С.Л.Рубинштейн сказал: «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем». И в этом уже есть кажущийся парадокс. Однако, он действительно только кажущийся, т.к. человека и тысячи лет назад занимало собственное поведение, и философы и теологи рассматривали многие вопросы, над которыми работают и психологи 21 столетия. Лидирующие позиции по развитию науки и по численности специалистов в психологическом мире удерживают американцы. Там работают более половины психологов всего мира. Американская психологическая ассоциация давно насчитывает более 100 тысяч членов. Сегодня психологическая наука одна из областей, характеризующаяся информационным перенапряжением: огромное количество исследований, специальной литературы, книг, статей, фильмов, компьютерных программ вообще в данной сфере. В настоящее время психологам, даже в рамках их узкой специализации, достаточно трудно уследить за развитием собственной науки.
Изучая труды многих древних мыслителей, мы увидим, что разница заключена лишь в тех методах, с помощью которых изучалась человеческая природа. Собственно методы исследования и позволили выделиться психологии в самостоятельную науку. Произошел существенный сдвиг в используемых методах: от интуиции и размышлений, умозаключений, опирающихся на собственный опыт, психология обратилась к средствам, которыми пользовались исследователи естественных наук. Они, соответственно, были более точными и объективными. Психологи (психодиагносты) и сегодня считают основной своей задачей – развиваться именно в этом направлении – оттачивании исследовательских методов с целью достижения большей объективности.
Оформление как самостоятельной науки произошло в середине XIX века. Методологической предпосылкой выступили идеи европейского рационализма Нового времени – философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей. Основная идея: естественный порядок, цепь причинно-следственных связей. Эталон научного познания – математика и естествознание.
В свою историю психология вступила как естественно-научная дисциплина. Заимствован был экспериментальный метод. Объектом психологии стали «психика», «психические явления и свойства», а не «дух», «душа».
В 1879 году В.Вундт создает при Лейпцигском университете первую экспериментальную психологическую лабораторию. Через два года – Институт экспериментальной психологии со своим журналом, первым в истории психологии.
Предмет психологии - процессы, доступные одновременно и внешнему и внутреннему наблюдению, имеющие как психологические, так и физиологические составляющие (непосредственный опыт человека, представленный в его сознании). Сознание, его состояния, связи, отношения и законы, которым они подчинены – вот, что является интересом первых настоящих психологов.
Длительное время в психологии абсолютизированы отдельные категории, которые предлагались в качестве объяснительного принципа природы психического. И сегодня единой психологии не существует, а речь идет о существовании отдельных направлений, школ, течений, которые не следует смешивать с отраслями, отражающими процесс внутренней дифференциации науки. Отрасли психологи можно классифицировать по сферам и видам деятельности – медицинская психология, психология труда, юридическая, инженерная, социальная психология, психология спорта, психология менеджмента и др. По объекту и специфике развития – зоопсихология, возрастная психология, патопсихология и др. Каждая из них имеет свои специфические задачи.
Научные школы, направления различаются по предмету, по изучаемым проблемам, категориальному строю, объяснительным схемам. Человек как психологическая реальность представлен под определенным углом зрения, что-то выступает на первый план (доминирует при рассмотрении).
Проблемными, дискуссионными по настоящее время считаются вопросы: соотношение эмпирического знания и его теоретического обобщения, соотношение объективных методов исследования и методов описательной психологии. При этом сам процесс психологического познания рассматривается как особого вида деятельность, где важной стороной являются не только утверждения, но и момент прогнозирования возникновения различных феноменов, непосредственного обращения к чувственному опыту.
Наука достигает зрелости, высокой стадии развития, если она не делится на различные школы (парадигма, т.е. модель или образец, являющийся общепринятым в рамках научной психологии). Смена одной парадигмы другой есть «научная революция». Современная психология не достигла парадигматической стадии. В ней нет единых приемов, стандартных методов, фундаментального научного принципа. Сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад. У каждой психологической школы есть собственная теоретическая и методологическая платформа, собственная терминология, собственные методы.
В истории психологии существовали самые разные школы и каждая из них выступала против предшествующей. Старших оппонентов использовали как объекты для критики и импульс собственного развития.
Развитие история и теория психологии можно представить поэтапно:
I-й этап развития (психософия ) свидетельствует об изучении вопроса места человека в мироздании. Это планетарное явление, т.е. она существовала везде и во все времена.
II-й этап (психонаука ) характеризуется производством фактов (созданием теорий, направлений, сбором эмпирического материала). Имеет, в основном европейское происхождение.
III-й этап (психотехнология ) характерихуется созданием способов воздействия на человека. Главный принцип: массовое распространение приемов психодиагностики, психокоррекции, консультирования и проблема их эффективности. Первая форма психотехнологии – магия, в основе которой такие манипулятивные способы воздействия на человека как гипноз и транс – суггестивное воздействие. Чем отличается прикладная наука от психотехнологии? Прежде всего схемами развития. Если прикладная наука базируется на основе некоторых фундаментальных теоретических фактов и, следовательно, практика вытекает из основных теоретических положений. В психотехнологии всегда первична практика, а следствием является развитие науки в теоретической форме.
IV-й этап (психоискусство) – это создание образа человека художественными средствами. Оно индивидуально. Массовой выборки не существует.
Вывод: история психологии не имеет линейного развития.
