Исторические изменения в морфологической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В русском языке в ряде случаев прослеживаются исторические изменения в морфологической структуре слова и его форм, слияние и расщепление морфем либо перераспределение «звукового материала» и компонентов значения между морфемами в составе слова.

    •   опрОщение – слияние в одну морфему двух или нескольких морфем, входящих в состав слова (словоформы): так, русский «пояс» при сравнении с литовским «juosta» обнаруживает в своем составе старый префикс по-, который в современном языке уже невыделим. Опрощение происходит постепенно, и иногда наблюдаются переходные случаи «полуопрощения»: вкус уже нормально не связывается с кусок, кусать, хотя в каких-то ситуациях старые связи ещё могут актуализироваться.

    •   Переразложение – перераспределение «звукового материала» между экспонентами соседних морфем, сдвиг «морфемного шва». Например: в парах обнять-объятия, принять-приятие, поднимать-подымать, предпринимать-предприимчивый мы видим чередования /n/∞/J/, /n’/∞нуль согласного. Первоначально корень, представленный в древнерусском глаголе яти, не начинался носовым согласным. Появление таких вариантов – результат переразложения на границе префикса и корня.

    •   Осложнение морфологической структуры – замена одной морфемы несколькими (обычно двумя). Например: слово гамак пришло из одного туземноамериканского языка, и вошло во многие языки как немотивированное слово с безаффиксной, корневой основой, но в нидерландском и некоторых других германских языках в результате народной этимологии оно было ассоциировано с глаголом «висеть» и преобразовано в более сложное, двухкоренное hangmat и т.д.

 

Задача

Какие из оппозиций фонем относятся к пропорциональнымс /b ― s/, /b ― v/, /b ― pʹ/, /b ― m/?

/b ― p /

Согл-согл

Губ-губ

Шум.зв-шум.гл

Смыч-смыч

Непал-непал

 

Пропорц b’-p’

/b ― s/

Согл-согл

Губ-передн

Шум.зв-шум.гл

Смыч-щел

Непал-непал

 

Пропорц b’-s’

/b ― v /

Согл-согл

Губ-губ

Шум.зв-шум.зв

Смыч-щел

Непал-непал

 

Пропорц b’-v’

/b ― pʹ/

Согл-согл

Губ-губ

Шум.зв-шум.гл

Смыч-смыч

Непал-пал

 

Пропорц g-f’

/b ― m/

Согл-согл

Губ-губ

Шум.зв-сон

Смыч-смыч

Непал-непал

 

Изол


 


Билет 59. Основные понятия, связанные с изучением фонографического

(фонемографического) письма: алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.

 

Фонемографическая система письма – такая система письма, где одна фонема отображается на письме одним символом.

В фонемографических системах письма выделяют 3 основных понятия

    •   Алфавит        набор графем (элементов)

       •     правила функционирования элементов алфавита

правила функционирования элементов алфавита

правила функционирования элементов алфавита

правила функционирования элементов алфавита

    •   Орфография

 

Алфавит – набор графем, упорядоченный и систематизированный, расположенный в «алфавитном порядке». В русском языке в него входят все буквы (33 штуки) и НЕ входят знаки препинания, ударения, переноса слов и т.п.

Для алфавита важно не звуковое оформление графемы, а её положение в системе других графем (например, что «б» стоит между «а» и «в», а не что она может читаться как «б» или «б’»).

 

Графика – первый цикл правил функционирования графем фонемографического письма. Обеспечивает соответствие между графемами и звуковыми единицами (адекватное воспроизведение текста в устной речи).

Правила графики – правила связи между графемами (или их комбинациями) и звуковыми фонологически существенными единицами (фонемами, слогами и т.д.).

Состоят из:

    •   Правила чтения (например, в русском языке «у» всегда /u/, а в англ. «u» может быть /ju/,/ʌ/ или /u/).

    •   Правила написания (например, в русском языке /u/ после мягкого парного согласного всегда на письме «ю»).

