Рационализм полагал эталоном научного познания математику и естествознание, т.к. знания, получаемые методами этих наук, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости. В начале XIX века рост психологического знания стимулировало развитие физиологии. Среди основателей естественно-научных корней психологии – Гален, Авиценна, Декарт, Гартли и др. Однако XIX век стал революций в отношении утверждения естественно-научной основы познания.
Модель рефлекса Декарта получил развитие в учении чешского врача и психофизиолога Прохазки. Но в отличие от Декарта основание было биологическим, а не физическим. Он попытался представить работу целостного организма как основанную на рефлекторном принципе. Его понятие о нервной силе выражает единый принцип объяснения всех явлений, производимых нервной системой – как мышечных, так и психических. Нервная сила, подобно ньютоновской силе тяготения, носит всеобщий характер. Она – «энергетическое начало» (каковым у древних были «животные духи» и др.). Итак, в основе поведения организма лежит нервная сила.
Рефлекс, согласно его учению, вызывается не любым внешним раздражителем, а только тем, который превращается в чувствование. Оно повсеместно и имеет значение «компаса жизни».
Основная идея – это неразрывная связь организма с внешней природой – была продолжена этим ученым. В качестве ее основания и зависимости у него выступает закон самосохранения живого тела, который выполняется только при условии осуществления избирательных реакций на воздействия внешней среды. Эти реакции предполагают способность различать свойство внешнего мира и оценивать их по отношению к потребностям организма. Эта способность и есть психическое. Т.о., учение о рефлекторной природе было видоизменено, и самое главное дополнение: о детерминирующем влиянии чувствования, которое утверждало активное участие психики в регуляции поведения.
Однако данная концепция оказалась узка, чтобы стать теоретической опорой естественно-научному направлению. Во времена Прохазки еще не существовало конкретных методик исследования рефлекторных актов. Прогрессом стало экспериментальное изучение анатомической структуры этих актов. В физиологии нервной системы воцарилось «анатомическое начало». В то время, как Прохазка будучи сам анатомом, считал что анатомия бессильна раскрыть механизм рефлекса.
Это было сделано английским анатомом, неврологом Чарльзом Беллом. Его новая анатомия мозга строилась на гипотезе о том, что раздельности нервных элементов соответствует раздельность функций. Экспериментально, он доказал, что только при раздражении передних корешков спинномозговых нервов наблюдается мышечное сокращение. Однако, Белл описал это в своем трактате, который распространил в слишком узких кругах. Известно о нем стало тогда, когда к аналогичным выводам пришел французский физиолог Мажанди . Эта модель была названа законом Белла-Мажанди.
Позже Беллом была сформулирована идея обратной связи как основы саморегуляции организма: рефлекторно вызываемая реакция мышц не обрывается на этом эффекте, а дальше передается информация о том, что произошло с мышцей обратно в нервные центры (головной мозг). Благодаря этой деятельности выстраивается чувственный образ воспринимаемого субъектом внешнего пространства и тех объектов, которые в нем расположены.
Белл экспериментально доказал, что психический образ зависит от объективного анатомо-физиологического устройства: сенсорные эффекты неотделимы от двигательной активности. Изучая органы чувств и их нервные окончания, Белл выявил, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовали результат будет один и тот же. Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света.
Продолжил это его учение немецкий физиолог Мюллер, который сформулировал закон специфической энергии органов чувств: никакой другой энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Однако, игнорирование зависимости чувственных образов от объективных свойств внешнего мира привело к ошибочным представлениямо том, что все производно только от физических свойств нервной системы (физиологический идеализм). Кроме того, со временем была поставлена под сомнение его версия об эквивалентности внутренних и внешних раздражителей (эффекты могут и должны быть разными по отчетливости, полноте и т.п.).
Учение впоследствии было развито английским врачом Ч.Холлом, который показал дуалистическое представление о нервной деятельности в четкой анатомической схеме. Организм рассекался на две части, одна из которых считалась работающей только под воздействием внешней стимуляции, другая ставилась в зависимость от спонтанных психических сил. Одна локализовалась в спинном мозге, другая – в головном. Получалось, что организм рассекался на две половины, управляемые различными законами.
