Контрольные вопросы:
1. Что подразумевается под гигиеной умственного труда?
2. Какие Вы знаете антистимулы, наносящие вред здоровью человека и его работоспособности? Как справится с этими привычками?
3. В чем заключается психологическая подготовка руководителя к работе?
4. Какие методы самосовершенствования Вам известны? Раскройте их сущность.
Раздел 5. Имидж образовательного учреждения
Тема 1. Теоретическое обоснование имиджа образовательного учреждения
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение «Имидж образовательного учреждения».
2. Опишите структуру имиджа образовательного учреждения.
3. Какие структурные компоненты имиджа образовательного учреждения Вам представляются наиболее важными. Почему?
Задание:
Составьте краткую характеристику каждому структурному компоненту имиджа образовательного учреждения для конкретного образовательного учреждения.
Тема 2. Маркетинговые исследования имиджа образовательного учреждения
Контрольные вопросы:
1. Разработка анкет для исследования имиджа образовательного учреждения.
2. Этапы проведения исследования.
Задание:
Составьте план маркетингового исследования имиджа образовательного учреждения (на примере конкретного образовательного учреждения).
Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Цель контрольной работы:
- систематизация знаний;
- формирование умения по проведению анализа научных источников;
- обоснование управленческого решения по конкретной проблеме.
Основу работы составляют исследования и анализ практической ситуации в конкретном образовательном учреждении.
Описание конкретных ситуаций дается преподавателем. На практических занятиях по дисциплине «Педагогический менеджмент» отрабатываются некоторые элементы исследований.
Для выполнения контрольной работы студентам рекомендуется основная литература. Библиографический список приведен в конце.
Для успешной защиты контрольной работы студенты должны включить в нее теоретическую часть по обозначенной проблеме и на основе теории дать практические рекомендации для конкретного образовательного учреждения.
Методические указания включают 25 вариантов контрольных заданий. Номер варианта выбирается в соответствии с номером студента по списку группы. Студент под номером 26 выбирает вариант №1 и т.д.
Пример оформления титульного листа приведен (Приложение 1).
В случае отсутствия контрольной работы студент не допускается к зачету по дисциплине «Педагогический менеджмент».
После выполнения задания следует составить публичное выступление с презентацией в соответствии с требованиями к этому виду устной коммуникации.
1. Анализ деятельности кадровой службы.
В современных условиях одной из наиболее важных и сложных задач является создание эффективного коллектива в образовательном учреждении. Поэтому в работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, а в заключении сделать выводы и дать рекомендации:
• описать организацию и типичную структуру кадровой службы;
• задачи и функции современной кадровой службы;
• особенности управления персоналом в образовательном учреждении;
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере проанализировать соответствие кадровой службы современным требованиям к ней.
2. Система мотивации в управлении персоналом.
Мотивация является одной из функций управления персоналом в образовательном учреждении. В работе необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы, дать рекомендации:
• мотивация труда;
• мотивированные группы;
• методы исследования мотивации;
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере провести исследование мотивации персонала образовательного учреждения.
3. Управленческая деятельность педагога профессионального обучения.
Высшим уровнем педагогического мастерства является овладение методами педагогического менеджмента, который представляет собой самостоятельную сферу научных знаний, а также совокупность принципов, средств и технологий управления процессом психического и социального развития человека в целостном педагогическом процессе. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• функции управленческой деятельности педагога;
• представить в работе конкретное применение функций педагогического менеджмента в учебном процессе (программа, тематический план, технология урока, средства обучения).
4. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).
Для повышения качества обучения необходимо проектировать соответствующую образовательную среду. Для этого следует уделять внимание организации процесса обучения в мастерской (кабинете). Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• мастерская (кабинет) как объект управления (требования, нормы, техника безопасности, охрана труда и т.д.);
• описание основного продукта деятельности мастерской (кабинета);
• план конкретной мастерской (кабинета), анализ его на соответствие современным требованиям;
• рекомендации по совершенствованию деятельности мастерской (кабинета).
5. Система управления персоналом в образовательном учреждении.