 

Орфография – второй цикл правил функционирования графем фонемографического письма. Более сложный свод правил, так как по нему пишущий должен выбрать правильный вариант.

Состоит из:

    •   Правила орфографии – правила написания значащих языковых единиц (морфем и слов).

    •   Правила орфоэпии – правила «озвучивания» при чтении значащих языковых единиц (морфем и слов).

Правила орфографии строятся на базе правил графики и нужны, ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (например, безударная /а/ по правилам графики может быть и «а» и «о» - нужно уточнение: т.е. правила орфографии, которые предписывают сАпог, но вОдить).

Правила орфографии применяются ТОЛЬКО к отдельной букве, а не к слову целиком. 

 

Правила орфографии:

    •   Обозначение границ между языковыми единицами (лексико-морфологическое).

    •   Употребление прописных и строчных букв (лексико-синтаксическое).

    •   Перенос слов на новую строку (морфемно-слоговое).

    •   Письменное сокращение слов.

    •   Выбор варианта написания, если он предоставлен правилами графики (состоит из 5 принципов).

 

Пять принципов орфографии:

1. Фонетический («как слышится, так и пишется»).

Принцип нужен, ТОЛЬКО если по правилам графики есть вариант (например, «здесь» по графике могло быть и «сдесь» и «здезь»).

2. Морфологический/морфематический (подчёркивает единство морфемы, убрав варьирование её экспонента; единообразное написание морфем).

Например, приставки «из», «без», «от», «под» и другие могут читаться /is/, /bes/, /od/, /pot/, но данный принцип орфографии устанавливает единство написания морфемы.

3. Грамм(ем)атический (обозначает граммему знаком и распространяет её на все лексемы с данным грамматическим признаком, даже если звучание не даёт этому повод; слова разных родов, склонений и спряжений пишутся по разному).

Например, существительные в ж.р. ед.ч. «кость», «тень» имеют «ь» на конце, и поэтому он пишется и в словах «ночь» (где является избыточным обозначением мягкости всегда мягкого «ч») и «мышь» (где вообще противоречит правилам графики: «ь» стоит после всегда твердого «ш»).

4. Дифференцирующий (разграничивает лексические омонимы, разделив разным написанием в зависимости от смысла).

Например, в старорусском «миръ – покой, тишина» и «мiръ – вселенная или крестьянская община» или в современном русском «ожог – существительное» и «ожёг – глагол».

5. Традиционный (этимологический – «пиши, как писали раньше»; непроверяемое написание).

Например, издавна устоявшееся написание слов «горох» или «молоко» через «о».

 

Слова делятся на:

- Непосредственно проверяемые произношением (слова, написанные по правилам графики и фонематическому принципу орфографии).

- Косвенно проверяемые произношением (слова, написанные по морфологическому и графическому принципам орфографии).

- Непроверяемые (слова, написанные по дифференцирующему и традиционному принципам орфографии).

 

Задача

Как группируются данные пары слов по сходству средств, использован- ных для различения выражаемых ими грамматических категорий? 1Вымыл — был вымыт, 2читает — читал, 3мой — моего, 4разре́зать — разрезать, 5несу — нёс, 6темно — темнее, 7много — больше, 8сковать — сковывать, 9несу — неси, 10руки — руки, 11запретить — запрещать, 12беру — возьму, 13новый — более новый, 14хороший — лучший, 15cado — cecidi (лат. ‘падаю — упал’), 16вино — вина, 17милый — милейший, 18прыгать — прыгнуть, 19книга — книги, 20чудо — чудеса, 21придём — придёте, 22сижу — буду сидеть, 23он — его, 24включить — включать.

    •   Служебное слово: 1,13,22

    •   Аффикс: 2,6,8,11,17,18,20,21,24

    •   Флексия: 3,9,19,20

    •   Место ударения: 4,10

    •   Ист чередование: 5,15

    •                                 Корней: 7,12,14,23

    •   Редупликация в корне: 15


 

Билет 60. Письмо в его отношении к языку. Графема и её варианты.


Идеография и фонография.

