Тема: Анализ и самоанализ урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: Анализ и самоанализ урока.

Содержание: Ст.
Предисловие: для чего анализируется урок? 4
1.Аспекты анализа урока 6
1.1. Педагогический аспект анализа урока. 6
1.2. Методический аспект анализа урока 8
 -Методический анализ урока (когнитивной направленности)  
 -Сопоставительный анализ урока  
1.3. Психологический аспект анализа урока. 10
2. Классификация анализа урока. 12
2.1.Целевой анализ урока. 12
-Целевой анализ урока: Форм, средств или методов обучения  
-Целевой анализ методики урока: авторские методики обучения.  
-Целевой анализ урока как системы (с позиций деятельностного подхода).  
-Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или групп учащихся на уроке.  
-Анализ урока с точки зрения педагогического общения.  
-Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций.  
-Учет возрастных особенностей учащихся.  
 2.2. Классификация анализа по времени педагогической деятельности. 15
-Общая схема комплексного ретроспективного анализа урока.  
-Организация урока.  
-Стиль урока.  
-Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.  
2.3. Классификация на основе усложнения видов анализа. 18
3.Методика и технология системного подхода к анализу учебных занятий. 19
3.1. Анализ традиционно развивающих уроков. 20
3.2. Анализ интегрированных уроков. 21
3.3. Анализ проблемно-развивающих уроков. 22
- Примерная схема комплексного анализа (Используется и для самоанализа). 22
- Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока). 23
- Аспекты анализа проблемных уроков: 24
- Вариант алгоритма самоанализа урока 25
- Памятка – алгоритм для самоанализа урока. 26
- Схема анализа урока. 27
- Психологический анализ развивающего урока. 28
- Схема рецензии урока. 31
- Примерная схема полного анализа урока. 32
- Общие вопросы по уроку 34
- Анализ урока по системе развивающего обучения Л. В. Занкова 35
3.4. Анализ личностно – ориентированного урока. 35
1) Культурные ценности анализа личностно- ориентированного урока. 35
2) Анализ как средство управления качеством урока 37
3)Критериальный анализ и показатели эффективности становления самоорганизационных основ личности на уроке 39
4) Схема анализа урока в системе личностно ориентированного образования 45
5) Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке 46
(Я.Л. Коменский)  
6) Схема анализа урока изучения нового материала 48
7) Схема анализа уроков закрепления знаний, умений и навыков и повторительно-обобщающих уроков 49
3.5. Примерная схема анализа традиционного урока. 50
4. Требования к организации анализа урока. 50
4.1. Отличительные особенности функции внутри школьного контроля: 50
4.2. Система посещения уроков. 52
4.3. Классификация целей и посещения уроков: 52
4.4. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе. 52
4.5. Правила проведения анализа. 53
4.6. Планирование, подготовка и виды посещения уроков. 53
Приложение 54
Приложение №1 Карта для анализа и оценки эффективности занятия 55
Приложение №2 Листок посещения 56
Приложени№3 Карта-схема анализа традиционного урока 57
Приложение №4 Карта отслеживания эффективности урока 59
Приложение №5 Показатели оценки умений учителя и ученика при посещении урока (П.И. Третьяков) 60
Приложение №6 Шкала анализа педагогической деятельности учителя 61
(Из опыта работы средней школы №83 г. Ростов-на-Дону).  
Литература. 63
 
   
 
 

 

 

Предисловие: для чего анализируется урок?

 

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятении: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке зрителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройка содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это — особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требования образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это — совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуется средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаи­модействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия позволяющая оценить свои сильные я слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики" обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

С.Л Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам  в восприятии".

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения. своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 1 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - это показатель профессионализма учителя, степени

его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.                        
  В связи с этим, цель данного пособия состоит в практическом решении нерешенной до
сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ
уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности
их использования в различных образовательных парадигмах. Впервые пообщается имеющийся материал по данной теме…

 

 





Аспекты анализа урока

Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья), 6) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки целя для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников; или является переменной, степень самостоятельности учащихся); ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока; б) правомерность использования средств на данном этапе урока на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; г) эффективность использования средств в данном классе: д) грамотное использование и сочетание различных средств.

