Учет хозяйственных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс снабжения — совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.

Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены — цены, по которым одно предприятие продает продукцию другому

предприятию или государству. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы — ТЗР).

Оптовые цены и ТЗР составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда.

Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования.

Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат на доставку продукции до станции отправления, такая цена будет называться цена франко-станция отправления.

Цена на продукцию, установленная с учетом затрат на транспортировку товаров до станции получения, будет называться цена франко-станция назначения.

В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах: «10-1» Материалы, «10-9» Инвентарь и хозяйственные принадлежности, «15» Заготовление и приобретение материалов, «16» Отклонения в стоимости материалов.

На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов. При первом способе на счете «10» Материалы отражается оптовая цена приобретенных ценностей, транспортно-заготовительные расходы учитываются на субсчете «10-ТЗР».

 

 

Журнал регистрации хозяйственных операций:

1. Приобретены материалы по                        Д «10»     К «60»
оптовым ценам

2. Учтены транспортные                                  Д «10-ТЗР»      К «76»
 расходы за доставку
материалов

3. Оплачены подотчетным лицом               Д «10-ТЗР» К «71»
погрузочно-разгрузочные работы

Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета «10» и «10-ТЗР.

4. Отпущены материалы в произ-                   Д «20»        К «10»
водство (по учетной оценке)

Одновременно рассчитывается сумма ТЗР, подлежащая списанию на счета затрат. Расчет осуществляется в два этапа:

Сн «10-ТЗР» + Од «10-ТЗР»
Сн «10» + Од «10»

1) Определение процента ТЗР:

 

ТЗР, % = *100%

 

2) Расчет суммы ТЗР:

% ТЗР * Стоимость потребленных материалов
100%

 

Сумма ТЗР =   

 

5. Списывается доля ТЗР, относящаяся к потребленным материалам: Д «20» К «10-ТЗР» (5).

 

При втором способе по дебету счета «15» Заготовление и приобретение материальных ценностей, собираются все затраты по приобретению предметов труда, а по дебету счета «10» отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается по дебету счета «16» Отклонения в стоимости материалов.

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ:

 

1. Получены материалы от поставщика                   Д «15» К «60»

2. Оплачен счет транспортной организации           Д «15» К «51»

3. Оплачены подотчетным лицом                            Д «15» к «71» разгрузочные работы

Таким образом, по дебету счета «15» собираются фактические расходы по приобретению предметов труда.

4. Списывается стоимость поступивших на склад  Д «10» К «15»
предприятия материалов в твердой оценке.

5. Списывается разница между фактической
себестоимостью материалов и их твердой оценкой:

а) если Од «15» > Ок «15» (обычной записью)          Д «16» К «15»

б) если Од «15» < Ок «15»                                         Д «16» К «15»
(Методом красного сторно)

6. В течение месяца отпуск материалов                  Д «20» К «10»
в производство (по учетным ценам)

В конце отчетного периода списывается сумма отклонений, относящихся к потребленным ценностям. Для этого вначале рассчитывается процент.

Сн «16» + Од «16»
Сн «10» + Од «10»

% откл. = *100% ;

 

% откл. * Стоимость потребленных материалов
100%

 

∑откл. = 

 

7. Списывается сумма отклонений,                        Д «20» К «16» относящихся к потребленным материалам

 

 

Процесс производства.

 В условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг — важнейший показатель деятельности любого предприятия.

Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Различают основное и вспомогательное производства. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Вспомогательные цехи заняты обслуживанием основных цехов с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому и затраты на производство учитываются на счетах «20» Основное производство, «23» Вспомогательные производства. Аналитический учет затрат подразделяется по цехам, стадиям обработки, заказам.

В течение отчетного периода на счетах «20» и «23» собираются прямые затраты, связанные с изготовлением конкретных видов продукции.

Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах «25» Общепроизводственные расходы и «26» Общехозяйственные расходы. К общепроизводственным расходам относятся затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, расходы по управлению цехом, на содержание цехового персонала, заработная плата основная и дополнительная, отчисления на социальное страхование, на амортизацию и текущий ремонт зданий, инвентаря цехового назначения, оплата простоев.

В течение отчетного периода собранные по дебету счета «25» общепроизводственные расходы.

