Учебные материалы и методические разработки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология стресса»

направлений подготовки – 030300 Психология
профиль Социальная психология
квалификация (степень) – бакалавр
формы обучения – очная, заочная

 

  Разработчик Романова И.Е., кандидат философских наук, доцент    

Екатеринбург

2012

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _________________ И. К. Кощеева  «__14__» _сентября_ 2012__ г.   СОГЛАСОВАНО: Декан факультета социальной психологии ________________Е. Б. Перелыгина «_12_» _ сентября_ 2012 г.  

 

 

ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии  
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры социальной психологии Протокол заседания № __1__ от «_10_» __сентбря__ 2012 __ г.   

 

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Романова И.Е., 2012


Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология стресса» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 030300 «Психология» .

Дисциплина относится к  базовой части профессионального цикла рабочего учебного плана.

Форма обучения: очная
Учебный семестр:  IV
Трудоемкость дисциплины:   Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __6_ (час.))[1]: Лекции Практич.занятия: Самостоятельная работа: текущая, творческая (проблемно-ориентиро­ванная) 2 ЗЕТ 72 час. В том числе: 34 час, из них           17 час.         17 час.   38 час.
Виды итогового контроля: Зачет   в  IV  семестре

 

Форма обучения: заочная
Учебный семестр:  VII
Трудоемкость дисциплины:   Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __2_ (час.)): Лекции Практич.занятия: Самостоятельная работа: текущая, творческая (проблемно-ориентиро­ванная) 2 ЗЕТ 72 час. В том числе: 12 час, из них       4 час.         8 час.       60 час.
Виды итогового контроля: Контрольная работа Экзамен   1 контрольная в VII семестре

 

 


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Требования к уровню подготовки студентов

Для успешного освоения дисциплины студенты должны знать основы общей психологии и психофизиологии, а так же 

- понимать современные    концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

2. Требования к результатам освоения дисциплины

  В ходе изучения учебной дисциплины студенты осваивают следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

· владеют культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· владеют навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· готовы к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· владеют навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· готовы к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· обладают навыками ассистирования деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).

 

В результате освоения компетенций студенты:

Знают:

  • основные понятия концепции стресса;
  • особенности психологической травмы;
  • особенности методов профилактики стресса и оказания помощи при стрессе, включая стрессы нехватки времени;
  • механизмы преодоления стресса в обыденной жизни, в том числе и профессионального стресса менеджера.

Умеют:

  • объяснять биологическую природу стрессовых явлений;
  • различать фазы развития стресса;
  • распознавать диагностические признаки профессионального стресса, профессионального выгорания и профессиональной деформации,
  • применять знания психологии стресса в своей профессиональной и внепрофессиональной деятельности

Владеют:

  • навыками работы с литературой
  • навыками оказания психологической помощи при стрессе, в том числе травматическом
  • техниками аутогенной тренировки и релаксации
  • навыками планирования времени

 

    3. Технологии обучения и контроля

В преподавании используются технологии и методы активного обучения: командная работа (работа в малых группах); тренинги, игровые технологии (ролевая игра), дискуссии, кейс-стади.

 

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебно-тематический план занятий

(очная форма обучения)

Таблица 1

№ п/п

Учебный раздел дисциплины

Всего часов

(акад.)

Аудиторная работа

(в акад. час.)

Самостоятельная работа

Лекции Практич.занятия
1 Концепция стресса   4   8
2 Эмоции и поведение при стрессе   4 4 7
3 Стресс и здоровье   2 2 7
4 Стрессы в профессиональной деятельности   4 7 8
5 Преодоление и пути выхода из стрессовых ситуаций   3 4 8
  ИТОГО: 72 17 17 38

Учебно-тематический план занятий

(заочная форма обучения)

Таблица 1

№ п/п

Учебный раздел дисциплины

Всего часов

(акад.)

Аудиторная работа

(в акад. час.)