6. Использование различных методических приемов:

     а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.

      7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

      8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

 

 

Целевой анализ урока.

 

Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.

 

Целевой анализ урока:

Организация урока.

Стиль урока.

1. Самоорганизация учителя:

а) подготовленность учителя к уроку; б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его проведения (собранность, сонастроенность с темой и целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимальный подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и т.д. в) Коммуникативные возможности учителя: стиль общения, педагогический такт, экспрессивные реакции, уровень самообладания, контроля собственного поведения, умения воспринимать психические состояния учащихся и адекватно реагировать на них, влияние нм поддержание соответствующего психологического климата класса ( поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, целевой контакт и т.д.)

Содержание и структура урока, его соответствие принципам обучения.

3. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся:

а) подвижность, степень формализации системы контроля знаний, умений и навыков учащихся; б) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся взаимные критические оценки, контроль и самоконтроль учащихся; в) Соотношение побуждения учащихся деятельности (актуализация мотивов, комментарии, исправленное воздействие на чувства и т.п.) и волевого давления (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д. г) используемые на уроке виды работы учителя, практика ее формализации в виде отметки; д) система поощрений познавательных усилий учащихся, поддержание познавательной активности и интереса к учебному труду.

 

Организация познавательной

А. Дистервег

Общие выводы и предложения.

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

Проблемно-развивающий урок


 

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, -

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я - живой.


Я. Заболоцкий.


В соответствии с логикой развивающего обучения, содержание, процесс урока и личность учителя составляют единое целое. В связи с этим появляются новые аспекты оценивания и анализа. Внимание проверяющего акцентируется как на привычных, так и нестандартных компонентах деятельности учителя и учащихся. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в отличие от личностно ориентированного урока, предлагаемая схема предполагает оценку качества проблемное™, которая задается только учителем.


Примерная схема комплексного анализа.

(Используется и для самоанализа).

Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя); внутренняя психологическая готовность учащихся к уроку; организационные действия учителя (при необходимости); планирование учителем и сообщении учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; актуализация знаний и способов деятельности учащихся; какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение и т.д.); применение проблемных методов в учении школьников; соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся (объем деятельности учителя и учащихся на уроке данного типа должен быть равным); объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ (объем продуктивных работ должен преобладать); учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития (в отличие от традиционного обучение, здесь равнение идет на «сильного» ученика, а не на среднего); подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения; постановка учителям проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; владение учителем способами создания проблемных ситуаций; соблюдение правил постановки учебной проблемы; использование учебника, соотношение репродуктивной и частичнопоисковой работы с ним; соответствие подбора наглядных пособий требованиям проблемного обучения; формирование специальных и общих учебных умений учащихся; наличие у учащихся по­знавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения; умения учащихся осуществлять , логические операции; развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока; затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устроены; соблюдение требований проблемно развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задачи были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий; что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.

 

 

* Курсивом выделены отличия проблемно-развивающего урока от традиционного.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока).

Общие сведения: школа, класс, дата проведения урока;

Тема урока, задачи урока.                                                                                              

Оборудование урока: какие средства обучения использовал учитель; подготовлены ли наглядные пособия и технические средства; как подготовлена классная доска к уроку.

