В русском языке в ряде случаев прослеживаются исторические изменения в морфологической структуре слова и его форм, слияние и расщепление морфем либо перераспределение «звукового материала» и компонентов значения между морфемами в составе слова.
• опрОщение – слияние в одну морфему двух или нескольких морфем, входящих в состав слова (словоформы): так, русский «пояс» при сравнении с литовским «juosta» обнаруживает в своем составе старый префикс по-, который в современном языке уже невыделим. Опрощение происходит постепенно, и иногда наблюдаются переходные случаи «полуопрощения»: вкус уже нормально не связывается с кусок, кусать, хотя в каких-то ситуациях старые связи ещё могут актуализироваться.
• Переразложение – перераспределение «звукового материала» между экспонентами соседних морфем, сдвиг «морфемного шва». Например: в парах обнять-объятия, принять-приятие, поднимать-подымать, предпринимать-предприимчивый мы видим чередования /n/∞/J/, /n’/∞нуль согласного. Первоначально корень, представленный в древнерусском глаголе яти, не начинался носовым согласным. Появление таких вариантов – результат переразложения на границе префикса и корня.
• Осложнение морфологической структуры – замена одной морфемы несколькими (обычно двумя). Например: слово гамак пришло из одного туземноамериканского языка, и вошло во многие языки как немотивированное слово с безаффиксной, корневой основой, но в нидерландском и некоторых других германских языках в результате народной этимологии оно было ассоциировано с глаголом «висеть» и преобразовано в более сложное, двухкоренное hangmat и т.д.
Задача
Какие из оппозиций фонем относятся к пропорциональнымс /b ― s/, /b ― v/, /b ― pʹ/, /b ― m/?
/b ― p /
Согл-согл
Губ-губ
Шум.зв-шум.гл
Смыч-смыч
Непал-непал
Пропорц b’-p’
/b ― s/
Согл-согл
Губ-передн
Шум.зв-шум.гл
Смыч-щел
Непал-непал
Пропорц b’-s’
/b ― v /
Согл-согл
Губ-губ
Шум.зв-шум.зв
Смыч-щел
Непал-непал
Пропорц b’-v’
/b ― pʹ/
Согл-согл
Губ-губ
Шум.зв-шум.гл
Смыч-смыч
Непал-пал
Пропорц g-f’
/b ― m/
Согл-согл
Губ-губ
Шум.зв-сон
Смыч-смыч
Непал-непал
Изол
Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического
(фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
Фонемографическая система письма – такая система письма, где одна фонема отображается на письме одним символом.
В фонемографических системах письма выделяют 3 основных понятия:
• Алфавит набор графем (элементов)
• правила функционирования элементов алфавита
правила функционирования элементов алфавита
правила функционирования элементов алфавита
правила функционирования элементов алфавита
• Орфография
Алфавит – набор графем, упорядоченный и систематизированный, расположенный в «алфавитном порядке». В русском языке в него входят все буквы (33 штуки) и НЕ входят знаки препинания, ударения, переноса слов и т.п.
Для алфавита важно не звуковое оформление графемы, а её положение в системе других графем (например, что «б» стоит между «а» и «в», а не что она может читаться как «б» или «б’»).
Графика – первый цикл правил функционирования графем фонемографического письма. Обеспечивает соответствие между графемами и звуковыми единицами (адекватное воспроизведение текста в устной речи).
Правила графики – правила связи между графемами (или их комбинациями) и звуковыми фонологически существенными единицами (фонемами, слогами и т.д.).
Состоят из:
• Правила чтения (например, в русском языке «у» всегда /u/, а в англ. «u» может быть /ju/,/ʌ/ или /u/).
• Правила написания (например, в русском языке /u/ после мягкого парного согласного всегда на письме «ю»).
Орфография – второй цикл правил функционирования графем фонемографического письма. Более сложный свод правил, так как по нему пишущий должен выбрать правильный вариант.
Состоит из:
• Правила орфографии – правила написания значащих языковых единиц (морфем и слов).
• Правила орфоэпии – правила «озвучивания» при чтении значащих языковых единиц (морфем и слов).
Правила орфографии строятся на базе правил графики и нужны, ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (например, безударная /а/ по правилам графики может быть и «а» и «о» - нужно уточнение: т.е. правила орфографии, которые предписывают сАпог, но вОдить).
Правила орфографии применяются ТОЛЬКО к отдельной букве, а не к слову целиком.
Правила орфографии:
• Обозначение границ между языковыми единицами (лексико-морфологическое).
• Употребление прописных и строчных букв (лексико-синтаксическое).
• Перенос слов на новую строку (морфемно-слоговое).
• Письменное сокращение слов.
• Выбор варианта написания, если он предоставлен правилами графики (состоит из 5 принципов).
Пять принципов орфографии:
1. Фонетический («как слышится, так и пишется»).
Принцип нужен, ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (например, «здесь» по графике могло быть и «сдесь» и «здезь»).
2. Морфологический/морфематический (подчёркивает единство морфемы, убрав варьирование её экспонента; единообразное написание морфем).
Например, приставки «из», «без», «от», «под» и другие могут читаться /is/, /bes/, /od/, /pot/, но данный принцип орфографии устанавливает единство написания морфемы.
3. Грамм(ем)атический (обозначает граммему знаком и распространяет её на все лексемы с данным грамматическим признаком, даже если звучание не даёт этому повод; слова разных родов, склонений и спряжений пишутся по разному).
