Практическая реализация активных технологий по данной дисциплине предусматривает два типа занятий в активной и интерактивной форме. В активной форме проводятся семинарские занятия. В интерактивной форме проводятся практические занятия.
Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студента с целью формирования практических навыков исследования вопросов правовой основы ОРД, оперативно-розыскных мероприятий; использование результатов ОРД; взаимодействия органов, осуществляющих ОРД с гражданами, оказывающих им помощь; виды и формы контроля и надзора за ОРД.
Задачами активного обучения по дисциплине являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины;
- овладение методикой и практическими примерами использования правовых основ ОРД;
- систематизация практических навыков использования правовых основ ОРД;
- овладение методикой разработки и обоснования концепции политики ОРД;
- обобщение всего комплекса знаний по дисциплине;
- приобретение навыков публичных выступлений.
Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения.
Интерактивное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивает более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и нацелено на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Интерактивная лекция представляет выступление ведущего обучающего мероприятия перед аудиторией в течение 1 – 4 часов с применением следующих форм обучения:
- ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;
- модерация (способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена учебного коллектива, без лишних потерь рабочего времени);
- демонстрация слайдов или учебных фильмов;
- мозговой штурм.
Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов.
Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать необходимые навыки. Тренинг обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Основные требования к проведению тренинга:
– оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;
– соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;
– обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;
– проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;
– создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;
– вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;
– уважение чувств и мнений каждого участника;
– поощрение участников тренинга;
– подведение участников преподавателем к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;
– обеспечение преподавателем соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;
– обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;
– обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.
Необходимые условия для успешного обучения:
– готовность студента учиться;
– применение различных форм и методов обучения;
– использование повторения для закрепления знаний;
– соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;
– своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем.
Непосредственно обучение включает в себя 4 этапа: 1. Информационный блок, включающий предоставление теоретической информации. 2. Выработка практических навыков,3. Подведение итогов тренинга. 4. Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.
Информационный блок. Основной материал может быть преподнесен в виде интерактивной лекции, мультимедийной презентации.
Выработка практических навыков. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по определению показателей преступности, выявлению факторов, детерминирующих преступность, построению системы мер и субъектов предупреждения преступности. С этой целью необходимо использовать работу в малых группах, мозговой штурм, дискуссии и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.
Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения опросных листов, анкет.
Зачет по результатам тренинга. Цель зачета состоит в подтверждении усвоения знаний и навыков, полученных в ходе тренинга.
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в соответствующем разделе настоящего УМК.
РАЗДЕЛ VII . ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1. Тематический план самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Номера тем (по тем. плану)
|
Время на СР (по тем. плану), часы
| в том числе: | ||||||
конспек- тирование учебной литера- туры | решение практи- ческих задач | выполне- ние тестовых заданий | выполне- ние пись- менных работ | анализ различных позиций по проблемам учебного предмета | подго- товка к дело- вым играм | подго- товка сообще- ний, докладов | ||
1 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||
3 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