В настоящее время актуальной проблемой в системе образования является компетентность ее работников. Эффективная система управления персоналом в образовательном учреждении является непременным условием успеха учебного процесса. В работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы:
• социально-экономические основы управления персоналом в образовательном учреждении;
• система управления персоналом (состав, структура, кадровая политика и т.п.);
• анализ условий работы сотрудников в конкретном образовательном учреждении (охрана труда, соблюдение психофизиологических и эргономических норм труда, социальная инфраструктура, морально-психологический климат и др.).
6. Система менеджмента в образовательном учреждении.
Сегодня образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:
• организация системы менеджмента в образовательном учреждении (состав, структура, принципы, философия и т.д.);
• анализ системы менеджмента в конкретном образовательном учреждении;
7. Управление научно-исследовательской деятельностью в образовательном учреждении.
Научно-исследовательская деятельность является «двигателем» в развитии образовательного учреждения, а также средством повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• научно-исследовательская деятельность как объект управления;
• место научно-исследовательской деятельности в структуре образовательного учреждения;
• описать конкретный инновационный проект и свое участие в нем;
• проанализировать целесообразность данного проекта.
8. Проектирование рациональной организационной структуры.
Структура образовательного учреждения в системе менеджмента занимает центральное место. А организационное моделирование является одной из самых сложных задач. В работе рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• описать структуру конкретного образовательного учреждения (представить схему);
• описать распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями;
• проанализировать недостатки организационной структуры в соответствии с классификатором управленческих функций, который предложен А.П. Егоршиным (Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие // Под ред. А.И. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 624с.). Сделать выводы и рекомендации.
9. Миссия образовательного учреждения.
Миссия образовательного учреждения описывает ценности организации, ее устремления и причины создания.
• дать характеристику конкретного образовательного учреждения;
• сделать SWOT-анализ образовательного учреждения, выявить основные проблемы;
• сформулировать миссию образовательного учреждения, представить ее на трех уровнях (макро-, мезо-, микроуровне).
10. Среда образовательного учреждения.
Образовательное учреждение является открытой системой, функционирует как единое целое, в которой возникают связи с внешней средой. Рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:
• составить PEST-анализ для конкретного образовательного учреждения;
• составить SWOT-анализ образовательного учреждения;
11. Имидж образовательного учреждения.
Имидж образовательного учреждения создается для обретения конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности, наиболее полной реализации миссии. Рекомендуется исследовать конкретные проблемы имиджа образовательного учреждения. Для этого надо:
• разработать анкету по исследованию проблем имиджа;
• провести анкетирование персонала образовательного учреждения:
провести обработку полученной информации;
сделать выводы и рекомендации.
12.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.
Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• нормы, правила, которые должен соблюдать руководитель образовательного учреждения;
• компоненты управленческой культуры;
• техника личной работы руководителя.
13. Аттестация педагогических кадров.
Это обязательная процедура, которую периодически проходит каждый преподаватель. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• нормативное обоснование аттестации педагогических кадров;
• описание процедуры аттестации;
• состояние данной проблемы в конкретном образовательном учреждении (штатное расписание, сроки, место прохождения аттестации и т.п.).
14. Регламентация управления.
• описать регламенты, регулирующие деятельность учреждения как юридического лица (устав, философия, правила внутреннего распорядка и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
15. Регламенты управления.
• описать регламенты, регулирующие деятельность персонала (положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
16. Регламенты управления.
• описать регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, классификаторы, типовые банки данных и др.);
• представить документы для конкретного образовательного учреждения.
17. Информационное обеспечение управленческого процесса.
Рекомендуется осветить следующие вопросы:
• информационное обеспечение как одна из важнейших функций при принятии решений;
• коммуникации как связующий процесс менеджмента;
• основные требования к качеству информации;
• основные барьеры коммуникаций;
• анализ коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.
18. Анализ существующей системы коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.
Коммуникации являются связующим процессом менеджмента. Отбор, анализ информации обеспечивает реализацию управленческого цикла. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• структура современных коммуникаций (письменные, устные, наглядные);
• роль информационных технологий в коммуникациях;
• описание существующей системы коммуникаций с позиции сильных и слабых сторон.
19. Формирование групповых норм и группового видения.
Для формирования инновационных команд в образовательном учреждении важно разрабатывать определенные нормы поведения персонала, приобщать персонал к принятию управленческих решений. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• характеристика конкретного образовательного учреждения, миссия образовательного учреждения;
• делегирование полномочий;
• формирование научно-исследовательских групп в образовательном учреждении;
• анализ конкретной ситуации в конкретном образовательном учреждении.