 

Письмо – второе по важности после звукового языка средство общения, вторая по времени возникновения форма. Письмо не всегда напрямую передаёт язык. Передача языка графическими средствами – поздний этап развития письма.

Предшественники письма – знаки, не связанные с языком, передающие информацию совершенно независимо от языковой формы воплощения этой информации.

Письмо в широком смысле – это все виды общения людей при помощи оптических знаков, т.е. знаков, воспринимаемых глазом.

Письмо в узком смысле – начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков (цифры, значки, буквы).
Инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и другие фигуры и изображения. Есть дихотомия системы письма (инвентарь начертательных знаков + правила их функционирования) и конкретные акты использования этих знаков с порождаемыми текстами.

 

Графема – определённый элемент в системе письма, абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица (например, начертательные знаки, составляющие инвентарь письма – буквы, цифры, знаки препинания и разные фигуры и изображения). В конкретном тексте реализуются экземпляры графем – графы.

Аллографемы – варианты графемы. Обычно графема имеет варианты написания.


Виды:

    •   стилистические (печатные и соответствующие им рукописные буквы – А и а).

    •   факультативные (различные варианты написания рукописных букв – а, А, А).

    •   позиционные (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения в слове).

Например, греческая буква «сигма» в начале и в конце слова писалась по-разному.

    •   комбинаторные (различное начертание одной и той же буквы в зависимости от положения относительно других букв).

Например, в арабском письме многие буквы имеют до 4 вариантов, в зависимости от наличия или отсутствия рядом других букв.

 

Различают два вида письма:

1. Фонографическое («запись звуков»): буква - фонема.

2. Идеографическое («запись идей»): знак - слово.

 

Значит, есть два главных типа графем:

    •   Фонограммы (обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка, связываются со смыслом только косвенно (через передачу звучаний)). Виды фонограмм:

    •   Силлабограммы (соответствуют слогам или сочетаниям согласной и гласной фонем и рамках слога).

    •   Фонемограммы (соответствуют отдельным фонемам). Например, все буквы в слове «рука».

    •   Знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги. Например, «х» – [ks].

    •   Знаки удвоения. Например, цифра «2» после слова в индонезийском письме: orang2 = orang orang = «люди».

    •   Знаки для дифференциальных признаков фонем. Например, буква «ь», указывающая в русском письме на палатализованность предшествующего согласного.

    •   Просодемограммы. Например, знаки тонов в современном вьетнамском письме « ˜ », « ` », « ˝ » над гласной буквой.

 

    •   Идеограммы (письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (прямо соотносимые с явлениями действительности)).

Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+», «=», «%» и т.д.

В отличие от фонограмм, идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определённым формам языка. Например, знак « = » может быть прочитан и как «равно», и как «равняется».

Типы идеограмм:

    •   Логограммы (лексемограммы) – идеограммы, соотносимые с целыми словам (являются важнейшим типом идеограмм).

    •   Идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания).

    •   Морфемограммы – идеограммы, служащие обозначением морфем. Например, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного.

    •   Идеограммы-классификаторы (выделяют какой-либо класс значащих единиц). Например, прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орёл» в отличие от птицы «орел»).

    •   Фразограммы (знаки, соответствующие целым сообщениям, строго говоря, стоят уже вне собственно письма). Например, стрелки – указатели направления, знаки запрета.

 

Задача

    •   Как группируются данные пары слов по сходству средств, использованных для различения выражаемых ими грамматических категорий? 1Большой — наибольший, 2видишь — увидишь, 3вызвал — был вызван, 4его — ему, 5есть — был, 6знакомого — знакомых, 7знаю — узнаю, 8коза — козы, 9они — им, 10пеку — пёк, 11пел — пела, 12подре́зать — подрезфть, 13постукать — постучать, 14реки — ре́ки, 15родить — рожать, 16секу — сёк, 17сильный — сильнейшая, 18счастливый — более счастливый, 19узнавший — узнанный.

    •  


Дата: 2018-12-21, просмотров: 346.