Ярус испанского типа для лова мерлузы в шельфовых водах показан на рис. 2.35. К буйрепу 2 диаметром 12 мм крепятся с одного конца три буя 3, в том числе радиобуй 4, с другого – три бетонных груза-якоря массой по 40 кг.
Хребтина яруса 5 диаметром 1,8-2 мм состоит из участков длиной 270 м, на каждом из которых размещено по 90 крючковых поводцов 7 из нейлона длиной по 1,8 м и диаметром 0,7 мм.
Поводцы крепятся к хребтине на расстоянии 3 м друг от друга.
Обычно на лове мерлузы используют полукруглые крючки небольшого размера № 12-14. В качестве наживки традиционно используется европейская сардина (Sardina pilchardus).
Для быстрого погружения хребтины наживленного яруса и удержания его на грунте к концам каждого участка яруса посредством грузовых линей 6 диаметром 8 мм и длиной 8-10 м крепятся бетонные грузы массой 3-4 кг. Для удержания наживленных крючков над грунтом к центру каждого участка яруса подвязывается промежуточный буй 9 диаметром 100 мм.
Так как мерлуза совершает вертикальные суточные миграции, то промысловики, в зависимости от времени суток и района лова, варьируя длиной грузовых линей 6, выставляют наживленные крючки на различном расстоянии от грунта.
Рис. 2.35. Ярус испанского типа для лова мерлузы на шельфе:
1 – три бетонных груза массой по 40 кг; 2 – буйреп Ø12 мм; 3 – якорный буй;
4 – радиобуй; 5 –хребтина Ø2 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена Ø8 мм; 7 – поводец Ø0,7 мм и длиной 1,8 м; 8 – груз массой 3-4 кг; 9 –промежуточные буи Ø100 мм
Глубоководный ярус испанского типа для лова мерлузы на материковом склоне на глубинах 200-600 м показан на рис. 2.36. Этот ярус оснащен двумя хребтинами: вспомогательной 5 диаметром 8 мм и основной 7 диаметром 2 мм. К вспомогательной хребтине посредством карабинов 10 через каждые 270 м крепятся буи 11 диаметром 100 мм . Основная и вспомогательная хребтины соединяются между собой с помощью буйлиней 12 диаметром 8 мм.
Оснащение ярусов двумя хребтинами предотвращает их потерю при работе на задёвистых грунтах. Кроме того, при работе в районах с сильными донными и придонными течениями, оснащение ярусов по всей длине бетонными грузами препятствует их дрейфу.
В среднем за сутки выставляется около 40 участков яруса (3600 крючков) длиной 10,8 км и вылавливается около 0,7 т мерлузы, т.е. 194 кг/1000 крючков. Успешным считается суточный улов мерлузы 2,0-2,5 т (556-694 кг/1000 крючков).
Рис. 2.36. Ярус испанского типа для лова мерлузы на материковом склоне:
1 – три бетонных груза массой по 40 кг; 2 – буйреп Ø 12 мм; 3 –якорный буй;
4 – радиобуй; 5 – вспомогательная хребтина Ø8 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена Ø8 мм; 7 – основная хребтина из полиэтилена Ø2 мм;
8 – поводец Ø0,7 мм и длиной 1,8 м; 9 – груз массой 3-4 кг; 10 – карабин;
11 –промежуточные буи Ø100 мм; 12 – буйлинь Ø8 мм
В первые годы российских исследований в море Росса на глубинах до 1800 м использовался глубоководный ярус, показанный на рис. 2.37.
Отличительной особенностью модифицированного яруса для лова клыкача (рис. 2.37) от традиционного глубоководного испанского яруса (рис. 2.36) является отсутствие буев на вспомогательной хребтине и усиление всех элементов его оснастки: диаметра вспомогательной хребтины с 8 до 18 мм, основной хребтины – с 2 до 5-6 мм, крючковых поводцов – с 0,7 до 3,2 мм, размера крючков – с № 12 до № 20-24, а также увеличение массы бетонных грузов с 3-4 до 10,5 кг. Кроме того, в этом ярусе к концевым якорям массой 70 кг дополнительно подвязываются бетонные блоки массой 40 кг.
Фрагменты элементов глубоководного донного яруса испанского типа на лове клыкача в море Росса показаны на рис. 2.38-2.41.
Необходимо отметить, что веревки для буйрепов, вспомогательной и основной хребтин, грузовых линей имеют положительную плавучесть.
Рис. 2.37. Модифицированный испанский глубоководный донный ярус для лова клыкача: 1 – якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø18 мм;
3 –якорный буй; 4 – радиобуй; 5 – вспомогательная хребтина из полипропилена ø18 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена ø8 мм; 7 – основная хребтина из полипропилена ø5,5 мм; 8 – крючковые поводцы длиной 0,4 м (69 штук на участке); 9 – бетонный груз массой 10,5 кг
Рис. 2.38. Элементы оснастки донного яруса испанского типа
на лове клыкача в море Росса: 1 – вспомогательная хребтина и буйреп голубого цвета ø18 мм из 4-прядных крученых полипропиленовых нитей; 2 – основная хребтина белого цвета ø8 мм из 4-прядных крученых полипропиленовых нитей; 3 – грузовой линь белого цвета ø5,5 мм из 2-прядных крученых полипропиленовых нитей; 4 - грузовой линь светло-голубого цвета ø5 мм из 2-прядных крученых полипропиленовых нитей; 5 – основная хребтина (3,5-7,5 мм) зеленого цвета из кручёно-плетёных полиэтиленовых нитей; 6 – крючковый поводец ø3,2 мм из 2-прядных капроновых нитей
Рис.2.39. Крючки и вертлюги, применяемые на промысле клыкача в море Росса: а – полукруглый крючок № 24 (II 24х4,2х52); б – полукруглый крючок № 24 (II 24х4,2х52); в–вертлюг для подсоединения крючкового поводца к основной хребтине (длина 31 мм, диаметр ушка 9,7 мм, диаметр цилиндра 6,5 мм)
Рис. 2.40. Основная хребтина донного яруса «испанского типа» с крючковым поводцом: 1 – пластиковый ограничитель перемещения вертлюга ø9 мм, вплетенный в хребтину; 2 – основная хребтина яруса ø5,5 мм из плетеных 8-прядных полиэтиленовых нитей толщиной по 1,3 мм; 3 – вертлюг (длина 31 мм, ширина ушка 9,7 мм, диаметр цилиндра 6,5 мм; 4 – поводец из полиэтиленовой нити ø1,4 мм
При подготовке орудия лова к постановке каждый участок хребтины с наживленными крючками и поводцами укладывается в пластмассовый ящик (рис. 2.42, 2.43).
Рис. 2.41. Бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг: 1 – грузовой линь; 2 –петля для подвязывания пучка крючков; 3 – капроновая петля груза
Рис. 2.42. Секция испанского яруса, уложенная в пластмассовый ящик
Рис. 2.43. Участок испанского яруса с наживленными крючками
Ниже на рис. 2.44 показан стеллаж с ящиками и готовыми к постановке участками яруса.
Рис. 2.44. Стеллаж для хранения 560 ящиков с участками яруса
Размеры стеллажа для хранения на судне 560 ящиков:
Общая длина (8 ящиков), мм ……………………………………….. 4480
Общая ширина, (7 ящиков), мм .….………………………………… 3920
Общая высота (10 ящиков), мм …………………………………….. 1800
Длина ячейки под ящик, мм ………………………………………… 560
Ширина ячейки под ящик, мм ……………………………………… 560
Высота ячейки под ящик, мм ……………………………………….. 180
Постановка орудия лова производится на скоростях 5,5 - 7,5 уз, в которой принимает участие до 15 человек. В зависимости от глубины лова, время постановка яруса может варьировать. Например, постановка 220 участков яруса (10560 крючков) на глубины 1160-1510 м занимает порядка 2,5 ч, выборка – около 19 ч.
К недостаткам в работе с ярусом вышеуказанной конструкции следует отнести достаточно большую трудоёмкость процессов, связанных с ремонтом орудия лова и подготовкой к его постановке.
В зависимости от условий промысла (глубины, течения; наличия бокоплавов, объедающих наживку и попавшую на крючки рыбу; величины прилова и т.п.) и особенностей поведения клыкача используются различные модификации испанского яруса (рис. 2.45-2.48).
