От сенсомоторной к символической функции интеллекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ж. Пиаже в своей работе «Схемы действия и усвоение языка» доказывает, что язык согласуется со всем, что уже усвоено на уровне сенсомоторного интеллекта. Действительно, сенсомоторный интеллект уже содержит некоторую логику - логику действий, когда нет еще ни мышления, ни представления, ни языка. Эти действия скоординированы согласно некоторой логике, уже содержащей множество структур, которые разовьются позднее самым ярким образом. Прежде всего - это обобщение (генерализация) действий. Например, ребенок пытается схватить висящий предмет, ему это не удается, но он раскачивает его; тогда, весьма заинтересованный, ребенок продолжает ударять по нему, чтобы заставить качаться, и в результате всякий раз, когда он видит висящий предмет, он начинает толкать его и раскачивать. Этот акт, несомненно, свидетельствует о начале логического обобщения у ребенка. Основным феноменом на уровне этой логики действий является ассимиляция. Ассимиляцией Пиаже называет интеграцию новых объектов или новых ситуаций и событий в предшествующие схемы. А схемой в терминологии Пиаже называется то, что является результатом обобщения, пример которого

8 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь... С. 176-177.

170


приведен выше. Эти схемы ассимиляции являются своего рода концептами, но концептами практическими. Они являются концептами в том смысле, что предполагают содержание понятия. Концепты с содержаниехМ понятия, следовательно, распространяются на качества и предикаты, но еще не имеют объема (экстенсионала); иначе говоря, ребенок узнает висящий предмет, то есть производит акт опознания, но у него нет средства представить себе совокупность висящих предметов. А если нет еще экстенсионала, значит, нет и припоминания, поскольку для того чтобы прийти к представлению о совокупности предметов, обладающих одним и тем же качеством, необходима, естественно, способность к припоминанию. Последнее позволяет осуществить символическая или семиотическая функция, которая возникает значительно позже и которая не дана с самого начала. Этим и объясняется ограниченность практических концептов, которые Пиаже называет схемами ассимиляции. Однако хотя еще нет экстенсионала (объема понятия), существует координация между схемами, и именно эти координации образуют всю сенсомоторную логику. Таким образом, Пиаже говорит о некой постоянной структуре, которая предвещает структуру логики.10

Как же субъект переходит от этой логики действий к концептуальной логике? Под концептуальной логикой мы, вслед за Пиаже, понимаем такую логику, которая предполагает представление и мышление и, следовательно, концепты с экстенсионалом (объемом), а не только с содержанием.11 Этот переход к концептуальной логике является особым преобразованием ассимиляции. До этого момента ассимиляция представляет собой включение некоторого объекта в схему действия; например, один предмет может быть схвачен, другой тоже может быть схвачен, и т. д., — все объекты хватания ассимилированы, включены в схему действия - действия хватания. В то время как новая форма ассимиляции, которая вскоре возникнет и сделает возможной кон­цептуальную логику, - это ассимиляция между предметами, а не только между предметами и схемой действия; иначе говоря, одни предметы будут ассимилироваться другими, что и обусловит воз­никновение экстенсионала. Но это, естественно, предполагает вос­произведение в памяти; а для этого, разумеется, необходима по-

9 См,: Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М, 2002. С. 144. 10 Там же. с. 145. 11 Там же.

171


требность воспроизвести в памяти, то есть подумать о каком-либо предмете, который в настоящее время не является непосредственно воспринимаемым. Так откуда же возникает это воспроизведение в памяти? Именно здесь, по мысли Пиаже, можно увидеть, как возникает символическая или семиотическая функция.12

Символическая или семиотическая функция формируется в те­чение второго года жизни ребенка. Язык же является лишь частным случаем семиотической функции и притом весьма ограниченным в совокупности ее проявлений. Пиаже приводит наблюдения возникновения семиотическая функция у своих детей. «Я предлагаю своей дочери приоткрытый спичечный коробок, положив туда на глазах у дочери какой-нибудь предмет (например, наперсток: я подчеркиваю, что положенное в коробок несъедобно, далее будет ясно почему). Девочка пытается открыть коробок, чтобы достать предмет, она вертит его в руках, но это ничего ей не дает; наконец, она прекращает манипуляции с коробком, смотрит на него, и при этом открывает и закрывает рот; это служило символизацией того, что необходимо было сделать (ведь в коробке не было ничего съедобного). Еще один новый факт подтверждает такую интерпретацию. Я повторил тот же опыт четыре года спустя и предложил коробок своему сыну в том же возрасте. Вместо того чтобы закрыть и открыть рот, когда ему не удалось открыть коробок, он посмотрел на щель и на свою руку, потом разжал и сжал руку». 3

Согласно Пиаже, имитация играет очень важную роль в формировании семиотической функции. Следует учесть, что под имитацией понимается не подражание человеку, не имитация его жестов, а мифически-символическая имитация некоторого предмета, когда с помощью жестов передаются характеристики этого предмета. Например, в предмете есть отверстие, которое нужно увеличить, и именно эта потребность имитируется, когда ребенок открывает и закрывает рот. Эта имитация играет чрезвычайно большую роль, поскольку она может быть моторной, как в приведенном выше случае, но она продолжается затем в интериоризованной имитации. Более того, Пиаже утверждает, что «ментальный образ вначале есть не что иное, как интериоризованная имитация, порождающая затем репрезентацию».14

12 Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка... С. 146.

13 Там же. 14 Там же. С. 147.

172


Другой формой символической функции является символичес­ кая игра. Ребенок начинает играть очень рано, но ранние игры, как правило, заключаются в повторении какого-то предшествующего действия. Ребенок может попытаться попробовать свои силы, например, в раскачивании висящего предмета, затем он забавляется просто из желания упражнять свою способность; это игра, состоящая в простом упражнении или повторении, и в ней нет еще никакого символизма. Однако уже на уровне, который мы теперь рассматриваем, начинается символическая игра, то есть игра, которая воскрешает в памяти прошлую ситуацию с помощью жестов.

Условия возникновения языка составляют часть более широкой совокупности условий, подготовленной различными стадиями раз­вития сенсомоторного интеллекта. Таким образом, язык может использовать все, что было достигнуто сенсомоторной логикой и символической функцией. Пиаже отмечает некий синкретизм, проявляющийся в этом родстве между сенсомоторным интеллектом и формированием языка.15 В этом смысле эпистемология превращается в исследовательскую программу, ставящую своей целью выяснение того, каким образом разуму в результате своей активности удается из эмпирического потока сконструировать мало-мальски надежный, регулярный мир.




Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.