Вопрос 1:Прогнозирование возможного улучшения здоровья каждого ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Назначение диагностики. Диагностика в физическом воспитании рассматривается как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы воспитателю для того, чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровойи учебной деятельности.

Оценка уровня здоровья и его прогнозирование. При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить 3 группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто болевшие (4 и более раз в году — группа ЧБ); эпизодически болевшие (до 3 раз в году — группа ЭБ).

Сведения о здоровье детей воспитатель получает от родителей, старшей медсестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребенка). Наблюдая за детьми, анализируя их самочувствие, поведение, воспитатель дополняет эти сведения, делится информацией с родителями, врачом.

10

 На основании полученных данных совместно с врачом и родителями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение продолжительности и количества заболеваний в течение года (I ступень прогноза), для других — переход из группы ЧБ в группу ЭБ (II ступень прогноза) или в группу здоровых (III ступень прогноза). На основе полученных индивидуальных показателей здоровья выводятся общие результаты по группе, которые определяются индексом здоровья (процентным отношением здоровых детей к списочному составу) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффективной физкуль- турно-оздоровительнойработы является снижение количества и продолжительности заболеваний за год с учетом прогноза, а по группе в целом — увеличение индекса здоровья и снижение количества часто болеющих детей.

Оценка и прогнозирование физического развития. Антропометрические данные важны для оценки гармоничности физического развития, определения возможных отклонений

âнем. К последним относятся: повышенная масса тела или ее дефицит, низкий рост, пониженный показатель окружности груди, низкое общее физическое развитие. Особое внимание при оценке физического развития обращается на осанку и стопу ребенка, поскольку нарушения в этой сфере являются

âнастоящее время наиболее частыми. Прогнозирование в физическом развитии осуществляется в направлении коррекции тех отклонений, которые имеют место в организме.

Диагностика двигательного развития. Двигательное развитие детей оценивается по трем направлениям: уровню двигательной активности (ДА), составу движений в самостоятельной деятельности, физической подготовленности.

Оценка двигательной активности. Сущность диагностики двигательной активности состоит, главным образом, в оценке индивидуального уровня подвижности детей с тем, чтобы оптимизировать их двигательную деятельность и при необходимости обеспечить своевременную коррекцию в этом направлении. По степени подвижности детей выделяют три основные группы: оптимально подвижные, малоподвижные и гиперподвижные.  Мало- и гиперподвижные дети относятся к группе риска и требуют коррекционной работы. Воспитатель должен знать типичные характеристики поведения детей разной подвижности. Наиболее заметны в группе гиперподвижные дети.

Они находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны и легко управляемы. Детей, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, характеризуют расторможенность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью. При условии проведения коррекции в начале заболевания (в дошкольном возрасте) прогноз достаточно оптимистичен.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они нередко робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность — фактор риска для здоровья и развития, она объясняется разными причинами: нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно. Малоподвижное поведение при правильной организации ДА детей удается изменить уже в течение 3—5месяцев.

Оптимально подвижные дети отличаются ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно хорошо развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Двигательная активность этих детей не требует особого руководства со стороны взрослых,

ò.к. в ней явно просматривается саморегуляция. Специалисту дошкольного образования в практической деятельности достаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает метод наблюдения. Необходимо обратить внимание на самых подвижных детей, на тех, кто чаще сидит, чем двигается, на состав движений у отдельных детей и группы в целом. Попробовать определить вид деятельности (движение, игра, трудовые действия), запомнить, кто двигается сам по себе, кто пытается общаться в процессе выполнения движений. При наблюдении следует обратить внимание на эмоциональное состояние детей.

Будем вести наблюдение за каждым ребенком: каковы аппетит, сон (быстро засыпает, спокойно спит, просыпается с хорошим настроением или наоборот), активность бодрствования, эмоциональный тонус — это основные показатели физического благополучия ребенка в группе.

Если в течение дня удается держать в поле зрения 3—4детей, то за неделю можно получить характеристику особенностей ДА каждого ребенка группы.

Одно из важных направлений деятельности педагога — обогащение состава движений детей. Разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способствует положительному эмоциональному тонусу. Кроме того, разнообразие движений обогащает игру ребенка и другие виды его деятельности.

Объективным показателем двигательного развития детей является их умение использовать разнообразные виды и способы движений в своей самостоятельной деятельности. Важность этого положения можно объяснить тем, что именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений.

В процессе наблюдения определяется разнообразие движений по их видам и способам, особенности выполнения того или иного движения. Эта информация дает возможность определить, все ли дети овладели необходимым для данного возраста минимумом движений, найти причину отсутствия того или иного движения, охарактеризовать двигательный опыт детей в целом. Особенно важно наблюдение за мало- и гиперподвижными детьми. Заметим, что особая ценность метода наблюдения — в объединении нескольких важнейших видов деятельности педагога: диагностики, прогнозирования,руководства ДА на основе пошаговой коррекции, в получении интегральной характеристики каждого ребенка, включающей уровень подвижности, степень овладения программой движений, умение трансформировать двигательные умения в различные виды деятельности, индивидуальные интересы и способности в целом.

Оценка физической подготовленности (ФП) включает анализ уровня двигательных умений и физических качеств каждого отдельного ребенка и группы в целом. Комплексная оценка ФП детей осуществляется с помощью специальных контрольных упражнений-тестов.Полученные результаты обследования сопоставляются с ранее полученными, а также с даннымивозрастно-половыхпоказателей ФП детей. В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем ФП.