Самостоятельная работа

Лекции Практич.занятия
1 Концепция стресса   2 - 12
2 Эмоции и поведение при стрессе   2 2 12
3 Стресс и здоровье     2 12
4 Стрессы в профессиональной деятельности     2 12
5 Преодоление и пути выхода из стрессовых ситуаций     2 12
  ИТОГО: 72 4 8 60

 

\

 

 

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел, тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
  1 Тема 1 Концепция стресса Актуальность изучения психологии стрессовых явлений. Анализ широкого распространения стрессовых симптомов в ХХ веке. Влияние стресса на болезни и причины смертности населения в развитых странах и в России. Первые исследования Г.Селье о стрессовых явлениях. Классическая триада Г.Селье в качестве „синдрома ответа на повреждение как таковое”. Стресс и дистресс. Биологическая природа стрессовых явлений. Биохимические реакции организма на стрессоры. Стадии развития стресса. Рефлекторно-эмоциональный стресс. Типы стрессоров.
2 Тема 2. Эмоции и поведение при стрессе Четыре фазы развития стресса (субсиндромы стресса). Эмоционально-поведенческие изменения при стрессе. Активное и пассивное реагирование на стресс, изменения эмоций и поведения при размичных реакциях. Вегетативные процессы при стрессе. Когнитивные изменения при стрессе. Изменения мышления: активизация, гиперактивизация мышления и „уход” от решения проблем. Изменения восприятия, памяти, внимания. Изменения общения при стрессе. Особенности личности и стресс. Реакции на стресс у людей с различным типом темперамента и локусом контроля. Стресс и характер: личность типа А.
3 Тема 3. Стресс и здоровье Механизм стресса и закон биологической экономии. Роль стрессов в развитии психосоматических заболеваний. Невротические нарушения. Стресс как болезнь общения. Постстрессовый синдром. Симптомы проявления и преодоления постстрессового синдрома. Понятие психологической травмы. Факторы риска развития ПТСР. Принципы и методы коррекции и терапии при ПТСР. Дебрифинг. Десенсибилизация. Ослабление травматического инцидента. Горе как вид психологической травмы. Горе как естественный и патологический процесс. Фазы горевания. Психологическая помощ при переживании горя. Методы поведенческой терапии последствий кризисных состояний.
4 Тема 4.  Стрессы в профессиональной деятельности Общее представление о функциональных состояниях работника. Проблема стресса и дистресса в труде. Основные виды профессионального стресса. Источники напряжения на рабочем месте. Физические симптомы стресса. Организационные симптомы стресса. Здоровый стресс и его признаки. Признаки избыточного стресса. Стратегии борьбы со стрессами на рабочем месте. Стресс нехватки времени и его последствия. Принцип Парето и распределение времени. Техника планирования личного времени. Понятие профессионального выгорания. Эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки профессионального выгорания. Понятие профессиональной деформации. Особенности личности и характера и риск профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания.
5 Тема 5. Преодоление и пути выхода из стрессовых ситуаций Направленность личности и пути выхода из стресса. Механизмы переключения и преодоления стресса. Алкоголь, наркотики, переедание и стресс. Аутогенная тренировка и ее роль в профилактике стрессов. Методы саморегуляции и самопомощи при стрессе. Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону. Управление стрессом. Профессиональная подготовка психолога и профилактика профессионального стресса.

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

VI. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

№ п/п Формы организации Формы контроля

Текущая работа

1 Подготовка к  занятиям Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений 2 Подготовка к коллоквиуму Дискуссии (в том числе, перекрестные)   Изучение тем, отведенных на самостоятельное освоение Задания в тестовой форме 3 Поиск, анализ, структурирование информации, систематизация тем и проблем Контрольная работа

Творческая работа

4 Творческое осмысление, переработка и оригинальное изложение проблемы Реферат, разработка кейс-стади, анализ конфликтных ситуаций из художественных произведений

V II . СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским занятиям по предварительно известным вопросам (см. планы семинарских и практических занятий), а так же написание и защиту рефератов.

 

1.Примерная тематика рефератов

 

1. Особенности поведения личности в экстремальных условиях.

2. Стресс, связанный с потерей работы.

3. Способы саморегуляции при стрессе

4. Методы оказания помощи при переживании травмы, связанной с экстремальными ситуациями.