4 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||
5 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
6 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
7 | 6 | 4 | 1 | 1 | ||||
8 | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
9 | 8 | 4 | 2 | 2 | ||||
10 | 6 | 4 | 1 | 1 | ||||
11 | 5 | 3 | 1 | 1 | ||||
12 | 6 | 4 | 1 | 1 | ||||
13 | 6 | 4 | 1 | 1 | ||||
14 | 5 | 3 | 1 | 1 | ||||
15 | 5 | 3 | 1 | 1 | ||||
16 | 5 | 3 | 1 | 1 | ||||
17 | 6 | 4 | 1 | 1 | ||||
Всего | 72 | 34 | 23 | 11 | 6 |
7.3. Тематический план самостоятельной работы студентов
Заочной формы обучения
Номера тем (по тем. плану)
|
Время на СР (по тем. плану), часы
| в том числе: | ||||||
конспек- тирование учебной литера- туры | решение практи- ческих задач | выполне- ние тестовых заданий | выполне- ние пись- менных работ | анализ различных позиций по проблемам учебного предмета | подго- товка к дело- вым играм | подго- товка сообще- ний, докладов | ||
1 | 10 | 6 | 4 | |||||
2 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
3 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
4 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
5 | 9 | 5 | 1 | 3 | ||||
6 | 9 | 5 | 1 | 3 | ||||
7 | 8 | 5 | 3 | |||||
8 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
9 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
10 | 10 | 5 | 1 | 4 | ||||
11 | 10 | 5 | 2 | 3 | ||||
12 | 8 | 5 | 3 | |||||
13 | 9 | 6 | 3 | |||||
14 | 8 | 5 | 3 | |||||
15 | 8 | 5 | 3 | |||||
16 | 10 | 6 | 1 | 3 | ||||
17 | 8 | 5 | 1 | 2 | ||||
Всего | 64 | 22 | 11 | 14 |
7.4 Задания для самостоятельной работы студентов
Задания по теме: № 2 - 4, 6 - 8, 10 – 12, 14, 15, 17
Цель задания: систематизация студентами знаний по изучаемой теме; получение навыков подготовки выступлений перед аудиторией на семинарских занятиях; развитие творческого подхода к решению нестандартных задач; формирование аналитического мышления при анализе различных позиций различных авторов по проблематике рассматриваемой темы.
Содержание: подготовка рядом студентов по индивидуальному заданию докладов и сообщений; конспектирование докладов выступающих на семинаре; анализ в ходе групповой дискуссии проблемных аспектов рассматриваемой тематики; приобретения навыков решения практических задач; составление письменных ответов на контрольные вопросы, схем, таблиц; проверка полученных знаний с помощью нормативных актов и специальной литературы.
Срок выполнения: определяет преподаватель.
Ориентировочный объем: объем конспектов и письменных работ строго не регламентируется, но приветствует краткость и емкость изложения.
Практикум: соответствующие настоящим темам задания практикума, которые не были освящены и рассмотрены на лекциях и семинарах
Отчетность: выводы по результатам анализа нормативной базы и литературы (не более 1,5 - 3 страницах).
Метод оценки: пятибалльная
Источники:
(по теме 2) обязательные:279.
дополнительные:255,263,273,277.
(по теме 3) обязательные:279
.
дополнительные:240,249,253.
(по теме 4) обязательные:279
.
дополнительные:215-227,249,256,272,287.
(по теме 6) обязательные:279
.
дополнительные:247,248,258,261,266,291.
(по теме 7) обязательные:279
.
дополнительные:156,165,177.
(по теме 8)обязательные:279.
дополнительные:175,248,290.
(по теме 10) обязательные:279
.
дополнительные:111,121,158.
(по теме 11) обязательные: 279
дополнительные:111,153,202.
(по теме 12) обязательные:1,2,12,13,19,120,123,128,132,143,144,154,
155,174,179,181,184,185,189,190,192,193,195,197,198,228-234,245,268.
дополнительные:199,201,235.
(по теме 14) обязательные:279
.
дополнительные:235,243,245,249,254.
(по теме 15) обязательные:279.
дополнительные:243,252,254.
(по теме 17) обязательные:279
.
дополнительные:182,208,243,254,259,263.
Задания по теме: № 1, 5, 9, 13, 16
Цель задания: систематизация студентами знаний по изучаемой теме; развитие творческого подхода к решению нестандартных задач; глубокое изучение полученной информацию и принятие по ней необходимых решений; получение навыков подготовки выступлений перед аудиторией.
Содержание: подготовка рядом студентов по индивидуальному заданию докладов и сообщений; конспектирование докладов выступающих на семинаре; анализ в ходе групповой дискуссии проблемных аспектов рассматриваемой тематики; приобретения навыков решения практических задач; составление письменных ответов на контрольные вопросы, схем, таблиц; проверка полученных знаний с помощью нормативных актов и специальной литературы.
Срок выполнения: определяет преподаватель.
Ориентировочный объем: индивидуальные доклады и сообщения должны быть по объему не менее трех страниц печатного текста по каждой теме указанной программы.
