Виды учебной деятельности и трудоемкость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

 

Екатеринбург

РГППУ

2016


Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогический менеджмент». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.

 

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор (-ы): канд. пед. наук, доцент ст. преподаватель Е.Ю.Зимина Э.П. Байбатырова
     
  Рецензенты:   канд. филос.наук, доцент каф. теории и практики управления УИ РАНХ и ГС   А.И. Рогулев
  докт. пед. наук, профессор каф. педагогики и истории образования УрГПУ Т.П. Днепрова

 

 

Одобрен на заседании кафедры профессиональной педагогики.

Протокол от 18 января 2016 г. № 5

 

Заведующий кафедрой. профессиональной педагогики        С.А. Днепров

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. № 5

 

 

Председатель методической комиссии ППО   В.В. Пузырев
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
Зам. Директора НБ   Е.Н. Билева  

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Е.Ю. Зимина, Э.П. Байбатырова 2016

1. ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины (модуля) «Педагогический менеджмент» являются:

· формирование целостного представления о теории управления, управлении персоналом и управлении проектами;

· оформление видения места управления в профессионально-педагогической деятельности и особенностей управленческой деятельности преподавателя СПО;

· формирование умений организовывать деятельность и группу,

· развитие лидерского потенциала обучающихся,

· овладение методами планирования, мотивации, организации и контроля, позволяющими решать организационно-технологические задачи в сфере профессионального обучения.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина (модуль) «Педагогический менеджмент» входит в базовую часть учебного плана, в общепрофессиональный модуль; является базовой дисциплиной для учебной и производственной практик, а также итоговой государственной аттестации.



Требования «входного» контроля:

должны знать:

· историю и современные тенденции развития менеджмента;

·  сущность процесса управления, его движущие силы, закономерности и источники развития;

· формы, средства и методы управленческой деятельности.

должны уметь:

· выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации.

должен владеть:

· технологией педагогического общения;

· умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной среде.

 

3. результаты освОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

• способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

• способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

• способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

· способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

· способностью прогнозировать результаты профессионально- педагогической деятельности (ПК-15);

способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18)

· готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27).

Знать:

• основные понятия педагогического менеджмента;

• структуру управленческой деятельности;

• особенности организационного моделирования в образовательной организации;

• содержание маркетинговой концепции управления;

• понятия «миссия», «видение», «цели», «корпоративная культура» организации»;

• структуру имиджа организации профессионального образования;

• основы персонального менеджмента.

Уметь:

• устанавливать партнерские отношения с субъектами образовательного процесса;

• участвовать в организации жизнедеятельности образовательной организации;

• принимать участие в формировании кадровой политики организации профессионального образования;

• организовывать рабочее место.

Владеть:

• технологией педагогического общения;

• методами PEST, SWOT-анализов для изучения среды организации профессионального образования;

• методом научной организации труда.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

4.1Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Для профилей подготовки академического и прикладного бакалавриата: «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Сервис», «Правоведение и правоохранительная деятельность» общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, их распределение по видам работ представлены в таблицах.

Таблица 1.1

для профиля «Экономика и управление» профилизации «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность

(с углубленным изучением английского языка),

профиля «Сервис» профилизации «Туризм и гостиничный сервис»,

«Сервис в социально-бытовой сфере»,

профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность»,

 

 

Форма обучения

Очная

Заочная

академический бакалавриат прикладной бакалавриат

Вид работы

Семестр изучения

4

Семестр изучения

3/4

Номера семестров 4 Номера семестров 3

Номера семестров

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе:

34

8

лекции

16

4 – практические занятия

18

– 4 лабораторные работы

– – консультации

-

– – другие виды контактной работы

– – Самостоятельная работа, в том числе

38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата

-

подготовка к защите работ

контрольная работа

 

  4 др. виды

 

 

подготовка к зачету

Зачет 4 сем.

Зачет 4 сем.

 

для профиля подготовки «Энергетика» профилизации «Управление производством: электроснабжение, электромеханика и автоматика»

Таблица 1.2

 

Форма обучения

очная

Заочная

прикладной

Вид работы

Семестр изучения 4

Семестр изучения

6/7

Номера семестров

4

Номера семестров

6 7
Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины 2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе: 34

8

лекции 16 4
практические занятия 18 4
лабораторные работы
консультации -
другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе 38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата -

подготовка к защите работ

контрольная работа     7
др. виды  

 

подготовка к зачету Зачет 4 сем.