В науке все больше утверждается мысль, что по законам рефлекса работают центры не только спинного, но и головного мозга. Однако, механизм работы высших нервных при переходе чувственных впечатлений в движение мышц, не имело под собой никаких экспериментальных оснований. Профессор практической медицины Томас Лейкок поднял вопрос о необходимости распространения принципа рефлекса на деятельность головного мозга.
Исследования австрийского врача и анатома Франца Галя подтвердили зависимость психики от анатомии центральной нервной системы. Его френология – учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа – была очень популярна в то время. Он создал своеобразную карту головного мозга, согласно которой различные способности размещены в определенных участках мозга. Именно это, по его мнению, влияет на форму черепа человека. По ощупыванию черепа, согласно Галлю, можно по «шишкам» определить насколько развиты у человека ум, память и др.
Френология Галля, несмотря на ее определенную несостоятельность в дальнейшей науке, отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга. Так, он впервые отличил серое вещество от белого, которое состоит из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры между собой. Кроме того, это учение вызвало экспериментальный интерес к изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозгу.
Критикуя его, французский врач и физиолог Пьер Флуранс – основатель экспериментальной физиологии мозга – разрушая полушария у птиц, доказал, что через некоторое время у птиц восстанавливается поведение. Т.о., он представлял головной мозг как целостный орган основных психических функций.
Предложенный научный эксперимент, вместо умозрительных заключений – это был скачок вперед. Однако эксперименты были еще очень ограничены, чтобы делать глобальные выводы. Поэтому обобщения Флуранса были широкими.
Конкретизироваться идея локализация начала в наблюдениях врачей за нарушениями у больных с локальным поражением мозга. Так французский врач Жан Буйо экспериментально выявил, что потеря моторной функции речи связана с повреждениями в передних отделах мозга. Русский анатом Владимир Бец открыл связь затылочной коры мозга с функцией зрения, височной – с функцией слуха. Герман Мунк – передних областей мозга с вниманием и интеллектуальными функциями и др.
Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер, проводя опыты на позвоночных, доказал, что сенсорные функции свойственны как головному мозгу, так и спинному. Тем самым он опроверг концепцию Холла, согласно которой рефлекторная деятельность апсихична. Его опыты подвели к выводу, что фундаментальное предназначение психики – реагирование на то, что происходит в окружающей среде (психическое как регулятор поведения организма). Т.о., у чувствования психологическая, а не физиологическая природа. И это ставит под сомнение предыдущие положения, что психика и сознание – это одно и тоже.
Немецкий естествоиспытатель Герман Гельмгольц выдвинул положение, что живой организм представляет физико-химическую среду, живущую по закону сохранения энергии. Он изобрел кимограф – прибор для определения скорости мышечных реакций. Он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Изобрел офтальмоскоп – прибор, с помощью которого исследуется глазное дно.
Он показал роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа.
Данные исследования поставили проблему о соотношении психологического и физиологического. Формирование двух концепций – теории параллелизма и теории взаимодействия повлияли на появление двух
новых научных направления психофизика и психометрия.
Психофизика – раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями вызывающих их физических ситуаций. Выделяет два круга основных проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. На сегодня наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. Создатель данного направления – Густав Фехнер . Именно он активно стал внедрять в психологию число, эксперимент и меру. Он считал, что таблица логарифов применима к явлениям душевной жизни, поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между внешними объективными влияниями.
В своей работе «Элементы психофизики» Фехнер сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между психическим и физическим, между душой и телом. Он разделял психофизику на внутреннюю (соотношение тело и душа, психическое и психофизиологическое) и внешнюю (соотношение психическое и физическое). Внешнюю он возводил в ранг науки, основная цель которой – измерение ощущений. Он создал экспериментальные методы и сформулировал психофизический закон. Последний выражался в принципе всеобщей одущевленности природы: психическое разлито по всей вселенной, а все космические в ней объекты являются обратной стороной духа.