Например, существительные в ж.р. ед.ч. «кость», «тень» имеют «ь» на конце, и поэтому он пишется и в словах «ночь» (где является избыточным обозначением мягкости всегда мягкого «ч») и «мышь» (где вообще противоречит правилам графики: «ь» стоит после всегда твердого «ш»).
4. Дифференцирующий (разграничивает лексические омонимы, разделив разным написанием в зависимости от смысла).
Например, в старорусском «миръ – покой, тишина» и «мiръ – вселенная или крестьянская община» или в современном русском «ожог – существительное» и «ожёг – глагол».
5. Традиционный (этимологический – «пиши, как писали раньше»; непроверяемое написание).
Например, издавна устоявшееся написание слов «горох» или «молоко» через «о».
Слова делятся на:
- Непосредственно проверяемые произношением (слова, написанные по правилам графики и фонематическому принципу орфографии).
- Косвенно проверяемые произношением (слова, написанные по морфологическому и графическому принципам орфографии).
- Непроверяемые (слова, написанные по дифференцирующему и традиционному принципам орфографии).
Задача
Как группируются данные пары слов по сходству средств, использован- ных для различения выражаемых ими грамматических категорий? 1Вымыл — был вымыт, 2читает — читал, 3мой — моего, 4разре́зать — разрезать, 5несу — нёс, 6темно — темнее, 7много — больше, 8сковать — сковывать, 9несу — неси, 10руки — руки, 11запретить — запрещать, 12беру — возьму, 13новый — более новый, 14хороший — лучший, 15cado — cecidi (лат. ‘падаю — упал’), 16вино — вина, 17милый — милейший, 18прыгать — прыгнуть, 19книга — книги, 20чудо — чудеса, 21придём — придёте, 22сижу — буду сидеть, 23он — его, 24включить — включать.
• Служебное слово: 1,13,22
• Аффикс: 2,6,8,11,17,18,20,21,24
• Флексия: 3,9,19,20
• Место ударения: 4,10
• Ист чередование: 5,15
• Корней: 7,12,14,23
• Редупликация в корне: 15
Билет 60. Письмо в его отношении к языку. Графема и её варианты.
Идеография и фонография.
Письмо – второе по важности после звукового языка средство общения, вторая по времени возникновения форма. Письмо не всегда напрямую передаёт язык. Передача языка графическими средствами – поздний этап развития письма.
Предшественники письма – знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации.
Письмо в широком смысле – это все виды общения людей при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.
Письмо в узком смысле – начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (цифры, значки, буквы).
Инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и другие фигуры и изображения. Есть дихотомия системы письма (инвентарь начертательных знаков + правила их функционирования) и конкретные акты использования этих знаков с порождаемыми текстами.
Графема – определённый элемент в системе письма, абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица (например, начертательные знаки, составляющие инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и разные фигуры и изображения). В конкретном тексте реализуются экземпляры графем – графы.
Аллографемы – варианты графемы. Обычно графема имеет варианты написания.
Виды:
• стилистические (печатные и соответствующие им рукописные буквы – А и а).
• факультативные (различные варианты написания рукописных букв – а, А, А).
• позиционные (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове).
Например, греческая буква «сигма» в начале и в конце слова писалась по-разному.
• комбинаторные (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения относительно других букв).
Например, в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, в зависимости от наличия или отсутствия рядом других букв.
Различают два вида письма:
1. Фонографическое («запись звуков»): буква - фонема.
2. Идеографическое («запись идей»): знак - слово.
Значит, есть два главных типа графем:
• Фонограммы (обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка, связываются со смыслом только косвенно (через передачу звучаний)). Виды фонограмм:
• Силлабограммы (соответствуют слогам или сочетаниям согласной и гласной фонем и рамках слога).
• Фонемограммы (соответствуют отдельным фонемам). Например, все буквы в слове «рука».
• Знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги. Например, «х» – [ks].
• Знаки удвоения. Например, цифра «2» после слова в индонезийском письме: orang2 = orang orang = «люди».
• Знаки для дифференциальных признаков фонем. Например, буква «ь», указывающая в русском письме на палатализованность предшествующего согласного.
• Просодемограммы. Например, знаки тонов в современном вьетнамском письме « ˜ », « ` », « ˝ » над гласной буквой.
• Идеограммы (письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (прямо соотносимые с явлениями действительности)).
Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+», «=», «%» и т.д.
В отличие от фонограмм, идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определённым формам языка. Например, знак « = » может быть прочитан и как «равно», и как «равняется».
Типы идеограмм:
• Логограммы (лексемограммы) – идеограммы, соотносимые с целыми словам (являются важнейшим типом идеограмм).
• Идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания).
• Морфемограммы – идеограммы, служащие обозначением морфем. Например, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного.
• Идеограммы-классификаторы (выделяют какой-либо класс значащих единиц). Например, прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орёл» в отличие от птицы «орел»).
• Фразограммы (знаки, соответствующие целым сообщениям, строго говоря, стоят уже вне собственно письма). Например, стрелки – указатели направления, знаки запрета.
Задача
• Как группируются данные пары слов по сходству средств, использованных для различения выражаемых ими грамматических категорий? 1Большой — наибольший, 2видишь — увидишь, 3вызвал — был вызван, 4его — ему, 5есть — был, 6знакомого — знакомых, 7знаю — узнаю, 8коза — козы, 9они — им, 10пеку — пёк, 11пел — пела, 12подре́зать — подрезфть, 13постукать — постучать, 14реки — ре́ки, 15родить — рожать, 16секу — сёк, 17сильный — сильнейшая, 18счастливый — более счастливый, 19узнавший — узнанный.
•
Дата: 2018-12-21, просмотров: 381.