Методика проведения занятий в активной и интерактивной форме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает два типа занятий в активной и интерактивной форме. В активной форме проводятся семинарские занятия. В интерактивной форме проводятся практические занятия.

Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практических навыков исследования вопросов правовой основы ОРД, оперативно-розыскных мероприятий; использование результатов ОРД; взаимодействия органов, осуществляющих ОРД с гражданами, оказывающих им помощь; виды и формы контроля и надзора за ОРД.

Задачами активного обучения по дисциплине являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;

- овладение методикой и практическими примерами использования правовых основ ОРД;

- систематизация практических навыков использования правовых основ ОРД;   

- овладение методикой разработки и обоснования концепции политики ОРД;

- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;

- приобретение навыков публичных выступлений.

Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения.

Интерактивное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Интерактивная лекция представляет выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторией в течение 1 – 4 часов с применением следующих форм обучения:

- ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;

- модерация (способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена учебного коллектива, без лишних потерь рабочего времени);

- демонстрация слайдов или учебных фильмов;

- мозговой штурм.

Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Тренинг обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:

 – оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

 – соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

 – обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

 – проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;

 – создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

 – вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

 – уважение чувств и мнений каждого участника;

 – поощрение участников тренинга;

 – подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

 – обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

 – обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

 – обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Необходимые условия для успешного обучения:

 – готовность студента учиться;

 – применение различных форм и методов обучения;

 – использование повторения для закрепления знаний;

 – соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

 – своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.

Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа: 1. Информационный блок, включающий предоставление теоретической информации. 2. Выработка практических навыков,3. Подведение итогов тренинга. 4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.

Выработка практических навыков. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по определению показателей преступности, выявлению факторов, детерминирующих преступность, построению системы мер и субъектов предупреждения преступности. С этой целью необходимо использовать работу в малых группах, мозговой штурм, дискуссии и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.

Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.

Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящего УМК.

 

РАЗДЕЛ VII . ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1. Тематический план самостоятельной работы студентов очной формы обучения

 

 

Номера

тем

(по тем.

плану)

 

 

 

 

Время на СР

(по тем.

плану),

часы

 

в том числе:

конспек- тирование учебной литера- туры решение практи- ческих задач выполне- ние тестовых заданий   выполне- ние пись- менных работ анализ различных позиций по проблемам учебного предмета   подго- товка к дело- вым играм подго- товка сообще- ний, докладов
1 6 3 1 1 1      
2 5 2 1 1 1      
3 6 3 1 1 1      
4 5 2 1 1 1      
5 6 3 1 1 1      
6 6 3 1 1 1      
7 6 4 1 1        
8 4 2 1 1        
9 8 4 2 2        
10 6 4 1 1        
11 5 3 1 1        
12 6 4 1 1        
13 6 4 1 1        
14 5 3 1 1        
15 5 3 1 1        
16 5 3 1 1        
17 6 4 1 1        
Всего 72 34 23 11 6

7.3. Тематический план самостоятельной работы студентов

Заочной формы обучения

 

 

 

Номера

тем

(по тем.

плану)

 

 

 

 

Время на СР

(по тем.

плану),

часы

 

в том числе:

конспек- тирование учебной литера- туры решение практи- ческих задач выполне- ние тестовых заданий   выполне- ние пись- менных работ анализ различных позиций по проблемам учебного предмета подго- товка к дело- вым играм подго- товка сообще- ний, докладов
1 10 6     4      
2 10 5 1   4      
3 10 5 1   4      
4 10 5 1   4      
5 9 5 1   3      
6 9 5 1   3      
7 8 5     3      
8 10 5 1   4      
9 10 5 1   4      
10 10 5 1   4      
11 10 5 2   3      
12 8 5     3      
13 9 6     3      
14 8 5     3      
15 8 5     3      
16 10 6 1   3      
17 8 5 1   2      
Всего 64 22 11 14

7.4 Задания для самостоятельной работы студентов

 

Задания по теме: № 2 - 4, 6 - 8, 10 – 12, 14, 15, 17

Цель задания: систематизация студентами знаний по изучаемой теме; получение навыков подготовки выступлений перед аудиторией на семинарских занятиях; развитие творческого подхода к решению нестандартных задач; формирование аналитического мышления при анализе различных позиций различных авторов по проблематике рассматриваемой темы.