Д «25»  К «10», «16», «70», «69», «02»

после распределения (одним из способов, относительно:
1. Пропорционально объему выпущенной продукции;
2. Пропорционально прямым затратам;
3. Пропорционально нормам расходов материалов;
4. Пропорционально зар./плате основных производственных рабочих.)
по объектам учета списываются :

Д «20», «23»  К «25».

К общехозяйственным расходам относятся: содержание общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений, инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной, сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров, конторские и типографские, на содержание медицинских учреждений. На счете «26» осуществляется текущий учет и контроль за исполнением сметы этих расходов.

Собранные в течение отчетного периода расходы по дебету счета «26»

Д «26»  К «10», «16», «70», «69», «02»

после распределения по объектам учета списываются однократной записью (критерии распределения см. выше):

Д «20», «23»  К «26»,

а также могут списываться на счет реализации:

Д «90»  К «26».

Таким образом, на калькуляционных счетах («20», «23») в конце месяца будут учтены все затраты на производство продукции. 

Порядок учета затрат на производство можно представить следующим образом:

Журнал регистрации хозяйственных операций:

1. Списываются в течении отчетного периода Д «20» К «10», «16», «69», «70»
прямые затраты

2. В конце отчетного периода списываются Д «20» К «25», «26».
распределенные косвенные расходы.

3. Выпуск готовой продукции из                  Д «43» К «20»
производства.

В течении отчетного периода эта запись осуществляется в твердой оценке, поскольку фактическая себестоимость готовой продукции исчисляется в конце отчетного периода после списания косвенных затрат. Учетная оценка может отличаться от фактической себестоимости. Поэтому в конце отчетного периода ее следует довести до уровня фактической. Возможны следующие варианты:

1. Фактическая производственная себестоимость (Од «20») выше учетной (Ок «20»). В этом случае в конце месяца делается дополнительная запись на величину разницы оборотов:

Д «43»  К «20».

2. Если производственная себестоимость (Од «20») ниже
учетной (Ок «20»), в конце месяца делается такая же запись, но сумма отражается красным сторно.

 



















Процесс реализации.

На стадии реализации складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции, которая определяется как производственная себестоимость и внепроизводственные расходы. Разница между битовой ценой продукции и ее фактической полной себестоимостью представляет собой результат от реализации (доходы). Расходы по реализации продукции называются внепроизводстенными расходами, учет их ведется на синтетическом счете 44 Расходы на продажу.

 

1.  Списаны расходы на тару и упаковку Д «44» К «10»
изделий на складах готовой продукции.

2. Списываются транспортные расходы Д «44» К «51»
по доставке готовой продукции.

3. Списываются расходы по заработной Д «44» К «69», «70»
плате работников, занятых на упаковке, и
отчисления во внебюджетные фонды.

4. Списываются комиссионные сборы, Д «44» К «76»
уплаченные посредникам.

5. В конце месяца списываются затраты, Д «90-2» К «44»
относящиеся к реализованной продукции.

 

Дебетовое сальдо по счету «44» на конец месяца показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной, но не реализованной в данном месяце.

Учет процесса реализации осуществляется на ряде счетов и учитывается одним из двух способов на активном счете «43» Готовая продукция:

— по фактической производственной себестоимости;

— по учетным ценам (нормативной (плановой) себестоимости):

1) с использованием счета «40» Выпуск продукции;

2) без использования счета «40» Выпуск продукции.

Выбранный на предприятии способ учета готовой продукции

должен быть закреплен в учетной политике организации.

Оприходованная на складе готовая продукция, выпущенная основным производством (в течение месяца по твердой оценке), в бухгалтерском учете сопровождается записью:

Д «43»  К «20».

Так как фактическая себестоимость выпущенной продукции формируется в конце отчетного периода после закрытия счетов «25» и «26», то необходимо сделать следующие проводки:

1. Если Од «20» больше Ок «20», то есть твердая оценка меньше фактической себестоимости продукции, то делается дополнительная бухгалтерская запись на величину разницы оборотов:

Д «43»  К «20».

2. Если Ок «20» больше Од «20», то есть твердая оценка больше фактической производственной себестоимости, то делается бухгалтерская запись методом красного сторно:

Д «43»  К «20».

Списание готовой продукции отражается по кредиту счета «43».

Продажа продукции, учтенной по фактической себестоимости. В день перехода к покупателю права собственности на отгруженную продукцию отражается выручка от ее продажи и задолженность покупателя:

Д «62»  К «90-1»,

а затем списывается фактическая себестоимость отгруженной продукции:

Д «90-2» К «43», «44».