Психическое и физическое рассматривалось Фехнером как два параллельных явления, имеющих между собой лишь функциональное соответствие. И его новая наука с помощью математики и эксперимента была призвана доказать это. Итак, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении к физическим факторам. Однако отмечал, что необходимо изучать их в отношении к анатомо-физиологическим основаниям (внутреннюю психофизика).
Особую роль в состоятельности теории Фехнера сыграли опыты Эрнеста Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. В них было показана определенная зависимость между раздражением и ощущением. Основной вопрос, на который он своими опытами искал ответ: насколько следует изменить силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в ощущении. Он вывел закон различительной чувствительности: существует корреляцию между физическими силами и сенсорными реакциями. Он обнаружил, что добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к уже воздействующему раздражителю, чтобы возникло едва заметное различение. Например, в кожных ощущениях он различал три разновидности: давления (прикосновения), температурные и локализации. Экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения.
Заслугой Фехнера являлось математическое преображение закона Вебера. Он вывел уравнение – психофизическая измерительная формула – которая на сегодняшний день известна как закон Вебера-Фехнера. Суть: интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражителя. Данный закон противопоставляется другому – закону Стивенса, в котором выделенная зависимость носит не логарифмический характер, а степенной (результаты обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость). Как видно, вопрос о несовсем пригодной формулировке Фехнера начал ставится под сомнение, причем еще при жизни ученого.
Против его формулы выступал Жозеф Дебельф. Логарифмический закон Фехнера у него вызывал недоумения в связи с наличием подпороговых «отрицательных ощущений». Другая критика касалась непосредственно математических раскладов Фехнера и его методов. Он и сам достаточно критично относился к своей математической попытке обосновать теорию. Однако, в одном он был уверен, что фундамент он своими идеями заложил прочный, и что способ постройки можно со временем усовершенствовать.
В своих опытах Фехнер использовал три основных метода:
1. Метод минимальных измерений: испытуемый должен был удаляться от двух протянутых параллельно нитей на такое расстояние, при котором эти нити начинают восприниматься как одна. Им пользовались и до Фехнера. Но именно он ему дал название и усовершенствовал. Минусом данного метода была зависимость ( как у одного испытуемого, так и у разных) от различных неконтролируемых внешних и внутренних факторов. Это он пытается устранить в своих последующих созданных методах - методе средних ошибок и методе ложных и верных случаев. Отсюда обращение к кривой нормального распределения Гаусса, которая позволяет определить среднюю ошибку или среднюю величину, вокруг которой колеблются единичные пороговые значения.
Для метода верных и ложных случаев характерно предъявление двух раздражителей, разница по интенсивности между которыми малозаметна. От испытуемого требовалось установить их различие. Первый, второй и третий замеры различные могут быть даже на субъективном уровне. Мерой разностной чувствительности я является отношение верных и ложных случаев к общему числу замеров.
В основном, математический аппарат в своей основной канве сохранился до наших дней. Модификациям он подвергался во все времена, но так и остался в основе экспериментальной психологии.
Кроме этого, в научном наследии Фехнера имеется учение о порогах. Само понятие порога он заимствовал у Гербарта, который под ними понимал границу перехода слабых и смутных представлений в ясные и осознанные. Фехнер понятие порога применил только к ощущениям: «порог сознания» был заменен на «порог ощущений». Ввел понятие «экстенсивных порогов», т.е. временных и пространственных порогов. Экспериментально Вебер установил, что при действии двух раздражителей на кожу они различаются как разные в том случае, если стоят друг от друга на расстоянии. В зависимости от различных участков кожи расстояние тоже имеет разную величину. Следовательно, кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения.
Голландский психофизиолог Франс Дондерс экспериментально изучая скорость протекания психических процессов, делал это следующим образом: испытуемому давал задания, требовавшие возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора различных ответов на разные раздражители. Вычислив временной интервал психического звена реакции, оставалось неустановленным время протекания конкретных психических актов. Позже, усложняя простую реакцию, путем введения в нее дополнительных компонентов – акта различения и акта выбора, ему это удалось. Испытуемый необходимо было нажимать правый или левый ключ панели соответственно тому, на какую сторону тела подавался раздражитель. Только в одном случае испытуемый предупреждался заведомо о том, на какую сторону будет подан сигнал, а в другом – нет. Было доказано, что в ситуации различения и выбора нужной стороны реагирования, время реакции возрастало.