 Содержание: подготовка рядом студентов по индивидуальному заданию докладов и сообщений; конспектирование докладов выступающих на семинаре; анализ в ходе групповой дискуссии проблемных аспектов рассматриваемой тематики; приобретения навыков решения практических задач; составление письменных ответов на контрольные вопросы, схем, таблиц; проверка полученных знаний с помощью нормативных актов и специальной литературы.

Срок выполнения: определяет преподаватель.

Ориентировочный объем: объем конспектов и письменных работ строго не регламентируется, но приветствует краткость и емкость изложения.

Практикум: соответствующие настоящим темам задания практикума, которые не были освящены и рассмотрены на лекциях и семинарах

Отчетность: выводы по результатам анализа нормативной базы и литературы (не более 1,5 - 3 страницах).

Метод оценки: пятибалльная

       Источники:

                    (по теме 2) обязательные:279.

                                            дополнительные:255,263,273,277.

                    (по теме 3) обязательные:279

.

                                            дополнительные:240,249,253.

                        (по теме 4) обязательные:279

.

                                             дополнительные:215-227,249,256,272,287.

                    (по теме 6) обязательные:279

.

                                    дополнительные:247,248,258,261,266,291.

                    (по теме 7) обязательные:279

.

                                             дополнительные:156,165,177.

                    (по теме 8)обязательные:279.

                                             дополнительные:175,248,290.

                  (по теме 10) обязательные:279

.

                                    дополнительные:111,121,158.

                  (по теме 11) обязательные: 279

                                    дополнительные:111,153,202.

                  (по теме 12) обязательные:1,2,12,13,19,120,123,128,132,143,144,154,

155,174,179,181,184,185,189,190,192,193,195,197,198,228-234,245,268.

                                    дополнительные:199,201,235.

                  (по теме 14) обязательные:279

.

                                    дополнительные:235,243,245,249,254.

                  (по теме 15) обязательные:279.

                                    дополнительные:243,252,254.

                  (по теме 17) обязательные:279

.

                                   дополнительные:182,208,243,254,259,263.  

                                   

Задания по теме: № 1, 5, 9, 13, 16

Цель задания: систематизация студентами знаний по изучаемой теме; развитие творческого подхода к решению нестандартных задач; глубокое изучение полученной информацию и принятие по ней необходимых решений; получение навыков подготовки выступлений перед аудиторией.

Содержание: подготовка рядом студентов по индивидуальному заданию докладов и сообщений; конспектирование докладов выступающих на семинаре; анализ в ходе групповой дискуссии проблемных аспектов рассматриваемой тематики; приобретения навыков решения практических задач; составление письменных ответов на контрольные вопросы, схем, таблиц; проверка полученных знаний с помощью нормативных актов и специальной литературы.

Срок выполнения: определяет преподаватель.

Ориентировочный объем: индивидуальные доклады и сообщения должны быть по объему не менее трех страниц печатного текста по каждой теме указанной программы.

Практикум:

Отчетность: выводы по результатам анализа нормативной базы и литературы и задачи на 1,5 страницах.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники: (по теме 1) обязательные: 1,2,4,6,7,8,10,11,12,17,21,22,24,27,29,33,43,52,65,

67,71,74,76,78,93,94,98,102,111,124,145,147,148,151,156,158,159,160,162,164,169,170,176,

178,187,203,213,228-234,240,243,244,249,250,252-255,259,262,263,268,269,277,282,284,285.

                                  дополнительные:269,270,273,276,278,289.  

