бога. В основе подобных взглядов лежат протест бюргерства и гор. плебейства против сословного неравенства и феод, господства.
Как это ни парадоксально, но для средневековой мистики в Германии, особенно для Экхарта, учение к-рого было объявлено еретическим, характерно не принижение, а возвеличивание разума. Учение Экхарта было в дальнейшем развито, с одной стороны, в религ.-мистич. направлении доминиканским монахом Сузо, с другой,— Таулером, искавшим путей к богу в мирской деятельности. Через Таулера эти идеи оказали влияние на вождей Реформации и Крестьянской войны, в частности Лютера, проявлявшего большой интерес к мистике, напр. к анонимному произведению мистич. характера, примыкавшему к кругу Таулера,— «Немецкой теологии» («Ein deutsch Theologia», 1518). Название книги было дано Лютером, впервые издавшем ее. Среди наиболее известных мистич. произведений 15 в. следует назвать «О подражании Христу» («De imitatione Christi», 1472), к-рое выдержало (вплоть до наст, времени) более 2000 изданий. Авторство этой книги приписывается монаху Фоме Кемпий-скому. Мистика не утратила своего значения и в следующий период истории Н. ф.— период гуманизма и Реформации.
Подготовка Реформации происходила также п в сфере светского свободомыслия. Резким насмешливым отношением к католич. церкви и к религии вообще была проникнута поэзия бродячих певцов — вагантов, к-рые пародировали Евангелие, высмеивали Ватикан и духовенство, прославляли радость жизни. К 13 в. восходят идейные истоки знаменитого атеистич. трактата «О трех обманщиках», в к-ром утверждалось, что основатели трех мировых религий — Моисей, Христос и Магомет — были обманщиками.
Философия эпохи гуманизма и Реформации (15—16 вв.)
Новые веяния усиливаются в 15 в. Развитие производит, сил, обострение социальной борьбы, распространение науч. знаний, воздействие культуры итал. Возрождения влияли на судьбы духовной жизни Германии, все явственнее ощущалась потребность в коренных идеологических переменах. На рубеже двух эпох возвышается фигура Николая Кузан-ского, римско-католич. богослова, но вместе с тем и натурфилософа, звавшего к изучению природы, к практике. Уже при его жизни в Германии все шире развертывалась деятельность писателей-гуманистов, критиковавших схоластику и ср.-век. аскетизм, выступавших против церк. и феод, опеки над личностью, за ее свободное, гармонич. развитие. Нем. гуманистич. мысль развивалась не в придворных кругах (как это было в Италии), а гл. обр. в стенах ун-тов, в среде бюргерства и мелкого рыцарства. На переднем плане стояли проблемы религии и философии, они широко дебатировались в лит-ре, в устных выступлениях, но критика католицизма и социальных порядков не выливалась в программу практич. действий. Творчество нем. гуманистов было глубоко противоречивым. Это характерно как для Агриколы, сочетавшего интерес к антич. культуре с христ. благочестием, так и для Рейхлина, резко выступавшего против церк. обскурантизма, но находившегося в стороне от развернувшейся политич. борьбы. Особняком стоит Гуттен — выразитель интересов мелкого дворянства, участник рыцарского восстания 1522 — 23.
Начало Реформации, к-рая явилась для Германии своеобразной формой бюргерской революции, положил Лютер. Выступления Лютера против католич. духовенства и рим. папы нашли широкий отклик не только в среде бюргерства и мелкого дворянства, но и в нар. массах, страдавших от феод, гнета. Однако, когда революция стала перерастать в народную, Лю-
тер, первоначально относившийся сочувственно к борьбе крестьян, резко изменил свою политич. ориентацию, объявил всякий бунт «дьявольским», призывал к уничтожению мятежников и подчинению законной власти. В результате Реформации в значит, части Германии образовалась церковь, приспособленная для бурж. развития страны. Большое значение для Н. ф., культуры и нац. самосознания имела реформа лит. нем. языка, осуществленная Лютером. Собств. филос. искания Лютера ограничивались развитием традиций нем. мистики; культура классич. древности оставалась ему глубоко враждебной.
Филос. программу протестантизма сформулировал Меланхтон, направивший гл. свои усилия на соединение гуманизма и Реформации. От него берет начало протестантская неосхоластика, Аристотеля приспосабливали к нуждам лютеранства. Меланхтон в известной мере продолжил схоластич. традицию, дискредитированную развитием мистики. Этот новый перипатетизм укрепился затем и в протестантских учебных заведениях, и в литературе, образовав протестантскую школьную философию 16 —17 вв. Впрочем, и католич. схоластика не утратила в это время известного распространения и влияния. Положит, тенденции в пределах схоластики (см. Номинализм), рационализм к-рой противостоял реакц. линии развития мистицизма, были учтены как гуманистами, так и естествоиспытателями и философами-рационалистами 17 —18 вв.