20. Управление мотивацией.
Мотивация является одной из управленческих функций менеджмента. Необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы:
• описание основных теорий мотивации;
• мотивация труда;
• мотивированные группы;
• на примере конкретного образовательного учреждения рассмотреть применение современных теорий мотивации.
21. Стратегия образовательного учреждения.
Стратегическое управление – это управление результатами. Именно оно позволяет образовательному учреждению видеть свою перспективу. Следует рассмотреть следующие вопросы:
• дать обоснование необходимости изменений в образовательном учреждении;
• сформулировать миссию образовательного учреждения;
• сформулировать цели конкретного образовательного учреждения;
• привести пример конкретного инновационного проекта в образовательном учреждении.
22. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).
Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• мастерская (кабинет) как объект управления;
• продукт деятельности мастерской (кабинета);
• проектирование образовательной среды реализации учебной деятельности (общие подходы, критерии и показатели оптимальной образовательной среды);
• план мастерской (кабинета) в соответствии с целями обучения, технологией обучения, критериями оптимальной образовательной среды.
23. Штатная структура образовательного учреждения.
Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, размеры оплаты труда и фонд заработной платы. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• расчет фонда заработной платы;
• штатное расписание;
• привести пример штатного расписания конкретного образовательного учреждения.
24. Лицензирование образовательного учреждения.
После создания образовательного учреждения и его государственной регистрации необходимо получить лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Процесс лицензирования можно разбить на три этапа:
• подготовка документов в соответствии с перечнем Положения о лицензировании;
• порядок рассмотрения документов в Министерстве образования России и Министерстве юстиции;
• получение лицензии.
25. Научная организация труда в образовательном учреждении.
Процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
• планировка рабочих мест (руководителя образовательного учреждения, преподавателя);
• техника личной работы;
• нормирование труда.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература:
1. Менеджмент : учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Н. Алексеев [и др.] ; ред. И. Н. Шапкин. – М.: Юрайт, 2013. 690 с.
2. Резник С. Д. Управление кафедрой : учебник для системы дополнительного образования - повышения квалификации руководящих кадров вузов [Гриф Минобразования РФ] / С. Д. Резник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 605 с.
3. Резник С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования - повышения квалификации преподавателей вузов [Гриф УМО] / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 360 с.
4. Управление высшим учебным заведением : учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. Ю. Архипов и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова ; [предисл. Г. А. Балыхина, В. М. Филиппова, С. Д. Резника]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 414 с.
5. Управление факультетом: учебник для вузов [Гриф УМО] / [С. Д. Резник и др.]; под общ. ред. С. Д. Резника; [предисл. В. М. Филиппова, С. Д. Резника]. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 335 с.
2. Дополнительная литература:
1. Кларк, Бертон Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций = Sustaining Change in Universitiets. Continuities in Case Studies and Concepts / Бертон Р. Кларк ; пер. с англ. Е. Степкиной; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 307с.
2. Кларк, Бертон Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе = The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective / Бертон Р. Кларк ; пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 358 с.
3. Доценко, И.Г. Менеджмент информального образования: социально-педагогический подход. – Екатеринбург, 2011.
4. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: монография / [М. Ю. Архипова и др.]; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника; Ин-т упр. им. В.А. Трапезникова Рос. акад. наук, Пензен. гос. ун-т архитектуры и строительства. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Персональный менеджмент. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.softportal.com/software-16391-personalni
2. Менеджмент коммуникаций. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.workstarefer.ru/55/1007
3. Российское образование. Федеральный образовательный портал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]:www.edu.ru.
4. Современные педагогические технологии как объективная потребность. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.kpip.kbsu.ru
5. Управление персоналом. Электронный ресурс. – [Режим доступа]:www.finance.ru/management/4932-egorsin
6. Электронный научный журнал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: journal.kuzspa.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лабораторные работы проводятся в аудитории. Каждому студенту выделяется индивидуальное рабочее место.
Приложение 1
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра профессиональной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
по теме «…………………………………………….»
Выполнил: ФИО
студент группы …
Проверил: ФИО
канд. пед.наук, доцент
Екатеринбург 20__
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Педагогический менеджмент»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 508.