Тестирование двигательных умений и физических качеств детей — лишь часть целостной диагностической работы в области физической подготовки детей. Не менее важно вести постоянные наблюдения за детьми в процессе всей физкуль- турно-оздоровительнойработы, получать своего рода «обратную информацию» о ее результатах.

Оформление результатов диагностики. Полученные данные о здоровье, физическом и двигательном развитии детей ежегодно заносятся в карту мониторинга (мониторинг — анализ здоровья и развития детей на основе диагностики от поступления в детский сад до ухода в школу). В целом диагностическую карту можно рассматривать как основу для перспективного плана индивидуального оздоровления, физиче- ского и двигательного развития детей. Карта заполняется ежегодно в начале учебного года. Все полученные показатели сравниваются с таковыми предыдущего года. На основе диагностических данных, занесенных в карту мониторинга, выдвигаются задачи по укреплению здоровья, физического и двигательного развития детей, иными словами, разрабатываются

маршруты индивидуального развития.

Прогнозирование в физическом развитии осуществляется в направлении коррекции отклонений в организме ребенка. Так, прогноз может касаться улучшения показателей осанки и стопы, коррекции длины, массы тела и окружности груди.

Прогнозирование двигательного развития ведется в двух направлениях. Первое связано с коррекцией малоподвижности и гиперподвижности детей и переводом их в группу оптимально подвижных. Второе направление прогноза в этой области определяется исходными данными ФП детей. Особое внимание уделяется детям с низким уровнем ФП. В зависимости от физического состояния ребенка, условий его жизнедеятельности в семье может прогнозироваться повышение уровня ФП до среднего или высокого. Этот прогноз может касаться отдельных двигательных умений и физических ка- честв, по которым отмечено отставание ребенка.

При разработке индивидуальных маршрутов развития учитываются исходные показатели здоровья, физического и двигательного развития детей, которые отмечены в карте мониторинга и в программах коррекции.

Коррекционная работа включает: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; рекомендации для родителей. Данные диагностики и прогноза «ближайшей зоны» здоровья, физического и двигательного развития каждого из детей указывают направления коррекционной работы.

 Вопрос 2: Оценка осанки и стопы ребенка . Использование тестовой карты и метода плантографии.   

Ортопедическая патология делится на 2 группы: врождённые деформации скелета и наследственные заболевания и приобретённая патология (последствия травм)

Правильная осанка - это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Определить наличие или отсутствие нарушения осанки у р-ка помогает тестовое обследование: осмотр и 10 вопросов, осмотр стоя, р-к раздет до трусов:

1. осмотр в фас (спереди), руки вдоль туловища – определяется форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, деформация грудной клетки, симметрия таза;

2. осмотр сбоку – определяется форма грудной клетки, живота, спины, выступление лопаток;

3. осмотр со спины – определяется симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, ног (нормальная, Х- или О-образная), ось пяток (вальгусная или нет);

4. выявление нарушений в походке.

Вопросы:

1. явное повреждение органов движения, вызванное врождёнными пороками, травмой, болезнью (да, нет)

2. голова, шея отклонены от средней линии, плечи, лопатки. таз расположены несимметрично (да, нет)

3. выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая, «куриная» (да, нет)

4. выраженное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза (да, нет)

5. сильное отставление лопаток, «крыловидные» лопатки (да, нет)

6. сильное выступание живота, более 2см от линии грудной клетки (да, нет)

7. нарушение осей нижних конечностей (нормальная, Х- или О-образная) (да, нет)

8. неравенство треугольников талии (да, нет)

9. вальгусное положение пяток во время стояния- ось пятки отклонена наружу(да, нет)

10. явные отклонения в походке – прихрамывающая, «утиная» и т.д. (да, нет)

Градации оценки:

1. нормальная – отрицательные ответы на все вопросы

2. незначительные нарушения – положительные ответы на вопросы 3, 5,6,7

3. выраженные нарушения - положительные ответы на вопросы 1,2,4,8.8,10

Плоскостопие – деформация стопы. сопровождающаяся уплощением её сводов, при этом нарушается ходьба и бег, а в дальнейшем – быстрая утомляемость, боли в ногах. Диагностика осуществляется врачом-ортопедом. Один из самых информационных методов диагностики- плантография (по методу В.А.Яралова- Яралянца).

Материал:

- плантограф (деревянная рамка 30х40см выс.2см, обтянутая мешковиной и поверх её плёнка, кот. с нижней стороны смачивается штемпельной краской

- чистый лист бумаги. кот. кладётся под окрашенную сторону планографа

- детский стульчик

Р-к садится на стульчик ближе к краю. аккуратно ставит ноги на плантограф всей поверхностью стопы, встаёт при помощи взрослого, выпрямляется и находится в таком положении несколько секунд. окрашенная ткань прогибаясь. оставляет отпечатки стоп. После этого р-к садится и убирает две ноги одновременно.

для оценки плантограммы необходимо обозначить 3 точки: середину основания большого пальца, центр пятки, середину межпальцевого промежутка 2 и 3 пальцев, затем соединить 1 со 2, 2 с 3. Если обе линии в средней части не 2утопают» в отпечатке стопы, то это норма, если 1 линия остаётся за отпечатком, а 2 «утопает» в нём, то стопа уплощённая, если обе линии «утонули»- отмечается плоскостопие.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 326.