологические воззрения французских просветителей 18 века.

26. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

27. Первые программы психологии как самостоятельной науки.

28. Психология как наука о «непосредственном опыте» (В. Вундт).

29. Роль В.Вундта как организатора психологической науки.

30. Психология как наука об актах сознания (Ф. Брентано). Развитие идей Ф. Брентано в европейском функционализме.

31. Зарождение и историческая роль американского функционализма (У. Джеймс).

32. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова. Дальнейшее развитие объективного подхода В.М. Бехтеревым и И.П. Павловым.

33. Открытый кризис психологии начала 20 века и его анализ Л.С. Выготским.

34. Возникновение и основные принципы бихевиоризма.

35. Эволюция категории поведения в необихевиоризме.

36. Развитие принципа целостности в гештальтпсихологии.

37. Разработка категории бессознательного в классическом психоанализе.

38. Эволюция категории бессознательного в неопсихоанализе.

39. Раскрытие социально-исторической обусловленности человеческой психике во французской социологической школе.

40. Описательная (понимающая) психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).

41. Гуманистическая психология: проблемы теории и практики.

42. Когнитивная психология как направление мировой психологической науки.

43. Основные направления развития психологии в дореволюционной России.

44. “Борьба за перестройку психологии на основе марксизма” как первый этап развития советской психологии: основные программы (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).

45. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

46. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева.

47. Основные принципы деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна.

48. Теория планомерного формирования умственных действий и представление о предмете психологии П.Я. Гальперина.

49. Советская психология как “репрессированная наука”.

50. Грузинская школа психологии установки (Д.Н.Узнадзе).

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

 

а) основная литература.

 

1. Ильин Г.Л. История психологии: Учебник для академического бакалавриата/ Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2014. - 389 с.. - (Бакалавр. Академический курс)

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2006.

3. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М.: Академический проект, 2008.

4. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект, 2005.

5. Психологическая наука в России ХХ столетия./ Под ред. А.В. Брушлинского. М., Психологический институт РАН. 1997

6. Российская психология: Антология. /Авт.-сост. А.Н. Ждан. М.:Академический проект, 2009.

7. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.

8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.

9. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Просвещение, 1990.

 

б) дополнительная литература:

 

1. Аристотель О душе. М.: Академия, 1997.

2. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Академия, 1997.

3. Богданчиков С.А. Почему был уволен Г.И.Челпанов?// Вопросы психологии. 1996. № 1.

4. Богданчиков С.А. Научно-организационная деятельность Г.И.Челпанова // Вопросы психологии. 1998. №2., С. 126 – 138.

5. Болотнікова І.В. Науково-історічні витоки становлення української педології та психології //Практична психологія та соціальна робота. 2002. № 9 - 10. С. 104 – 107.

6. Брушлинский А.В. Философия и психология: С.Л.Рубинштейн и С.Л.Франк//Психологический журнал. 1999. № 6.

7.  Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л.: Эго, 1991. – 197 с.

8. Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И.Челпанове//Вопросы психологии. 1995. - №1.

9. Декарт Р. Страсти души. //Соч.: В 2.т. Т.1. М., 1989.

10. Джемс У. Психология. М.: Инфра - М.,1990.

11. История психоанализа в Украине / Сост. И.И.Кутько, Л.И.Бондаренко, П.Т.Петрик. Харьков: Основа, 1996. – 360 с.

12. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Жизнь в науке как образец для подражания: творческие искания и открытия Б.Г.Ананьева // Психологический журнал. 2003. №5, С. 5 – 13.

13. Кузьмина Е.. Проблемы свободы в научном творчестве С.Л.Рубинштейна // Психологический журнал. 2004. №1., С. 5-16.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975.

15. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: В 2-х т. М.: Мир, 1999.

16. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. №3, С. 5 – 16.

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

18. Психология: Биографический словарь (под ред. Марцинковской Г.Д.). СПб.: Речь, 1999. – 356 с.

19. Платон. Избранные диалоги. М.: Академия, 1997.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1997.

21. Равич-Щербо И.В., Ушакова Т.Н. В.Д.Небылицын: путь таланта // Психологический журнал. 2004. №1. С. 111- 118.

22. Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. К.: Либідь, 1998. - 992 с.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», 1994. – 480 с.

24. Соколова Е.Е. А.Н.Леонтьев и его время // Психологический журнал. 2003. №1, С.22 – 28.

25. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. М.: Наука, 1996.

26. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Инфра - М., 1993.

27. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. – 458 с.

28. Фромм Э.Душа человека. М.: Наука, 1992. – 398 с.

29. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Знание, 1993. – 374 с.

30. Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса) / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., Изд-во МГУ, 1980. – 296 с

31. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж. 1999.

32. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Питер, 1998.

33.  Юнг К. Архетип и символ. М.: Просвещение, 1991.

34. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Просвещение, 1985.

35. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Инфра - М., 1997.

36. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Наука, 1995.

37. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974.

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лекционная аудитория, оборудование для мультимедийного сопровождения курса, экран, демонстрационный и раздаточный материал. 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

Электронные образовательные ресурсы

http://www.pedlib.ru – педагогическая библиотека;

http://www.ed.gov.ru –официальный сайт МОиН;

http:// elibrary..ru/|defaultx.asp – научная электронная библиотека;

http://www.//slogiston.ru – литература по социальной работе;

 http://lib.vspu.ac.ru/index.html - фундаментальная библиотека в ГПУ.

 

Психологические сайты:
http://www.psytolerance.info – психологические информационные сборники;
http://www.narotiv.ru - Сборники научных статей по психологии;
http://www.psychological.ru – Практическая психология;
http://www.voppsy.ru – Вопросы психологии;

http://www.psyedu.ru – Психологическая наука и образование;

http://www.courier.com.ru –Курьер образования;

http://www.bookap.by.ru –библиотека психологической литературы разных направлений;

http://magasine.mospsy.ru – Московский психологический журнал;

PSY.Iseptember.ru – Ежедневник «Школьный психолог»;

http://www.psichol ras.ru/08.shtml – Психологический журнал;

http://www.vlad_sadovsk.chat.ru/article.htm - Психологический вестник.

URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html - Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. №3 (11).





Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.