Содержания урока: соответствует ли содержание урока программе, задачам урока; проведена ли его дидактическая обработка; формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке; как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; какие общепедагогические и специальные умения и навыки развивались; как осуществлялись межпредметные связи; соблюдались ли внутрипредметные связи; способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока: какой тип урока избран, его целесообразность: место урока в системе уроков по данному разделу; как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; соответствие структуры урока данному типу; как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения: принципа наглядности обучения в комплексном решении задач; с какой целью использовался каждый вид наглядности; в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой; как реализовывался принцип доступности обучения; как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков; как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников; в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; какой характер познавательной деятельности преобладал на уроке (репродуктивный, поисковый, творческий); как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения: в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока, какой характер познавательней деятельности они обеспечивали; какие методы, способствовали активизации учения школьников; как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся; какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся; как организовывался контроль за деятельностью учащихся; как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы); какие приемы использовал учитель для организации учащихся; как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:   умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому управление учебной работы учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины; показ учителем рациональных приемов учебной работы; определение объема учебного материала на уроке; поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный, либерально – попустительский), объективность; роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся: организованность и активность на разных этапах урока; адекватность эмоционального отклика; методы и приемы работы, уровень их сформированности; отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; уровень усвоения основных знаний и умений; наличие умений творческого применения умений и навыков.

Общие результаты урока: выполнение плана урока; мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; уровни усвоения знаний и способов, деятельности учащихся:

1-й уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й уровень – применение в новой ситуации, т.е. творческое.

Рекомендации по улучшению качества урока.

Аспекты анализа проблемных уроков:

а) исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока; реализация принципов обучения, формирована общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательна деятельности; осуществление межпредметных связей.

б) исходя из характера деятельности  учителя и учащихся;

в) по компонентам процесса обучения (цели, задачи, соприкасание, формы, методы, условия успешной организации обручения);

г) по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т.п.)                                               

Цели анализа урока:

Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

1. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

2. Инструктирование педагога.

3. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

4. Выявление причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

5. Выявление системы работы учителя и др.

Вариант алгоритма самоанализа урока

Характеристика класса. Прежде всего, рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры, не предпочитаемые; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.

Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленностъ; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические изменения.

После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности.

Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установка на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

Анализ недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; пробелы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.

Недостатки дидактических и воспитательных воздействии школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды. Самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем прежде всего тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся. Руководитель школы может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует уроки, учитель обязан знать и строить урок на ее основе.

Внешние связи урока. Устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: знаниях, умениях, навыков, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, какие продолжить развивать.

Характеристика замысла урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала (СУМ): как будет усваивать СУМ ученик, т.е. каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД); какую часть материала они могут усвоить сами (МО, ФОПД), какя часть материала потребует помощи учителя при усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при достижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты ТЦУ.

Как был построен урок исходя из его замысла (морфологический аспект самоанализа): характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ); объединение УВМ в этапы, выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

Структурный аспект самоанализа: подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных: моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОДП (доказательство оптимальности выбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ. Если есть возможность и время, то такому анализу надо подвергнуть все УВМ урока.

Функциональный аспект самоанализа: на основе установленных способов взаимодействия СУМ, МСХ, ФОПД определяется механизм формирования КГУ; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива; выясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер КРУ (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется влияние стиля отношений учителя и учащихся на успешное формирование конечного результата урока (КРУ).

Аспект оценки КРУ: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке; определение разрыва между ТЦУ и КРУ; выяснение причин этого разрыва; оценка достижения воспитывающего и развивающего аспектов ТЦУ; выводы и самооценка урока.

Переход к самоанализу урока учителем — это ступень к коренному преобразованию аналитической функции управления на демократической основе, это своеобразное включение учителя в процесс управления школой, это подключение его напрямую к управлению процессом повышения качеством преподавания.

Условно можно сказать, что третьей ступенью к демократизации и гуманизации аналитической функции во внутришкольном управлении должна стать совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя (САД).

 

Памятка – алгоритм для самоанализа урока.

1. Каков был замысел, плана урока и почему?

1) Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как связан с предыдущими, на что в них опирается? Как работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?

2) Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?

3) Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?

4) Почему была избрана именно такая структура урока?

5) Обоснование хода урока, деятельность учителя и ученика. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществляется дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?

6) Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, Морально – психологические, гигиенические, эстетические, временные). Как осуществлялась экономия времени?

2. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?

Схема анализа урока.

 

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умении.

