Музыкальный слух – понятие, включающее в себя ряд компонентов: мелодический, гармонический, тембральный, внутренний, полифонический, интонационный слух. Наиболее важное и профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.
абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталонными звуками, высота которых уже изначально известна; этот вид слуха является врождённым.
относительный (или интервальный) слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в музыкальных интервалах, в мелодии, в аккордах, и т. д., при этом высота звука определяется путём его сравнения с эталонным звуком
внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;
интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.
гармонический слух — способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) — голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте.
ладовый слух — способность чувствовать (различать, определять) ладово-тональные функции (характеризующиеся такими понятиями, как «устойчивость», «неустойчивость», «напряжение», «разрешение», «разрядка») каждого отдельного звука (музыкальной ноты) в контексте той или иной музыкальной композиции;
полифонический слух — способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов.
ритмический слух — способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
тембральный слух — способность чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний.
фактурный слух — способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения.
архитектонический слух — способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
Самым непосредственным образом развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина —сольфеджио. Однако, наиболее эффективно музыкальный слух развивается в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности. Например, ритмический слух целесообразно развивать, в том числе и посредством специальных движений, дыхательных упражнений и танца.
Развитие музыкального слуха у детей имеет очень важное эстетическо-воспитательное значение. Но в ряде случаев, большого желания заниматься развитием своего музыкального слуха по специальным учебным программам не проявляют даже дети с хорошими музыкальными способностями. Задача родителей и педагогов в таких случаях — предоставить музыкально одарённым детям соответствующие условия и возможности для развития их музыкального слуха в каком-то более свободном режиме и в какой-то более непринуждённой творческой атмосфере.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
· Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
· Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
· Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
· Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
· Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
· Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
· Пение «по цепочке»;
· Моделирование высоты звука движениями руки;
· Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
· Настройка на тональность перед началом пения;
· Устные диктанты;
· Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
· Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
· В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
· Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
· Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.
Билет №5.
Дыхание в детском хоре.
По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо-брюшным дыханием (формирование как у взрослых).
Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается.
В пении принято различать несколько типов дыхания:
- грудное (костальное) преобладание работы грудной клетки
- брюшное (абдоминальное) преобладание работы диафрагмы
- грудодиафрагматическое (костоабдоминальное) грудная клетка и диафрагма работают в равной степени
- ключичное (клавикулярное) преобладают движения верхнихрёбер и плеч, участие диафрагмы незначительное.
Правильная работа дыхания играет важную роль в формировании звука. Грудо-фрагматическое дыхание
самое подходящее для пения. Варианты смешения возможны в случае индивидуальных
особенностей певца.
Опора – поддерживание сжатого состояния воздуха в легких (несмотря на его вытекание во время фонации), что достигается непрерывным восходящим давлением брюшного пресса, регулируемым постепенно уступающей этому давлению диафрагмой.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 487.