1. Вклад эмпиризма в психологию. Теория эмпирического обобщения и мышления.
2. Метод интроспекции в историческом освещении.
3. Роль медицины в развитии психологии.
4. Проблема бессознательного в истории психологии.
5. Проблема объективного метода в психологии: исторический взгляд.
6. Роль Г.И. Челпанова в истории отечественной психологии.
7. Советский этап в развитии отечественной психологии.
8. Проблема управления поведением в бихевиоризме и необихевиоризме.
9. Учение Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
10. Современное состояние культурно-исторической психологии.
11. Сравнительный анализ различных вариантов деятельностного подхода в психологии.
12. Петербургская (Ленинградская) психологическая школа (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, М.Я. Басов, Б.Г. Ананьев).
13. Соотношение психологической науки и психологической практики на современном этапе.
14. Психотехнические теории в психологии.
15. Современные дискуссии о состоянии и проблемах психологии.
16. Теоретические и методологические проблемы истории психологии.
17. Категориальный анализ как метод историко-психологического познания.
18. Соотношение «интеллектуальной» и «социальной» истории психологии.
19. Методы исторической психологии в историко-психологической реконструкции.
20. Психобиографический подход в истории психологии.
21. Роль научных школ в развитии психологии.
22. Основные концепции развития науки и их приложение к истории психологии.
23. Концепции души в античной психологии: сопоставительный анализ.
24. Возникновение и основные тенденции классической психологии сознания.
25. Предпосылки научной революции в психологии ХХ в.
26. Зарождение и исторические судьбы основных направлений мировой психологии ХХ в.
27. Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» и ее современное значение.
28. Л.С. Выготский и «неклассическая» психология.
29. Истоки и основные тенденции деятельностного подхода в психологии.
6.1.2. Задания для самостоятельной работы
Задание 1. На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу, отражающую составляющие и основные достижения изучаемых теоретических концепций. Обсудить правильность заполнения.
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
Э.Торндайк | ||
Д.Уотсон | ||
Э. Толмен | ||
К. Халл | ||
Б. Скиннер | ||
А. Бандура |
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
М. Вертгеймер | ||
К. Коффка | ||
В. Келер | ||
К.Левин |
Форма отчетности – заполненная таблица и выступления на семинаре.
Список литературы:
1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990. С.239 - 265.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2001. С.166 – 193.
3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998, С. 245 - 382.
4. Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса) / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., Изд-во МГУ, 1980. – 240 с.
5. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: Академия, 1997, С. 221 – 244.
Задание 2.
1.На основании изученной литературы и конспекта лекций заполнить таблицу, отражающую составляющие и основные достижения ведущих теоретических концепций. Обсудить правильность заполнения.
Ученые, работающие рамках данной школы | Предмет и задачи психологии | Структура или типология личности | Движущие силы развития | Основные достижения |
2. Составить словарь терминов по теме.
Форма отчетности – заполненная таблиц, словарь терминов и выступления на семинаре.
Список литературы:
1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М.: Наука, 1990, С.265 - 292.
2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2001,С.193 - 219.
3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998, С.381 - 467.
4. Ярошевский М.Г. История психология: от античности до середины 20 века. М.: Академия, 1997, С.257 - 296.
Задание 3. На основании изученной литературы и конспекта лекций, составить таблицу, отражающую роль отдельных ученых в развитии отечественной психологии на разных ее этапах.
Развитие отечественной психологии | ||
Период | Ученый, годы жизни | Вклад в развитие психологии |
Психология на рубеже 19 - 20 веков | ||
Психология в 20 - 40 годы ХХ века | ||
Психология во второй половине ХХ века | ||
Форма отчетности – развернутое устное сообщение с опорой на заполненную таблицу.
Литература:
1. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Жизнь в науке как образец для подражания: творческие искания и открытия Б.Г.Ананьева // Психологический журнал. 2003. №5, С. 5 – 13.
2. Николаева В.В. Б.В.Зейгарник и патопсихология // Психологический журнал. 2003, №3, С. 13 – 21.
3. Равич-Щербо И.В., Ушакова Т.Н. В.Д.Небылицын: путь таланта // Психологический журнал. 2004. №1, С. 111- 118.
1. Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. К.: Либідь, 1998. - 992 с.
2. Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца 19 –нач. 20 века//Вопросы психологии. 2000. №1, С.67 – 88.
3. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Речь, 1993. – 176 с.
6.1.3. Контрольная работа по дисциплине «История Психологии»
Контрольная работа по дисциплине носит теоретический характер. Ее цель – проверить знания, умения и навыки самостоятельного изложения отдельных теоретических проблем изучаемого курса на основе анализа литературы. Контрольная работа должна включать в себя:
- титульный лист,
- оглавление (план),
- содержание ответа,
- список использованных источников.
Собственно ответ включает в себя введение, 2-3 раздела, раскрывающие суть темы, заключение. Содержание ответа должно быть изложено четко, последовательно и логично, в соответствии с планом. Цитаты и идеи, заимствованные из научной литературы, подкрепляются ссылками на литературный источник. Объем работы – 10-15 страниц формата А4. Количество использованных источников – не менее 5.
Номер темы контрольной работы соответствует последней цифре номера студента по списку в учебном журнале группы.
Перечень тем контрольной работы:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.