5. Психосоматические заболевания и стресс.

6. Личностные и характерологические особенности и их проявления при стрессе.

7. Копинг стресса по Пере, Лазарусу, Мейхенбауму

8. Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний.

9. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования

10. Стресс и травма. Различия в особенностях протекания, совладания и последствиях.

 

Примерная тематика курсовых работ

(выполняются в рамках научно-исследовательской практики)

1.Профессиональный стресс и проблемы подготовки персонала к работе, связанной с повышенным стрессом.

2.Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у представителей различных профессий.

3. Формирование нового ролевого поведения при стрессе нехватки времени методом СПТ.

4. Роль мотивации персонала в профилактике профессионального стресса.

 

Литература приведена по библиографическому списку данного учебно-методического комплекса.

Рекомендации по написанию и оформлению курсовых проектов приведены в «Методических рекомендациях по написанию курсовых и дипломных работ» (составитель: Е.В.Федорова,). Екатеринбург, 2007.

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Последовательность изучения темы представлена в учебной программе курса. Логически курс делится на три части. Прежде всего студенты знакомятся с общетеоретическими основами психологии стресса (первые три темы). Вторая часть посвящена изучению различных аспектов профессионального стресса, его профилактики и преодоления (четвертая, пятая и шестая темы). Завершает курс освоение практических методов адаптации к стрессогенным факторам в разных сферах жизнедеятельности.

    Для эффективного освоения курса рекомендуется использовать научно-методический комплекс по данной дисциплине. Следует ознакомиться с такими его составляющими как словарь по дисциплине, содержание основных рассматриваемых тем, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий и вопросы для итогового контроля по предмету.

    Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при подготовке к практическим занятиям, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование, как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе. Также рекомендуется использовать ресурсы Интернет, так как по ряду вопросов с помощью этих ресурсов можно получить доступ к наиболее свежей информации.

    В качестве итогового контроля предусмотрен устный зачет по билетам.

Контрольных работ

 

Для качественного выполнения представленных тем необходимо опираться на материал лекционного курса, а также активно использовать рекомендуемую литературу. При выполнении работы можно использовать рекомендованную литературу, периодические издания (статьи в журналах и научных сборниках, материалы научно-практических конференций), а также возможно использовать и ресурсы Интернет. При выполнении работы необходимо добиться не только полного раскрытия темы, но и показать знание теоретической литературы и практики.

 Оформление контрольной работы.

Контрольная работа печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала, 14 шрифтом.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц текста, включая титульный лист, план работы и список использованной литературы, исключая приложение. Каждый лист должен быть пронумерован арабскими цифрами. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Текст должен быть разделен на разделы соответственно плану работы. Обязательно наличие оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников.

Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников, при этом обязательно использование текущей, периодической печати. Данные, полученные из Интернета, также обязательно должны быть включены в список, по названиям сайтов. При ссылках на Интернет-источники обязательно указание даты создания и последнего обновления используемых материалов.

Список литературы оформляется по алфавиту, начиная с фамилии, затем инициалы имени и отчества, далее название, место и год издания. После списка на русском языке, идет список на иностранном языке, затем названия сайтов.

На всю использованную литературу в тексте должны быть ссылки.

Иллюстрации (чертежи, таблицы, графики, схемы и карты) следует расположить на отдельных листах Приложения. Каждый лист Приложения нумеруется следующим образом: в верхнем правом углу - Приложение 1, ниже по средине – название иллюстрации, внизу, под иллюстрацией - наименование вида (типа) иллюстрации, например, картосхема 1. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

 

Список рекомендуемой литературы по темам контрольных работ приведен в библиографическом разделе к данному учебно-методическому комплексу.

3. Методические рекомендации и требования

VIII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Адаптация – способность человека изменять свое поведение, состояние или качество, в зависимости от условий и пребований, предъявляемых средой.

Амбивалентность чувств (от лат. ambo – оба и valentis – имеющий силу) — комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении.

Аутотренинг – это мысленное управление своим сознанием, которое необходимо проводить достаточно регулярно, при помощи него можно руководить своим воображением, снять стресс, избавиться от многих комплексов и страхов, повысить работоспособность и научиться любить себя.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций.