Рис. 2.45. Испанский ярус с одним буем на каждом участке яруса: 1 – якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø18 мм; 3 – буй; 4 – радиобуй; 5 – вспомогательная хребтина из полипропилена ø18 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена ø8 мм; 7 – основная хребтина из полипропилена ø5 мм; 8 – промежуточный буй ø100 мм; 9 – бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг; 10 – крючковые поводцы диаметром по 3,2 мм (69 штук на участке)
Рис. 2.46. Испанский ярус с двумя буями на каждом участке яруса: 1 – якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø 18 мм; 3 – буй; 4 – радиобуй;
5 – поплавок ø 200 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена ø 8 мм; 7 – вспомогательная хребтина из полипропилена ø 18 мм; 8 – основная хребтина из полипропилена ø 5 мм; 9 – бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг;
10 – крючковые поводцы (69 штук в секции)
Рис. 2.47. Испанский ярус с одним буем на каждом участке яруса и основной хребтиной, подвязанной к грузовому линю на расстоянии 1,2 м от груза:
1–якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø18 мм; 3 –якорный буй; 4 – радиобуй; 5 – грузовой линь из полипропилена ø8 мм; 6 – вспомогательная хребтина из полипропилена ø18 мм; 7– промежуточный буй ø100 мм; 8 – основная хребтина из полипропилена ø5,5 мм; 9 – крючковые поводцы (69 штук на участке); 10 – место подсоединения основной хребтины к грузовому линю; 11 – бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг
Рис. 2.48. Испанский ярус с двумя промежуточными буями на каждом участке яруса и основной хребтиной, подвязанной к грузовому линю на расстоянии 1,2 м от груза: 1 – якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø18 мм; 3 – якорный буй; 4 – радиобуй; 5 – вспомогательная хребтина из полипропилена ø18 мм; 6 – промежуточный буй ø200 мм; 7– основная хребтина из полипропилена ø5,5 мм; 8 – крючковые поводцы (69 штук на участке); 9 – грузовой линь из полипропилена ø8 мм; 10 – место подсоединения основной хребтины к грузовому линю; 11 – бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг
Использование поплавков, удерживающих основную хребтину яруса над грунтом, позволяет не только снижать вероятность объедания наживки бокоплавами, но и уменьшает прилов макруруса, ледяной рыбы, скатов.
На больших глубинах и участках с сильными придонными течениями выставляются ярусы, конструкция которых показана на рис. 2.49 и 2.50.
Рис. 2.49. Глубоководный донный «испанский ярус» с пучками крючков: 1 – якорь массой 70 кг; 2 – буйреп из полипропилена ø18 мм; 3 – буй ; 4 – радиобуй; 5 – хребтина из полипропилена ø18 мм; 6 – грузовой линь из полипропилена ø 8 мм и длиной 12-13 м; 7 – бетонный цилиндрический груз массой 10,5 кг; 8 – пучок крючков с поводцами (8-10 штук)
Рис. 2.50. Пучок крючков, наживленных сардиной:
1 – крючок; 2 – наживка; 3 – поводцы; 4 – веревочная петля для подвязывания пучка поводцов (10 шт.) к петле бетонного груза
На рис. 2.51 показано размещение пучков наживленных крючков в ящике.
Рис. 2.51. Пластмассовый ящик с уложенным в него пучком наживленных крючков (наживка сардина)
Одним из недостатков указанной конструкции является запутывание поводцов пучка между собой и петлей груза (рис. 2.52).
Рис. 2.52. Груз яруса с подвязанными к его петле и запутавшимися после выборки крючковыми поводцами
Но работа с таким орудием лова требует значительно меньших затрат промыслового времени, нежели с ярусом традиционной конструкции. Более того, величина улова на единицу промыслового усилия (кг/1000 крючков) клыкача при использовании орудия с пучками крючков выше, чем при использовании яруса с двумя хребтинами, а величина прилова - ниже. Повышение уловистости можно объяснить снижением вероятности схода рыбы при выборке орудия лова, когда крупный клыкач часто оказывался заловленным одновременно несколькими крючками.
Уловистость глубоководных ярусов испанского типа на клыкаче в зависимости от района, глубины лова и времени антарктического лета может колебаться в широких пределах, достигая 2000 кг и более на каждые 1000 крючков.
Ниже излагаются математические модели горизонтальных придонных ярусов при отсутствии течений, когда .
Общие сведения о троллах
Троллы представляют собой крючковые орудия рыболовства, в которых основными элементами, залавливающими рыбу, является рыболовные крючки с естественной или искусственной наживкой (troll - блесна). От ярусов они отличаются тем, что одним концом связаны с судном и буксируются им со скоростью 6-20 узлов. Основными объектами троллового лова являются тунцы и лососи. На рис. 3.1- 3.3 показаны традиционные типы троллов, используемые на промысле тунцов и лососей.
|
Рис. 3.1. Тролловые рыболовные системы:
а- с одним крючком 1, поводцом 2 и грузом 3; б- с множеством крючков 1, поводцов 2 и грузов 3, крепящихся к ваеру 4; в- с множеством крючков 1 и поводцов 2, и одним концевым грузом 3
В последние годы на промысле тунцов применяются специальные конструкции троллов, имитирующие косяки рыб (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Тунцеловная тролловая рыболовная система с семью троллами, имитирующая косяки рыб
Лососевая тролловая система показана на рис. 3.3. Она буксируется со скоростью 6-10 узлов на глубинах 10-50 м.
Рис. 3.3. Тролловая система для промысла лососей:
1 – доска или буй, 2 – лебедка для выборки троллов, 3 – ваер, 4 – поводец, 5 – блесна, 6 – груз, 7 – крючок
Тролловые рыболовные системы состоят из следующих элементов: крючков с искусственной или естественной наживкой, блесен, поводцов, грузов, ваеров, буев и досок.
Наживка. Используются натуральные и искусственные наживки (рис. 3.4). Устройства для крепления натуральной наживки показаны на рис. 3.5.
Крючки. В троллах используются одинарные, двойные и тройные крючки (рис. 3.6).
Блесны. В троллах для лова лососевых применяются блесны (рис. 3.7), которые выполняют две функции: привлекают лосось своим блеском и шумом; и создают колебания наживки, имитирующие движение рыб.
a)
б)
Рис. 3.4. Искусственные наживки:
а – имитирующие мелких рыб; б – имитирующие кальмаров
a)
б)
в)
Рис. 3.5. Устройства для крепления естественных наживок: а – прищепка; б – игла для крепления рыб; в – подложка с иглой для крепления кальмаров
а) б) в)
Рис. 3.6. Крючки для лова троллами:
а – одинарный; б – двойной; в – тройной
Рис. 3.7. Два типа блесен
Поводцы (hookline) служат для соединения крючков с ваером. Их изготавливают из стали или синтетических материалов.
Ваеры служат для буксировки крючков на определенной глубине, они также являются гибкой связью между крючками и судном. Ваеры изготавливаются из крученных или плетеных синтетических канатов, стальных канатов, а также из синтетических мононитей.
Буи и доски служат для увеличения площади облова (см. рис. 3.3).
Грузы - это устройства, обеспечивающие определенную глубину хода крючков. Они выполняются из стали или свинца.
Промысел китов
Начало китобойного промысла относится к глубокой древности, когда он носил прибрежный характер и им занималось местное население для удовлетворения своих нужд. С развитием мореплавания китобои выходят в открытые моря и промысел китов становится особой отраслью хозяйства. Появляются специальные китобойные суда, продукция промысла находит все более широкое применение в различных отраслях промышленности.
Ученые изучают биологию китов, пути их миграций, места и сроки скоплений, определяют численность стад и разрабатывают меры их рационального использования.
Крупный китобойный промысел был известен еще в IX в. Он проводился в Бискайском заливе с небольших лодок ручными гарпунами — копьями и имел большое значение для местного населения — басков. Китовый жир и ус с берегов Бискайского залива направляли в Европу и Азию. Охота в Бискайском заливе в течение нескольких веков привела к постепенному обеднению этого района китами. Стали искать новые места промысла.
С XVI в. китобойный промысел начинает быстро распространяться к северу к Исландии и Ньюфаундленду.
В XVII в. промысел достиг больших размеров. Им занимались все европейские морские державы. Промысловым районом стала Северная Атлантика, особенно воды Гренландии (гренландский кит).
К XVIII в. китобойный промысел достиг невиданных размеров. На промысел гренландских китов ежегодно выходили сотни судов всех стран. Естественно, что запасы их стали быстро истощаться и к середине XIX в. в северном полушарии промысел резко сократился. Пришлось искать новые места и новые объекты.
В России китобойным промыслом занимаются также давно. Русские промышляли кита, рыбу и зверя на Шпицбергене, названном ими Грумантом и еще не открытом европейцами. Многие иностранцы, побывавшие у русских берегов, свидетельствуют о развитии китобойного промысла и широком использовании его продуктов.