Практикум:
Отчетность: выводы по результатам анализа нормативной базы и литературы и задачи на 1,5 страницах.
Метод оценки: пятибалльная.
Источники: (по теме 1) обязательные: 1,2,4,6,7,8,10,11,12,17,21,22,24,27,29,33,43,52,65,
67,71,74,76,78,93,94,98,102,111,124,145,147,148,151,156,158,159,160,162,164,169,170,176,
178,187,203,213,228-234,240,243,244,249,250,252-255,259,262,263,268,269,277,282,284,285.
дополнительные:269,270,273,276,278,289.
(по теме 5) обязательные:1,2,12,50,54,82,116,122,126,168,173,175,200,202,
211,212,228-234,236,238,239,257,268,282.
дополнительные:246,272,278,290.
(по теме 9) обязательные: 1,2,4,6-9,12,14,15,32,48,65,75,77,79,81,83-88,95,96,
101,103-106,109,111,121,130,161, 186,191,228-234.268.
дополнительные:166,167.
(по теме 13) обязательные: 1,2,12,105,228-234,249,268,282,284.
дополнительные:243,252,254.
(по теме 16) обязательные: 1,2,12,20,103,105,212,228-234,252,268,282,283,284.
дополнительные:211,243,254,259,263.
РАЗДЕЛ VIII . ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Тесты
(для самоконтроля)
Тесты по теме № 1
1. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:
- сотрудниками частной детективной и охранной деятельности;
- оперативными подразделениями государственных органов;
- сотрудниками частной детективной и охранной деятельности и сотрудниками государственных органов.
2. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемая:
- гласно;
- негласно;
- гласно и негласно.
3. Отличием ОРД от уголовно-процессуальной деятельности являются:
- сложность осуществления;
- осуществление ОРД, как правило , до возбуждения уголовного дела;
- возможность совершения негласных действий;
- отсутствие доказательственного значения данных, добытых в результате ОРД.
4. Основными задачами ОРД являются:
- выявление и предупреждение совершения преступлений;
- раскрытие преступлений;
- розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда;
- сбор информации о лицах, находящихся в оппозиции к органам власти.
Тесты по теме № 2
5. Принципами оперативно-розыскной деятельности является:
- законность;
- соблюдение прав и свобод граждан;
- достижение цели любыми средствами;
- конспирация.
6. Что отражает принцип сочетания гласных и негласных методов и средств ОРД?
- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности с криминалистикой;
- тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений;
- тесную взаимосвязь специальных научных дисциплин и практики ОРД.
7. Что означает принцип конспирации?
- установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования
оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами;
- установление особого порядка получения сведений, составляющих государственную тайну;
- использование оперативно-розыскной информации.
Тесты по теме № 3
8. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вступил в силу в:
- 1992 году;
- 1993 году;
- 1994 году;
- 1995 году;
- 1996 году.
9. Правовую основу ОРД составляют:
- Конституция РФ;
- федеральные законы, регламентирующие ОРД;
- постановления органов местного самоуправления об учете местных условий при осуществлении ОРД;
- нормативные акты оперативно-розыскных органов, определяющие тактику оперативно-розыскных мероприятий.
10. Что определил ФЗ «О прокуратуре РФ» в отношении ОРД?
- полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;
- участие прокуратуре в ОРМ?
- подготовку нормативных правовых актов определенных субъектов ОРД?
Тесты по теме № 4
11. Что является объектом защиты в ОРД?
- общественные отношения, которые поставлены под защиту и охрану Конституцией РФ и Оперативно-розыскным законом;
- любые общественные отношения граждан;
- любые общественные отношения граждан, охраняемые Конституцией РФ.
12. Объектами защиты в ОРД от преступных посягательств выступают:
- человек (его жизнь, здоровье, права и свободы);
- собственность; общество;
- государство;
- человек; собственность; общество; государство.
13. Допустимо ли в ОРД ограничивать конституционные права человека и гражданина?
- да, допустимо;
- нет, не допустимо;
- в зависимости от решения руководителя органа, осуществляющего ОРД.
