К написанию и защите рефератов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель реферата: студенты разовьют и закрепят аналитические умения и навыки доказательного и убедительного изложения изученного материала в письменной и устной форме.

Задачи:

В ходе написания реферата студенты:

  • обдумывают наиболее сложные проблемы, сформулированные в рамках изученного учебного материала;
  • закрепляют умение самостоятельно анализировать различные философские концепции, теории, проблемы;
  • развивают способности к аргументации собственных суждений (доказательность, убедительность и др.);
  • приобретают навыки лаконично излагать ход и результат своих рассуждений;
  • демонстрируют способность грамотно структурировать и оформлять письменную работу.

Работа над рефератом включает:

1) выбор темы реферата;

2) написание текста реферата;

3) подготовку доклада (по тексту реферата);

4) выступление с докладом на одном из семинарских занятий (защита реферата).

Критерии выбора темы реферата:

  • интересы студентов;
  • актуальность той или иной проблемы;
  • результативность: практическая или теоретическая значимость изученной (рассмотренной) проблемы.

Рекомендуемая структура реферата:

1. Введение (краткое обоснование актуальности, научной и практической значимости выбранной темы; цель, задачи реферата).

2. Основная часть (описание сути проблемы и изложение предлагаемых различными авторами путей ее решения).

3. Заключение (формулировка выводов, оценки и предложений студента).

4. Библиографический список (включает не менее 9 источников, послуживших основой для написания реферата, а также исследования, монографии и т. д.).

Требования к содержанию реферата:

· реферат должен быть написан на наиболее актуальную тему, по спорной проблеме или дискуссионному вопросу;

· в реферате излагается материал, освоенный самостоятельно, на основе анализа, высказывается собственная позиция, а также анализируются существующие мнения, положения, концепции;

· при работе над рефератом используются источники, исследования, монографии, словари, энциклопедии, периодические издания, Интернет-ресур­сы.

Требования к оформлению реферата:

· объем реферата – 20–25 страниц текста компьютерного набора;

· оформление в соответствии с принятыми требованиями;

· наличие ссылок на цитаты и выдержки из текстов использованных источников.

Требования к защите реферата:

· публичный характер защиты доклада реферата;

· наличие не менее 2 оппонентов по каждому докладу.

Подготовка к защите включает:

· написание доклада (на основе текста реферата);

· предоставление текста доклада оппонентам (не менее чем за 3 дня до выступления).

Процедура защиты включает:

· выступление студента с докладом на аудиторном занятии (в течение 5–7 минут);

· выступление оппонентов (в течение 3–5 минут), отмечающие достижения и недостатки выполненной работы;

· коллективное обсуждение (в аудитории) проблемы, поставленной в реферате;

· дискуссию по наиболее спорным вопросам.

Защита реферата засчитывается при следующих условиях:

· грамотное изложение основных тезисов реферата;

· наличие собственных выводов студента по излагаемой проблеме;

· доказательное представление позиции исследователя;

· аргументированные ответы на все поставленные вопросы оппонентов;

· демонстрация знания источников и исследовательских работ по проблеме реферата.

Оценивание реферата осуществляется с учетом:

· качество написания и оформления реферата;

· качество защиты реферата.

VIII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Адаптация – способность человека изменять свое поведение, состояние или качество, в зависимости от условий и пребований, предъявляемых средой.

Амбивалентность чувств (от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу) — комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении.

Аутотренинг – это мысленное управление своим сознанием, которое необходимо проводить достаточно регулярно, при помощи него можно руководить своим воображением, снять стресс, избавиться от многих комплексов и страхов, повысить работоспособность и научиться любить себя.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций.

Виктимность - бессознательное стремление повторить переживания перенесенной травмы.

Дистресс – стресс, имеющий разрушительные последствия для организма.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные факторов, стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

 Оптимальный уровень стресса - средняя стрессовая нагрузка, активизирующая работоспособность и включающая адаптационные силы организма.

организационный стресс - (organizational stress) — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это непсихологическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и технологические катастрофы, пытки и т. д.), способный вызвать психологические нарушения практически у любого человека.