В связи с сокращением запасов гренландского кита начал развиваться промысел южного кита у Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Начавшись в середине XVIII в., он быстро достиг гигантского размаха. Работа флотилий, особенно американских, привела к истощению и этого стада. В связи с этим промысел китов переместился в северную часть Тихого океана опять к русским берегам, но уже не в европейской, а в азиатской части. В 1840—1860 гг. промысел здесь достиг такого размаха, что запасы китов начали быстро уменьшаться.
Таким образом, в середине XVIII в. запасы китов на всем земном шаре уменьшились, в связи с чем начал развиваться промысел полосатых и зубатых китов. Однако он оказался значительно сложнее, так как охота за этими китами трудней и опасней, а туши их тонут.
Проблема была решена в 1867 г., когда норвежец Свен Фойн изобрел гарпунную пушку и применил способ накачивания туш убитых китов воздухом с помощью компрессоров. Гарпунная пушка, заряженная гарпуном с разрывной гранатой и установленная не на шлюпке, а на китобойном судне, поражает кита намного сильнее и вернее. Для выстрела не нужно подходить вплотную к киту. Людям не нужно рисковать жизнью, преследование кита с парового судна становится безопасным. С другой стороны, накачивание туши кита воздухом с помощью установленного на судне компрессора придает ей необходимую плавучесть. Это позволяет разделывать китов на плаву и делает возможным промысел китов разных видов, в том числе и полосатых.
В связи с этим начал быстро развиваться промысел полосатых китов на севере Атлантики у берегов Норвегии. Объектом промысла были главным образом крупные и ценные синие киты, которых добывали по нескольку тысяч в год. По мере уменьшения запасов этих китов стали охотиться в других районах. В начале XX в. китобойный промысел с паровых судов с гарпунными пушками распространился на многие районы. Им занимались в северной части Тихого океана, у берегов Японии и даже в Средней и Южной Атлантике.
В 1904 г. норвежский капитан Ларсен положил начало промыслу в новом районе — Антарктике, организовав китобойную базу на Южной Георгии. Этому району суждено было сыграть выдающуюся роль в дальнейшем развитии китобойной промышленности. В это время объектами промысла, кроме синих, стали другие полосатые киты — финвалы, сейвалы. Много добывали кашалота, горбача и других китов.
Однако несмотря на широкий размах, промысел китов был привязан к береговым базам. Ввиду небольшой грузоподъемности, китобойцы не могли оторваться от пунктов обработки, поэтому районы, удаленные от береговых баз, оставались не освоенными.
Новый шаг вперед китобойная промышленность сделала в конце прошлого—начале нынешнего столетия, когда появились плавучие базы-матки, следовавшие за китобойцами и принимавшие от них добычу. Одна из первых таких плавучих баз — пароход «Михаил» — принадлежала России и работала на Дальнем Востоке с 1898 по 1904 г. в составе флотилии Тихоокеанской китобойной компании.
Особенно важную роль плавучие базы сыграли в освоении вод Антарктики.
В 1906 г. норвежец Христиансен оборудовал плавучую китобойную базу-матку «Адмирален». В сопровождении двух китобойцев она вышла в Антарктику и успешно провела промысел. Это послужило началом для отрыва антарктического китобойного промысла от бе рега. Через 5—6 лет в Антарктике уже работало несколько таких крупных баз-маток, годовой промысел которых превышал 10 000 китов.
Вначале базы стояли на якоре у ближайших берегов, перемещаясь лишь ближе к району промысла. Но через несколько лет (с 1923 г.) они стали выходить вместе с китобойцами непосредственно в район промысла. Китобойные базы стали конструировать со слипом в корме, через который кита мощными лебедками втаскивают на палубу для разделки. С этого времени промысел принял те формы, которые он имеет в настоящее время.
Советский китобойный промысел начал развиваться с 1932 г., когда из Ленинграда во Владивосток вышла первая советская плавучая китобойная база «Алеут» в сопровождении китобойцев «Авангард», «Трудфронт» и «Энтузиаст». «Алеут» пересек Атлантический и Тихий океаны и прибыл для промысла китов в дальневосточные воды; 25 октября 1932 г., когда в Тихом океане были добыты два первых кита, является датой рождения советского китобойного промысла.
Особенно быстро советский китобойный промысел стал развиваться после Великой Отечественной войны. Уже в 1946 г. из Ленинграда вышла в свой первый рейс в Атлантику вторая советская китобойная флотилия «Слава» с пятнадцатью китобойцами. «Слава» — огромное океанское судно длиной 150 м и водоизмещением 27 800 т. На борту ее имеются заводы по вытопке жира, производству рыбной муки и т. д. В 1948 г. на Курильских островах были организованы пять береговых китобойных баз. Их успешный промысел значительно увеличил добычу китов в водах Дальнего Востока. В 1959 г. вступила в строй новая китобойная флотилия «Советская Украина» с более совершенным технологическим оборудованием. А в последующие годы были созданы еще четыре флотилии: «Юрий Долгорукий», «Советская Россия», «Владивосток» и «Дальний Восток».
В китобойном промысле СССР стал ведущей державой.
Для охоты за китами применяют специальные суда, называемые китобойцами. Это стальные быстроходные суда, длиной 35—65 м, шириной по миделю 7—9,5 м и осадкой 3,5—4,5 м. Палуба имеет большую седловатость, благодаря чему нос судна сильно приподнят, что позволяет обойтись без загромождающего палубу полубака, заменяемого площадкой. Надстройки смещены к корме, в результате чего носовая часть освобождена для промысловой работы. Судно двухмачтовое, фокмачта усилена, так как несет большую нагрузку из-за проводки гарпунного линя. От рубки к носу ведет мостик, по которому гарпунер может быстро спуститься к пушке.
Рис. 5.58 Китобоец.
Судно имеет характерную архитектуру, отличную от прочих промысловых судов (рис. 5.58). Скорость хода китобойца 14—15 узлов, у новейших советских китобойцев достигает 17,4 узла. В связи с этим на судах, несмотря на их сравнительно небольшие размеры, установлены мощные паровые машины, дизели или дизель-электрические судовые установки мощностью 800—3600 л. с.
Табл. 1. Техническая характеристика китобойца
Длина наибольшая, м | 63,59 |
Ширина, м | 9,50 |
Высота борта, м | 5,45 |
Осадка средняя, м | 4,40 |
Водоизмещение при средней осадке, т | 1272 |
Главная силовая установка | Дизель-электрическая с четырьмя дизель-генераторами ЭД500 |
Общая мощность главной силовой установки, л. с | 3600 |
Род тока | Постоянный |
Напряжение, в | 420 |
Скорость хода, узлы | 17,4 |
Экипаж | 29 человек |
Район плавания | Неограниченный |
Автономность плавания судна по запасам топлива рассчитана на 17 суток, при этом дальность плавания при экономичном ходе составит 9200 миль. При полном ходе дальность плавания около 5000 миль. Корпус судна имеет ледовое подкрепление. Судно снабжено новейшей радионавигационной аппаратурой.
Характерной особенностью китобойцев является устройство носовой части. Фальшборт носовой части развален и имеет большую высоту. Кроме того, на нем устанавливают дополнительные бортовые щиты, защищающие гарпунера от удара волны. При этом сохраняется свобода движения гарпунера и не уменьшается сектор наблюдения и стрельбы. В диаметральной плоскости на носу имеется прорезь с установленным в ней роульсом па стальных, приваренных к корпусу щеках. Через эти роульсы проходят гарпунные лини.
Фокмачту китобойцев делают сварной или клепаной. Помимо обычного рангоута и такелажа, на ней имеется бочка, или «воронье гнездо», в котором марсовый ведет наблюдение за морем. Под марсами мачт укреплены специальные устройства для крепления блоков амортизационных промысловых устройств.
На китобойцах имеется специальное промысловое оборудование: гарпунная пушка с гарпунами, промысловая лебедка, амортизационное устройство, устройство для швартовки китов, различные направляющие роульсы, блоки и т. п.
Гарпунная пушка, установленная на носу судна, состоит из ствола, люльки с механизмом отката, поворотной вилки, фундамента и клинового затвора. Канал ствола гладкий, без нарезов с затвором в казенной части.
Пушку заряжают с казенной части латунной гильзой с заключенными в ней пороховым зарядом и пыжами. В дне гильзы имеется отверстие для капсюльной втулки.