Тесты по теме № 5
14. Оперативно-розыскными мероприятиями являются:
- наблюдение;
- засада;
- прослушивание телефонных переговоров;
- контролируемая поставка.
15. Перечень предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен:
- любым федеральным законом;
- указом Президента РФ;
- постановлением Правительства РФ;
- только ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
16. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, определяется:
- Федеральным законом;
- постановлением Правительства РФ;
- указом Президента РФ;
- ведомственными нормативными актами.
Тесты по теме № 6
17. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- сведения о совершенном преступлении;
- информация о событиях, создающих угрозу военной безопасности РФ;
- необходимость проверки лица, прибывшего на временную работу в РФ;
- оформление лица на работу, связанную с эксплуатацией атомной станции.
18. Опрос в оперативно-розыскной деятельности проводится:
- гласно;
- негласно;
- кодировано;
- зашифровано.
Тесты по теме № 7
19. Законодательством России ограничено получение сведений:
- составляющих коммерческую тайну;
- о тайно совершенном преступлении;
- составляющих банковскую тайну;
- составляющих врачебную тайну.
20. Допускается прослушивание телефонных переговоров в отношении лиц подозреваемых в совершении:
- преступлений небольшой тяжести;
- преступлений средней тяжести;
- тяжких преступлений;
- особо тяжких преступлений.
Тесты по теме № 8
21. Сведения, добытые в ОРД, относятся к государственной тайне, если содержат информацию о (об):
- негласных силах, средствах, методах;
- организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий;
- финансировании ОРД;
- фактах нарушения прав человека и гражданина.
22. Результаты ОРД при введении в уголовный процесс должны отвечать требованиям:
- относимости;
- достоверности;
- допустимости;
- обвинительного уклона.
23. Где законодатель рассматривает вопросы о защите сведений об органах, осуществляющих ОРД?
- в ФЗ «О государственной тайне»?
- в ФЗ «О безопасности»;
- в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Тесты по теме № 9
24. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:
- органов внутренних дел;
- ФСБ;
- налоговых инспекций;
- таможенных органов;
- служебных приставов.
25. Перечень органов, осуществляющих ОРД может быть изменен:
- решением местных органов власти;
- постановлением правительства РФ;
- указом Президента РФ;
- федеральным законом.
26. Оперативные подразделения осуществляют ОРД на:
- территории Российской Федерации;
- гражданских судах под флагом России;
- территории иностранных государств;
- военных кораблях и летательных аппаратах РФ.
Тесты по теме № 10
27. При решении задач определенных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченные органы обязаны:
- принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите: конституционных прав и свобод человека и гражданина; собственности; безопасности общества и государства;
- исполнять в пределах своих полномочий: поручения в письменной форме органа дознания, следователя; указания прокурора; решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству;
- сообщать о принятых мерах уполномоченному прокурору.
28. В обязанности органов, осуществляющих ОРД входят:
- выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы: соответствующих международных правоохранительных организаций; правоохранительных органов; специальных служб иностранных государств;
- с разрешения руководителя оперативного аппарата, соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
- информирование других органов, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказание этим органам необходимую помощь;
- содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества: своих сотрудников; лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД; участников уголовного судопроизводства, а также членов семей указанных лиц и их близких.
Тесты по теме № 11
29. Оперативные сотрудники имеют право:
- проводить разрешенные федеральным законом оперативно-розыскные мероприятия;
- использовать при проведении оперативно-розыскных мероприятий транспорт частных лиц;
- применять технические средства, создающие опасность для жизни и здоровью подозреваемых в совершении тяжких преступлений лиц.
30. Оперативным подразделениям разрешается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении:
- политических партий;
- общественных объединений;
- организованных преступных групп;
- религиозных объединений.
Тесты по теме № 12
31. Социальная защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД включает:
- систему материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений;
- систему материального обеспечения и обслуживания членов семей сотрудников оперативных подразделений;
- систему материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей во время службы и при выходе на пенсию, в старости; в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.
32. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежат зачету в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении:
- в порядке, определяемом Указом Президента РФ;
- в порядке, определяемом Правительством РФ;
- в порядке, определяемом непосредственным руководителем оперативного аппарата;
- в порядке, определяемом судом.
Тесты по теме № 13
33. Существенными признаками содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, являются:
- согласие гражданина на участие в ОРД;
- разрешение гражданам, участвующим в ОРД, совершать преступления;
- сохранение конфиденциальности негласной помощи гражданина оперативному подразделению;
- запрет предоставлять ложную информацию органам, осуществляющим ОРД.
34. Запрещение использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе в ОРД следующих лиц:
- депутатов;
- военнослужащих;
- адвокатов;
- священнослужителей.
35. Лицо, оказывающее конфиденциальное содействие в ОРД, должно:
- обладать способностью выполнять задания оперативного работника;
- достигнуть совершеннолетия;
- быть дееспособным;
- иметь высшее образование.
Тесты по теме № 14
36. Граждане содействующие органам осуществляющим ОРД, могут рассчитывать:
- на социальную защиту со стороны государства;
- на правовую, со стороны государства;
- на помощь конкретного сотрудника оперативного аппарата.
37. Наиболее распространенными формами социальной и правовой защиты граждан, содействующих ОРД законодатель предусмотрел:
- : выплату денежных компенсаций, лечение (в случае если в ходе содействия ОРД гражданину нанесен вред здоровья и существует причинная связь между данным нанесением вреда и содействием ОРД);
- : предоставление охраны самому гражданину, его родным и близким; взятие под охрану его жилища и имущества;
- : выдача новых документов; перемена фамилии, внешности, места жительства; трудоустройства (в случае если факт сотрудничества с органами ОРД стал известен представителям преступного мира и существует реальная угроза жизни и здоровью гражданина, которую нельзя избежать другим образом);
- : по возможности руководителя оперативного аппарата – смягчение участи гражданина в случае его уголовного преследования.
Тесты по теме № 15
38. К источникам финансового обеспечения государственных органов, оперативных подразделений осуществляющих ОРД относятся:
- собственные бюджеты оперативного аппарата;
- внебюджетные целевые фонды законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ;
- финансовые средства, выделяемые из федерального бюджета;
39. Право осуществление контроля за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД имеют:
- руководители государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД;
- специально уполномоченные на то представителями Министерства финансов РФ;
- специально созданное подразделение по финансовым вопросам;
- налоговые органы РФ.
Тесты по теме № 16
40. В соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» контроль за ОРД осуществляет:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание РФ;
- Правительство РФ;
- Министерство юстиции РФ.
41. Ведомственный контроль руководителей оперативных подразделений включает:
- санкционирование оснований прекращения дел оперативного учета;
- рассмотрение оснований прекращения дел оперативного учета;
- утверждение планов проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- организацию скрытого наблюдения за личной жизни оперативных сотрудников.
42. Наиболее распространенная форма судебного контроля за ОРД является:
- изучение уголовных дел;
- изучение материалов предварительного расследования;
- дача судом разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина.
Тесты по теме № 17
43. Осуществляя надзор за ОРД прокурор полномочен затребовать следующие материалы:
- дела оперативного учета;
- данные об использовании оперативно-технических средств;
- учетно-регистрационную документацию;
- сведения о лицах, внедренных в преступные группы.
44. Прокурорский надзор за ОРД должен способствовать:
- выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органа дознания, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
- надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам;
- соблюдению режима законности при проведении ОРД;
- увеличению категории граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД[1].
8.2.3. Тематика контрольных работ Контрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже тематике. Контрольная работа проводится на практическом занятии в течение одного академического часа с разбором решений на следующем занятии и с выставлением оценки в журнале «зачтено» или «незачтено».Предлагаемые задачи, составлены по разделу учебной программы, призваны оказать помощь студентам при их самостоятельной подготовке изучения курса «Правовые основы оперативно-розыскная деятельность», приобретению студентами навыков составления процессуальных документов и практической деятельности по принятию необходимых решений.