Зачет 7 сем.

Для профиля подготовки «Информатика и вычислительная техника» профилизации «Компьютерные технологии», «Информационная безопасность»

"Таблица 1.3

Форма обучения

Очная

Заочная

академический

Бакалавриат

Вид работы

Семестр изучения

4

Семестр изучения

4/5

Номера семестров 4 Номера семестров 3

Номера семестров

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе:

34

8

лекции

16

4
практические занятия

18

4
лабораторные работы

консультации

-

другие виды контактной работы

Самостоятельная работа, в том числе

38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата

-

подготовка к защите работ

контрольная работа

 

  5
др. виды

 

 

подготовка к зачету

Зачет 4 сем.

Зачет 5 сем.

         

 

4.2Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Всего за курс

16 18 38 Зачет.

72

 

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплины

 

Раздел 1. Управленческие аспекты в управлении образовательными системами

Тема 3. Планирование персонала, отбор, набор персонала

Принципы и методы планирования.

Анализ информации о состоянии персонала. Оценка релевантной информации. Методика расчета эффективности персонала. Потребности образовательной организации в персонале. Разработка программы удовлетворения потребности образовательной организации в персонале.

Методы отбора, набора персонала. Проведение собеседований.

Тема 4. Деловая оценка персонала, мотивация и адаптация персонала

Сущность деловой оценки. Виды оценки персонала. Критерии оценки персонала. Методики оценки персонала, процедуры оценки, оценочные листы.

Теории мотивации. Основные мотивационные факторы. Структура мотивационного климата. Пути повышения мотивации.

Сущность понятий «адаптация персонала» и «профориентация профессионала». Виды адаптации; методы функциональной адаптации; формы адаптации. Принципы организации продвижения персонала; планирование трудовой карьеры.

Тема 5. Обучение персонала, развитие персонала

Цели и задачи форм подготовки и переподготовки персонала. Виды обучения. Методы обучения. Обучение на рабочем месте. Виды образовательных программ. Основы кадрового маркетинга. Способы достижения рациональной степени мобильности персонала. Развитие персонала.

Раздел 3. Социально-педагогические функции управления образовательной организацией

Практическое занятие № 1.

Тема « История развития концепций менеджмента в образовании. Научные школы менеджмента»

Возникновение менеджмента как естественное следствие социально-экономического развития общества. Школа научного управления Ф.У. Тейлора. Генезис формирования и основные принципы. Школа административного управления А. Файоля. Школа человеческих отношений. Школа поведенческих наук. Школа науки управления. Основные подходы, которые внесли значительный вклад в развитие менеджмента.

Задания:

Подготовить презентацию (реферат) по одной из предлагаемых тем:

1.Американский тип менеджмента

2. Японский тип менеджмента

3. Западноевропейский тип менеджмента

4. Основные характеристики школы научного управления Ф. Тейлора

5. Основные характеристики школы административного управления А. Файоля

6. Основные характеристики школы человеческих отношений Э. Мэйо, А. Маслоу, двухфакторной модели Ф. Герцберга

8. Количественный подход Портера-Лоулера

9. Теория человеческих отношений Д. Мак-Грегора

10.Сравнительная характеристика концепций менеджмента США и Японии

Практическое занятие № 2.

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Стратегия развития образовательной организации

Рассматриваются вопросы, касающиеся основ стратегического менеджмента, варианты типовых стратегии, понятие «Стратегическое планирование», процесс стратегического планирования, оценка конкурентного положения и сегментация образовательных услуг и т.д.

Задание:

1. Изучите литературу по теме и ответьте на вопросы:

1. Что такое стратегическое управление?

2. Каковы основные этапы стратегического управления?

3. Какие группы стратегий Вы знаете?

4. Какие основные разделы должен включать стратегический план образовательной организации

2. На основе теоретического материала выполните следующие задания:

1. Ранжирование глобальных проблем развития учебного заведения.