         (по теме 5) обязательные:1,2,12,50,54,82,116,122,126,168,173,175,200,202,

211,212,228-234,236,238,239,257,268,282.

                                  дополнительные:246,272,278,290.               

         (по теме 9) обязательные: 1,2,4,6-9,12,14,15,32,48,65,75,77,79,81,83-88,95,96,

101,103-106,109,111,121,130,161, 186,191,228-234.268.

                         дополнительные:166,167.                          

       (по теме 13) обязательные: 1,2,12,105,228-234,249,268,282,284.

                                  дополнительные:243,252,254.             

      (по теме 16) обязательные: 1,2,12,20,103,105,212,228-234,252,268,282,283,284.

                        дополнительные:211,243,254,259,263.

 

РАЗДЕЛ VIII . ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тесты

(для самоконтроля)

 

Тесты по теме № 1

 

1. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

- сотрудниками частной детективной и охранной деятельности;

- оперативными подразделениями государственных органов;

- сотрудниками частной детективной и охранной деятельности и сотрудниками государственных органов.

 

2. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемая:

- гласно;

- негласно;

- гласно и негласно.

 

3. Отличием ОРД от уголовно-процессуальной деятельности являются:

- сложность осуществления;

- осуществление ОРД, как правило , до возбуждения уголовного дела;

- возможность совершения негласных действий;

- отсутствие доказательственного значения данных, добытых в результате ОРД.

 

4. Основными задачами ОРД являются:

- выявление и предупреждение совершения преступлений;

- раскрытие преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда;

- сбор информации о лицах, находящихся в оппозиции к органам власти.

 

Тесты по теме № 2

 

5. Принципами оперативно-розыскной деятельности является:

- законность;

- соблюдение прав и свобод граждан;

- достижение цели любыми средствами;

- конспирация.

 

6. Что отражает принцип сочетания гласных и негласных методов и средств ОРД?

- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности с криминалистикой;

- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений;

- тесную взаимосвязь специальных научных дисциплин и практики ОРД.

7. Что означает принцип конспирации?

- установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования

оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами;

- установление особого порядка получения сведений, составляющих государственную тайну;

- использование оперативно-розыскной информации.

 

Тесты по теме № 3

8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вступил в силу в:

- 1992 году;

- 1993 году;

- 1994 году;

- 1995 году;

- 1996 году.

9. Правовую основу ОРД составляют:

- Конституция РФ;

- федеральные законы, регламентирующие ОРД;

- постановления органов местного самоуправления об учете местных условий при осуществлении ОРД;

- нормативные акты оперативно-розыскных органов, определяющие тактику оперативно-розыскных мероприятий.

 

10. Что определил ФЗ «О прокуратуре РФ» в отношении ОРД?

- полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;

- участие прокуратуре в ОРМ?

- подготовку нормативных правовых актов определенных субъектов ОРД?

Тесты по теме № 4

 

11. Что является объектом защиты в ОРД?

- общественные отношения, которые поставлены под защиту и охрану Конституцией РФ и Оперативно-розыскным законом;

- любые общественные отношения граждан;

- любые общественные отношения граждан, охраняемые Конституцией РФ.

 

12. Объектами защиты в ОРД от преступных посягательств выступают:

- человек (его жизнь, здоровье, права и свободы);

- собственность; общество;

- государство;

- человек; собственность; общество; государство.

 

13. Допустимо ли в ОРД ограничивать конституционные права человека и гражданина?

- да, допустимо;

- нет, не допустимо;

- в зависимости от решения руководителя органа, осуществляющего ОРД.

 

Тесты по теме № 5

 

14. Оперативно-розыскными мероприятиями являются:

- наблюдение;

- засада;

- прослушивание телефонных переговоров;

- контролируемая поставка.

 

15. Перечень предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен:

- любым федеральным законом;

- указом Президента РФ;

- постановлением Правительства РФ;

- только ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

 

16. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, определяется:

- Федеральным законом;

- постановлением Правительства РФ;

- указом Президента РФ;

- ведомственными нормативными актами.

