Тема: «Деятельностный подход в советской психологии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Тип занятия: просеминар.

      Время: 2 часа + 6 часов СРС.

                                                      

                                              Вопросы для рассмотрения:

1. Деятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Предпосылки теории деятельности. Понятие о деятельности в трудах Басова.

2. Важнейшие деятельностные психологические теории:

a) вехи научной биографии и основные идеи психологические теории С.Л.Рубинштейна [Методологические проблемы психологии. Природа психического. Предмет психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип детерминизма.]

b) этапы научной биографии и общепсихологическая концепция А.Н.Леонтьева [Понятие деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности. Проблема интериоризации.]

c) штрихи к портрету и общепсихологические взгляды П.Я.Гальперина: предмет психологии, учение о действии и эволюционных уровнях действия, психика как ориентировочная деятельность, концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий.

3. Деятельностная психология и школа Л.С.Выготского: преемственные связи и различия.

4. Современное состояние психологических деятельностных концепций в теории и в различных областях практики.

 

Литература:

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Любое издание. Гл. 3.

2. Гальперин П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала / Вестник
МГУ, сер. 14, Психология, 1992, № 4, С. 3-10.

3. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской
психологии // Он же. Философия психологии, М.: Инфра, 1994, С. 263-276.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии деятельности // Леонтьев А.Н.
Философия психологии. М.: Педагогика. 1994. С. 247-259.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Просвещение, 1989, Т.1, С. 26 - 29, 34 - 44, 101 - 103.

6. Рубинштейн С.Л. Проблема сознания и деятельности в советской психологии // Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Политиздат,1959, С. 249-255.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса // Вопросы психологии, 1983, № 2.

Дополнительная литература:

1. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии /
Психологический журнал, 2001, № 6, С.5-13.

2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки
российской психологии. М.: Наука, 1994, гл. 2.

3. Соколова Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н.Леонтьева и его школа /
Психологический журнал, 2001, № 6, С. 14 - 23.

4.  Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 1997, диал. 11.

    

    Форма отчетности: тематический кейс.

 







Семинарское занятие № 17.

Тема: «Психология установки (грузинская школа)».

      Тип занятия: просеминар.

      Время: 2 часа + 6 часов СРС.

                                                      

                                              Вопросы для рассмотрения:

1. Феномен установки. Условия возникновения установки.

2. Виды и свойства установки. Место установки в поведении человека.

3. Установка и деятельность.

4. Дискуссии по проблеме установки в советской психологии.

 

Литература:

1. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Профиздат, 1966, С. 140 - 152, 164 - 183, 231 - 233, 253 - 257, 289 - 292.

2. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Академия, 1997. С. 8-15.

 

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Просвещение, 1979, гл.1,С.12 – 55.

 

Форма отчетности: реферат.

 

 5. Образовательные технологии:

  Интерактивные лекции, проблемные лекции, семинары-дискуссии, просеминары, «кейс-стади», «круглый стол».

 

 

 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Тем ы и вопросы для самостоятельной работа студентов

Самостоятельная работа № 1

Тема: «Теоретические и методологические основы истории психологии».

Время: 4 часа.

Вопросы к рассмотрению:     

Представление о структуре философской концепции (онтология, гносеология, этика и др.) как методологическое средство историко-научной реконструкции психологических систем прошлого. Понятие о категориальном строе психологии. Основные категории психологии ХХ в.: образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, организм-индивид-личность. Фундаментальные проблемы и объяснительные принципы психологии. Категориальный анализ как принцип историко-психологической реконструкции. Значение истории психологии для психологии как науки.

Литература:

1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6-ти томах. М., Педагогика, 1982, т. 1, С. 302–309 (2).

2. Ждан А.Н. Введение. // А.Н.Ждан История психологии: от античности к современности. М.: Мир, 1997, С.7–18 (2, 3).

3. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии. // Б.М. Теплов Избранные труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985, Т.2, С. 191–198 (1, 2).

4. Теплов Б.М. О культуре научного исследования. // Там же, С. 310–317 (1, 2).

5. Ярошевский М.Г. Введение. // М.Г. Ярошевский История психологии. М.: Мысль, 1985, С.3–26 (1, 2).

6. Ярошевский М.Г. О формах развития психологического познания. // М.Г. Ярошевский Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974, С. 41– 46 (2).

 

Дополнительная литература:

1. Петровский А.В. Теоретическая психология как область психологической науки. // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Основы теоретической психологии. М., Инфра‑М, 1998, С.10–24 (2).

2. Петровский А.В., Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения). // Там же, С. 515–524 (2).

3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Изучение истории психологии. // Д.П.Шульц, С.Э.Шульц История современной психологии. СПб: Евразия, 1998, гл. 1, С.16–36 (1, 2, 3)

4. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М.: Просвещение, 1997.

5. Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в психологии // Он же. Динамическая психология: Избр. Труды. М.: Наука, 2001.

6. Ярошевский М.Г. Как была открыта психическая реальность. // Там же, С. 82–86 (2).

 

Самостоятельная работа № 2

Тема: «Основные достижения античной психологической мысли».

Время: 8 часов.

Вопросы к рассмотрению:

 

Основные достижения античной психологической мысли. Общее представление о развитии психологических знаний в Средние века и эпоху Возрождения. Психологические идеи в схоластической философии. Р.Бэкон и спор номиналистов с реалистами. Фома Аквинский и психологические идеи философии томизма. Учение об интенциональности познавательных процессов и его роль в последующем развитии психологии. Представление о душе в трудах мыслителей арабоязычной культуры (Авиценна, Ибн-Рушд, Аверроэс и др.).      

Значение естественно-научных и философских учений эпохи Возрождения для развития психологических знаний.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.