3. Какие задачи я решаю или решила на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделеное время для опроса изученного нового материала закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потярялись в объеме второстепенного.

6. Какое сочетание методов обучения выбрано дня раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знании, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

 

План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества.

Умения, необходимые для       организации учебного           сотрудничества     Учитель-ученик     Ученик-ученик     Замечания    
1. Умение слушать;  2. Задавать вопросы ; 3. Отвечать на вопросы; 4. Высказывать собственное мнение; 5.Отстаивать свою точку зрения на основе доказательства. 6. Строить доказательства; 7. Принимать чужую толчку зрения; 8. Критиковать (не обижая); 9. Делать вывод (обобщив сказанное)              

 

План психологической деятельности ученика на уроке:

1. Какие виды деятельности ребенок предпочитает:

- воспроизводящую;

- творческую.

2. Познавательная активность учащихся на уроке: как быстро ученик усваивает на уроке ведущую идею; какие вопросы задает; какие виды познавательных трудностей школьник в состоянии преодолеть: в усвоении теории, использовании теории на практике, отстаивании своей точки зрения, в усвоении большего объема материала.

3. Какая реакция на неудачи в учении: упорство в преодолении; оправдание своих действий; ссылки на обстоятельства; способность признать свои ошибки и др.

4. Развитие контроля и самооценки: требовательное отношение к знаниям и умениям одноклассников; умение объективно оценивать качество своих знаний, умений, навыков, умение вносить коррективы.

5. Отношение к предмету.

План психологического анализа учебного сотрудничества развивающего обучения

Основные Звенья учебной работы   Распределение функций между учителем и учащимися       Обоснование необходимости распределения     Замечание    
Целепологание Учитель   Вед. Роль учителя в создании ситуации для постановки задачи и в удержании учебнопозн. активности.      
Лакирование   Учитель-ученик   Учитель "подводит" детей к открытию:    организовав поиск и направляя его, незаметно «подсовывает» искомое, создавая иллюзию самостоятельного поиска.    
Реализация   Ученик (сначала с помощью учителя)   Строгая     постепенность уменьшения помощи взрос­лого является обязательным    
Основные звенья учебной работы   Распределение функций между учителем и учащимися   Обоснование необходимости распределения условием обучения исполнительским действиям.   Замечания  
Контроль  и оценка хода и результатов Учитель сообща с учениками   Ученик может научиться контролировать Iсобственные действия и объективно оценивать свой труд но все равно будет нуждаться в оценочных отношениях со взрослыми, черпая в них гарантии душевного комфорта.  

 

Схема рецензии урока.

 

  Требования к деятельности учителя

 

Требования

к деятельности учащихся

 

 

    Организаторской     Обучающей  
1. Выполнение намеченного плана урока   Реализация принципа научности обучения   Уровень познавательной активности  
2.Эффектнвность и целесообразность использования наглядности и ТСО   Четкость осуществления принципа наглядности   Наличие интереса к уроку и учебному предмету  
3. Реализация основных психологических и гигиенических требований.   Реализация принципа прочности, осознанности и системности ЗУН   Степень самостоятельности  
4.Наличие эффекта обратной связи со всеми учащимися.     Соблюдение принципа доступности и посильности      в обучении Актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале и т.д.). :  
5. Знание учебного предмета, уровень педагогического (метод) мастерства.   Реализация принципов развивающего обучения   Уровень аналитических умений и навыков.  
6. Уровень организации оформления документации по уроку. Осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой. Межпредметные связи.   Развитие речи, письменных: графических и специальных умений и навыков в ходе урока.  
7. Качество речи учителя (темп, дикция, образность, эмоциональность и т.д.).   Оптимальность выбора и степень достижения    гл. дидакт. цели).   Развитие навыков коллективной работы  
8. Рациональность исп. времени урока.   Выбор методов обучения, их соотв. Возрасту и разв. учащ.   Умение работать у доски , с приборами, спец. оборудованием.  
9. Педкультура, такт, и внешний вид учителя.   Контроль за выработкой ЗУН и уровнем, треб. На котором производится их проверка и оценка.   Организованность и дисциплинированность.  
10. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.   Оптимальность объема дом.зад. и эффективность методики доведения его до учащ. И контроль их выполнения: констатация факта, меры, инд. раб.      
11. Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбора им стиля рук. учащимися.      
12. Воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке.      