 

Тесты по теме № 6

 

17. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

- сведения о совершенном преступлении;

- информация о событиях, создающих угрозу военной безопасности РФ;

- необходимость проверки лица, прибывшего на временную работу в РФ;

- оформление лица на работу, связанную с эксплуатацией атомной станции.

 

18. Опрос в оперативно-розыскной деятельности проводится:

- гласно;

- негласно;

- кодировано;

- зашифровано.

 

Тесты по теме № 7

 

19. Законодательством России ограничено получение сведений:

- составляющих коммерческую тайну;

- о тайно совершенном преступлении;

- составляющих банковскую тайну;

- составляющих врачебную тайну.

 

20. Допускается прослушивание телефонных переговоров в отношении лиц подозреваемых в совершении:

- преступлений небольшой тяжести;

- преступлений средней тяжести;

- тяжких преступлений;

- особо тяжких преступлений.

Тесты по теме № 8

 

21. Сведения, добытые в ОРД, относятся к государственной тайне, если содержат информацию о (об):

- негласных силах, средствах, методах;

- организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий;

- финансировании ОРД;

- фактах нарушения прав человека и гражданина.

 

22. Результаты ОРД при введении в уголовный процесс должны отвечать требованиям:

- относимости;

- достоверности;

- допустимости;

- обвинительного уклона.

 

23. Где законодатель рассматривает вопросы о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД? 

- в ФЗ «О государственной тайне»?

- в ФЗ «О безопасности»;

- в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

 

Тесты по теме № 9

 

24. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:

- органов внутренних дел;

- ФСБ;

- налоговых инспекций;

- таможенных органов;

- служебных приставов.

 

25. Перечень органов, осуществляющих ОРД может быть изменен:

- решением местных органов власти;

- постановлением правительства РФ;

- указом Президента РФ;

- федеральным законом.

 

26. Оперативные подразделения осуществляют ОРД на:

- территории Российской Федерации;

- гражданских судах под флагом России;

- территории иностранных государств;

- военных кораблях и летательных аппаратах РФ.

 

Тесты по теме № 10

 

27. При решении задач определенных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченные органы обязаны:

- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите: конституционных прав и свобод человека и гражданина; собственности; безопасности общества и государства;

- исполнять в пределах своих полномочий: поручения в письменной форме органа дознания, следователя; указания прокурора; решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству;

- сообщать о принятых мерах уполномоченному прокурору.

 

28. В обязанности органов, осуществляющих ОРД входят:

- выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы: соответствующих международных правоохранительных организаций; правоохранительных органов; специальных служб иностранных государств;

- с разрешения руководителя оперативного аппарата, соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;

- информирование других органов, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказание этим органам необходимую помощь;

- содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества: своих сотрудников; лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД; участников уголовного судопроизводства, а также членов семей указанных лиц и их близких.

 

Тесты по теме № 11

 

29. Оперативные сотрудники имеют право:

- проводить разрешенные федеральным законом оперативно-розыскные мероприятия;

- использовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий транспорт частных лиц;

- применять технические средства, создающие опасность для жизни и здоровью подозреваемых в совершении тяжких преступлений лиц.

 

30. Оперативным подразделениям разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении:

- политических партий;

- общественных объединений;

- организованных преступных групп;

- религиозных объединений.

 

Тесты по теме № 12

 

31. Социальная защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД включает:

- систему материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений;

- систему материального обеспечения и обслуживания членов семей сотрудников оперативных подразделений;

- систему материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости; в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

 

32. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежат зачету в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении:

- в порядке, определяемом Указом Президента РФ;

- в порядке, определяемом Правительством РФ;

- в порядке, определяемом непосредственным руководителем оперативного аппарата;

- в порядке, определяемом судом.

