1. Краткий (оценочный) анализ - общая оценка учебно-воспитательной функции
урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и
дающая оценку их реализации. Может проводить: сразу после урока и не является
окончательным. Дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает
выполнение поставленной цели или урока сопоставляет полученный результат с
прогнозируемым.
2. Структурный (поэтапный) - выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных его особенностей учащихся. В традиционной организации урока имеются определенные этапы. Поэтому возможно его называют этапный анализ. Тогда процедурная сторона анализа включается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа или придерживаются его схемы, или, чувств) несовершенство этой методики, вносят в нее некоторые уточнения и добавления: как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний); объяснения учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитательные моменты на уроке; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение наглядных пособий и технических средств обучения; задание на дом.
Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее.
Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.
3. Поэлементный - используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют. Процедурная сторона методики заключается в разложении занятия на его основные элементы (содержание, методика, развитие познавательной самостоятельности учащихся и др.) и поочередном изучении их под углом зрения различных целевых установок. Это оценка правильности определения целей и задач урока; рациональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы; правильности отбора содержания учебного материала; оценка методов проведения урока; способов активизации познавательной деятельности учащихся; способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспитательных задач; изучение методов применения наглядных пособий; содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и знаний, умений и навыков учащихся.
Методика поэлементного анализа гораздо глубже и эффективнее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в осмыслении главных компонентов учебного процесса. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление. Возникает противоречие: урок имеет определенную логику, но ни один из описанных видов анализа не позволяет его рассматривать как сложное целостное явление.
4. Системный - рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Системный анализ это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы. Это методика подготовки аналитического обоснования управленческих решений и целей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 373.