Однако, измерить различение и выбор ему по-прежнему не удавалось. В дальнейшем он провел опыты, где испытуемому предлагалось реагировать только на какой-либо один раздражитель. Это так называемая В-реакция включала в себя одновременно два акта (процесса) - и различения, и выбора. Реакция, связанная только с актом выбора, была названа С-реакцией. Величину прироста он определял следующим образом: Разностью В-реакции и А-реакции определялось время, необходимое на акты различения и выбора. Разность С-реакции и А-реакции показывала время, требуемое на процесс различения. Время, затрачиваемое на акт выбора подсчитывалось путем вычитания времени акта различения из общего времени.
Хотя сам исследователь считал свои исследования физиологическими, они способствовали оформлению нового раздела экспериментальной психологии психометрии.
Психометрия – как новая область психологического познания - первоначально означала измерение временных характеристик психических процессов; а в настоящее время – изучает круг вопросов, связанных с измерением в психологии. Вот на сегодня основные понятия психометрии: анкета, тесты, тесты достижений, статистические методы, валидность, кластерный анализ, корреляционный анализ, надежность методики, промежуточные переменные, факторный анализ, шкала (шкала оценок, шкала установок) и др.
К достижениям психометрии XIX века следует отнести:
- введение австрийским физиологом Зигмундом Экснером термина «время реакции». Он измерял простейшие психические реакции как отдельные: слуховые, зрительные и кожные. Он пытался вводить разные переменные в свои исследования: возраст испытуемых, модальность и интенсивность раздражителей, утомление, алкоголь и др. Т.о., включены были индивидуальные различия.
Основной вывод его экспериментальных исследований: наибольшее время в длительности психофизиологических процессов наблюдается на уровне высших отделов ЦНС. В периферических частях скорость протекания нервных процессов подвержена меньшим изменениям.
- закон сохранения энергии Гельмгольца. Он измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне. Ранее считалось, что это просто невозможно. Он это сделал с помощью кинографа (реакцию записывается на вращающемся барабане). Раздражая участки нерва, отстоящего от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения импульса и установил, что она является относительно небольшой.
Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнами различной длины создает ощущение основных цветов: красного, зеленого и фиолетового.
Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем пространстве. Это побудило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их "бессознательными умозаключениями". Таким образом, экспериментальная работа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа.
Теперь к этим двум причинным "сеткам", которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, в возможно более отчетливом видении которого состояла решаемая глазом задача. Выходило, что причина психического эффекта скрыта не в устройстве организма, а вне его.
В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставились призмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различных приспособительных движений мышц стремился восстановить адекватный образ этого объекта. Получалось, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а познавательную (даже логическую) работу.
В зоне научного анализа появились феномены, свидетельствовавшие об особой форме причинности: не физической, не физиолога-анатомической, а психической. Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и сознания.
Выделение психологии в самостоятельную науку. Развитие отраслей психологии
Научная психология строится как естественная наука. В науке XIX века решающее значение имеет естествознание. Оно достигло больших успехов в биологии, химии, физиологии, механике. В разных областях исследователи описывали психологические факты, которые не являлись предметом наук. В связи с этим и возникла насущная необходимость выделения психологических идей в самостоятельную область. Выделение шло все же под влиянием естествознания, которое выразилось в следующем:
1. Психология заимствовала методы исследования и эксперимент.
2. Использование накопленных внутри естествознания психологических фактов и теорий.
3. Эволюционная теория Ч.Дарвина и др.открытия конца XIX века способствовали изменению понимания психики и задач психологии как науки.
Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследовнаия гипноза. Австрийский врач Франц Месмер в свой теории «животного магнетизма» объяснял свои гипнотические сеансы действием магнитных флюидов. Мистическая атмосфера происходящего (Месмер, закутанный в мантию, прикасающийся к больным стеклянной палочкой, совершающий пассы; чан с водой, расположенный посредине зала, с торчащими из него прутьями и наполненный осколками, камнями и др.) и сила внушения действительно способствовали излечению многих больных. Но на сегодняшний день известен эффект плацебо (пустышки). Позже комиссии Академии наук все это осудили и полностью отвергли. Однако, много лет спустя ученые обратили внимание на обнаружившиеся в работах Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием больного и врача, в целебным влиянием группы. Но это начало исследоваться более полвека спустя.
В середине XIX века шотландский врач (хирург) Брейд предложил вместо термина «животный магнетизм» термин «гипнотизм». В то время гипнотические явления вызывали огромный интерес психиатров. Шли целые дискуссии о значении и психологических механизмах гипноза. Победа осталась за точкой зрения Бернгейма, который утверждал, что гипнотическое состояние – это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Внушение в данном случае не является каким-либо специфическим феноменом. Оно проявляется в межличностных отношениях. А в формах суггестии приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств.
Хотя в науке к гипнозу относились скептически, в практике его применение было активным. Отечественные специалисты применяли его в психотерапевтической работе с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями.
Т.о., психика в гипнотическом состоянии обнажалась. Это инициировалось и контролировалось другим человеком. Т.е. психика выводилась за пределы индивида к другому индивиду. Все это также готовило психологию к выделению в самостоятельную науку.
В.Вундт (1832-1920) – в юношеские годы испытывал чувство одиночества, был мечтателем, и до 19 лет учебники и учение его не интересовали. Интеллектуальные интересы развились позже. Последовало обучение медицине, затем – погружение в изучение физиологии. В ходе занятий он постоянно задумывался о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Впервые свои идеи изложил в книге «К теории чувственного восприятия» (1858-1862). Это было описание собственного видения методов психологии, экспериментов, которые он ставил в плохо оборудованной домашней лаборатории.
В.Вундт ввел понятие «экспериментальная психология». Начинает читать курс лекций по физиологической психологии – «Основы физиологической психологии» (что является синонимом слову «экспериментальная»). В 1875 году он становится профессором философии в Лейбцигском университете. В 1879 году создает первую лабораторию. Спустя два года на ее базе был создан Институт экспериментальной психологии. В 1881 году начинает выпуск журнала «Философские учения», который позже переименует в «Психологические учения». В 1912 году впервые в России (в Москве) была создана копия лаборатории В.Вундта.
Т.о., создание лабораторий, выход специальных психологических журналов, образование психологических сообществ и ассоциаций ознаменовали факт выделения психологии в самостоятельную науку. Особую роль сыграло внедрение эксперимента, заимствованного из естествознании (прежде всего из физиологии органов чувств и нервной системы).
Также Вундт читал курс лекций «О душе человека и животных». Его университетские лекции – убедительные, поддерживающие интерес слушателя – собирали более 600 человек. Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских и 2 француза. Именно от него пошло первое поколение психологов-экспериментаторов. Из русских там учились и работали Бехтерев и Челпанов.
Согласно его исследованиям, ощущение и восприятие – простейшие психические процессы, которые можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Однако, к психическим процессам высшего порядка (речь, мышление, воля) эксперимент не применим. Они связаны с аспектами культурного воспитания, к ним необходимо применять неэкспериментальные методы, а культурно-исторические, т.е. опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры.
Последние 20 лет жизни В.Вундт работал над 10-томным трудом «Психология народов», изучая различные стадии развития человеческих психических процессов, которые проявлялись в продуктах культуры – языке, искусстве, мифологии, морали, социальных устоях и т.п. Его исследования отчасти обусловили появление такой отрасли как социальная психология.
Именно это разделение породило версию о двух психологиях – экспериментальной (родственной естественным наукам) и психологии, интерпретирующей проявления человеческого духа. Это обосновал в своих работах Дильтей. Он разделил психологию на объяснительную и описательную.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 314.