 

Тесты по теме № 13

 

33. Существенными признаками содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, являются:

- согласие гражданина на участие в ОРД;

- разрешение гражданам, участвующим в ОРД, совершать преступления;

- сохранение конфиденциальности негласной помощи гражданина оперативному подразделению;

- запрет предоставлять ложную информацию органам, осуществляющим ОРД.

 

34. Запрещение использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе в ОРД следующих лиц:

- депутатов;

- военнослужащих;

- адвокатов;

- священнослужителей.

 

35. Лицо, оказывающее конфиденциальное содействие в ОРД, должно:

- обладать способностью выполнять задания оперативного работника;

- достигнуть совершеннолетия;

- быть дееспособным;

- иметь высшее образование.

 

Тесты по теме № 14

 

36. Граждане содействующие органам осуществляющим ОРД, могут рассчитывать:

- на социальную защиту со стороны государства;

- на правовую, со стороны государства;

- на помощь конкретного сотрудника оперативного аппарата.

 

37. Наиболее распространенными формами социальной и правовой защиты граждан, содействующих ОРД законодатель предусмотрел:

- : выплату денежных компенсаций, лечение (в случае если в ходе содействия ОРД гражданину нанесен вред здоровья и существует причинная связь между данным нанесением вреда и содействием ОРД);

- : предоставление охраны самому гражданину, его родным и близким; взятие под охрану его жилища и имущества;

- : выдача новых документов; перемена фамилии, внешности, места жительства; трудоустройства (в случае если факт сотрудничества с органами ОРД стал известен представителям преступного мира и существует реальная угроза жизни и здоровью гражданина, которую нельзя избежать другим образом);

- : по возможности руководителя оперативного аппарата – смягчение участи гражданина в случае его уголовного преследования.

 

Тесты по теме № 15

 

38. К источникам финансового обеспечения государственных органов, оперативных подразделений осуществляющих ОРД относятся:

- собственные бюджеты оперативного аппарата;

- внебюджетные целевые фонды законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ;

- финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета;

 

39. Право осуществление контроля за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД имеют:

- руководители государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД;

- специально уполномоченные на то представителями Министерства финансов РФ;

- специально созданное подразделение по финансовым вопросам;

- налоговые органы РФ.

 


Тесты по теме № 16

 

40. В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» контроль за ОРД осуществляет:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство РФ;

- Министерство юстиции РФ.

 

41. Ведомственный контроль руководителей оперативных подразделений включает:

- санкционирование оснований прекращения дел оперативного учета;

- рассмотрение оснований прекращения дел оперативного учета;

- утверждение планов проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- организацию скрытого наблюдения за личной жизни оперативных сотрудников.

 

42. Наиболее распространенная форма судебного контроля за ОРД является:

- изучение уголовных дел;

- изучение материалов предварительного расследования;

- дача судом разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.

 

Тесты по теме № 17

 

43. Осуществляя надзор за ОРД прокурор полномочен затребовать следующие материалы:

- дела оперативного учета;

- данные об использовании оперативно-технических средств;

- учетно-регистрационную документацию;

- сведения о лицах, внедренных в преступные группы.

 

44. Прокурорский надзор за ОРД должен способствовать:

- выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органа дознания, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

- надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам;

- соблюдению режима законности при проведении ОРД;

- увеличению категории граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД[1].

8.2.3. Тематика контрольных работ Контрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже тематике. Контрольная работа проводится на практическом занятии в течение одного академического часа с разбором решений на следующем занятии и с выставлением оценки в журнале «зачтено» или «незачтено».

Предлагаемые задачи, составлены по разделу учебной программы, призваны оказать помощь студентам при их самостоятельной подготовке изучения курса «Правовые основы оперативно-розыскная деятельность», приобретению студентами навыков составления процессуальных документов и практической деятельности по принятию необходимых решений.

Большинство задач составлены так, что при соответствующей интерпретации их фабулы и исходные данные могут быть использованы при изучении и других тем данного курса.