Крестьянская война, пламя к-рой в 1524—25 охватило почти всю Германию, выдвинула ряд революц. деятелей и мыслителей, наиболее выдающимся из к-рых был Мюнцер, в богословской форме проповедовавший пантеистич. учение, соприкасавшееся с атеизмом и коммунистич. идеями. К кругу людей, близких Мюнцеру, принадлежал Иоганн Гергот — предполагаемый автор опубликованного в 1527 утопич. соч. «О новом преобразовании христианской жизни», в к-ром провозглашалось требование общности нму-ществ. Участником нар. восстания был и Парацелъс — знаменитый врач и натурфилософ-пантеист. Отзвуки Крестьянской войны слышны в социальной критике С. Франка, мистика-пантеиста, мечтавшего о мире без войн и имуществ. неравенства.
Экономич. и политич. подъем, к-рый переживала Германия в 1-й пол. 16 в., связанное с ним развитие естеств. наук вызвали к жизни светские филос. учения, вплотную приблизившиеся к материализму. Такой характер, в частности, носило учение Георга Агриколы (1494—1555) — основателя горного дела, врача, историка. Но ведущую роль даже в этот период в Н. ф. все же играли учения, так или иначе связанные с традициями мистики. Влияние мистики усилилось после поражения Крестьянской войны. Эту линию нем. филос. развития представляют А гриппа (Неттесхеймский), В. Вейгель, Бёме. Дань мистике, в к-рой усиливались диалектич. тенденции, отдавали даже такие крупные естествоиспытатели, как Кеплер, сыгравший огромную роль в развитии мате-риалистич. представлений о космосе.
Эпоха, в к-рую жили Бёме и Кеплер,— тяжелая пора в истории Германии. Хозяйств, упадок, вызванный перемещением осн. торг. путей из рек и морей Сев. Европы в Атлантпч. океан, усугубился Тридцатилетней войной. К окончанию этой войны страна лежала в руинах, обескровленная, разделенная на множество мелких гос-в. Германия в течение длит, времени пребывала в состоянии полного застоя. Лишь к концу 17 в. появляются признаки нового подъема.
Философия эпохи Просвещения (17—18 вв.)
Для Н. ф. 18 в. характерно внедрение идеи историзма, идеи развития, связанной с подъемом естествознания. Накопление множества фактов, произведен-
22 НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ное в предшествовавшую эпоху, ставило вопрос об их истолковании, о рассмотрении природы в развитии, во взаимной связи ее элементов. После открытия Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчислений идеи диалектики стали проникать в наиболее абстрактную из наук — математику. Значительно расширились представления о Вселенной. Кант выдвинул диалектич. гипотезу происхождения солнечной системы. Идея развития рождалась также в недрах биологии. «...Почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы,— писал Энгельс,— К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции» («Диалектика природы», 1964, с. 14—15). В 18 в. идея историзма стала проникать и в обществ, дисциплины. Появляются обобщающие труды по политич. истории, по истории философии. Винкелъман положил начало совр. археологии и истории искусств. Однако в целом нем. науч. знание 18 в. оставалось метафизическим, что справедливо даже по отношению к Лейбницу. Соч. Лейбница отмечены гениальными диалектич. идеями, но он в то же время дает метафпзич. формулировки о том, что природа не делает скачков и др. X. Вольф явился одним из классич. представителей метафизич. способа мышления в 18 в. с его плоской телеологией, отрицанием противоречия в бытии и мышлении и т. п. Следует отметить, что лейбнице-вольфианской, в основном идеалистич., школе, в особенности воззрениям двух ее крупнейших представителей — Лейбница и Вольфа, были свойственны тенденции механистич. материализма, связанные гл. обр. с естеств.-науч. просветительскими идеями. Вольф и его ученики, считая себя систематизаторами философии Лейбница, догматизировали и вульгаризировали ее.
Философия нем. Просвещения в социально-политич. отношении носила противоречивый характер. Воль-фианцы Баумгартен, Мендельсон, Николаи и др. были убеждены, что распространение образования незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности. Культ разума сочетался у них с преклонением перед христ. верой, к-рой они пытались дать «рациональное» истолкование. Центром воль-фианской «популярной философии» был Берлин — столица Пруссии, король к-рой Фридрих II любил принимать позу «философа на троне».