 


Примерная схема полного  анализа урока

I. Анализ цели урока.

 

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учащихся; место урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

 

 

II.  Анализ структуры и организации урока.

 

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры его цели и типу

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

 

III. Анализ содержания урока.

 

Вопросы для анализа:

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

 

 

IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

 

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов и средств обучения с учетом: темы урока, цели урока, возможностей класса, возможностей самого учителя, учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил основные понятия для данной темы и как определил, являются ли данные ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к знаниям, инструктаж и д.р.).

8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

 

V. Анализ работы учащихся на уроке.

 

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме и уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования учителя едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применить знания и умения в различных ситуациях).

7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

 

 

VI. Анализ домашнего задания.

 

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (чем определяется).

4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задавания на дом, инструктаж.

8. предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

 

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

 

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещенности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проведения, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

 

VIII. Психологический анализ урока ( проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

 

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящие на занятии).

2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и не произвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мысленных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делается на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический такт учителя.

 

Общие вопросы по уроку

1. Оценка самоанализа урока учителем.

2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложении по их исправлению.

5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

 

Данные наблюдения заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельно на каждого учителя) или в «листок посещений» (см. Приложение № 2).

 

 

Самоанализ.

Фотография урока.

Замечания по ходу.

Итог.

Фактическое содержание учебного материала.

Основная задача, выделенная учителем.

Речь учителя: логична, содержательна, точна, достаточна, выразительна, эмоциональна. Проявляется личное отношение к рассматриваемой проблеме. В речевой деятельности учителя проявляется умение строить свои отношения с учащимися. Речь учителя занижает 40 %. В речи встречаются слова паразиты. Нарушение норм орфоэпии. Отсутствует логичность, умение достигать поставленной задачи.

Речь учащихся  (по ней также можно судить о работу учителя): речь учащихся содержательна, логична, чувствуется собственное оценочное суждение. Большинство учащихся владеют терминологией и не боятся ошибаться. Речь учащихся заслуживает всяческой похвалы. Многие учащиеся «выключены» из урока, им не хочется работать, говорить; они молчат (сложно судить о речи учащихся).

В речи учащихся доминирует воспроизводящая информация. Проявляется степень заинтересованности ученика и мера его участия в получении знаний.

Уровень развития коллектива.

Наблюдается умение учащихся быстро включатся в урок, поддерживать заданный темп, настрой урока. Осознанная рабочая дисциплина. Наличие познавательного интереса, произвольного внимания, умения слушать и слышать, умение работать с учебником, справочной литературой, первоисточниками. Самоконтроль у учащихся. Содержание и методы, направленные на творческую самостоятельную деятельность учащихся и организация самой деятельности.

Подготовка учителя к уроку (выясняется в беседе с учителем).

Какую роль отводит учитель данному уроку в личностном развитии учащихся? Задачи урока, их связь с задачами образовательной области, предмета, темы. Когда проводилась исходная диагностика личностного развития, изученности, воспитанности учащихся? Как использовались результаты диагностики при постановке задач урока, определении его содержания? Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на данном этапе? Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уровне: в чем продвинулись способные, средние, слабые ученики?

Организация урока.

Какие задачи были поставлены учителем перед учащимися? Удалось ли привлечь внимание самих учащихся к постановке задач урока и его организации? Как учащиеся поняли задачи урока, и как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы? Была ли создана мотивация предстоящей учащимися деятельности? Как был разбужен их интерес, возникло ли у учащихся желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, продвинуться в развитии? Как учащиеся участвовали в организации урока: имела ли место взаимное обучение, взаимный контроль и оценка, какие роли выполняли учащиеся на уроке, кто принял на себя ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке? Какова организационная структура урока? Можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели? Как изменилась деятельность учащихся на каждом этапе? Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе? Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке

Содержание урока.