Необходимо проанализировать глобальные проблемы (система управления, управление учебной деятельностью, управление научной деятельностью, управление экономикой, управление хозяйственной деятельностью, управление маркетингом) и проставить ранги важности. Первый ранг (1) получает наиболее важная проблема, а последний ранг (6) – наименее важная. Затем необходимо проставить ранги важности локальных проблем внутри каждой глобальной проблемы. В графе "Комментарии" нужно обосновать результаты ранжирования.

2. Матрица STEP-анализа внешней среды учебного заведения. Разрабатывается по факторам внешней среды организации (социальные, технологические, экономические и политические – строки матрицы). В трех графах матрицы дается экспертная характеристика возможных вариантов развития национальной экономики России (пессимистичный, реалистичный, оптимистичный).

Матрица SWOT-анализа внутренней среды учебного заведения. Содержит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в развитии организации. Перечень факторов по каждому разделу матрицы должен быть не менее пяти и не содержать взаимоисключающих факторов. Например, "высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав" в сильных сторонах и "низкая квалификация кадров" – в слабых.    Матрица SWOT-анализа заполняется в табличной форм

 

6.4 Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к  практическим занятиям

Раздел 1. Управленческие аспекты в управлении образовательными системами

Задание.

Приведите конкретные примеры применения функций управления персоналом.

Тема 3. Планирование персонала, отбор, набор персонала

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «планирование персонала».

2. Назовите цель и задачи планирования персонала.

3. Назовите этапы планирования персонала.

4. Охарактеризуйте виды планирования персонала.

5. Дайте характеристику мероприятиям набора персонала.

6. Дайте характеристику этапам отбора персонала.

7. Сущность и содержание процедуры собеседования.

Задание.

Составьте план процедуры собеседования, анкету, оценочные материалы, бланк протокола собеседования.

Задание.

Представьте себе, что Вам поручили осуществление мониторинга успешности учебной группой. Какие признаки будут свидетельствовать о том, что группа превращается в реальную команду. Приведите конкретный пример.

Задание.

Составьте анкету по выявлению образовательных потребностей персонала образовательного учреждения. Проведите анкетирование и составьте примерную программу повышения квалификации различных групп сотрудников.

.

Задание 3.

Составьте публичное выступление на любую тему.

Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по направлению  44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Цель контрольной работы:

- систематизация знаний;

- формирование умения по проведению анализа научных источников;

- обоснование управленческого решения по конкретной проблеме.

Основу работы составляют исследования и анализ практической ситуации в конкретном образовательном учреждении.

Описание конкретных ситуаций дается преподавателем. На практических занятиях по дисциплине «Педагогический менеджмент» отрабатываются некоторые элементы исследований.

Для выполнения контрольной работы студентам рекомендуется основная литература. Библиографический список приведен в конце.

Для успешной защиты контрольной работы студенты должны включить в нее теоретическую часть по обозначенной проблеме и на основе теории дать практические рекомендации для конкретного образовательного учреждения.

Методические указания включают 25 вариантов контрольных заданий. Номер варианта выбирается в соответствии с номером студента по списку группы. Студент под номером 26 выбирает вариант №1 и т.д.

Пример оформления титульного листа приведен (Приложение 1).

В случае отсутствия контрольной работы студент не допускается к зачету по дисциплине «Педагогический менеджмент».

После выполнения задания следует составить публичное выступление с презентацией в соответствии с требованиями к этому виду устной коммуникации.

1. Анализ деятельности кадровой службы.

В современных условиях одной из наиболее важных и сложных задач является создание эффективного коллектива в образовательном учреждении. Поэтому в работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, а в заключении сделать выводы и дать рекомендации:

• описать организацию и типичную структуру кадровой службы;

• задачи и функции современной кадровой службы;

• особенности управления персоналом в образовательном учреждении;

• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере проанализировать соответствие кадровой службы современным требованиям к ней.

2. Система мотивации в управлении персоналом.

Мотивация является одной из функций управления персоналом в образовательном учреждении. В работе необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы, дать рекомендации:

• мотивация труда;

• мотивированные группы;

• методы исследования мотивации;

• дать характеристику конкретного образовательного учреждения и на его примере провести исследование мотивации персонала образовательного учреждения.

3. Управленческая деятельность педагога профессионального обучения.