Виктимность - бессознательное стремление повторить переживания перенесенной травмы.

Дистресс – стресс, имеющий разрушительные последствия для организма.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные факторов, стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

 Оптимальный уровень стресса - средняя стрессовая нагрузка, активизирующая работоспособность и включающая адаптационные силы организма.

организационный стресс - (organizational stress) — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это непсихологическая отсроченная реакция на травматический стресс (такой как природные и технологические катастрофы, пытки и т. д.), способный вызвать психологические нарушения практически у любого человека.

Профессиональное выгорание – форма дистресса, связанная с профессиональной деятельностью представителей социальных профессий.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Психосоматический (psychosomatic) - относящийся как к уму, так и к телу: данный термин обычно используется по отношению к заболеваниям, причиной развития которых являются как психические, так и физические факторы. Одной из причин развития некоторых заболеваний, в том числе астмы, экземы и язвы желудка, по мнению специалистов, является реакция организма на психологический и социальный стресс. Поэтому иногда психологические методы лечения позволяют добиться значительного улучшения состояния человека при наличии у него одного из этих заболеваний, однако все же они являются менее эффективными, чем обычные методы их лечения.

 Психотерапия (psychotherapy) - психологические (в противоположность физическим) методы лечения психических заболеваний и расстройств.

Стенические чувства (от греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам.

Стресс – от англ. stress - напряжение. Термин предложен Г.Селье. Под стрессом понимается неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Стресс нехватки времени – состояние человека в условиях дефицита времени, находясь в котором человек способен выполнять существенно меньший объем работы, чем за то же время. Но в отсутствие нехватки времени.

Стресс ожидания неприятностей – состояние человека, при котором знание о возможности возникновения неприятностей парализует его способность эти неприятности предотвращать.

Стрессор, стресоогенный фактор – раздражитель, вызывающий стресс.

Стрессоустойчивость - термин, характеризующий некоторую совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интерсивности, скорости, темпа. Ритма психических процессов и состояний.

Травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких.

Тревога — отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего–то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Триада Селье – «стндром ответа на повреждение как таковое», физиологическая реакция организма, включающая ослабление иммунной системы, увеличение коры надпочечников и реакцию желудочно-кишечного тракта.

Физиологический стресс – возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Чувства — эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Эйфория - (от греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое настроение, которое не имеет объективных причин для своего появления и характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Эмоциональный стресс – аффективные переживания сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.

 

IX. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие „стресс”. Актуальность изучения стресса. Проявления стресса в нашем обществе.

2. Концепция стресса. Классическая триада Г. Селье.

3. Понятие стресса и дистресса в концепции Г. Селье.

4. Биологическая природа стрессовых явлений.

5. Фазы развития стресса.

6. Эмоцииональный стресс. Эмоционально-рефлекторное реагирование.

7. Эмоционально-поведенческий и вегетативный субсиндромы.

8. Познавательные процессы при стрессе.

9. Нарушение общения при стрессе.

10. Нарушения физического состояния человека в стрессовой ситуации. Психосоматические заболевания.

11. Изменения психического состояния при стрессе. Патологические изменения психики.

12. Понятие постстрессового (посттравматического) синдрома. Травматический стресс.

13. Причины психологической травмы.

14. Механизмы возникновения и развития посттравматического синдрома.

15. Горе как психологическая травма. Фазы горевания.

16. Источники стресса на рабочем месте. Оптимальный и избыточный стресс.

17. Профессиональное выгорание. Признаки профессионального выгорания. Пути профилактики и преодоления профессионального выгорания.

18. Стресс нехватки времени. Принцип Парето.

19. Стратегии борьбы со стрессами на рабочем месте.

20. Техника и правила планирования личного времени. Делегирование как основа тайм-менеджмента.

21.Темперамент и особенности реагирования на стресс.

22. Локус контроля и особенности реагирования на стресс.

23. Проблема оценки функционального состояния работника.