Какие ценности были положены в основу содержания обучения на данном уроке и стали ли они предметом обсуждения с учащимися? Какие глобальные и более частные проблемы развития человечества и человека были включены в содержание урока? Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались? Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов? Была ли создана ситуация выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения и т.д.) и как учащиеся проявили себя в этом выборе? Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели учащиеся на данном уроке? Участвовали ли учащиеся в творческом поиске, в чем он состоял, каковы элементы, результаты «открытия», поставленные проблема и т.д.

 Какими способами личностного развития, "строительства» собственной личности овладели учащиеся: умением общения, умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления; умением коммуникабельности; умением сотрудничества и взаимопомощи; умением саморегуляции, самодисциплины, умением самопознания, рефлексии и д.р.? В чем состоял развивающий характер содержания обучения на данном уроке? Имела ли место дифференцирования и интеграция?

Технология обучения.

Как была организованна самостоятельная творческая работа учащихся на уроке? Какими методами, приемами учитель проводил учащихся в состояние активности? Имело ли обучение диалоговый характер? Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг другу, учебнику? Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке? Имела ли место индивидуальная поддержка? Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся? Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь? Какие из современных технологий обучения использованы учителем? Каков аффект технологии, использованной учителем?

Экология урока.

Состояние здоровья учащихся класса и его учет на Уроке. Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния подавленности, агрессии, неудовлетворенности, пассивности, нежелания работать? Что причиной подобных состояний? Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся и не было ли перегрузки учебным материалом? Пережили ли дети радостное чувство успеха? Условия (внешние, материаль­ные) обучения в данном помещении. Доброжелательность сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная забота учителя и учащихся, в чем они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

Примерная схема анализа традиционного урока

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

2. Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку, умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастных особенностей учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор,
умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;
соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на
уроке.

10. Выводы и предложения.

 

 

        




Требования к организации анализа урока

4.1. Отличительные особенности функции внутри школьного контроля:

1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемирного содействия в росте его педагогической квалификации.

3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

4. Планирование "объектов", целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

5. Согласование содержания и форм контроля непосредственно с зрителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.

6. Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.

7. Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.

 

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:

- работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т. п.); - определение учителем образовательных, воспитательных, развивающих целей урока, их актуализация;

- мобилизующее начало урока, постановка целей, объяснение учащимся порядка и условий работы;

- научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов:

- реализация на уроке дидактических принципов обучения;

- соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы):

- органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

- активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;

- формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

- знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся;

- практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

- межпредметные связи в процессе обучения;

- формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

- использование ТОО и наглядных пособий;

- правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков:

- установление обратных связей в ходе урока;

- формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать обобщать, сравнивать, делать выводы;

- мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

- соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

- элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

- методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

-  повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

- рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

- дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

- практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

- оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- плотность урока, экономия времени;

- соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Система посещения уроков.

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3. Посещение уроков разных учителей течение дня в  одном классе с целью оценки объема полученной информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4. Посещение уроков в течении рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициа­тивы, качества выполнения домашнего задания.

5. Посещение уроков разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

 

4.3. Классификация целей посещения уроков:

1. По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых над педсоветах и производственных совещаниях.

2. По шпроте охвата и глубине изучаемых аспектов:

- масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих умений и навыков и д.р.);

- локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся).

3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках, математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

4.4. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе.

1. Психологическая цель урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет целевой установки урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

2. Стиль урока:

1) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно-эвристического обучения учащимися (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей к т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.).

2) Особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и д.р.).

- педагогический такт (случаи проявления);

-психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.).

Правила проведения анализа.

1. Дружественность, доброжелательность. (Правильно ли я вас понял, коллега?)

2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.

4. Слушайте других, не повторяйтесь.

5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.

6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.