Высшим уровнем педагогического мастерства является овладение методами педагогического менеджмента, который представляет собой самостоятельную сферу научных знаний, а также совокупность принципов, средств и технологий управления процессом психического и социального развития человека в целостном педагогическом процессе. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• функции управленческой деятельности педагога;

• представить в работе конкретное применение функций педагогического менеджмента в учебном процессе (программа, тематический план, технология урока, средства обучения).

4. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).

Для повышения качества обучения необходимо проектировать соответствующую образовательную среду. Для этого следует уделять внимание организации процесса обучения в мастерской (кабинете). Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• мастерская (кабинет) как объект управления (требования, нормы, техника безопасности, охрана труда и т.д.);

• описание основного продукта деятельности мастерской (кабинета);

• план конкретной мастерской (кабинета), анализ его на соответствие современным требованиям;

• рекомендации по совершенствованию деятельности мастерской (кабинета).

5. Система управления персоналом в образовательном учреждении.

В настоящее время актуальной проблемой в системе образования является компетентность ее работников. Эффективная система управления персоналом в образовательном учреждении является непременным условием успеха учебного процесса. В работе предлагается рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы:

• социально-экономические основы управления персоналом в образовательном учреждении;

• система управления персоналом (состав, структура, кадровая политика и т.п.);

• анализ условий работы сотрудников в конкретном образовательном учреждении (охрана труда, соблюдение психофизиологических и эргономических норм труда, социальная инфраструктура, морально-психологический климат и др.).

6. Система менеджмента в образовательном учреждении.

Сегодня образование в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:

• организация системы менеджмента в образовательном учреждении (состав, структура, принципы, философия и т.д.);

• анализ системы менеджмента в конкретном образовательном учреждении;

7. Управление научно-исследовательской деятельностью в образовательном учреждении.

Научно-исследовательская деятельность является «двигателем» в развитии образовательного учреждения, а также средством повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• научно-исследовательская деятельность как объект управления;

• место научно-исследовательской деятельности в структуре образовательного учреждения;

• описать конкретный инновационный проект и свое участие в нем;

• проанализировать целесообразность данного проекта.

8. Проектирование рациональной организационной структуры.

Структура образовательного учреждения в системе менеджмента занимает центральное место. А организационное моделирование является одной из самых сложных задач. В работе рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• описать структуру конкретного образовательного учреждения (представить схему);

• описать распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями;

• проанализировать недостатки организационной структуры в соответствии с классификатором управленческих функций, который предложен     А.П. Егоршиным (Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие // Под ред. А.И. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 624с.). Сделать выводы и рекомендации.

9. Миссия образовательного учреждения.

Миссия образовательного учреждения описывает ценности организации, ее устремления и причины создания.

• дать характеристику конкретного образовательного учреждения;

• сделать SWOT-анализ образовательного учреждения, выявить основные проблемы;

• сформулировать миссию образовательного учреждения, представить ее на трех уровнях (макро-, мезо-, микроуровне).

10. Среда образовательного учреждения.

Образовательное учреждение является открытой системой, функционирует как единое целое, в которой возникают связи с внешней средой. Рекомендуется осветить следующие вопросы, сделать выводы и дать рекомендации:

• составить PEST-анализ для конкретного образовательного учреждения;

• составить SWOT-анализ образовательного учреждения;

11. Имидж образовательного учреждения.

Имидж образовательного учреждения создается для обретения конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности, наиболее полной реализации миссии. Рекомендуется исследовать конкретные проблемы имиджа образовательного учреждения. Для этого надо:

• разработать анкету по исследованию проблем имиджа;

• провести анкетирование персонала образовательного учреждения:

провести обработку полученной информации;

 сделать выводы и рекомендации.

12.Управленческая культура руководителя образовательного учреждения.

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• нормы, правила, которые должен соблюдать руководитель образовательного учреждения;

• компоненты управленческой культуры;

• техника личной работы руководителя.

13. Аттестация педагогических кадров.

Это обязательная процедура, которую периодически проходит каждый преподаватель. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• нормативное обоснование аттестации педагогических кадров;

• описание процедуры аттестации;

• состояние данной проблемы в конкретном образовательном учреждении (штатное расписание, сроки, место прохождения аттестации и т.п.).