Студенту требуется иметь ввиду, что все обстоятельства, указанные в условии задачи, являются установленными и доказанными. Студенту требуется не доказывать условия, а оценивать их с точки зрения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Если то или иное условие сформулировано не совсем четко и это имеет принципиальное значение для принятия необходимого решения, то данное условие студент вправе словесно скорректировать самостоятельно и при ответе указать на эту корректировку и дать окончательное решение в соответствии с данными уточнениями. Также для корректировки условия студент может обратиться к преподавателю.Решение задач должно производиться студентами как в рамках домашней самоподготовки, так и на аудиторных практических занятиях.Студенты должны производить решение задач в рамках домашней самоподготовки. После чего, на аудиторных практических занятиях имеющиеся ответы на задачи должны быть озвучены и обсуждены (с указанием верных решений и ошибок в решении). В рамках аудиторных практических занятий преподаватель вправе (кроме указанных в УМК задач) предложить дополнительные задачи, которые зачитываются вслух (преподавателем или студентом) и решаются совместно с учебной группой. Различные задачи могут быть распределены между студентами в аудитории.Целью каждого практического занятия является закрепление студентами полученных теоретических знаний по соответствующей теме и умение их применять в реальных практических ситуациях.

Раздел I . Общие положения оперативно-розыскной деятельности

Задачи к теме № 1. Сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности

 

1. Руководитель оперативного аппарата, исходя из своего большого практического опыта, дал указание своим сотрудникам, чтобы они понимали оперативно-розыскную деятельность, так как он ее трактует.

Задания: Правомочно ли решение руководителя в отношении обязательного понятия оперативно-розыскной деятельности его сотрудниками? Дано ли такое определение законодателем, если да, то где и в какой статье?

 

2. В беседе с работниками оперативного аппарата, сотрудник детективной и охранной деятельности, ранее работавший в этом же подразделении, доказывал, что он продолжает иметь право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Задания: Прав ли сотрудник детективной и охранной деятельности? Если нет, то докажите это ссылаясь на конкретную статью и нормативный акт.

 

Задача к теме № 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

 

1. Во время беседы между сотрудниками оперативных аппаратов возник спор о том, кто должен руководствоваться принципами оперативно-розыскной деятельности. Одни считали, что они придуманы какими-то теоретиками, другие считали что этими принципами должны руководствоваться руководящий состав оперативных подразделений, а один работник стал доказывать, что принципами ОРД должны руководствоваться все сотрудники оперативных аппаратов.

Задания: Определите, есть ли из высказанных мнений правильное? Если да, то чье? Если нет, то какой правильный ответ и чем он подтверждается?

 

 

Задача к теме № 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

 

1. Изучая ведомственные нормативно правовые акты по оперативно-розыскной деятельности, начинающий сотрудник обратил внимание на то, что в некоторых из них он встретил расхождение с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Начальник оперативного подразделения пояснил сотруднику, что такое расхождение нормативных актов позволяет более эффективно бороться с преступностью.

Задания: Определите правомерность данной ситуации. Какими нормативно правовыми актами должен руководствоваться молодой сотрудник оперативного аппарата?

Задача к теме № 4. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

 

1. Гражданин Сидоров обратился с жалобой в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по месту прописки своей жены. В своей жалобе он указал, что считает, что по месту его жительства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники уголовного розыска нарушили его конституционные права. Об этом он месяц назад сообщил в устной форме дежурному  , но никаких ответов он до настоящего времени не получил. В связи с чем просит в этом разобраться других сотрудников органов внутренних дел. О себе он в письме ничего не сообщил.

Задания: Определите правомерность обращения граждан в оперативные аппараты для получения собранных о них сведений и разъяснениями о причинах таких мероприятий. Может ли гражданин вообще обращаться с заявлениями в органы  не по месту своей прописки? Какие решения должен принять руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность? Найдите нормативный акт и конкретную в нем статью, регламентирующих данную ситуацию.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.