При спуске курка с помощью спускового рычага взведенная боевая пружина распрямляется и посылает ударник вперед. Боек ударника разбивает капсюль, отчего воспламеняется заряд. Пороховые газы выбрасывают гарпун, поражающий кита.
Гарпун представляет собой металлическую стрелу массой 60—65 кг. Состоит он из штока и головки с раскрывающимися лапами (рис. 5.59). В штоке гарпуна имеется прорезь, в которой свободно ходит чекель или металлическое разъемное кольцо. С помощью его шток гарпуна соединяется с гарпунным линем. Чекель находится вне дула. При вылете гарпуна он скользит по прорези до его конца, затем увлекается штоком и тянет за собой гарпунный линь, сложенный перед пушкой.
Передний конец штока заканчивается головкой в виде металлического огона, в который введен огон второй части головки с прикрепленными к ней лапами. Обе части головки составляют как бы шарнир или два звена цепи, свободно поворачивающиеся одно относительно другого.
Рис. 5.59. Гарпун:
1 — шток: 2 — прорезь: 3 — бобышки: 4—-лапы: 5 — граната; 6 — головка.
Во второй части головки шарнирно прикреплены две пары лап. В некоторых гарпунах все они одинаковы по размерам, в других одна пара лап больше другой. Поэтому прикрепляют их в разных сечениях головки, отчего она получается более узкой и убойной. Лапы могут свободно поворачиваться на осях, образуя с осью штока угол не более 75°. Повернуться дальше они не могут, так как своей тыловой стенкой упираются в стенку головки. На концах лап имеются зубцы, а на первой части головки — приливы. При складывании лап зубцы заходят за приливы и как бы смыкают обе части головки. Вся система гарпуна приобретает жесткость и половины головки не смогут поворачиваться одна относительной другой. Жесткость увеличивается в результате смыкания граненых вершин и впадин огонов или вхождения их в пазы друг друга. В таком положении гарпун готов для использования.
Чтобы лапы не раскрылись, их связывают сверху шкертиком. При попадании в кита шкертик сбивается или соскакивает, а при натяжении линя лапы гарпуна раскрываются и гарпун прочно застревает в теле животного. Вместе с тем шарнир освобождается, части головки могут поворачиваться, в результате чего уменьшается опасность излома и вырыва гарпуна.
Чтобы увеличить убойность, гарпуны снабжают разрывными гранатами. Граната представляет собой полый конус из стального чугуна, навинчиваемый на головку гарпуна. Внутри гранаты помещен пороховой заряд, воспламеняющийся от дистанционной трубки. При попадании гарпуна в тело кита граната взрывается.
Раньше применяли только остроконечные гранаты с четырьмя ребрами на конце (рис. 5.60, а). Недостаток их заключается в том, что они часто рикошетят от тела кита или от воды, если выстрел произведен под ватерлинию кита. Кроме того, гарпуны с остроконечной гранатой иногда пробивают кита насквозь и граната разрывается в воздухе, не причинив киту вреда.
В последнее время советские китобои стали применять тупорылые гранаты и даже гранаты с выточкой на конце (рис. 5.60, б). Число рикошетов и сквозных поражений кита стало значительно меньше. Применяют также гранаты другой формы, например с противори-кошетным кольцом (рис. 5.60,в). Такие гранаты хорошо поражают кита даже при попадании в него гарпуна под острым углом.
Кроме обычных, на китобойцах имеются добойные гарпуны, предназначенные для добивания раненого кита. Добойные гарпуны представляют собой простые металлические стрелы с гранатой.
Гарпунный линь должен быть очень прочным и эластичным, чтобы выдержать рывки раненого кита. В то же время он должен быть легким и гибким, чтобы не влиять на траекторию полета гарпуна. Поэтому в качестве гарпунного линя применяют нейлоновый или капроновый канат окружностью 110 мм с разрывным усилием 16 000—17 000 кгс.
Рис. 5.60. Гранаты.
Длина гарпунного линя около 100 м. Одним концом он присоединен к гарпуну, а другим — к китовому канату длиной около 1000 м. Китовый канат изготовляют из манильского 175-миллиметрового каната повышенного качества с разрывным усилием около 20 000 кгс. Однако манильский канат быстро изнашивается при прохождении через блоки и барабаны. Поэтому советские китобои для китового каната применяют 130-миллиметровый капроновый канат отечественного производства с разрывным усилием 25 000—26 000 кгс.
Выбирают канат из воды и подтягивают кита к судну мощной промысловой лебедкой, установленной на палубе судна перед надстройками. Она состоит из двух 10-тонных лебедок, спаренных в один агрегат, но мо работать и независимо одна от другой. Электродвигатель мощностью 25 кет через жесткую муфту передает вращение на червячный редуктор, вал червячного колеса которого является приводным валом лебедки.
Рис. 5.61. Схема проводки китового каната:
1 — уничтожитель колышек; 2 — промысловая лебедка: 3— сальник; 4 — амортизаторный трос; 5 — топовый блок: 6 — блок амортизатора: 7 — направляющие тросы; 8 — удерживающий трос: 9 — носовой блок: 10 — направляющий блок; 11— пушка; 12— чекель: 13— гарпун: 14 — гарпунный линь; 15 — ящик для гарпунного линя.
На грузовой вал вращение передается от приводного вала через две пары цилиндрических зубчатых колес с разным передаточным отношением. Благодаря этому грузовые валы имеют две ступени скорости. Переключение скорости достигается переводом рукоятки кулачковых муфт. Каждая из спаренных лебедок имеет по два грузовых вала. На грузовой вал насажен на шпонках ручьевой барабан. Выбираемый канат огибает сразу оба барабана, переходя из ручья первого в ручей второго барабана, возвращаясь в другой ручей первого барабана и т. д. Сбегающий конец каната поступает под палубу в канатный ящик (трюм), где койлается. На каждом из грузовых валов насажен тормозной шкив ленточного или ручьевого тормоза.
Во время охоты муфты грузовых валов выключены, а валы слегка приторможены. При рывке кита тормозные шкивы прокрутятся и канат стравится в воду.
Несмотря на эти предосторожности и применение упругого капронового каната, при сильных рывках канаты могут рваться. Для предохранения от этого их пропускают через специальные амортизационные устройства. Схема проводки китового каната изображена на рис. 5.61. Гарпунный линь от штока гарпуна опускается вниз и койлается перед пушкой. Нижний конец бухты пропущен через носовой роульс, проходит под площадкой на направляющий блок и поступает на блок амортизатора под марсом мачты. Обогнув его, канат идет на барабаны лебедки и оттуда в канатный трюм. Блок амортизатора подвешен на амортизаторном тросе, перекинутом через топовый блок, укрепленный на мощных серьгах под марсом. Конец амортизаторного троса идет под палубу к амортизатору. Блок амортизатора скользит по двум направляющим тросам и оттянут специальным удерживающим тросом.
Амортизатор расположен в трюме судна. Он состоит из системы роульсов. Амортизаторный трос огибает роульсы и вновь уходит к мачте на топовый блок другого борта. Таким образом, один амортизатор обслуживает оба борта.
Роульсы амортизатора своими осями связаны с ползунами, перемещающимися по горизонтальным направляющим. Ползуны упираются в систему пружин. При рывке каната блоки сдвинутся внутрь амортизационного устройства и сожмут пружины, излишек амортизаторного троса вытянется через топовый блок и амортизационный блок опустится. Затем пружины выпрямятся и снова вытянут трос, а с ним и блок на свое место. Рывок будет погашен.
При сильных рывках блок амортизатора опускается на 3—4 м и даже больше.
Для швартовки и буксировки убитых китов в фальшбортах носовой части имеются усиленные двойные клюзы, напротив которых на палубе установлены тройные кнехты. На кнехтах крепят стропы, охватывающие хвостовой стебель кита.
Прибыв в район промысла, китобоец приступает к поискам китов. Марсовый с биноклем занимает место в бочке на марсе и наблюдает за поверхностью моря. Одновременно наблюдения ведутся с командного мостика. Скопления птиц, большое количество планктона, являющегося пищей китов, могут служить признаком возможного присутствия китов. Но основным признаком является появление фонтанов. Заметив фонтаны, идут на сближение с китами. По характеру фонтанов и поведению кита определяют вид последнего. На рис. 5.62 показаны формы фонтанов и силуэты разных китов.
Рис. 5.62. Силуэты и фонтаны китов.
Синий кит при выходе на поверхность выпускает стройный фонтан высотой до 12—15 м. Через 10—15 сек он выпускает второй фонтан, затем третий и так 10— 15 фонтанов на протяжении 3—4 мин пребывания на поверхности. Сначала промежуток между фонтанами больше, затем перед погружением кита фонтаны появляются чаще. При движении кита на поверхности видна спина с маленьким спинным плавником. Под водой кит остается 10—15 мин.