14. Регламентация управления.

• описать регламенты, регулирующие деятельность учреждения как юридического лица (устав, философия, правила внутреннего распорядка и др.);

• представить документы для конкретного образовательного учреждения.

15. Регламенты управления.

• описать регламенты, регулирующие деятельность персонала (положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты и др.);

• представить документы для конкретного образовательного учреждения.

16. Регламенты управления.

• описать регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, классификаторы, типовые банки данных и др.);

• представить документы для конкретного образовательного учреждения.

17. Информационное обеспечение управленческого процесса.

Рекомендуется осветить следующие вопросы:

• информационное обеспечение как одна из важнейших функций при принятии решений;

• коммуникации как связующий процесс менеджмента;

• основные требования к качеству информации;

• основные барьеры коммуникаций;

• анализ коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.

18. Анализ существующей системы коммуникаций в конкретном образовательном учреждении.

Коммуникации являются связующим процессом менеджмента. Отбор, анализ информации обеспечивает реализацию управленческого цикла. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• структура современных коммуникаций (письменные, устные, наглядные);

• роль информационных технологий в коммуникациях;

• описание существующей системы коммуникаций с позиции сильных и слабых сторон.

19. Формирование групповых норм и группового видения.

Для формирования инновационных команд в образовательном учреждении важно разрабатывать определенные нормы поведения персонала, приобщать персонал к принятию управленческих решений. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• характеристика конкретного образовательного учреждения, миссия образовательного учреждения;

• делегирование полномочий;

• формирование научно-исследовательских групп в образовательном учреждении;

• анализ конкретной ситуации в конкретном образовательном учреждении.

20. Управление мотивацией.

Мотивация является одной из управленческих функций менеджмента. Необходимо обосновать, почему это так. Затем рекомендуется осветить следующие вопросы:

• описание основных теорий мотивации;

• мотивация труда;

• мотивированные группы;

• на примере конкретного образовательного учреждения рассмотреть применение современных теорий мотивации.

21. Стратегия образовательного учреждения.

Стратегическое управление – это управление результатами. Именно оно позволяет образовательному учреждению видеть свою перспективу. Следует рассмотреть следующие вопросы:

• дать обоснование необходимости изменений в образовательном учреждении;

• сформулировать миссию образовательного учреждения;

• сформулировать цели конкретного образовательного учреждения;

• привести пример конкретного инновационного проекта в образовательном учреждении.

22. Управление деятельностью мастерской (кабинетом).

Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• мастерская (кабинет) как объект управления;

• продукт деятельности мастерской (кабинета);

• проектирование образовательной среды реализации учебной деятельности (общие подходы, критерии и показатели оптимальной образовательной среды);

• план мастерской (кабинета) в соответствии с целями обучения, технологией обучения, критериями оптимальной образовательной среды.

23. Штатная структура образовательного учреждения.

Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, размеры оплаты труда и фонд заработной платы. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• расчет фонда заработной платы;

• штатное расписание;

• привести пример штатного расписания конкретного образовательного учреждения.

24. Лицензирование образовательного учреждения.

После создания образовательного учреждения и его государственной регистрации необходимо получить лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Процесс лицензирования можно разбить на три этапа:

• подготовка документов в соответствии с перечнем Положения о лицензировании;

• порядок рассмотрения документов в Министерстве образования России и Министерстве юстиции;

• получение лицензии.

25. Научная организация труда в образовательном учреждении.

Процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест. Рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

• планировка рабочих мест (руководителя образовательного учреждения, преподавателя);

• техника личной работы;

• нормирование труда.

 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

1. Менеджмент : учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Н. Алексеев [и др.] ; ред. И. Н. Шапкин. – М.: Юрайт, 2013. 690 с.

2. Резник С. Д. Управление кафедрой : учебник для системы дополнительного образования - повышения квалификации руководящих кадров вузов [Гриф Минобразования РФ] / С. Д. Резник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 605 с.

3. Резник С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования - повышения квалификации преподавателей вузов [Гриф УМО] / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под общ. ред. С. Д. Резника. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 360 с.

