Формой итогового контроля знаний студентов является екзамен.
Перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
1. История психологии как научная дисциплина: ее предмет, задачи, методы.
2. История психологии как форма внутринаучной рефлексии, виды и уровни историко-психологической рефлексии.
3. Значение истории психологии для психологии как науки.
4. Периодизация истории психологии, основные этапы развития предмета психологического познания.
5. Общее представление о душе в античной психологии.
6. Представления о душе в античном атомистическом материализме.
7. Психологическая концепция души в идеалистической философии Платона.
8. Аристотель как автор первой системы психологии.
9. Специфика понимания души в поздней античности (Плотин, Августин).
10. Особенности развития предмета психологии в эпоху средневековья.
11. Развитие психологии в философии нового времени: рационализм и эмпиризм.
12. Ф. Бэкон как основатель эмпиризма нового времени: основные психологические идеи.
13. Становление и основные черты психологии как науки о сознании.
14. Р. Декарт как основоположник рационализма нового времени: особенности трактовки сознания и психофизической проблемы.
15. Картезианская концепция человека.
16. Психологическая концепция Б. Спинозы и ее историческое значение.
17. Психологические взгляды Т. Гоббса.
18. Дж. Локк как основатель эмпирической психологии
19. Психологические идеи в «Монадологии» Г.В. Лейбница.
20. Исторический смысл полемики Г.В. Лейбница с Дж. Локком.
21. Психологические идеи в философии И. Канта
22. «Статика и динамика представлений» И. Гербарта и ее историческое значение.
23. Зарождение и становление классического ассоцианизма (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).
24. Развитие и упадок ассоцианизма в 19 веке (от Т. Брауна до Г. Спенсера).
25. Психологические воззрения французских просветителей 18 века.
26. Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
27. Первые программы психологии как самостоятельной науки.
28. Психология как наука о «непосредственном опыте» (В. Вундт).
29. Роль В.Вундта как организатора психологической науки.
30. Психология как наука об актах сознания (Ф. Брентано). Развитие идей Ф. Брентано в европейском функционализме.
31. Зарождение и историческая роль американского функционализма (У. Джеймс).
32. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова. Дальнейшее развитие объективного подхода В.М. Бехтеревым и И.П. Павловым.
33. Открытый кризис психологии начала 20 века и его анализ Л.С. Выготским.
34. Возникновение и основные принципы бихевиоризма.
35. Эволюция категории поведения в необихевиоризме.
36. Развитие принципа целостности в гештальтпсихологии.
37. Разработка категории бессознательного в классическом психоанализе.
38. Эволюция категории бессознательного в неопсихоанализе.
39. Раскрытие социально-исторической обусловленности человеческой психике во французской социологической школе.
40. Описательная (понимающая) психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
41. Гуманистическая психология: проблемы теории и практики.
42. Когнитивная психология как направление мировой психологической науки.
43. Основные направления развития психологии в дореволюционной России.
44. “Борьба за перестройку психологии на основе марксизма” как первый этап развития советской психологии: основные программы (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С.Выготский).
45. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
46. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева.
47. Основные принципы деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна.
48. Теория планомерного формирования умственных действий и представление о предмете психологии П.Я. Гальперина.
49. Советская психология как “репрессированная наука”.
50. Грузинская школа психологии установки (Д.Н.Узнадзе).
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература.
1. Ильин Г.Л. История психологии: Учебник для академического бакалавриата/ Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2014. - 389 с.. - (Бакалавр. Академический курс)
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2006.
3. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М.: Академический проект, 2008.
4. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Академический проект, 2005.
5. Психологическая наука в России ХХ столетия./ Под ред. А.В. Брушлинского. М., Психологический институт РАН. 1997
6. Российская психология: Антология. /Авт.-сост. А.Н. Ждан. М.:Академический проект, 2009.
7. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 2003.
8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.
9. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Просвещение, 1990.
б) дополнительная литература:
1. Аристотель О душе. М.: Академия, 1997.