У финвала высота первого фонтана 8 ж, а через 10—15 сек появляется второй, низкий фонтан. Всего за 1,5—2 мин он выпускает от 2 до 6 фонтанов. В противоположность синему киту сначала фонтаны следуют один за другим, а затем с большими промежутками. Ныряя финвал круто изгибает спину, так что иногда над водой поднимается хвостовой плавник. Под водой кит находится 7—10 мин.
Сейвала можно отличить по меньшим размерам и более высокому плавнику на спине. Первый фонтан выбрасывается с характерным свистом. За 1,5 мин пребывания на поверхности появляется 2—5 фонтанов высотой 3—4 м. Под водой он находится 10—15 мин, причем плавает обычно под самой поверхностью, часто выпуская воздух, .что видно по пузырькам.
Минке также легко отличить по малым размерам н еще более высокому спинному плавнику. Он выбрасывает только один фонтан и уходит под воду, но через 5—6 мин снова появляется на поверхности.
Горбач выпускает 4—6 фонтанов с интервалами в 4—5 сек. Фонтаны низкие и пушистые. При нырянии кит круто изгибает спину и показывает хвост. Иногда он выпрыгивает из воды. Под водой остается 5—7 мин. У гренландского кита невысокий, характерный фонтан, состоящий из двух пушистых струй, расходящихся под углом 35—40°. При погружении кит тоже круто изгибается, показывая хвост.
Кашалота легко определить по контуру тела в виде плавающего неровного бревна с возвышением в сторону головы. Характерен фонтан — невысокий, пушистый, направленный вперед и в бок под углом 45°. Количество фонтанов может быть большим (до 45), интервалы между ними 10—15 сек. При нырянии опускается вертикально вниз, поднимая над водой хвостовой плавник.
Во время охоты па китов маневрами судна руководит гарпунер. Он становится у заряженной пушки, принимает сигналы от марсового и отдает команду на мостик, откуда ее передают в машинное отделение. Вся команда безоговорочно выполняет распоряжения гарпунера. Связь между ним, марсовым и мостиком осуществляется через микрофон с усилителями и другими техническими средствами.
Обнаружив стадо или одинокого кита, китобоец начинает сближаться с ним, чтобы подойти на дистанцию выстрела. Обычно стреляют с 25—30 м, однако советские китобои успешно освоили стрельбу с дистанции 60—70 м. Для того чтобы сблизиться с китом на нужную дистанцию, требуется большое искусство. Необходимо не только знать повадки китов вообще, но и изучить поведение именно того кита, за которым ведется охота. Гарпунер в период сближения судна устанавливает направление хода кита, время его пребывания под водой, присматривается к поведению кита, его реакции на шум винта судна и т. д.
Заметив место ныряния, гарпунер рассчитывает, где кит выйдет на поверхность и направляет туда судно. Преследование может длиться долго и требует от гарпунера и всей команды большого искусства и твердой воли.
Подойдя на нужную дистанцию, гарпунер мгновенно прицеливается и стреляет. Ничтожная задержка может привести к промаху или легкому ранению кита, после чего может последовать длительная борьба с раненым животным. Кит может оборвать канат, запутать его на винте, потащить за собой судно, несмотря на обратный ход машины, т. е. значительно осложнить работу.
Гарпунер стремится поразить кита с первого выстрела. Для этого он целится в убойные места — в область легких, сердца и других органов. На близкой дистанции обычно целятся под ватерлинию кита вблизи грудных плавников, на дальней дистанции во избежание недолета — в верхнюю часть спины. Удобней стрелять под некоторым углом к киту, так как продольные выстрелы, особенно на дальней дистанции, могут дать рикошет.
От гарпунера требуется мгновенная реакция и быстрота действий. У каждого гарпунера свои особенности охоты, свой способ подхода, излюбленные позиции для стрельбы, индивидуальные приемы. Это достигается длительной учебой и тренировкой, изучением опыта передовых китобоев.
Если кит не поражен с первого выстрела, то пушку заряжают вторым гарпуном и, выбрав подходящий момент, добивают кита вторым выстрелом. Для этого часто применяют описанные выше добойные гарпуны.
Во время охоты необходимо правильно маневрировать судном. Кит в агонии может глубоко уходить в воду, менять направление движения, кружить вокруг судна и т. д. Канат иногда вытравливают на несколько сотен метров и от взаимного перемещения судна и кита он может принимать в воде различное положение: выдуваться дугой, образовывать петли, попадать под винт. Гарпунер должен своевременно подать команду вытравить или подобрать канат, изменить скорость хода судна, направление его движения и даже отработать задним ходом.
Когда кит убит, выбирают лебедкой канат и подтягивают кита к борту китобойца.
Подтянув кита к борту, втыкают в его тело пику воздушного шланга и компрессором накачивают во внутреннюю полость воздух, чтобы туша приобрела плавучесть. Когда пику вынимают, отверстие само затягивается жировой или слизистой пленкой, но для гарантии нужно закрыть его какой-либо мягкой затычкой. Затем в кита вонзают пику с флагом, на котором указывают номер или название китобойца.
Гарпунный линь обрубают, и китобоец отходит от кита. Гарпун остается в теле кита и будет вынут на береговой базе или на палубе плавучей базы-матки во время разделки. С китобойца сообщают на базу координаты плавающего с флагом кита и уходят продолжать промысел. Плавающий кит будет подобран судном-буксировщиком и отведен к базе. Иногда тушу на обратном пути захватывает сам китобоец. Плавающая туша с флагом видна на расстоянии нескольких миль, однако для облегчения поисков к флажной пике крепят зажженный фонарь, чтобы можно было найти тушу ночью, или радиобуй, подающий определенные сигналы. Такой способ обработки кита называется оставлением на флаге.
В тех случаях, когда китобоец возвращается к базе, тушу швартуют к борту и буксируют. Для швартовки туши к борту судно становится так, чтобы хвост кита оказался у клюзов, а туша вытянулась вдоль борта. На хвост набрасывают растительный линь, так чтобы канат петлей охватил стебель хвоста. С помощью этого линя за стебель заводят растительный канат, к концу которого подвязан тонкий стальной трос. Лебедкой с помощью этого троса через клюзы вокруг стебля хвоста протаскивают китошвартовую цепь, туго набивают ее и крепят на кнехтах специальным стопором. Для того чтобы цепь не перетирала хвостового стебля, ее клетнюют растительным канатом или нанизывают на нее резиновые катушки. При штормовой погоде кита швартуют двумя цепями.
В последнее время широко применяется китошвартовое устройство конструкции Пургина. Китошвартовая цепь имеет два вертлюга, предохраняющих ее от скручивания, а хвостовой стебель — от перетирания. Коренной конец цепи крепят на глаголь-гаке. Цепь охватывает хвостовой стебель кита и крепится в специальном зажимном стопоре. Ее протаскивают в клюзы через роульсы стальным тросом. Устройство простое и надежно в работе.
На каждом борту китобойца установлено несколько китошвартовых устройств, и судно может буксировать сразу несколько китов.
Современный китобойный промысел проводится в определенных районах с хорошей концентрацией китов. Эти районы обусловлены международным соглашением. Для каждого из них установлены определенные сроки промысла. Существует два вида промысла: прибрежный с базированием на береговые базы или станции и пелагический с базированием на плавучие базы-матки.
Основным районом пелагического промысла усатых китов является антарктическая зона до 40° ю. ш. В меридиональном направлении она делится на пять секторов. Первый сектор простирается от 160 до 70° з. д. и носит название русского, или сектора Беллинсгаузена. Он объявлен запретным пространством и промысел там не проводится. Второй сектор носит название сектора Уэдделла и простирается от гринвичского меридиана до 70° з. д. Третий сектор, или сектор Бувэ, простирается от гринвичского меридиана до 70° в. д., четвертый, или сектор Кергелен —от 70 до 130° в. д. и пятый - сектор Росса — от 130° в. д. до 160° з. д.
Все секторы, за исключением первого, являются промысловыми. Промысел проводится с декабря по март, после чего начинается запрет на все остальное время года.
Вторым крупным районом промысла усатых китов является северная часть Тихого океана с 20° с. ш. у азиатских берегов и с 35° с. ш. у американских берегов до Берингова пролива включительно. Здесь вдоль Курильской гряды, берегов Камчатки вплоть до Берингова пролива промышляют наши дальневосточные флотилии. Промысловый сезон начинается в мае и заканчивается в октябре. Он основан на миграциях китов с юга на север и обратно в незначительном удалении от берега.
