Ж. Пиаже в своей работе «Схемы действия и усвоение языка» доказывает, что язык согласуется со всем, что уже усвоено на уровне сенсомоторного интеллекта. Действительно, сенсомоторный интеллект уже содержит некоторую логику - логику действий, когда нет еще ни мышления, ни представления, ни языка. Эти действия скоординированы согласно некоторой логике, уже содержащей множество структур, которые разовьются позднее самым ярким образом. Прежде всего - это обобщение (генерализация) действий. Например, ребенок пытается схватить висящий предмет, ему это не удается, но он раскачивает его; тогда, весьма заинтересованный, ребенок продолжает ударять по нему, чтобы заставить качаться, и в результате всякий раз, когда он видит висящий предмет, он начинает толкать его и раскачивать. Этот акт, несомненно, свидетельствует о начале логического обобщения у ребенка. Основным феноменом на уровне этой логики действий является ассимиляция. Ассимиляцией Пиаже называет интеграцию новых объектов или новых ситуаций и событий в предшествующие схемы. А схемой в терминологии Пиаже называется то, что является результатом обобщения, пример которого
8 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь... С. 176-177.
170
приведен выше. Эти схемы ассимиляции являются своего рода концептами, но концептами практическими. Они являются концептами в том смысле, что предполагают содержание понятия. Концепты с содержаниехМ понятия, следовательно, распространяются на качества и предикаты, но еще не имеют объема (экстенсионала); иначе говоря, ребенок узнает висящий предмет, то есть производит акт опознания, но у него нет средства представить себе совокупность висящих предметов. А если нет еще экстенсионала, значит, нет и припоминания, поскольку для того чтобы прийти к представлению о совокупности предметов, обладающих одним и тем же качеством, необходима, естественно, способность к припоминанию. Последнее позволяет осуществить символическая или семиотическая функция, которая возникает значительно позже и которая не дана с самого начала. Этим и объясняется ограниченность практических концептов, которые Пиаже называет схемами ассимиляции. Однако хотя еще нет экстенсионала (объема понятия), существует координация между схемами, и именно эти координации образуют всю сенсомоторную логику. Таким образом, Пиаже говорит о некой постоянной структуре, которая предвещает структуру логики.10
Как же субъект переходит от этой логики действий к концептуальной логике? Под концептуальной логикой мы, вслед за Пиаже, понимаем такую логику, которая предполагает представление и мышление и, следовательно, концепты с экстенсионалом (объемом), а не только с содержанием.11 Этот переход к концептуальной логике является особым преобразованием ассимиляции. До этого момента ассимиляция представляет собой включение некоторого объекта в схему действия; например, один предмет может быть схвачен, другой тоже может быть схвачен, и т. д., — все объекты хватания ассимилированы, включены в схему действия - действия хватания. В то время как новая форма ассимиляции, которая вскоре возникнет и сделает возможной концептуальную логику, - это ассимиляция между предметами, а не только между предметами и схемой действия; иначе говоря, одни предметы будут ассимилироваться другими, что и обусловит возникновение экстенсионала. Но это, естественно, предполагает воспроизведение в памяти; а для этого, разумеется, необходима по-
9 См,: Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. М, 2002. С. 144. 10 Там же. с. 145. 11 Там же.
171
требность воспроизвести в памяти, то есть подумать о каком-либо предмете, который в настоящее время не является непосредственно воспринимаемым. Так откуда же возникает это воспроизведение в памяти? Именно здесь, по мысли Пиаже, можно увидеть, как возникает символическая или семиотическая функция.12
Символическая или семиотическая функция формируется в течение второго года жизни ребенка. Язык же является лишь частным случаем семиотической функции и притом весьма ограниченным в совокупности ее проявлений. Пиаже приводит наблюдения возникновения семиотическая функция у своих детей. «Я предлагаю своей дочери приоткрытый спичечный коробок, положив туда на глазах у дочери какой-нибудь предмет (например, наперсток: я подчеркиваю, что положенное в коробок несъедобно, далее будет ясно почему). Девочка пытается открыть коробок, чтобы достать предмет, она вертит его в руках, но это ничего ей не дает; наконец, она прекращает манипуляции с коробком, смотрит на него, и при этом открывает и закрывает рот; это служило символизацией того, что необходимо было сделать (ведь в коробке не было ничего съедобного). Еще один новый факт подтверждает такую интерпретацию. Я повторил тот же опыт четыре года спустя и предложил коробок своему сыну в том же возрасте. Вместо того чтобы закрыть и открыть рот, когда ему не удалось открыть коробок, он посмотрел на щель и на свою руку, потом разжал и сжал руку». 3
Согласно Пиаже, имитация играет очень важную роль в формировании семиотической функции. Следует учесть, что под имитацией понимается не подражание человеку, не имитация его жестов, а мифически-символическая имитация некоторого предмета, когда с помощью жестов передаются характеристики этого предмета. Например, в предмете есть отверстие, которое нужно увеличить, и именно эта потребность имитируется, когда ребенок открывает и закрывает рот. Эта имитация играет чрезвычайно большую роль, поскольку она может быть моторной, как в приведенном выше случае, но она продолжается затем в интериоризованной имитации. Более того, Пиаже утверждает, что «ментальный образ вначале есть не что иное, как интериоризованная имитация, порождающая затем репрезентацию».14
12 Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка... С. 146.
13 Там же. 14 Там же. С. 147.
172
Другой формой символической функции является символичес кая игра. Ребенок начинает играть очень рано, но ранние игры, как правило, заключаются в повторении какого-то предшествующего действия. Ребенок может попытаться попробовать свои силы, например, в раскачивании висящего предмета, затем он забавляется просто из желания упражнять свою способность; это игра, состоящая в простом упражнении или повторении, и в ней нет еще никакого символизма. Однако уже на уровне, который мы теперь рассматриваем, начинается символическая игра, то есть игра, которая воскрешает в памяти прошлую ситуацию с помощью жестов.
Условия возникновения языка составляют часть более широкой совокупности условий, подготовленной различными стадиями развития сенсомоторного интеллекта. Таким образом, язык может использовать все, что было достигнуто сенсомоторной логикой и символической функцией. Пиаже отмечает некий синкретизм, проявляющийся в этом родстве между сенсомоторным интеллектом и формированием языка.15 В этом смысле эпистемология превращается в исследовательскую программу, ставящую своей целью выяснение того, каким образом разуму в результате своей активности удается из эмпирического потока сконструировать мало-мальски надежный, регулярный мир.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.