Особенности певческо-хоровой формы эстетического воспитания

Билет № 1.

Особенности певческо-хоровой формы эстетического воспитания.

Художественное творчество обладает ни с чем несравнимой силой воздействия на внутренний мир человека. Способность подлинных произведений искусства вовлекать человека в процесс сотворчества неоднократно подчёркивалось философами, писателями, музыкантами. В этом заключается преобразующая сила музыки.

Принципы постановки голосов. Артикуляционная гимнастика.

Постановка голоса включает в себя:

1. Певческую установку (положение корпуса, головы)

2. Певческое дыхание

3. Атака звука

4. Певческая артикуляция и дикция

5. Устойчивость интонации

6. Сохранение позиции и манеры при пении.

Артикуляция – работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

Артикуляционный аппарат - часть голосового аппарата, формирующая звуки речи.

Артикуляционные органы – ротовая полость с языков, мягкое небо, нижняя челюсть, глотка, гортань.

Дикция – ясность, разборчивость произношения текста.

Упражнение для губ: «Пятачок»- вытянутые трубочкой губы двигать вправо – влево ,вращать по кругу.

Упражнение для губ и щёк: «Горка (киска сердится)» - рот открыт.кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка: « Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Упражнение для развития подвижности нижней челюсти: - Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

«Дразнилки»- Широко открывать рот и произносить: па-па-па.

Билет №2.

1. Детский голосовой аппарат. Возрастные закономерности певческого голосообразования у детей.

Голосовой аппарат состоит из:

1. Ротовая и носовая полость с придаточными полостями.

2. Глотка

3. Гортань с голосовыми связками

4. Трахея

5. Бронхи

6. Лёгкие

7. Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой

8. Мышцы брюшной полости.

Гортань выполняет тройную функцию:

- дыхательную

- защитную

- голосовую

Состоит из хрящей, соединённых суставами и связками, переплетёнными мышцами. Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный. Мужская гортань больше женской. Для низких голосов характерна вытянутая вперёд крупная гортань (адамово или кадык).

Голосовая складка – это складка слизистой оболочки гортани, выступающая в её полость, содержащая голосовые связки и голосовую мышцу. Голосовые складки бывают истинными и ложными. Ложные увлажняют голосовые связки, принимают участие при смыкании и размыкании связок. Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, а при пении они смыкаются. Поверхность голосовой складки покрыта плотной эластичной тканью. Внутри них щиточерпаловидные. Мышечные волокна расположенные параллельно и косо.

Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое головное звучание. Отличаются особой полётностью, лёгкостью, уступают взрослым по силе звучания. Гортань находится высоко в 2 – 2,5 раза меньше, чем гортань взрослого. Хрящи гортани мягкие, не сформированные. Мышцы гортани слабо развиты. Голосовые складки короткие, узкие и тонкие. До пяти лет вокальных мышц нет, имеются мышцы, сближающие голосовые складки. К пяти годам наблюдается отдельные мышечные пучки вокальных мышц. До 10 лет у большинства детей голосовые складки колеблются только эластичными краями, полностью не смыкаются. Голос состоит из одного регистра – головного. Мышцы развиты недостаточно, диапазон ограничен. Голоса мальчиков и девочек мало отличаются. С 10 до 11 лет способ голосообразования приобретает микстовый характер. Голоса звучат с большей силой, увеличивается диапазон. С 10 лет голоса различаются на низкие и высокие. К 11- 12 годам вокальные мышцы заполняют голосовые складки, которые заметно увеличиваются, крепнут дыхательные мышцы, увеличивается ёмкость лёгких, так же увеличивается сила. Выявляется три регистра:

- голосовой

- смешанный

-грудной

Границы заметны резче, чем у взрослых.

Голосообразование у подростков 11-13 лет происходит по типу смешанного регистра.

Школьный хор.

Хоровое пение в системе предметов дополнительного образования занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся

Цель программы — творческое самовыражение детей, дисциплинированное участие в коллективном музицировании, развитие эмоционального восприятия детей.