В остальных морях и океанах земного шара пелагический промысел усатых китов не разрешен.
Промысел кашалотов был разрешен в наиболее широких пределах как по зонам, так и по срокам. Ограничения касаются лишь самок и детенышей.
В прибрежном промысле ограничений меньше, чем в пелагическом. Береговые базы можно иметь повсеместно, но продолжительность промысла не должна превышать шести месяцев в год. Календарные сроки могут быть любыми, но период работы должен быть непрерывным. Советские береговые базы расположены главным образом на островах Курильской гряды и промышляют китов во время их миграции на север и возвращения на юг.
Современный советский пелагический промысел организован следующим образом. Флотилия состоит из плавучей базы-матки и шестнадцати-восемнадцати китобойцев. Базируясь на Одессу, Калининград или Владивосток, флотилия в определенные сроки выходит на промысел. Китобойцы охотятся за китами и сдают добычу на плавучую базу — гигантский плавучий комбинат по обработке китов. На корме судна имеется широкая прорезь (слип) с наклонной палубой, по которой кита втаскивают на разделочную палубу.
На палубе с помощью специального технологического оборудования туши китов разделывают. На базе имеются цехи по вытопке жира, производству кормовой муки, консервные линии, холодильные установки и т. д. Базы организуют руководство, снабжение, культурное и медицинское обслуживание не только своего личного состава, но и экипажей китобойцев. Общий вид такой плавучей базы-матки показан на рис. 5.63, технические характеристики приведены в табл. 2.
Базу обслуживают транспортные суда, доставляющие топливо, продукты и принимающие готовую продукцию. Это позволяет флотилии в течение всего сезона не уходить из района промысла.
Часть китобойцев выделяют специально Для промысловой разведки, что уменьшает потерю времени на поиски китов всей флотилией. На базах имеются авиационные средства разведки — вертолеты. Этот новый способ разведки даст возможность быстрее находить китов и точно указывать их местонахождение.
Ряд судов выделен для буксировки китов, оставленных на флаге. Это сокращает потерю времени промысловых китобойцев, освобождая их для ведения охоты.
Радиосвязь позволяет капитан-директору четко руководить работой, правильно дислоцируя флот.
Наряду с добычей китов во время промысла проводятся научно-промысловые исследования, позволяющие собирать сведения о биологии и запасах китов.
Рис. 5.63 Китобойная база.
В прибрежном промысле китобойцы прикреплены к определенным береговым базам, представляющим собой заводы по обработке китов, расположенные на берегу. Они снабжены береговыми площадками для вытаскивания и разделки китов. Китобойцы действуют в определенных зонах поблизости от баз и буксируют к ним добычу.
Таблица 2 - Технические характеристики плавучей базы-матки
Наименование базы | Год | Водоизме-шение, Т | Главные | Главные | Скорость | Число | |
длина | ширина | ||||||
Алеут | 1919/1932 | 12000 | 115 | 15,9 | Паровая машина | 9,8 | 1 |
Слава | 1929 | 28700 | 149 | 21,8 | То же 4300 | 12,0 | 2 |
Советская Украина | 1959 | 44400 | 200 | 27,8 | Дизель 2х7500 | 16,0 | 2 |
Юрий Долгорукий | 1926/1960 | 40000 | 195 | 24,0 | Турбина 24920 | 18,4 | 2 |
Советская Россия | 1961 | 44900 | 200 | 27,8 | Дизель 2х7500 | 16,0 | 2 |
Владивосток | 1962 | 25000 | 168 | 23,8 | Дизель 1х7500 | 14,0 | 1 |
Дальний Восток | 1962 | 25000 | 168 | 23,8 | Дизель 1х7500 | 14,0 | 1 |
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Перечислите основные крючковые орудия рыболовства?
2. Что такое ярусный порядок?
3. Что такое тролловая рыболовная система?
4. Чем отличаются троллы от ярусов?
5. Назовите основные типы ярусов?
6. Какие типы крючков используются на промысле?
7. Какие типы якорей используются в ярусах?
8. Перечислите основные характеристики рыболовного крючка?
9. В каких случаях используется придонный ярус?
10. Назовите основные типы придонных ярусов?
11. Когда используются придонные яруса типа А, В и С?
12. Когда используются вертикальные яруса?
13. Перечислите общие элементы ярусного порядка?
14. Перечислите основные элементы удебной снасти?
15. Принцип работы и объекты промысла донного яруса?
16. Принцип работы и объекты промысла пелагического яруса?
17. Принцип работы и объекты промысла (промышленном масштабе) удебной снастью?
18. Перечислите колющие орудия рыболовства?
19. Принцип работы и объекты промысла (промышленном масштабе) колющими орудиями лова?
20. Перечислить основные элементы орудий китобойного промысла?
ГЛАВА 6. ПРОЧИЕ ОРУДИЯ ЛОВА
ЛОВ РЫБЫ НА СВЕТ
6.1.1. Промысел кальмара
Биология тихоокеанского кальмара . В Тихоокеанском бассейне зарегистрировано свыше 200 видов кальмаров, однако промысловое значение имеют из них только 30 видов. Эти виды ведут стайный образ жизни образуют плотные скопления. (Восс Voss, 1973) выделяет девять промысловых районов в Тихом океане (рис. 1.1.1). Ниже подробно описаны IV, VI и III районы, по остальным дана лишь краткая характеристика (Швецова, 1975).
Район IV (северо-западная часть Тихого океана). Промысел в этом районе базируется примерно на 14 видах кальмаров, среди них преобладают три: обыкновенный тихоокеанский кальмар Todarodes Pacificus Steenstrup, красный, или фиолетовый, кальмар Ommastrephes bartrami и командорский кальмар Gonatus magister.
Тихоокеанский кальмар (рис. 1.1.2) обитает в поверхностных слоях воды до глубин не более 200 м. От других видов семейства Ommastrephidae, обитающих в Тихом океане, тихоокеанский кальмар отличается тем, что на хитиновом кольце самой большой присоски щупалец зубчики одинакового размера. Промысловые концентрации тихоокеанского кальмара отмечаются как у берегов, так и в открытом море. Южная граница распространения кальмаров простирается до широты о-ва Окинава, на север они проникают иногда до Командорских островов, массовые скопления наблюдаются до широты 57°. Промысловые размеры значительно варьируют: длина мантии от 14 до 32,5 см, масса от 50 до 690 г. Кальмары обитают при температуре 0,4 - 28°С, промысловые скопления, как правило, встречаются при температурах 11 -18° С.
Промысел тихоокеанских кальмаров ведется в период их нагульных миграций с мест нерестилищ. Молодь с нерестилищ увлекается течениями Куросио и Цусима и перемещается на север к местам нагула. Миграция происходит четырьмя потоками: первый поток перемещается вдоль побережья Кореи и берегов Приморья. Начало миграции приходится на апрель - май, а к июлю - августу кальмары достигают Татарского пролива.
Второй поток следует к банке Ямато, где кальмары нагуливаются до начала октября, этот район имеет важнейшее промысловое значение. Третий поток следует вдоль Западного побережья Японии и в мае подходит к Сангарскому проливу, часть кальмаров продолжает двигаться на север вдоль побережья, другая проходит пролив и соединяется с четвертым потоком. Эта миграция идет по Тихоокеанскому побережью Японии, и к августу кальмары появляются в Охотском море и с тихоокеанской стороны у Южных Курил. В сентябре скопления кальмаров достигают самого северного положения, после чего начинается постепенный отход на юг по тем же путям.
Рис. 1.1.1. Район промысла кальмаров в Тихом океане
Рис.1.1.2.Тихоокеанский кальмар (Todarodes Pacificus):
1 - плавник; 2 - мантия; 3 - воронка; 4 - мантийное отверстие; 5 - глаз; 6 - голова; 7 - ротовое отверстие; 8 - руки; 9 - присоски; 10- щупальца; 11 - хитиновое кольцо
Питаются кальмары любой доступной им по размерам пищей. Основу питания составляют мелкие стайные рыбы и макрозоопланктоны.
Днем кальмары держатся на глубинах 75 — 150 м, а с наступлением сумерек поднимаются к поверхности вслед за макропланктоном и мелкой рыбой и начинают активно питаться. В течение ночи интенсивность питания снижается и возрастает лишь на рассвете. Затем кальмары перемещаются в нижние горизонты.
Ниже приведены районы и сроки промысла тихоокеанских кальмаров с учетом характера их миграций.
