Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эколого-экономический анализ является базой при ОВОС и экологической экспертизе. ОВОС является процедурой комплексной и в его осуществлении участвуют специалисты разных отраслей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними экономические последствия. Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик планируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный инструмент обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяйственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном, региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, нефте- и газопроводов.

Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:

– сбор исходной информации;

– описание окружающей среды в районе осуществления предполагаемого проекта;

– оценка потенциального воздействия проекта на окружающую среду;

– анализ альтернативных вариантов;

– рассмотрение комплексных мер и необходимых финансов для их осуществления;

– определение потребностей в мониторинге.

ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной системе социально-эколого-экономических показателей. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области. Наряду с государственной (федеральным и региональным), в России может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Согласование предпроектной и проектной документации и предоставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уведомление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После получения согласия проектировщик представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономического обоснования) инвестиций.

В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения – шумовое, электромагнитное и т.д.). Затем на основе натуральных показателей осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического риска и т.д. Экологический риск – это допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экологического или экономического эффекта.

На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовывается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Затем проектировщик, используя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективности реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится экологическая экспертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее одобрение или неодобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.

Экологический аудит

Одним из важнейших инструментов управления природопользованием является экологический аудит, основанный на конкретном и подробном анализе, оценке выполнения соблюдения экологических требований на предприятиях. Концепция экологического аудита была впервые разработана в США в конце 70-х и первоначально применялась для проверки соблюдения компаниями экологического законодательства и нормативов. Затем эта процедура обогатилась новым содержанием и аудирование начали проводить в большинстве высокоразвитых стран. В них существуют консультативные фирмы, оказывающие услуги по проведению экоаудита. Кроме того, в этой процедуре начинают участвовать многие международные организации.

При обосновании целей, задач, содержания (процедур) экологического аудирования, оно рассматривается, с одной стороны, как вид предпринимательской деятельности, а с другой – как элемент экологического менеджмента. Кроме того, экологическое аудирование представляет собой также составную часть организационно-управленческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере и как инструмент гарантии экологических прав граждан.

Экологический аудит – экологическая ревизия (проверка) проектов или компаний; оценка воздействия на окружающую среду действующих объектов, независимая оценка текущего состояния выполнения (соблюдения) компанией природоохранных законодательных и нормативных требований.

Международная торговая палата дала следующее определение экологического аудита. Экологический аудит – это инструмент управления, включающий в свой состав систематическую, документально подтвержденную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления природопользованием и функционирования производственных процессов экологическим требованиям. Международная же организация по стандартизации содержание экологического аудита рассматривает как систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления экологическим требованиям, а также передачи результатов этого процесса заказчику. Экологический аудит является также частью послепроектной оценки воздействия на окружающую среду, при котором сравнивается воздействие деятельности с оценкой на проектной стадии. Процедура экологического аудита отличается от оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) тем, что производится не на этапе планирования, а непосредственно в ходе производственной деятельности.

В настоящее время в высокоразвитых странах экологический аудит проводят как крупные, так и средние, и мелкие компании. Различают внутреннее и целевое (внешнее) экологическое аудирование. Внутреннее аудирование может быть добровольным, а внешнее иногда и обязательным.

Внутреннее аудирование чаще всего проводят для обеспечения экологического (зеленого) имиджа. Экологическое аудирование компании часто проводят по требованию общественности или акционеров для выявления отношения руководства акционерного общества к окружающей среде. При этом результаты проведенного мероприятия доводятся до общественности. Кроме того, в странах ЕС фирмам можно участвовать добровольно в европейской системе экоаудита в рекламных целях и целях установления связи с общественностью.

Внешнее аудирование организуется и проводится местными службами природопользования и контроля по требованию, решению местных органов самоуправления, а также организаций, финансирующих проведение природоохранных мероприятий (местного правительства, целевого экологического фонда, коммерческих банков и т.д.). Кроме того, внешнее аудирование может проводиться при приватизации и продаже фирм. Новые хозяева должны иметь ясную картину, что представляет собой предприятие в эколого-экономическом плане, так как непомерно высокие экологические санкции в будущем могут привести фирму к банкротству.

Внешнее экологическое аудирование – это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия производственных процессов на среду в свете их соответствия законодательству и внутренним стандартам по охране окружающей среды, а также экологическому паспорту и согласованным ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ. Экологический аудит проводится в несколько этапов: подготовительный, непосредственный и постаудит.

Первый этап включает отбор объектов аудирования, составление графика, подбор команды, разработка плана аудита и др. Второй (основной) этап посвящается сбору исходных данных с их последующей оценкой. Также проводится работа с персоналом фирмы и внутренними документами. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов и технических расчетов, а также картографирования. Третий этап включает в себя подготовку отчета по результатам аудирования, а также рекомендаций и предложений по устранению выявленных проблем. Российское законодательство по аудиторской деятельности предусматривает заключение аудитора, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Хозяйственный субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть заключения.

Экологический аудит может быть использован:

– для развития систем производственно-экологического контроля;

– при государственном и общественном экологическом контроле;

– для развития территориальных систем мониторинга;

– в ОВОС, включая общественную и государственную экспертизу;

– для разработки территориальных экологических программ;

– при разработке бизнес-планов.

Кроме экологического аудирования деятельности (функционирования) фирмы существует и экоаудит инвестиционной деятельности. При этом процедура оценки инвестиционных проектов осуществляется по двум направлениям:

1) определение экологического состояния местности, на котором предполагается инвестирование (экоаудит местности);

2) определение экологической безопасности самого объекта.

В нашей стране экологическое аудирование еще не нашло широкого применения. К причинам, сдерживающим развитие аудита, относятся пробелы в законодательстве об экоаудите и отсутствие заинтересованности заказчиков на проведение квалифицированного экоаудита. Экоаудит может осуществляться как вид самостоятельной экологической деятельности наряду с экологической паспортизацией и сертификацией и как организационно-правовая мера по обследованию соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. В природоохранной практике экоаудит рассматривается как объективный и независимый анализ и оценка, разработка рекомендаций и предложений по экологически значимой деятельности. Основное отличие экологического аудита от других видов аудита в том, что для его проведения необходимы сбор, анализ и документирование большого количества конкретной информации о природоохранной деятельности предприятия и отсутствие жестко регламентированных процедур и стандартов осуществления программ аудиторских проверок.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.