Начисляется НДС с выручки от продажи готовой продукции:

Д «90-3» К «68» НДС.

В конце месяца на счете «90» определяется финансовый результат от продажи, то есть Од «90» представляет собой полную себестоимость продукции, а Ок «90» — величину полученной выручки. Таким образом, сравнивая обороты, определяем финансовый результат от продажи готовой продукции.

Так, если:

1) выручка больше затрат на производство и реализацию

продукции,    то полученную прибыль отражаем проводкой:

Д «90-9» К «99»;

2) затраты больше выручки, то полученные убытки отражаются проводкой:

Д «99»  К «90-9».

Если в договоре поставки установлено, что переход права собственности на продукцию от продавца к покупателю происходит только после ее оплаты, то фактическую себестоимость готовой продукции, отгруженной покупателю, сначала относим на счет «45» Товары отгруженные и делаем проводку:

Д «45»  К «43».

После оплаты покупателем отгруженной продукции делаются проводки:  

1. Поступили средства от покупателя              Д «51» К «62»

2. Отражена выручка от продажи                     Д «62» К «90-1»

3. Списывается фактическая себестоимость   Д «90-2» К «45»
готовой продукции

4. Начислен НДС                                               Д «90-3» К «68»

5. В конце месяца определяется финансовый
результат от продажи:

-прибыль                                                           Д «90-9» К «99»
-убыток                                                              Д «99» К «90-9»

 










Тесты

Укажите номер правильного ответа.                                                                               

1. В основу оценки объектов бухгалтерского учета поло' жены следующие принципы:
а) реальность;

б) полнота;

в) единообразие и реальность.

2. Под полной фактической себестоимостью продукции понимают:

а) сметную себестоимость производства и реализации;

б) фактическую себестоимость производства и реализации;

в) фактическую себестоимость изготовленной продукции.

3. Под прямыми расходами на производство продукции понимают:

а) расходы, связанные с изготовлением конкретных изделий;

б) расходы, возникшие в конкретном цехе;

в) все производственные расходы.

4. Под косвенными расходами понимают:

а) расходы, связанные с изготовлением конкретных изделий;

б) расходы, связанные с изготовлением двух и более изделий;

в) расходы, возникшие в конкретном цехе.

5. Коммерческие расходы — это расходы:

а) прямые;

б) косвенные;

в) прямые и косвенные.

6. Готовая продукция — это продукция:

а) выпущенная из производства и сданная на склад;

б) отгруженная покупателям;

в) оплаченная покупателями.

7. Готовая продукция на счетах отражается по:

а) договорным ценам;

б) фактической производственной себестоимости;

в) фактической себестоимости.

8. На счете «Реализация продукции» (работ, услуг) исчисляется:

а) фактическая производственная себестоимость реализованной продукции;

б) учетная оценка;

в) полная фактическая себестоимость реализованной продукции.

9. Запись: Д «45» К «43» означает:

а) выпуск продукции из производства;

б) отгрузку продукции покупателям;

в) реализацию продукции.

10. Запись: Д «62» К «90-1»:

а) долг покупателя за поставленную ему продукцию;

б) отгрузку продукции;

в) начисление НДС.


 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПРЕДМЕТ  И  МЕТОД  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА……….…….…2

1.1 Объекты бухгалтерского учета………………………………………….…..2
1.2. Метод бухгалтерского учета………………………………………………..6

2.БУХГЛАТЕРСКИЙ  БАЛАНС…………………………………………….11

2.1. Строение бухгалтерского баланса……..…………………………………11
2.2. Типы хозяйственных операций и влияние их на валюту баланса……..12

3. СЧЕТА И ДВОИНАЯ ЗАПИСЬ…………………………………………16

3.1. Понятие о счетах…………………………………………………………..16
3.2.Двойная запись и ее контрольное значение………………………….......18
3.3. Счета синтетического и аналитического учета, их взаимодействие…..21
3.4. Обобщение данных средством составления оборотных ведомостей…23

4. СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ УЧЁТА
ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ………………………..27

4.1. Оценка и калькуляция — основа стоимостного отражения
  затрат предприятия………………………………………………….………27
4.2. Учет хозяйственных процессов…………………………………………….28

 











Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.