Район | Сезон промысла | |
Татарский пролив | Середина сентября - октябрь | |
Южный Сахалин | Конец августа или начало | |
апреля - октябрь | ||
Южные Курилы | Конец августа - октябрь | |
Залив Петра Великого | Июль - сентябрь | |
Залив Посьет | Конец мая - начало октября | |
Восточное побережье КНДР | Май - октябрь, главным образом | |
август - октябрь | ||
Восточное побережье Южной | ||
Кореи | Сентябрь - октябрь | |
Возвышенность Ямато | Начало июня - октябрь, в | |
основном август - сентябрь | ||
Восточное побережье о-ва | Июнь - декабрь, преимущественно | |
Хоккайдо | июль - август и октябрь - ноябрь | |
Сангарский пролив | Середина мая - начало февраля, | |
преимущественно октябрь - декабрь | ||
Северо-западная часть | ||
о-ва Хонсю | Май - июль и октябрь - февраль | |
Северо-восточная часть | ||
о-ва Хонсю | Апрель - август и октябрь - март | |
О-ва Оки | Весь год, преимущественно | |
апрель - июнь и ноябрь | ||
О-в Сикоку | Конец апреля - май и декабрь - март | |
Крайний юго-запад | ||
о-ва Хонсю | Декабрь - март | |
Северо-западное побережье | ||
о-ва Кюсю | Февраль - март |
Сведения о численности тихоокеанских кальмаров разноречивы. В 1973 г. в Японии было выловлено 347 тыс. т, а в 1979 г.-144 тыс. т, т.е. вдвое меньше.
Некоторые исследователи связывают уменьшение добычи с сокращением общих запасов под воздействием существующей девяти и двадцатисемилетней цикличности. Японские ученые предполагали, что после 1973 г. начнется увеличение вылова тихоокеанских кальмаров с пиком в 1977- 1978 гг. Однако предложенная ими модель изменчивости добычи кальмаров не подтвердилась - уловы продолжали снижаться. Вместе с тем считается, что в связи с непродолжительностью жизни кальмаров (1 - 1,5 года) промысел не может оказывать влияния на состояние его запасов и возможный вылов составляет около 1 млн. т. В настоящее время промысел кальмаров базируется на нагульных скоплениях. Нерест первой вступающей в промысел, происходит в зимний период (январь - февраль), следующая группа нерестует в апреле — мае и третья — в августе — сентябре. В ходе пищевой миграции кальмаров на север происходит постоянное пополнение их запаса молодью, этим же объясняется большой диапазон средних размеров промысловых кальмаров.
Тихоокеанских кальмаров добывают в основном вертикальными пелагическими ярусами с использованием искусственных источников света. Промысел ведут Япония, Южная Корея и КНДР. Отечественный промысел тихоокеанских кальмаров, впервые был организован в 1965 г. В состав экспедиции входило 28 судов типов СРТМ, СРТ и PC. Экспедиция работала в районе Южных Курил с середины июля до второй половины октября. Промысел развивался сравнительно быстрыми темпами, однако в 1969 г. вылов кальмаров на одну лебедку сократился более чем в 10 раз, работа флота стала нерентабельной и экспедиция прекратила свое существование.
Красный, или фиолетовый, кальмар до конца 70-х годов не добывался, что объяснялось главным образом хорошим состоянием запасов тихоокеанского кальмара и отчасти малопривлекательным внешним видом красного кальмара. Однако с 1976 г. добыча красных кальмаров Японией постоянно возрастала и в 1979 г. достигла 125 тыс. т.
Красный кальмар встречается во всех открытых океанах и морях. В Тихом океане его промысловые скопления встречаются от прибрежной зоны Японских и Курильских островов к югу и юго-востоку до 156° в. д. при температуре воды от 14 до 25°С. Промысловые размеры варьируют по длине мантии от 19,5 до 47 см и по массе - от 170 до 3100 г. Основным отличительным признаком красных кальмаров является наличие на хитиновом кольце большой присоски булавы, щупалец, четырех крупных зубцов; на брюшной стороне под кожей имеются светящиеся пятна различной формы (рис.1.1.3). Иногда этих кальмаров называют летающими, так как они способны, развив большую скорость, пролететь расстояние до 50 м «а высоте до 5 м. Вылетев из воды, кальмары расправляют плавники и используют их как планирующие плоскости, которые при плавании и разгоне обычно обернуты вокруг хвостовой части мантии.
Красные кальмары ведут стайный образ жизни, скопления их обычно состоят из одноразмерных особей. В ночное время скопления придерживаются поверхностных слоев воды и хорошо реагируют на свет искусственных источников. С приближением утренних сумерек кальмары уходят в более глубокие слои. Горизонтальное распределение красных кальмаров в северо-западной части Тихого океана определяется динамикой вод района, отличительной чертой которой является взаимодействие системы течений: теплого Куросио и холодного Ойясио.
В широкой полосе между 38-й и 45-й параллелями формируется динамически неустойчивая зона смешения теплых и холодных вод. Меандрирование основных потоков течений приводит к зарождению вихрей различных направлений и размеров. Циклонические и антициклонические вихри смещаются на восток и северо-восток. Локальные промысловые концентрации красных кальмаров приурочены обычно к перифериям вихрей циклонического вида, к вершинам затоков Ойясио, а также к северо-восточным перифериям "языков" Куросио, где создаются благоприятные температурные условия для формирования богатой кормовой базы.
Рис.1.1. 3.Красный кальмар (Ommastrephes bartrami)
a - общий вид; б - булава щупалец
Естественно, что скопления кальмаров постоянно смещаются, при этом скорость их миграций непосредственно зависит от характера меандрирования течений, условий образования, скорости смещения, размеров и продолжительности существования вихрей. Межгодовая изменчивость условий фронтального вихреобразования обусловливает различное горизонтальное распределение промысловых скоплений красных кальмаров по годам. В летний период красные кальмары, увлекаемые циклоническими вихрями, мигрируют в северных и северо-восточных направлениях, достигая к сентябрю северной границы ареала - 45° с. ш. В октябре - ноябре с началом сезонного охлаждения вод их скопления перемещаются на юг и с мая по ноябрь находятся в водах экономической зоны Японии. В зависимости от времени года промысловые скопления придерживаются различных температур:
Сезон | Температура Сезон воды, ° С | Температура воды, ° С |
Январь – май Июнь – июль Август | 10-15 Сентябрь 12-19 Октябрь 14-25 Ноябрь -декабрь | 13-20 14-17 11 -16 |
Красных кальмаров добывают вертикальными пелагическими ярусами с применением искусственных источников света. Отмечалось, что при этом много кальмаров (до 54%) срывается с крючков в воде. Это происходит в основном из-за обрыва непрочных ловчих рук кальмаров, не выдерживающих сопротивления, возникающего при подъеме. Более перспективным орудием добычи красных кальмаров считаются дрифтерные сети.
По мнению японских специалистов, состояние промысловых запасов этого вида кальмаров позволяет ежегодно добывать около 200 тыс. т.
Командорский кальмар - один из многочисленных видов, обитающих в северной части Тихого океана. Кальмары имеют узкую стройную мантию и ромбический плавник. Основной отличительный признак командорского кальмара (рис.1.1.4) - отсутствие крючков на булавах четвертой пары щупалец, вооруженных только большим числом присосок, на остальных щупальцах всегда имеются крючья. Окраска красно-коричневая, кожа тонкая и мягкая, очень легко сдирается в трале. Командорские кальмары ведут стайный образ жизни, днем обитают на глубинах от 50 до 1200 м, чаще всего 120 - 600 м, ночью поднимаются к поверхности. Северная граница его распространения - шельф Берингова моря, а южная - Корейский пролив, восточная - Япония, западная - штат Орегон. Промысловые скопления командорских кальмаров обнаружены в районе Командорских, Курильских и Алеутских островов, в северо-западной части Берингова моря, а также в северной и центральной частях Японского моря. Оптимальные температуры обитания 1,5 - 3,5° С. Средние размеры мантии зависят от района обитания и сезона промысла. В зимний период в Японском море средние размеры самок составляют 17,7 см, самцов - 14,2 см, в районе Курильских островов 23,9 и 21,2 см, а в Беринговом море - 26,6 и 22,9 см. Значительно варьирует и средняя масса кальмаров: от 180 до 500 г. В дневное время командорский кальмар интенсивно питается в придонных слоях воды мелкими рыбками и головоногими, а ночью поднимается в слой температурного скачка, где питается ракообразными, в основном эвфаузиидами. Отечественный промысел командорских кальмаров ведется с крупнотоннажных и среднетоннажных судов. Практически во всех промысловых районах добыча кальмаров затруднена наличием "тяжелых" грунтов. Не отработан пока и акустический поиск, так как существующая на судах рыбопоисковая аппаратура ("Кальмар", Палтус") фиксируют скопления только в тех случаях, когда желудки кальмаров наполнены пищей. Красных кальмаров добывают в основном донными тралами в дневное время, ночью их можно добывать разноглубинными тралами в горизонтах близких к слою скачка температур. Кальмар попадается и в качестве прилова при добыче рыб; величина прилова иногда составляет 50 - 60% общего вылова (в среднем 11 - 20%). В 1974 г. в Олюторско-Наваринском районе Берингова моря за время промысла сельди и минтая было выловлено около 10 тыс. т кальмара этого вида.
