Для определения частоты сердечных сокращений измеряют пульс ребенка (обычно на лучевой артерии, области лучезапястного сустава). У здоровых детей частота пульса соответствует частоте сердечных сокращений. У дошкольников трех—шести лет ЧСС в покое составляет 86—106 уд/мин. При одинаковых нагрузках степень увеличения ЧСС будет выше у физически здоровых детей. У больных детей прирост ЧСС незначительный либо вообще отсутствует. Реакция пульса на мышечную работу больше при функционально полноценном сердце.
Одновременно с частотой пульса для оценки функционального состояния организма измеряется артериальное давление (АД). Названные показатели способствуют определению реакции организма на физическую нагрузку. В качестве дозированной нагрузки используется проба Мартинэ — Кушелевского: 10 приседаний за 15 с. Проба проводится следующим образом. Ребенок садится на стульчик у детского стола. На руку ему надевают манжету для измерения артериального давления. В графу «До нагрузки» записывают значение АД. Одновременно определяют и фиксируют величину и характер пульса (ровный, аритмия и т.д.). Затем ребенку предлагают, не снимая манжеты, выполнить 10 приседаний под счет взрослого. По окончании воздействия дозированной нагрузки у ребенка в положении сидя в течение первых 10 с определяют частоту пульса и записывают показания в графу «После нагрузки». Продолжают подсчет пульса до того момента, пока он не вернется к исходной величине. Далее быстро измеряют АД (в течение 30—40 с) и также фиксируют его значение.
После выполнения функциональной пробы пульс учащается на 25-50% (норма), незначительно учащается дыхание, максимальное АД повышается на 5-15 мм рт. ст., минимальное остается на том же уровне или снижается на 5 - 10 мм рт. ст.
Продолжительность возврата пульса в исходное состояние — 2—3 мин.
Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50%, значительное учащение дыхания, видимую одышку, существенное увеличение АД (более чем на 10 мм рт. ст.). Время возврата всех показателей к исходным значениям составляет более 3 мин. Результаты функциональных проб позволяют правильно определять возможности детского организма.
Аннотация на пособие для педагогов дошкольных учреждений : В.А.Шишкина «Двигательное развитие дошкольника»
Двигательное развитие дошкольника, Пособие для педагогов, Шишкина В.А., 2014.
В пособии раскрываются научно-методические подходы к организации процесса двигательного развития дошкольников; представлены содержание и методика работы по каждому из его направлений в разных возрастных группах.
 Предложенный материал будет способствовать реализации задач образовательных областей «Физическая культура», «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования.
 Адресовано педагогам учреждений дошкольного образования.

 Двигательное развитие дошкольника.
 Двигательное развитие — одна из важнейших линий развития дошкольника. Ее научное обоснование заложено в трудах А. В. Запорожца, который отнес исследование движений к фундаментальным проблемам психологии и педагогики. Среди неотъемлемых характеристик физического, психического и социального благополучия ребенка первостепенно выделяется уровень его двигательных умений. Поэтому двигательное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного становления личности ребенка.
Двигательное развитие — понятие, которое в настоящее время широко используется в теории и практике дошкольного образования. Однако на сегодняшний день не существует единой концепции, равно как четкого и однозначного определения этого понятия. Традиционно под двигательным развитием подразумевается формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности составляющих определенный уровень их физической подготовленности. С учетом современных научных представлений стало очевидным, что этот критерий не дает объективной и достаточно полной картины двигательного развития ребенка, поэтому он не может считаться главным, и тем более единственным.
 
***В пособии раскрываются научнометодические подходы
к организации процесса двигательного развития дошкольников;
представлены содержание и методика работы по каждому из
его направлений в разных возрастных группах.
Предложенный материал будет способствовать реализации
задач образовательных областей «Физическая культура», «Ре
бенок и общество» учебной программы дошкольного образо
вания.
Адресовано педагогам учреждений дошкольного образо
вания.
СОДЕРЖАНИЕ
 Введение 
 1. Компоненты и критерии оценки двигательного развития детей: современные подходы 
 2. Двигательная активность дошкольников 
 3. Состав движений детей в самостоятельной деятельности
 4. Физическая подготовленность дошкольников 
 5. Индивидуализация двигательного развития детей 
 6. Двигательный режим в дошкольном учреждении 
 7. Физкультурно-игровая среда как фактор двигательного развития детей 
 8. Планирование работы по развитию движений детей 
 9. Сотрудничество с семьей 
 10. Двигательное развитие детей в младшей группе 
 11. Двигательное развитие детей в средней группе 
 12. Двигательное развитие детей в старшей группе 
 Приложения 
 Приложение 1. Комплексная методика изучения уровня подвижности детей с помощью наблюдения 
 Приложение 2. Тест для самооценки знаний педагогов по руководству двигательным развитием детей 
 Приложение 3. Подвижные игры и физические упражнения для коррекции двигательного поведения детей 
 Литература.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 384.