2. Августин Аврелий. Исповедь. М.: Академия, 1997.
3. Богданчиков С.А. Почему был уволен Г.И.Челпанов?// Вопросы психологии. 1996. № 1.
4. Богданчиков С.А. Научно-организационная деятельность Г.И.Челпанова // Вопросы психологии. 1998. №2., С. 126 – 138.
5. Болотнікова І.В. Науково-історічні витоки становлення української педології та психології //Практична психологія та соціальна робота. 2002. № 9 - 10. С. 104 – 107.
6. Брушлинский А.В. Философия и психология: С.Л.Рубинштейн и С.Л.Франк//Психологический журнал. 1999. № 6.
7. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л.: Эго, 1991. – 197 с.
8. Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И.Челпанове//Вопросы психологии. 1995. - №1.
9. Декарт Р. Страсти души. //Соч.: В 2.т. Т.1. М., 1989.
10. Джемс У. Психология. М.: Инфра - М.,1990.
11. История психоанализа в Украине / Сост. И.И.Кутько, Л.И.Бондаренко, П.Т.Петрик. Харьков: Основа, 1996. – 360 с.
12. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Жизнь в науке как образец для подражания: творческие искания и открытия Б.Г.Ананьева // Психологический журнал. 2003. №5, С. 5 – 13.
13. Кузьмина Е.. Проблемы свободы в научном творчестве С.Л.Рубинштейна // Психологический журнал. 2004. №1., С. 5-16.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975.
15. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: В 2-х т. М.: Мир, 1999.
16. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. №3, С. 5 – 16.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
18. Психология: Биографический словарь (под ред. Марцинковской Г.Д.). СПб.: Речь, 1999. – 356 с.
19. Платон. Избранные диалоги. М.: Академия, 1997.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1997.
21. Равич-Щербо И.В., Ушакова Т.Н. В.Д.Небылицын: путь таланта // Психологический журнал. 2004. №1. С. 111- 118.
22. Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. К.: Либідь, 1998. - 992 с.
23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», 1994. – 480 с.
24. Соколова Е.Е. А.Н.Леонтьев и его время // Психологический журнал. 2003. №1, С.22 – 28.
25. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию. М.: Наука, 1996.
26. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Инфра - М., 1993.
27. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. – 458 с.
28. Фромм Э.Душа человека. М.: Наука, 1992. – 398 с.
29. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Знание, 1993. – 374 с.
30. Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса) / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., Изд-во МГУ, 1980. – 296 с
31. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж. 1999.
32. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Питер, 1998.
33. Юнг К. Архетип и символ. М.: Просвещение, 1991.
34. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Просвещение, 1985.
35. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Инфра - М., 1997.
36. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М.: Наука, 1995.
37. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Лекционная аудитория, оборудование для мультимедийного сопровождения курса, экран, демонстрационный и раздаточный материал.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Электронные образовательные ресурсы
http://www.pedlib.ru – педагогическая библиотека;
http://www.ed.gov.ru –официальный сайт МОиН;
http:// elibrary..ru/|defaultx.asp – научная электронная библиотека;
http://www.//slogiston.ru – литература по социальной работе;
http://lib.vspu.ac.ru/index.html - фундаментальная библиотека в ГПУ.
Психологические сайты:
http://www.psytolerance.info – психологические информационные сборники;
http://www.narotiv.ru - Сборники научных статей по психологии;
http://www.psychological.ru – Практическая психология;
http://www.voppsy.ru – Вопросы психологии;
http://www.psyedu.ru – Психологическая наука и образование;
http://www.courier.com.ru –Курьер образования;
http://www.bookap.by.ru –библиотека психологической литературы разных направлений;
http://magasine.mospsy.ru – Московский психологический журнал;
PSY.Iseptember.ru – Ежедневник «Школьный психолог»;
http://www.psichol ras.ru/08.shtml – Психологический журнал;
http://www.vlad_sadovsk.chat.ru/article.htm - Психологический вестник.
URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html - Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. №3 (11).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.