24.Основные направления регулирования функциональными состояниями работников

25. Профилактика и лечение стресса.

 

 

4.Примерные темы контрольных работ

1. Методы саморегуляции эмоционального и физического состояний, профилактика стресса.

2. Профессиональный стресс менеджера, его профилактика и преодоление.

3. Эффективное использование времени менеджера.

 

Контрольные мероприятия

Для текущего контроля за усвоением знаний студентами рекомендуется в начале каждого занятия проводить блиц-тестированияе по предыдущей теме.

                    Примерное содержание тестовых заданий.

В каждом вопросе выберите номер правильного варианта ответа и обведите его кружочком.

 

Дайте определение стресса.

1.Стресс – это неприятное событие, травмирующее психику.

 2. Стресс – это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования

3. Стресс – это специфический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования

4. Стресс – это психическое и физиологическое напряжение, связанное с адаптацией человека.

 

X. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Условия допуска к зачету:

Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:

· посещение семинарских и практических занятий в полном объеме (допускается не более трех пропусков по уважительным причинам)

· подготовка не менее двух сообщений или реферата к семинарским занятиям

· активное выполнение упражнений на практических занятиях.

Студенты заочной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии своевременной сдачи контрольных работ.

 

Сессионный контроль знаний студентов по дисциплине проводится в форме зачета.

Зачет проводится в устной форме (по билетам).

Зачетный билет содержит два вопроса теоретического характера.

В ходе зачета студенту задаются:

- основные вопросы (по вопросам, указанным в билете; уточняют содержание ответа студента).

Если результаты ответов студента не могут быть оценены положительно, ему задаются:

- дополнительные вопросы (по всему учебному материалу курса; проверяют знание студентам других экзаменационных вопросов).

Критерии оценивания ответа студента на зачете:

Для того чтобы получить положительную оценку на зачете, студент должен:

· дать полные ответы на оба вопроса билета (и, если они будут заданы, – на дополнительные вопросы по билету); понимать сущность проблемы, приводить примеры.

Отрицательная оценка («неудовлетворительно») выставляется студенту, если он не ответил ни на один вопрос билета; не ответил на дополнительные вопросы (по всему материалу курса).

В ответе студента на зачете оцениваются:

1) аргументированность ответов на вопросы билета (изложение идей, понятий, фактов и т.д., которое демонстрирует понимание учебного материала);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа студента;

3) умение связать теорию с практикой;

4) логичность изложения учебного материала.

При оценивании ответов студента на зачете учитывается:

· знание материала лекционного курса;

· знание обязательной литературы.

 

Проведение зачета возможно в тестовой форме. Тест включает вопросы и задания по всему учебному материалу дисциплины.

Требования к выполнению теста:

При выполнении теста студенты должны продемонстрировать:

- знание содержания лекционного курса;

- знания практических приемов и методов оказания помощи в стрессовых ситуациях

Критерии оценивания:

                            Тест считается пройденным, при наличии 65 % правильных ответов студента.

XII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИЛПИНЫ

1.Литература

Источники, монографии

 

  1. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. – СПб.:Речь,2006.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР-СЭ, 2006
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
  4. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер. 2004.
  5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983
  6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. М.Изд-во Академический проект, 2009
  7. Колодзия Б. Как жить после психической травмы. М., 1992
  8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989
  9. Лебедев В.И. Эктремальная психология – М., Юнити, 2001
  10. Леонова А. Б. Психопрофилактика стрессов.-М., Изд-во Моск. Ун-та,1993
  11. Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П., Как победить стресс и депрессию, СПб.: Питер, 2011
  12. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., Издательский дом «Сентябрь», 2001
  13. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000
  14. Сандомирский М.Е. Защита от стресса.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  15. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992
  16. Черепанова Е. Психологический стресс. М., 1996

Хрестоматии

 

  1. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. Минск, 2000
  2. Стресс жизни. СПб., 1994
  1. Статьи в периодических изданиях

43. Брук Е. Потеря работы мужчины и женщины // Управление персоналом. 2000. №12. С. .16-18

44. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль. 1999.

45. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу. Психологический журнал, М., 1992. Т. 13. №1, с. 126-130

46. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Том 23 №3 с.85-95.

 

Интернет-ресурсы

  1. Электронная библиотека Российского Гуманитарного университета. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/blavatskaja_genialnost/default.aspx
  2. Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php
  3. Сайт http://www.kitaev-smyk.ru/

XIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература в учебно-методическом кабинете и библиотеке Университета, музыкальный центр и видеомагнитофон, раздаточный материал, компьютерная техника (в том числе, мультимедийное оборудование, обеспечивающее демонстрацию презентаций), коврики для релаксации.

 


[1] Занятия в интерактивной форме рассчитываются в соответствии с требованиями ФГОС и составляют не менее 20 % для бакалаврских программ и не менее 30 % для магистерских программ.


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология стресса»

направлений подготовки – 030300 Психология
профиль Социальная психология
квалификация (степень) – бакалавр
формы обучения – очная, заочная

 

  Разработчик Романова И.Е., кандидат философских наук, доцент    

Екатеринбург

2012

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _________________ И. К. Кощеева  «__14__» _сентября_ 2012__ г.   СОГЛАСОВАНО: Декан факультета социальной психологии ________________Е. Б. Перелыгина «_12_» _ сентября_ 2012 г.  

 

 

ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии  
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры социальной психологии Протокол заседания № __1__ от «_10_» __сентбря__ 2012 __ г.   

 

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Романова И.Е., 2012


Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология стресса» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 030300 «Психология» .

Дисциплина относится к  базовой части профессионального цикла рабочего учебного плана.

Форма обучения: очная
Учебный семестр:  IV
Трудоемкость дисциплины:   Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __6_ (час.))[1]: Лекции Практич.занятия: Самостоятельная работа: текущая, творческая (проблемно-ориентиро­ванная) 2 ЗЕТ 72 час. В том числе: 34 час, из них           17 час.         17 час.   38 час.
Виды итогового контроля: Зачет   в  IV  семестре

 

Форма обучения: заочная
Учебный семестр:  VII
Трудоемкость дисциплины:   Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __2_ (час.)): Лекции Практич.занятия: Самостоятельная работа: текущая, творческая (проблемно-ориентиро­ванная) 2 ЗЕТ 72 час. В том числе: 12 час, из них       4 час.         8 час.       60 час.
Виды итогового контроля: Контрольная работа Экзамен   1 контрольная в VII семестре

 

 


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Требования к уровню подготовки студентов

Для успешного освоения дисциплины студенты должны знать основы общей психологии и психофизиологии, а так же 

- понимать современные    концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

2. Требования к результатам освоения дисциплины

  В ходе изучения учебной дисциплины студенты осваивают следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

· владеют культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· владеют навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· готовы к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· владеют навыками реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· готовы к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· обладают навыками ассистирования деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).

 

В результате освоения компетенций студенты:

Знают:

  • основные понятия концепции стресса;
  • особенности психологической травмы;
  • особенности методов профилактики стресса и оказания помощи при стрессе, включая стрессы нехватки времени;
  • механизмы преодоления стресса в обыденной жизни, в том числе и профессионального стресса менеджера.

Умеют:

  • объяснять биологическую природу стрессовых явлений;
  • различать фазы развития стресса;
  • распознавать диагностические признаки профессионального стресса, профессионального выгорания и профессиональной деформации,
  • применять знания психологии стресса в своей профессиональной и внепрофессиональной деятельности

Владеют:

  • навыками работы с литературой
  • навыками оказания психологической помощи при стрессе, в том числе травматическом
  • техниками аутогенной тренировки и релаксации
  • навыками планирования времени

 

    3. Технологии обучения и контроля

В преподавании используются технологии и методы активного обучения: командная работа (работа в малых группах); тренинги, игровые технологии (ролевая игра), дискуссии, кейс-стади.

 

Учебные материалы и методические разработки

Для реализации технологий и методов активного обучения используются: сценарий ролевых игр, анализ художественных текстов, кейс-стади,  вопросы для дискуссий на коллоквиумах и задания для  контрольных работ; тестовые задания.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 349.