Профессор Шкуратов В.А., рассматривая психологическую науку как парадигмальное и непарадигмальное знание, отмечает ее тесное взаимодействие с другими психологическими областями. Особенностью ее он считает явление бифуркации в ее развитии. Т.е. психологическая теория может развиваться и как специализированная сфера, и как популяризированная. Психоанализ, например, претендовал на сугубую научность. Сегодня мы видим насколько данное направление популяризировано. Кроме того, произошло слияние с психотерапией и психоанализ перестал быть специальной теорией. Он существует на сегодня в двух ипостасях: как психотерапия и как идеология.
В психологии по настоящее время не формируется парадигма, не происходит организации знаний вокруг одного какого-нибудь стержня. Наррадигма – последовательность социальной апробации знания. Когда знания организованы общественным интересом.
Психологическая мысль в странах Древнего Востока
Древние восточные истоки философского мышления.
Древнейшие письменные памятники востока не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. Восточная культура и жизнь представлена мифами.
Миф – одна из форм выражения человеком своего отношения к миру и опосредованного постижения социальных отношений определенной целостности. Это фантастический ответ на вопросы о возникновении мира, о смысле существующего порядка. В нем определяется также предназначение и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое изображение тесно связано с религиозными представлениями. Миф содержит много иррациональных моментов, оживляет и персонифицирует природу, а также отражает накопленный до его создания опыт.
Для этого периода характерна зависимость человека от мифологических представлений. Миф – это универсальное объяснение достигнутого уровня познания. Поэтому постепенно наряду с религиозной картиной мира отводилось место и для идей, которые способствовали развитию науки и философии. Это были так называемые космогонические мифы: где, с одной стороны, были представлены вещи познанные и освоенные, с другой стороны, неизвестный и враждебный мир природы, который зачастую объяснялся с помощью устойчивого космического порядка.
В мифах достаточно часто присутствовал идеологический момент: восславлялось проводимое упорядочивание общества, а существующую власть подкрепляли божественным авторитетом. Это имеет отношение к проблематике, касающейся места человека в обществе. Например, подчеркивание божественного происхождения королевской власти, значение сословий священнослужителей, обоснование перемещения политической власти.
Отражались и вопросы, касающиеся познания смысла человеческой жизни, а также этических норм. Существовали так называемые свары – сборники пословиц, афоризмов, поучительных историй, где рассматривались жизненные ситуации и человеческие проблемы, а также давались советы, как их решать. Пример – «Эпос о Гильгамеше» - рассказ о судьбе и деятельности царя, подлинной исторической фигуры, который ищет бессмертия и задается вопросом о смысле жизни человеческой. Отражен традиционный пассивный подход человека к жизни и собственной судьбе. Однако, такой подход характерен далеко не для всего эпоса. Во многих доминирует мысль о временности человека на земле, которая подталкивает на реализацию своих стремлений и целей. Основной вывод: только собственными усилиями человек может достичь бессмертия.
Вопрос «как жить?» - центральный для древневосточного эпоса. Инна него пытаются дать ответ в поучениях, советах, которые имеют место быть в эпосе в самых различных формах.
В некоторых литературных памятниках поднимается вопрос относительно смысла религиозного культа.
Философия Древней Индии.
Для них характерна на протяжении многих тысячелетий наличие ведической литературы – литературы преимущественно религиозного содержания, отражающей также и духовную жизнь своего времени, экономический уклад, классовую структуру общества, степень познания окружающего мира. В более поздних ведических текстах – брахманах – встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира. В том числе и положения о воде как первой субстанции. Или брахманы, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия.
Учение буддизма.
Основатель учения – Сиддхартха, который, уйдя из семья, провел много лет аскезной жизни и достиг пробуждения. Впоследствии он был назван Буддой (Пробужденный) и его учение приняло большое количество людей, ставших монахами и монахинями. Канонические тексты были записаны лишь спустя несколько столетий. Будду окружили множеством легенд, что впоследствии позволило людям наделить его божественным характером.
Индуизм.
Он отражает своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами отдельных этнических групп. Самые известные божества, которых воспевают в песнях – Вишна и Шива. Прослеживается очень четкая идея преданности личному Богу. Они существуют и по сей день. Несмотря на их некоторое разночтение, всех их связывает стремление найти путь, на котором можно достичь искупления.
Философия древнего Китая.
Она также своими корнями уходит в мифологию, где обожествляется небо, земля и вся природа. Провозглашается наивысший принцип, который правит миром. Чаще всего он представляется словом «небо». Все явления имеют своих демонов. Также дело обстояло и с умершими. Поэтому было почитание душ умерших и образовался культ предков. Только духи могли приоткрыть завесу будущего, воздействовать на поведение и деятельность людей. Была развита гадательная практика с использованием общения с духами.
Конфуцианство.
Это своеобразная теория организации общества, где прописаны его социальные нормы, этические правила, способы управления.
Конфуций считается первым китайским философом. Его мысли сохранились в форме бесед с учениками. Основная идея сохранения здорового общества и государства: воспитание человека в духе уважения и почтительности к окружающим, к обществу. Прослеживается определенная связь с идеей социальной функции человека: индивид был функцией в социальном организме общества. Ключевая категория для отношений между людьми – порядок, где прописаны и правила внешнего поведения – этикет. Точное исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности. Были выделены следующие регуляторы человеческого поведения:
Даосизм.
В центре внимания – природа, космос, человек. Центральным является понятие пути – Дао. Цель мышления в Дао – слияние человека с природой, т.к. он его часть. Здесь нет разграничений «субъект – объект». Речь прежде всего идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спокойствие человека. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой понимающий и овладевает миром.
Соблюдение меры вещей – главная жизненная задача.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.