Общие задачи:
- формирование устойчивого интереса к искусству;
- воспитание потребности в систематическом коллективном музицировании;
- формирование активной жизненной позиции;
- обучение основам музыкальной грамоты;
- формирование художественного вкуса.

Дидактические задачи:
- формирование вокально-хоровых навыков;
-воспитание чувства музыкального стиля;
-обучение коллективному творчеству.

В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.

 









Билет № 3.

Билет № 4.

Билет №5.

Дыхание в детском хоре.

По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо-брюшным дыханием (формирование как у взрослых).
Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается.

В пении принято различать несколько типов дыхания:
- грудное (костальное) преобладание работы грудной клетки
- брюшное (абдоминальное) преобладание работы диафрагмы
- грудодиафрагматическое (костоабдоминальное) грудная клетка и диафрагма работают в равной степени
- ключичное (клавикулярное) преобладают движения верхнихрёбер и плеч, участие диафрагмы незначительное.
Правильная работа дыхания играет важную роль в формировании звука. Грудо-фрагматическое дыхание
самое подходящее для пения. Варианты смешения возможны в случае индивидуальных
особенностей певца.

Опора – поддерживание сжатого состояния воздуха в легких (несмотря на его вытекание во время фонации), что достигается непрерывным восходящим давлением брюшного пресса, регулируемым постепенно уступающей этому давлению диафрагмой.










Билет №6.

 

Игра « Солнышко-туча»

Цель: развитие чувство лада

Используются знакомые детям песенки: «У Кота-воркота», «Бабка-ёжка», «Дин-дан-дон».

Педагог показывает, как, меняя один звук в попевке, можно изменить характер и ее содержание.

Чуть позже вводится понятие «мажор» и «минор».

Игра «Музыкальное эхо»

Цель: закрепление понятий «forte» и « piano»

Здесь может быть один солист – эхо, или на каждую фразу по одному солисту.

Игра « Живой рояль»

Цель: развитие координации слуха и голоса

В игре участвуют столько детей или групп детей, сколько изучено ступеней лада. Каждому ученику (или группе) дается своя ступень (звук). Педагог проверяет, как хорошо настроен инструмент, а затем на нем «играет». Далее на место педагога может встать любой из детей и поиграть на «живом рояле». Постепенно количество ступеней увеличивается.

Ритмические игры

Цель: развитие чувства ритма

1. Повтор за педагогом несложного ритмического рисунка (хлопки).

2. Подключение нюансов (f, p<,>).

3. Подключение к хлопкам, притоптывание щелчков кончиками пальцев, хлопков по плечам, коленям, вводятся паузы и т.д.

4. Придумывание слов к различным ритмичным рисункам и обратно:

мама, папа

кошечка, палочка

пароход, самолет

Более сложный ритм:

мы идем домой

мы зашли в магазин

Вместо педагога может быть ребенок или группы детей (один загадывает ритм, другой повторяет).

 

Билет №7.

 

1. Пение в структуре урока в общеобразовательной школе.

Самый доступный вид музицирования - это пение, поэтому ему отводится значительное место в структуре урока музыки в общеобразовательной школе. Занятие хоровым пением оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, особенно на дыхательную и сердечно -сосудистую системы, слух и артикуляционный аппарат; воспитывают художественный вкус; помогают формированию личностных качеств, таких как трудолюбие, чувство ответственности за общее дело, чувство товарищества и т.д. Однако, следует заметить, что это становится возможным лишь при условии профессионально грамотной работы руководителя хора, особенно детского.

Цель хоровых занятий – приобщение учащихся к хоровому исполнительскому искусству. Достижению цели способствует решение следующих задач:

- расширение эстетического кругозора учащихся;

- развитие творческого потенциала учащихся;

- формирование исполнительской культуры учащихся;

Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений различных стилей и жанров. Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально - хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материалах хоровых сочинений. Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий. Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.

Билет №8.

 

Пение с движением. Ритмика.