Деспот-вольнодумец, враждовавший с папой и дважды отлученный от церкви, являл собой колоритнейшую фигуру эпохи: он насаждал просвещение, но жесточайшим образом карал своих политич. противников и еретиков из гор. низов. Одна из папских эн-цпклпк утверждала, что Фридрих II признавал лишь то, что можно объяснить с помощью здравого смысла и законов природы.
Наряду с лейбнице-вольфианским идеализмом и идеалистич. концепциями Гамана и Якоби, развивавшихся в русле теории непосредственного знания, в нем. Просвещении существовали материалистич. и атеистич. направления, иногда связанные с нар. протестом против социального гнета, более или менее враждебные офиц. церк. догме. Идейным источником этих оппозиц. учений была пантеистич. традиция и стоящая с ней в связи материалистич. философия Спинозы, начавшая интенсивно проникать в Германию уже в конце 17 в. Чирнгаузен, Штош, Лау, Эделъман и др. вошли в плеяду первых нем. спинозистов. Сторонником спинозизма стал в последние годы своей жизни и Лессинг. Распространение спинозистских материалистич. идей встречало в Германии сопротивление как со стороны откровенной идейной реакции, так и со стороны умеренного идеалистич. крыла Просвещения. Спинозистские книги сжигали, их авторов подвергали преследованиям. Поэтому Лессинг скрывал
свои симпатии к голл. материалисту. О них стало известно лишь после смерти философа. В печати по этому поводу разгорелась оживленная дискуссия, к-рая затем переросла в полемику по ряду важнейших филос. проблем. Это был знаменитый «спор о пантеизме» (или «спор о Спинозе»). В ходе дискуссии с защитой учения Спинозы выступил Гердер, отстаивавший пантеистич. т. зр. и пытавшийся соединить взгляды голл. материалиста с христианством. Пантеистич. характер нем. материализма явился одной из национальных особенностей Н. ф. 17—18 вв. В течение длит, времени в нем. пантеизме переплетались (и подчас в одних и тех же учениях) две тенденции — натуралистическая, растворявшая бога в природе, и спиритуалистическая, растворявшая природу в боге. Размежевание точек зрения внутри пантеизма произошло лишь в конце 18 в. Если Гердер еще колебался между идеализмом и материализмом, то Гёте явно тяготел, а Форстер окончательно склонялся к материализму.
Характерной особенностью и сильной стороной нем. материализма были попытки преодолеть механистич. мировоззрение. Механистич. направление в Н. ф. оформилось к 70-м гг. 18 в. в медицине и психологии (Вейкард; Михаэль Хисман, 1752—84). Механицизм подвергался критике со стороны Гердера, Кне-беля, Гёте. Оставаясь в целом метафизическим, нем. материализм 18 в. в лице своих лучших представителей выходил за пределы механицизма, ставил во главу угла проблему органич. материи. Специфику жизни нельзя понять исходя из законов механики, но столь же ошибочен взгляд о существовании особой «жизненной силы». В работах Гердера, Гёте, Кнебеля высказывались догадки о естеств. возникновении жизни, об эволюции живых существ. Принципы органической структуры распространялись на всю действительность, к-рая представлялась не скоплением отдельных предметов, а единым взаимосвязанным целым.
Против механицизма выступали также сторонники теории непосредств. знания — Гаман и Якоби. Их иррационалистич. философия преследовала цель укрепления позиций лютеранского богословия, однако критика плоского рационализма в известной мере способствовала дальнейшему развитию диалектики. Это развитие обусловливали и те процессы, к-рые происходили в сфере социальной борьбы. Германия еще не созрела для революции, передовые идеи приходили сюда из-за границы, но все же в умах происходило брожение. Ярче всего оно проявлялось в искусстве и литературе, в философии.
Другой характерной чертой нем. материализма эпохи Просвещения было осторожное обращение с религией, иногда даже использование религ. форм и терминологии. В этом отразилась неразвитость обществ, отношений в Германии; идеологич. борьба не достигла там остроты, характерной для более развитых европ. стран, и не привела к отчетливой поляризации социальных сил. Борьба за просвещение, против ортодоксального христианства проходила под лозунгами веротерпимости, создания улучшенной религии. Реже появлялись здесь открытые, более по-следоват. формы атеизма. Первые известные нам анти-религ. выступления в Германии связаны с деятельностью М. Кнутцена. Ряд анонимных атеистич. трактатов относится к началу и сер. 18 в. Получает распространение упомянутый уже лат. трактат «О трех обманщиках», авторство к-рого приписывалось Фридриху II. В защиту атеизма выступил Шулъц, боевые антирелиг. памфлеты принадлежат перу Кно~ блауха. В целом, однако, нем. филос.-атеистич. публицистика уступала по своему объему, остроте, влиянию соответствующей франц. лит-ре 18 в. Сильной
Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.