4. Управление высшим учебным заведением : учебник для вузов [Гриф УМО] / [А. Ю. Архипов и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника, В. М. Филиппова ; [предисл. Г. А. Балыхина, В. М. Филиппова, С. Д. Резника]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 414 с.

5. Управление факультетом: учебник для вузов [Гриф УМО] / [С. Д. Резник и др.]; под общ. ред. С. Д. Резника; [предисл. В. М. Филиппова, С. Д. Резника]. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 335 с.

 

2. Дополнительная литература:

1. Кларк, Бертон Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций = Sustaining Change in Universitiets. Continuities in Case Studies and Concepts / Бертон Р. Кларк ; пер. с англ. Е. Степкиной; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 307с.

2. Кларк, Бертон Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе = The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective / Бертон Р. Кларк ; пер. с англ. А. Смирнова; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 358 с.

3. Доценко, И.Г. Менеджмент информального образования: социально-педагогический подход. – Екатеринбург, 2011.

4. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: монография / [М. Ю. Архипова и др.]; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника; Ин-т упр. им. В.А. Трапезникова Рос. акад. наук, Пензен. гос. ун-т архитектуры и строительства. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 399 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Персональный менеджмент. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.softportal.com/software-16391-personalni

2. Менеджмент коммуникаций. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.workstarefer.ru/55/1007

3. Российское образование. Федеральный образовательный портал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]:www.edu.ru.

4. Современные педагогические технологии как объективная потребность. Электронный ресурс – [Режим доступа]: www.kpip.kbsu.ru

5. Управление персоналом. Электронный ресурс. – [Режим доступа]:www.finance.ru/management/4932-egorsin

6. Электронный научный журнал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: journal.kuzspa.ru

 

 

7.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Лабораторные работы проводятся в аудитории. Каждому студенту выделяется индивидуальное рабочее место.

Приложение 1

 

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра профессиональной педагогики

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

          по теме «…………………………………………….»

 

 

                                                                     Выполнил: ФИО

                                                                     студент группы …

                                                                         

                                                                     Проверил: ФИО

                                                                     канд. пед.наук, доцент

                                                                         

 

Екатеринбург 20__



 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Педагогический менеджмент»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

 

Екатеринбург

РГППУ

2016


Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогический менеджмент». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 34 с.

 

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор (-ы): канд. пед. наук, доцент ст. преподаватель Е.Ю.Зимина Э.П. Байбатырова
     
  Рецензенты:   канд. филос.наук, доцент каф. теории и практики управления УИ РАНХ и ГС   А.И. Рогулев
  докт. пед. наук, профессор каф. педагогики и истории образования УрГПУ Т.П. Днепрова

 

 

Одобрен на заседании кафедры профессиональной педагогики.

Протокол от 18 января 2016 г. № 5

 

Заведующий кафедрой. профессиональной педагогики        С.А. Днепров

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от 29 января 2016 г. № 5

 

 

Председатель методической комиссии ППО   В.В. Пузырев
Директор Института ППО   И.И. Хасанова
Зам. Директора НБ   Е.Н. Билева  

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Е.Ю. Зимина, Э.П. Байбатырова 2016

1. ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целями освоения дисциплины (модуля) «Педагогический менеджмент» являются:

· формирование целостного представления о теории управления, управлении персоналом и управлении проектами;

· оформление видения места управления в профессионально-педагогической деятельности и особенностей управленческой деятельности преподавателя СПО;

· формирование умений организовывать деятельность и группу,

· развитие лидерского потенциала обучающихся,

· овладение методами планирования, мотивации, организации и контроля, позволяющими решать организационно-технологические задачи в сфере профессионального обучения.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина (модуль) «Педагогический менеджмент» входит в базовую часть учебного плана, в общепрофессиональный модуль; является базовой дисциплиной для учебной и производственной практик, а также итоговой государственной аттестации.



Требования «входного» контроля:

должны знать:

· историю и современные тенденции развития менеджмента;

·  сущность процесса управления, его движущие силы, закономерности и источники развития;

· формы, средства и методы управленческой деятельности.

должны уметь:

· выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации.

должен владеть:

· технологией педагогического общения;

· умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной среде.

 

3. результаты освОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

• способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

• способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

• способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

· способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

· способностью прогнозировать результаты профессионально- педагогической деятельности (ПК-15);

способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18)

· готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27).