Профессиональное выгорание – форма дистресса, связанная с профессиональной деятельностью представителей социальных профессий.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Психосоматический (psychosomatic) - относящийся как к уму, так и к телу: данный термин обычно используется по отношению к заболеваниям, причиной развития которых являются как психические, так и физические факторы. Одной из причин развития некоторых заболеваний, в том числе астмы, экземы и язвы желудка, по мнению специалистов, является реакция организма на психологический и социальный стресс. Поэтому иногда психологические методы лечения позволяют добиться значительного улучшения состояния человека при наличии у него одного из этих заболеваний, однако все же они являются менее эффективными, чем обычные методы их лечения.

 Психотерапия (psychotherapy) - психологические (в противоположность физическим) методы лечения психических заболеваний и расстройств.

Стенические чувства (от греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам.

Стресс – от англ. stress - напряжение. Термин предложен Г.Селье. Под стрессом понимается неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Стресс нехватки времени – состояние человека в условиях дефицита времени, находясь в котором человек способен выполнять существенно меньший объем работы, чем за то же время. Но в отсутствие нехватки времени.

Стресс ожидания неприятностей – состояние человека, при котором знание о возможности возникновения неприятностей парализует его способность эти неприятности предотвращать.

Стрессор, стресоогенный фактор – раздражитель, вызывающий стресс.

Стрессоустойчивость - термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интерсивности, скорости, темпа. Ритма психических процессов и состояний.

Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких.

Тревога — отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего–то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Триада Селье – «стндром ответа на повреждение как таковое», физиологическая реакция организма, включающая ослабление иммунной системы, увеличение коры надпочечников и реакцию желудочно-кишечного тракта.

Физиологический стресс – возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Эйфория - (от греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое настроение, которое не имеет объективных причин для своего появления и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Эмоциональный стресс – аффективные переживания сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.

 

IX. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие „стресс”. Актуальность изучения стресса. Проявления стресса в нашем обществе.

2. Концепция стресса. Классическая триада Г. Селье.

3. Понятие стресса и дистресса в концепции Г. Селье.

4. Биологическая природа стрессовых явлений.

5. Фазы развития стресса.

6. Эмоцииональный стресс. Эмоционально-рефлекторное реагирование.

7. Эмоционально-поведенческий и вегетативный субсиндромы.

8. Познавательные процессы при стрессе.

9. Нарушение общения при стрессе.

10. Нарушения физического состояния человека в стрессовой ситуации. Психосоматические заболевания.

11. Изменения психического состояния при стрессе. Патологические изменения психики.

12. Понятие постстрессового (посттравматического) синдрома. Травматический стресс.

13. Причины психологической травмы.

14. Механизмы возникновения и развития посттравматического синдрома.

15. Горе как психологическая травма. Фазы горевания.

16. Источники стресса на рабочем месте. Оптимальный и избыточный стресс.

17. Профессиональное выгорание. Признаки профессионального выгорания. Пути профилактики и преодоления профессионального выгорания.

18. Стресс нехватки времени. Принцип Парето.

19. Стратегии борьбы со стрессами на рабочем месте.

20. Техника и правила планирования личного времени. Делегирование как основа тайм-менеджмента.

21.Темперамент и особенности реагирования на стресс.

22. Локус контроля и особенности реагирования на стресс.

23. Проблема оценки функционального состояния работника.

24.Основные направления регулирования функциональными состояниями работников

25. Профилактика и лечение стресса.

 

 

4.Примерные темы контрольных работ

1. Методы саморегуляции эмоционального и физического состояний, профилактика стресса.

2. Профессиональный стресс менеджера, его профилактика и преодоление.

3. Эффективное использование времени менеджера.

 

Контрольные мероприятия

Для текущего контроля за усвоением знаний студентами рекомендуется в начале каждого занятия проводить блиц-тестированияе по предыдущей теме.

                    Примерное содержание тестовых заданий.

В каждом вопросе выберите номер правильного варианта ответа и обведите его кружочком.

 

Дайте определение стресса.

1.Стресс – это неприятное событие, травмирующее психику.

 2. Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования

3. Стресс – это специфический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования

4. Стресс – это психическое и физиологическое напряжение, связанное с адаптацией человека.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 213.