Тип занятия: просеминар.
Время: 2 часа + 6 часов СРС.
Вопросы для рассмотрения:
1. Деятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Предпосылки теории деятельности. Понятие о деятельности в трудах Басова.
2. Важнейшие деятельностные психологические теории:
a) вехи научной биографии и основные идеи психологические теории С.Л.Рубинштейна [Методологические проблемы психологии. Природа психического. Предмет психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип детерминизма.]
b) этапы научной биографии и общепсихологическая концепция А.Н.Леонтьева [Понятие деятельности. Структура деятельности. Виды деятельности. Проблема интериоризации.]
c) штрихи к портрету и общепсихологические взгляды П.Я.Гальперина: предмет психологии, учение о действии и эволюционных уровнях действия, психика как ориентировочная деятельность, концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий.
3. Деятельностная психология и школа Л.С.Выготского: преемственные связи и различия.
4. Современное состояние психологических деятельностных концепций в теории и в различных областях практики.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Любое издание. Гл. 3.
2. Гальперин П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала / Вестник
МГУ, сер. 14, Психология, 1992, № 4, С. 3-10.
3. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской
психологии // Он же. Философия психологии, М.: Инфра, 1994, С. 263-276.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии деятельности // Леонтьев А.Н.
Философия психологии. М.: Педагогика. 1994. С. 247-259.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Просвещение, 1989, Т.1, С. 26 - 29, 34 - 44, 101 - 103.
6. Рубинштейн С.Л. Проблема сознания и деятельности в советской психологии // Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Политиздат,1959, С. 249-255.
7. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса // Вопросы психологии, 1983, № 2.
Дополнительная литература:
1. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии /
Психологический журнал, 2001, № 6, С.5-13.
2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки
российской психологии. М.: Наука, 1994, гл. 2.
3. Соколова Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н.Леонтьева и его школа /
Психологический журнал, 2001, № 6, С. 14 - 23.
4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 1997, диал. 11.
Форма отчетности: тематический кейс.
Семинарское занятие № 17.
Тема: «Психология установки (грузинская школа)».
Тип занятия: просеминар.
Время: 2 часа + 6 часов СРС.
Вопросы для рассмотрения:
1. Феномен установки. Условия возникновения установки.
2. Виды и свойства установки. Место установки в поведении человека.
3. Установка и деятельность.
4. Дискуссии по проблеме установки в советской психологии.
Литература:
1. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Профиздат, 1966, С. 140 - 152, 164 - 183, 231 - 233, 253 - 257, 289 - 292.
2. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Академия, 1997. С. 8-15.
Дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Просвещение, 1979, гл.1,С.12 – 55.
Форма отчетности: реферат.
5. Образовательные технологии:
Интерактивные лекции, проблемные лекции, семинары-дискуссии, просеминары, «кейс-стади», «круглый стол».
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Тем ы и вопросы для самостоятельной работа студентов
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Теоретические и методологические основы истории психологии».
Время: 4 часа.
Вопросы к рассмотрению:
Представление о структуре философской концепции (онтология, гносеология, этика и др.) как методологическое средство историко-научной реконструкции психологических систем прошлого. Понятие о категориальном строе психологии. Основные категории психологии ХХ в.: образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, организм-индивид-личность. Фундаментальные проблемы и объяснительные принципы психологии. Категориальный анализ как принцип историко-психологической реконструкции. Значение истории психологии для психологии как науки.
Литература:
1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6-ти томах. М., Педагогика, 1982, т. 1, С. 302–309 (2).
2. Ждан А.Н. Введение. // А.Н.Ждан История психологии: от античности к современности. М.: Мир, 1997, С.7–18 (2, 3).
3. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии. // Б.М. Теплов Избранные труды: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985, Т.2, С. 191–198 (1, 2).
4. Теплов Б.М. О культуре научного исследования. // Там же, С. 310–317 (1, 2).
5. Ярошевский М.Г. Введение. // М.Г. Ярошевский История психологии. М.: Мысль, 1985, С.3–26 (1, 2).
6. Ярошевский М.Г. О формах развития психологического познания. // М.Г. Ярошевский Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974, С. 41– 46 (2).
Дополнительная литература:
1. Петровский А.В. Теоретическая психология как область психологической науки. // А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Основы теоретической психологии. М., Инфра‑М, 1998, С.10–24 (2).
2. Петровский А.В., Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения). // Там же, С. 515–524 (2).
3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Изучение истории психологии. // Д.П.Шульц, С.Э.Шульц История современной психологии. СПб: Евразия, 1998, гл. 1, С.16–36 (1, 2, 3)
4. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М.: Просвещение, 1997.
5. Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в психологии // Он же. Динамическая психология: Избр. Труды. М.: Наука, 2001.
6. Ярошевский М.Г. Как была открыта психическая реальность. // Там же, С. 82–86 (2).
Самостоятельная работа № 2
Тема: «Основные достижения античной психологической мысли».
Время: 8 часов.
Вопросы к рассмотрению:
Основные достижения античной психологической мысли. Общее представление о развитии психологических знаний в Средние века и эпоху Возрождения. Психологические идеи в схоластической философии. Р.Бэкон и спор номиналистов с реалистами. Фома Аквинский и психологические идеи философии томизма. Учение об интенциональности познавательных процессов и его роль в последующем развитии психологии. Представление о душе в трудах мыслителей арабоязычной культуры (Авиценна, Ибн-Рушд, Аверроэс и др.).
Значение естественно-научных и философских учений эпохи Возрождения для развития психологических знаний.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.