Знать:

• основные понятия педагогического менеджмента;

• структуру управленческой деятельности;

• особенности организационного моделирования в образовательной организации;

• содержание маркетинговой концепции управления;

• понятия «миссия», «видение», «цели», «корпоративная культура» организации»;

• структуру имиджа организации профессионального образования;

• основы персонального менеджмента.

Уметь:

• устанавливать партнерские отношения с субъектами образовательного процесса;

• участвовать в организации жизнедеятельности образовательной организации;

• принимать участие в формировании кадровой политики организации профессионального образования;

• организовывать рабочее место.

Владеть:

• технологией педагогического общения;

• методами PEST, SWOT-анализов для изучения среды организации профессионального образования;

• методом научной организации труда.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

4.1Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Для профилей подготовки академического и прикладного бакалавриата: «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Сервис», «Правоведение и правоохранительная деятельность» общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, их распределение по видам работ представлены в таблицах.

Таблица 1.1

для профиля «Экономика и управление» профилизации «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность

(с углубленным изучением английского языка),

профиля «Сервис» профилизации «Туризм и гостиничный сервис»,

«Сервис в социально-бытовой сфере»,

профиля «Правоведение и правоохранительная деятельность»,

 

 

Форма обучения

Очная

Заочная

академический бакалавриат прикладной бакалавриат

Вид работы

Семестр изучения

4

Семестр изучения

3/4

Номера семестров 4 Номера семестров 3

Номера семестров

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе:

34

8

лекции

16

4 – практические занятия

18

– 4 лабораторные работы

– – консультации

-

– – другие виды контактной работы

– – Самостоятельная работа, в том числе

38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата

-

подготовка к защите работ

контрольная работа

 

  4 др. виды

 

 

подготовка к зачету

Зачет 4 сем.

Зачет 4 сем.

 

для профиля подготовки «Энергетика» профилизации «Управление производством: электроснабжение, электромеханика и автоматика»

Таблица 1.2

 

Форма обучения

очная

Заочная

прикладной

Вид работы

Семестр изучения 4

Семестр изучения

6/7

Номера семестров

4

Номера семестров

6 7
Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины 2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе: 34

8

лекции 16 4
практические занятия 18 4
лабораторные работы
консультации -
другие виды контактной работы
Самостоятельная работа, в том числе 38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата -

подготовка к защите работ

контрольная работа     7
др. виды  

 

подготовка к зачету Зачет 4 сем.

Зачет 7 сем.

Для профиля подготовки «Информатика и вычислительная техника» профилизации «Компьютерные технологии», «Информационная безопасность»

"Таблица 1.3

Форма обучения

Очная

Заочная

академический

Бакалавриат

Вид работы

Семестр изучения

4

Семестр изучения

4/5

Номера семестров 4 Номера семестров 3

Номера семестров

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2(72)

Контактная работа, в том числе:

34

8

лекции

16

4
практические занятия

18

4
лабораторные работы

консультации

-

другие виды контактной работы

Самостоятельная работа, в том числе

38

64

изучение теоретического курса

самоподготовка к текущему контролю знаний

подготовка и защита реферата

-

подготовка к защите работ

контрольная работа

 

  5
др. виды

 

 

подготовка к зачету

Зачет 4 сем.

Зачет 5 сем.

         

 

4.2Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия СРС Лабораторные работы
1. Управленческие аспекты в управлении образовательными системами 2 1-3 2 4 6 Модель управленческой деятельности профессионального педагога
2. Основы управления персоналом 2 4-7- 4 4 6 Деловая игра
3. Социально-педагогические функции управления образовательной организацией 2 8-11 4 4 10 Разработка технологии поддержки личностного роста педагога ПО. Итоговый проект.
4. Основы персонального менеджмента 2 12-13 4 4 6   Дневник персонального менеджмента обучающегося
5. Имидж образовательного учреждения   2 14-15 2 2 10 Проведение исследования имиджа образовательного учреждения

Всего за курс

16 18 38 Зачет.

72

 

 

4.3 Содержание разделов (тем) дисциплины

 

Раздел 1. Управленческие аспекты в управлении образовательными системами

Дата: 2018-12-21, просмотров: 471.