4.6. Планирование, подготовка и виды посещения уроков.

Посещение и, анализ уроков метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение пре­подавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещения уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока.

Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов образования, ИГЖ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программы (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий, сделанных учителю по ранее посещенным урокам. Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний.

 

Приложение



Приложение №1

Приложение №2

Листок посещения

Ход урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Вопросы, логическая связка этапов урока
1. Организационный   2. Опрос 8:00   8:10 Говорит (Г) Дает задание (ДЗ) Слушают (СП)

В конце журнала отводится три листа для обобщения записей:

1-й лист - "Плюсы в работе";

2-й лист - "Над чем надо работать". Все записи на этом листе можно занести в рекомендуемую таблицу.

3-й лист - "Что рекомендовано".

Затруднения учителя Дата посещения
1. многословие. 2. нелогичность и т.д. 7.09 16.09 7.09 23.09. – 16.10

 

Листок посещения урока – 2.


Дата

 Класс

Предмет

Учитель


Цель посещения

Тема урока

Цель:

Задачи:

Оборудование:


Всего учащихся:

в журнале

по списку

присутствовало на уроке

опрошено            за урок


Всего выставлено оценок:

Из них: объективные; необъективные.

В том числе:

«5»-

«4» –

«3» –

Схематическая таблица опроса учащихся:


1 ряд

2 ряд

3 ряд


1____________________________________________________________________

2____________________________________________________________________

3____________________________________________________________________

4____________________________________________________________________

5____________________________________________________________________

6____________________________________________________________________

Таблица эффективности урока.


1

2

3

4


1____________________________________________________________________

2____________________________________________________________________

3____________________________________________________________________

4____________________________________________________________________

5____________________________________________________________________

6____________________________________________________________________

7____________________________________________________________________

10___________________________________________________________________

Итого:

Эффективность урока в областях ________________ в % ____________________









Приложени№3

Приложение №4

Методика работы с картой.

Данные карты проверяющий выдает учителю ведущему урок, и учащимся (сразу по окончании урока или после 6-6 уроков). Учитель и учащиеся заполняют карту эффек­тивности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя. Ученик оценивается так:

«5»- текст учащегося соответствует тексту учителя

«4» - текст учащегося близок к тексту учителя на 80-60%;

«3» - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо (60-40%);

«2» - что-то получается на 40-20%;

«1» - получается очень мало (20-10 %);

"О" - ничего не написано.

Затем вычисляется коэффициент данного урока (Эу). Если коэффициент урока равен 75-80 %, то урок отличный; 65-75% - урок хороший; ниже 65% - урок удовлетворительный.

 

Приложение №5

Приложение №6

Тема: Анализ и самоанализ урока.