Эмиль Жак Далькроз (1865 – 1950) – швейцарский композитор и педагог.

Он подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Система Далькроза получила широкое распространение в области терапии. «Далькроз -ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия). Далькроз организовал курсы ритмической гимнастики при женевской консерватории. Первая его работа называлась «Листки курсов ритмической гимнастики». В России курсы открылись в 1912 году в Петербурге. Виды деятельности на ритмике и задачи:

- формирование танцевальных навыков

- координация, ловкость

- темпоритмичная память

- правильная осанка

- метроритм

- гимнастика

- танцевальные элементы

- знакомство с элементарными музыкальными инструментами.

Детский хор в ДМШ.

Выразительные и технические возможности тесно связаны с возрастными особенностями состава. Все детские хоры по возрастному признаку делятся на:
младший школьный возраст (1-3- классы)
средний школьный возраст (5-7 классы)
старший школьный возраст (8-11 классы)
Хор, состоящий из детей 7-10 лет, характеризуется лёгким фальцетным небольшой силой звуком в пределах от p до mf. Голоса не имеют яркого и
индивидуального тембра. Нет существенного различия голосов мальчиков и девочек. Мальчики - дисканты (от ми первой, соль/ля второй октавы), альты (ля малой - до второй). Но есть редкие исключения, когда детский голос имеет яркий индивидуальный тембр, силу голоса, вибрато. К таким голосам нужно принимать индивидуальную работу, т.к. они представляют большую редкость.
Рабочий диапазон детского хора находится в пределах октавы и нижних звуков второй октавы. Хор младших школьников совершенствуется в одно-двухголосном пении, хор среднего школьного возраста отличается большей насыщенностью звучания и динамичностью. У мальчиков появляется грудное звучание, но преобладает головное, у девочек появляется женский тембр. В старшем школьном возрасте (15-17 лет) формируется голос у девочек, а у мальчиков активный процесс мутации. В период мутации происходит активная перестройка организма - нервной системы, сердца, дыхательных органов и т.д. Большинство специалистов считают, что петь в период мутации полезно и прекращать пение не нужно. Петь рекомендуется с небольшой нагрузкой на голос, не используя крайние звуки диапазона.

 







Билет №9.

 

Планирование, разработка и проведение хоровых уроков.

 

 

Билет №10

Репертуар детского хора.

 

Главный критерий в выборе репертуара - художественная ценность произведения.

При выборе репертуара нужно иметь в виду состав, для которого подбирается репертуар. Например – сильный состав, слабый состав, старший хор, младший хор, смешанный хор. Учитывать физиологические ос-ти коллектива. 

 В ДШИ и ДМШ в начале года составляется репертуарный список. Репертуарный план должен

включать в себя: народные песни, песни военных лет, произведения классического плана, произведения а capeIIa, духовные произведения. Репертуар имеет большое воспитательное воздействие на ребенка.

Принципы подбора репертуара:

Произведения ниже уровня учащихся

Произведения средней трудности

Произведения повышенной трудности

Репертуар должен быть интересным исполнителям, не однообразным. Но нельзя полностью ориентироваться только на интересы детей.

Пример подбора реп-ра:

Младший хор

  1. Произведения a capeIIa (1-2 голосные)
  2. РНП. В обработке
  3. Произведения классического плана
  4. Произведения на выбор. Современные композиторы

                                           

Старший хор

  1. Произведения a capeIIa (2-4 х голосные)
  2. РНП. В обработке
  3. Произведения классического плана
  4. Духовные произведения
  5. Патриотические песни
  6. Произведения на выбор. Песни современных композиторов

 

 

 

Билет № 1.

Особенности певческо-хоровой формы эстетического воспитания.

Художественное творчество обладает ни с чем несравнимой силой воздействия на внутренний мир человека. Способность подлинных произведений искусства вовлекать человека в процесс сотворчества неоднократно подчёркивалось философами, писателями, музыкантами. В этом заключается преобразующая сила музыки.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 230.