Несмотря на высокий уровень запасов командорских кальмаров, промысел их развит слабо.
Рис. 1.1.4. Командорский кальмар (Gontus Magister)
а - общий вид б - булава щупалец
В IV промысловом районе добывают также каракатицевидных кальмаров (Sepioteuthis lessoniana). Это массовый прибрежный субтропический вид, распространен от южной части о-ва Хоккайдо до о-ва Кюсю, в Желтом и Восточно - Китайском морях. Длина мантии, как правило, составляет 20 см, иногда встречаются особи с длиной мантии до 35 см. Промысловый размер каракатицы 10 - 12 см. Добываются в основном Японией, Южной Кореей и КНДР ставными и закидными неводами в нерестовый и преднерестовый периоды. В Японии и Южной Корее разработана биотехника искусственного выращивания этого вида моллюсков.
V промысловом районе Восточного побережья о-ва Хоккайдо иногда в значительных количествах ловится крючьеносный летающий кальмар (Onychoteuthis banksi). Длина мантии достигает до 29 см, обычно 10 -15 см.
Кроме перечисленных видов кальмаров в IV промысловом районе в незначительных количествах добываются Doryteuthis kensaki, Loligo japonica (о-в Хонсю); Loligo edulis (западное побережье Японии); Loligo sumatrensis (Внутреннее море), Loligo budo (Западное побережье Японии) и др.
VI промысловый район (юго-западная часть Тихого океана). Этот район включает воды, прилегающие к Восточной Австралии, Новой Зеландии и частично Филиппинам. Промысел кальмаров здесь стал развиваться сравнительно недавно и базируется на четырех видах кальмаров. Ведущее место среди них занимает вид Nototodarus sloani sloani, имеющий четыре подвида, а также L. etheridgei, S. australias и Symplectoteuthis onalaniensis. В водах Австралии вылов кальмаров не превышает 250 т.
Наиболее многочисленным видом кальмаров этого района считается Nototodarus sloani sloani, обитающий в водах Новой Зеландии (рис. 1.1.5). Отличительная особенность этого вида - наличие на хитиновом кольце наибольшей присоски булавы щупалец одного крупного зубца.
Рис.1.1.5. Новозеландский кальмар (Nototodarus sloani sloani):
а - общий вид; б - хитиновое кольцо наибольшей присоски булавы щупалец
Траловый промысел этого вида кальмара ведется с февраля по май - июнь у о-вов Окленд и у Восточного побережья о-ва Южный — от мыса Банкс до бухты Кантербери. Промысловые запасы у о-вов Окленд составляет около 350 тыс. т.
Самый крупный район для лова кальмаров вертикальными пелагическими ярусами расположен вдоль Северо-Западного побережья о-ва Южный. По данным японских ученых, наиболее крупные промысловые скопления формируются к северу от 42° ю. ш. и движутся вдоль береговой черты над изобатами 150 - 200 м. Разгар промысла приходится на декабрь - февраль. В первой декаде марта промысел прекращается. Средний размер кальмаров у Северо-Западного побережья о-ва Южный зависит от времени года и колеблется от 23 до 29 см, в остальных районах - от 12,4 до 18,5 см. Масса тела варьирует от 70 до 2100 г. Еще один важный промысловый район расположен на Восточном побережье о-ва Южный - от бухты Кантербери до 45° .ю. ш., от береговой черты до изобаты 200 м. Пик промысла приходится на февраль - апрель. Кроме того, существует еще несколько районов, где можно вести удебный промысел кальмаров: банки Челенджер, Мерноо и др. Суточный вылов на судно, по японским данным, составил 2 - 3 т, максимальный - 5 — 6 т. Общая добыча кальмаров вертикальными ярусами в 1979 г. достигла 40 тыс. т.
Запасы этого вида кальмаров в водах Новой Зеландии оцениваются примерно в 1 млн. т, однако промыслом осваивается только 0,1 млн. т.
Тропический кальмар S. oualaniensis обитает в поверхностном слое воды до глубин 200 м у берегов Новой Каледонии, Фиджи, Тонга, придерживается температур около 25°С и, как правило, не заходит южнее 24° ю. ш. Кальмары хорошо реагируют на свет, вылов их может достигать 100 экз. за час на одного - двух ловцов. Длина мантии до 25 см, масса до 400 г. Отличительным признаком тропического кальмара является наличие на спине подкожного светящегося пятна желтоватого цвета.
III промысловый район (юго-восточная часть Тихого океана). Район простирается вдоль побережья Южной Америки до мыса Горн. Наиболее распространенным видом кальмаров здесь считается L. gahi, встречающийся на глубинах до 165 м, длина мантии до 21 см. В небольших количествах добывается в Перу. Наибольший интерес представляют кальмары рода Dosidicus, представителем которого является перуано-чилийский гигантский кальмар Dosidicus gigas. Это типичная океаническая форма, обитает в верхних горизонтах моря, ночью мелкие особи всплывают на поверхность, крупные держатся на глубине 10 - 20 м. Наиболее мощные промысловые скопления образует у берегов Перу, Чили и Эквадора. Промысловые размеры: длина мантии 110 см, масса 35 кг. Основной отличительный признак - нитевидные окончания рук (рис. 1.1.6).
Этих кальмаров в небольших количествах добывают в Перу и Чили, причем в Чили из них вырабатывают только муку. В 1965 - 1966 гг. были обнаружены большие скопления гигантских кальмаров за пределами 200-мильных зон Перу и Чили. Максимальный вылов кальмаров на ручные удочки за 5ч работы достигал 4 т. Гигантские кальмары являются весьма перспективными объектами промысла.
Запасы гигантских кальмаров оцениваются в 1 млн. т. из которых промыслом может изыматься 50%. За пределами 200-мильной зоны добыча их может составить 350 тыс. т.
Рис. 1.1.6. Гигантский кальмар (Dosidicus gigas)
I промысловый район (северо-восточная часть Тихого океана). Основным промысловым видом являются нерестовые кальмары Laligo opalescens. Главные районы добычи расположены вблизи Лос-Анджелеса и Санта-Барбары. Лов ведется в мае - сентябре ночью лампами и конусными подхватами с использование искусственных источников света. Запасы этого вида кальмаров недоиспользуются промыслом. Потенциальные уловы в этом районе составляют приблизительно 600 тыс. т. Изредка в районе встречаются гигантские кальмары.
II промысловый район (восточно-центральная часть Тихого океана). Один из наиболее продуктивных районов океана, расположенный вдоль побережья Центральной Америки. Регулярный промысел кальмаров отсутствует. Здесь встречаются кальмары вида L. opalescens, L. diomedau. Они в больших количествах попадаются в прилове, но только в Мексике идут на пищевые цели, в Эквадоре и Панаме прилов выбрасывают за борт. В открытых частях океана можно добывать гигантских кальмаров и S. oulaniensis. Запасы кальмаров этого промыслового района изучены крайне слабо, но, по-видимому, очень велики. 1971 году японское кальмароловное судно в районе Калифорнии добыло за одну ночь 12т кальмаров.
V промысловый район (западно-центральная часть Тихого океана). Здесь кальмаров добывают КНР, СРВ, Филиппины, Тайвань и Таиланд. Промысел осуществляется распорными и близнецовыми тралами, ставными, накидными и подъемными сетями, а также крючковыми орудиями лова с применением света. Добыча базируется в основном на неретических формах кальмаров рода Loligo и каракатицевидных.
VII промысловый район. Это акватория вокруг о-вов Океании. Запасы кальмаров здесь невелики. Возможна добыча кальмаров вида S. oualaniensis и каракатицевидных
Данных о запасах кальмаров VIII и IX промысловых районов очень мало, и необходимы специальные исследования для изучения особенностей их распространения и возможностей добычи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1656.