Содержание: Ст.
Предисловие: для чего анализируется урок? 4
1.Аспекты анализа урока 6
1.1. Педагогический аспект анализа урока. 6
1.2. Методический аспект анализа урока 8
 -Методический анализ урока (когнитивной направленности)  
 -Сопоставительный анализ урока  
1.3. Психологический аспект анализа урока. 10
2. Классификация анализа урока. 12
2.1.Целевой анализ урока. 12
-Целевой анализ урока: Форм, средств или методов обучения  
-Целевой анализ методики урока: авторские методики обучения.  
-Целевой анализ урока как системы (с позиций деятельностного подхода).  
-Выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или групп учащихся на уроке.  
-Анализ урока с точки зрения педагогического общения.  
-Анализ урока с физиолого-гигиенических позиций.  
-Учет возрастных особенностей учащихся.  
 2.2. Классификация анализа по времени педагогической деятельности. 15
-Общая схема комплексного ретроспективного анализа урока.  
-Организация урока.  
-Стиль урока.  
-Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.  
2.3. Классификация на основе усложнения видов анализа. 18
3.Методика и технология системного подхода к анализу учебных занятий. 19
3.1. Анализ традиционно развивающих уроков. 20
3.2. Анализ интегрированных уроков. 21
3.3. Анализ проблемно-развивающих уроков. 22
- Примерная схема комплексного анализа (Используется и для самоанализа). 22
- Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока). 23
- Аспекты анализа проблемных уроков: 24
- Вариант алгоритма самоанализа урока 25
- Памятка – алгоритм для самоанализа урока. 26
- Схема анализа урока. 27
- Психологический анализ развивающего урока. 28
- Схема рецензии урока. 31
- Примерная схема полного анализа урока. 32
- Общие вопросы по уроку 34
- Анализ урока по системе развивающего обучения Л. В. Занкова 35
3.4. Анализ личностно – ориентированного урока. 35
1) Культурные ценности анализа личностно- ориентированного урока. 35
2) Анализ как средство управления качеством урока 37
3)Критериальный анализ и показатели эффективности становления самоорганизационных основ личности на уроке 39
4) Схема анализа урока в системе личностно ориентированного образования 45
5) Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке 46
(Я.Л. Коменский)  
6) Схема анализа урока изучения нового материала 48
7) Схема анализа уроков закрепления знаний, умений и навыков и повторительно-обобщающих уроков 49
3.5. Примерная схема анализа традиционного урока. 50
4. Требования к организации анализа урока. 50
4.1. Отличительные особенности функции внутри школьного контроля: 50
4.2. Система посещения уроков. 52
4.3. Классификация целей и посещения уроков: 52
4.4. Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе. 52
4.5. Правила проведения анализа. 53
4.6. Планирование, подготовка и виды посещения уроков. 53
Приложение 54
Приложение №1 Карта для анализа и оценки эффективности занятия 55
Приложение №2 Листок посещения 56
Приложени№3 Карта-схема анализа традиционного урока 57
Приложение №4 Карта отслеживания эффективности урока 59
Приложение №5 Показатели оценки умений учителя и ученика при посещении урока (П.И. Третьяков) 60
Приложение №6 Шкала анализа педагогической деятельности учителя 61
(Из опыта работы средней школы №83 г. Ростов-на-Дону).  
Литература. 63
 
   
 
 

 

 

Предисловие: для чего анализируется урок?

 

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятении: главная гуманистическая ценность - возможность выбирать - оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора - это уже методология, которая в педагогической подготовке зрителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая "настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор.

Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройка содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это — особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

Для тех, кто только начинает задумываться над несоответствием качества своей работы новым требования образования, мы предлагаем всё многообразие известных и не очень известных схем анализа урока. Рассматривая их через призму новых целей, принципов, средств образования, учителя рано или поздно придут к необходимости использовать их несколько иначе, в контексте происходящих перемен. Многие педагоги делают это и без научных подсказок, теряя свое бесценное время и силы, проходя мучительным путем проб и ошибок. Но - не будем торопиться. Для начала продолжим отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок.

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако, под основными механизмами, помогающими достигать все более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний. И это — совершенно верно. Если иметь в виду, что со времен Я.А. Коменского в педагогике никаких изменений не произошло.

Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Как в связи с такой вынужденной добавкой должен пониматься урок? Если только как форма, в которой реализуется средства научения, то классические схемы планирования и анализа должны сохраниться в неприкосновенности. Если же в состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаи­модействие, диалог, партнерство и т.д. то здесь есть над чем задуматься.

Так что же дает анализ урока для учителя, остающегося пока что на традиционных педагогических позициях? Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия позволяющая оценить свои сильные я слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель - ученики" обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

С.Л Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам  в восприятии".

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения. своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 1 % здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ - это показатель профессионализма учителя, степени

его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.                        
  В связи с этим, цель данного пособия состоит в практическом решении нерешенной до
сих пор задачи: описать имеющиеся на сегодняшний день виды анализа, включая анализ
уроков по отдельным предметам и возрастным группам, продемонстрировать возможности
их использования в различных образовательных парадигмах. Впервые пообщается имеющийся материал по данной теме…

 

 





Аспекты анализа урока

Дата: 2018-12-21, просмотров: 312.