Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.16.). Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
Платежи рассчитываются, и отчетность сдается ежеквартально.
Все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557). Приказ зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006г. Приказом 557 отчетным периодом признается календарный квартал.
Отчетность предоставляется: не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Заполненный расчет платы представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия и месту госрегистрации передвижного загрязняющего объекта.
Ставки платы согласно постановлению № 344 установлены твердые — в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. Причем эти ставки могут быть базовыми или дифференцированными.
Предусмотрено два вида базовых ставок (базовых нормативов) платы:
за вредное воздействие в пределах допустимых нормативов;
за вредное воздействие сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природы и здоровья населения.
Базовые нормативы платы Бн i за выбросы (сбросы) конкретных загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба Уу от выброса (сброса) условного загрязняющего вещества в пределах допустимого норматива выброса (сброса) , показателя относительной опасности (агрессивности) Ai конкретного i-го загрязняющего вещества, вредного для окружающей природной среды и здоровья населения, и на коэффициента индексации платы Ки :
Бн i = Уу· Ai · Ки , (1)
Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов (ПДВ), сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ЗВ), объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами ЗВ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Показатель относительной (агрессивности) опасности i-го вещества (Аi) рассчитываются как:
(2)
ПДКi для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс);
ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх).
При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимальная разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).
При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ОБУВ.
Источники платежей за загрязнение окружающей природной среды представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Источники платежей за загрязнение ОС
Виды платежей | Источники платежей за загрязнение ОС |
платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов | за счет себестоимости продукции (работ, услуг); |
платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов | за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей. |
В соответствии с нормативными актами можно выделить, следующие используемые коэффициенты
1. Коэффициент индексации Ки ( учитывает инфляцию) устанавливается ежегодно федеральном законом о бюджете. Применяется во всех случаях при определении размера платы за негативное воздействие на среду.
2. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории.
2.1 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и Академии наук СССР. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.
2.2 Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов Российской Федерации.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости для конкретного водного объекта устанавливаются территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в зависимости от категории водного объекта и данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод в пределах установленных значений.
3. Дополнительный коэффициент 2 экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут применяется:
- для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции.
4. Пятикратный повышающий коэффициент, установленный порядком № 632 применяется:
- при сверхлимитном загрязнении окружающей природной среды;
- отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При этом вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Также этот коэффициент применяется когда у природопользователя отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Согласно инструктивно-методическим указаниям 1993 года данный коэффициент может применяться при определении размера платы за размещение отходов на несанкционирующих свалках.
При отсутствии утвержденных базовых нормативов платы за загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы за загрязнение этими веществами устанавливаются следующим образом:
1) по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом "отсутствие", нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы за наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;
2) по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются территориальными органами Минприроды России и в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.
1. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам,
Р = РА + РГ + РЛ (3 ), где РА, Рг, Рл ‒ плата за негативное воздействие на атмосферу, водные объекты и за размещение отходов загрязнения.
2. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Р = Σ(Нi × Мi) × К эк.с. × К и (4),
где Н – ставка платы за выброс, сброс, размещение отходов;
Мi – фактический выброс i-го ЗВ;
Кэк.с. – коэффициент экологической ситуации;
Ки- коэффициент индексации (инфляции)
3.Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Р = Σ(5 × Нi × Мi) × Кэк.с. × К и (5),
где Н – ставка платы за выброс, сброс, размещение отходов;
Мi – фактический выброс i-го ЗВ;
Кэк.с. – коэффициент экологической ситуации;
Ки - коэффициент индексации (инфляции)
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 301.