Большинство задач составлены так, что при соответствующей интерпретации их фабулы и исходные данные могут быть использованы при изучении и других тем данного курса.
Студенту требуется иметь ввиду, что все обстоятельства, указанные в условии задачи, являются установленными и доказанными. Студенту требуется не доказывать условия, а оценивать их с точки зрения ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Если то или иное условие сформулировано не совсем четко и это имеет принципиальное значение для принятия необходимого решения, то данное условие студент вправе словесно скорректировать самостоятельно и при ответе указать на эту корректировку и дать окончательное решение в соответствии с данными уточнениями. Также для корректировки условия студент может обратиться к преподавателю.Решение задач должно производиться студентами как в рамках домашней самоподготовки, так и на аудиторных практических занятиях.Студенты должны производить решение задач в рамках домашней самоподготовки. После чего, на аудиторных практических занятиях имеющиеся ответы на задачи должны быть озвучены и обсуждены (с указанием верных решений и ошибок в решении). В рамках аудиторных практических занятий преподаватель вправе (кроме указанных в УМК задач) предложить дополнительные задачи, которые зачитываются вслух (преподавателем или студентом) и решаются совместно с учебной группой. Различные задачи могут быть распределены между студентами в аудитории.Целью каждого практического занятия является закрепление студентами полученных теоретических знаний по соответствующей теме и умение их применять в реальных практических ситуациях.Раздел I . Общие положения оперативно-розыскной деятельности
Задачи к теме № 1. Сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности
1. Руководитель оперативного аппарата, исходя из своего большого практического опыта, дал указание своим сотрудникам, чтобы они понимали оперативно-розыскную деятельность, так как он ее трактует.
Задания: Правомочно ли решение руководителя в отношении обязательного понятия оперативно-розыскной деятельности его сотрудниками? Дано ли такое определение законодателем, если да, то где и в какой статье?
2. В беседе с работниками оперативного аппарата, сотрудник детективной и охранной деятельности, ранее работавший в этом же подразделении, доказывал, что он продолжает иметь право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Задания: Прав ли сотрудник детективной и охранной деятельности? Если нет, то докажите это ссылаясь на конкретную статью и нормативный акт.
Задача к теме № 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
1. Во время беседы между сотрудниками оперативных аппаратов возник спор о том, кто должен руководствоваться принципами оперативно-розыскной деятельности. Одни считали, что они придуманы какими-то теоретиками, другие считали что этими принципами должны руководствоваться руководящий состав оперативных подразделений, а один работник стал доказывать, что принципами ОРД должны руководствоваться все сотрудники оперативных аппаратов.
Задания: Определите, есть ли из высказанных мнений правильное? Если да, то чье? Если нет, то какой правильный ответ и чем он подтверждается?
Задача к теме № 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1. Изучая ведомственные нормативно правовые акты по оперативно-розыскной деятельности, начинающий сотрудник обратил внимание на то, что в некоторых из них он встретил расхождение с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Начальник оперативного подразделения пояснил сотруднику, что такое расхождение нормативных актов позволяет более эффективно бороться с преступностью.
Задания: Определите правомерность данной ситуации. Какими нормативно правовыми актами должен руководствоваться молодой сотрудник оперативного аппарата?
Задача к теме № 4. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
1. Гражданин Сидоров обратился с жалобой в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по месту прописки своей жены. В своей жалобе он указал, что считает, что по месту его жительства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники уголовного розыска нарушили его конституционные права. Об этом он месяц назад сообщил в устной форме дежурному , но никаких ответов он до настоящего времени не получил. В связи с чем просит в этом разобраться других сотрудников органов внутренних дел. О себе он в письме ничего не сообщил.
Задания: Определите правомерность обращения граждан в оперативные аппараты для получения собранных о них сведений и разъяснениями о причинах таких мероприятий. Может ли гражданин вообще обращаться с заявлениями в органы не по месту своей прописки? Какие решения должен принять руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность? Найдите нормативный акт и конкретную в нем статью, регламентирующих данную ситуацию.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 348.