Объекты бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений. В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют три процесса:

— снабжение;

— производство;

— реализация.

В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, то есть задокументированными действиями с имуществом.

В процессе снабжения учитываются такие хозяйственные операции, как поступление материалов от поставщиков, оплата транспортных расходов по их доставке, отпуск материалов в производство.

В процессе производства учитываются начисление заработной платы, начисление амортизации (износа) основных средств и т. д.

В процессе реализации учитываются поступления на расчетный счет выручки от реализации, списание производственной себестоимости продукции, расчет прибыли и отнесение ее на счет «99» Прибыли и убытки.

Для характеристики явлений, подлежащих учету, применяется понятие «объект бухгалтерского учета» или «предмет». К важнейшим объектам учета на предприятии относятся;

— нематериальные активы;

— основные средства;

— материалы;

— инвентарь;

— расчеты по заработной плате;

— производство продукции и затраты на него;

—      готовая продукция и ее реализация;

— расчетно-кредитные операции;

— финансовые результаты.

 Объекты бухгалтерского учета можно объединить в две группы:

I   — обеспечивающие хозяйственную деятельность:

1) хозяйственные средства,

2) источники хозяйственных средств;

II  — составляющие хозяйственную деятельность:

3) хозяйственные процессы.

Объекты бухучета выражаются в денежном измерении.

Хозяйственные средства (активы):

а) состоящие из материалов, топлива, полуфабрикатов, то есть предметов труда и зданий, сооружений, оборудования, то есть средств труда, находятся в сфере производства;

б) готовая продукция, отгруженная покупателям, деньги в кассе и на расчетном счете, средства в расчетах находятся в сфере обращения;

в) находятся в непроизводственной сфере жилые здания, детские сады, школы, поликлиники.

По функциональной роли хозяйственные средства состоят из:

— в сфере производства — средств производства;

— в сфере обращения — средств обращения;

Средства производства делятся на:

— средства труда. Это орудия воздействия на вещество. Оно участвует в производстве много раз, не изменяя своего внешнего облика. Свою стоимость средства труда переносят по частям на вновь создаваемый продукт в зависимости от сроков старения. К ним относят здания, сооружения, инвентарь, транспортные средства, механизмы, рабочий и Продуктивный скот;

— предметы труда. Это, вещество, на которое направлено воздействие с целью получения продукта. Свою стоимость они переносят полностью на вновь создаваемый продукт в один производственный цикл. К ним относят сырье, материалы, топливо, корма, незавершенное производство.

Средства и предметы труда отличаются друг от друга по своей роли в процессе производства:

— если предприятия временно используют в своем обороте средства других предприятий, а это происходит, когда срок оплаты по расчетам еще не наступил, а материалы уже получены, то такая задолженность называется кредиторской (мы должны);

средства в расчетах:

— если же наоборот, предприятие выполнило работу, а оплата ее еще не произведена, то такая задолженность называется дебиторской (нам должны).

В зависимости от характера оборачиваемости хозяйственные средства делятся на:

— основные;

— оборотные;

— внеоборотные (отвлеченные).

Основные хозяйственные средства многократно участвуют в процессе производства, и их возмещение происходит за счет начисления амортизации. В составе основных средств выделяют:

— производственные;

— непроизводственные.

Оборотные полностью совершают оборот в один, производственный цикл и возмещаются за счет выручки.

Внеоборотные активы — все остальные, не попавшие в основные и оборотные.

Все хозяйственные средства имеют определенные источники их приобретения и делятся на:

собственные:

— уставный капитал; добавочный  капитал;

— целевые финансирования и поступления;

—прибыль;                            

—амортизационный фонд;

— резервный капитал;      

—фонды;

Привлеченные :

— обязательства по распределению валового внутреннего продукта;

—      займы и кредиты;

— кредиторская задолженность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

2. Какие процессы можно выделить в кругообороте средств предприятия?

3. Что такое предметы труда?

4. Что такое средства труда?

5. Какие хозяйственные средства находятся в сфере производства, а какие             — в сфере обращения?

6. Что такое дебиторская задолженность?

7. Что такое кредиторская задолженность?

8. Чем отличаются основные хозяйственные средства от оборотных?

9. Какие источники хозяйственных средств являются собственными?

10. Какие источники хозяйственных средств являются заемными?

 

Метод бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет осуществляется с помощью метода, основными элементами которого являются:

1. Документация.

2. Инвентаризация.

3. Оценка.

4. Калькулирование.

5. Баланс.

6. Счета.

7. Двойная запись.

8. Отчетность.

Документирование.

Документ — это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющее юридическую силу. Документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ со всеми правильно заполненными реквизитами, предусмотренными стандартами. Бухгалтер предприятия особое внимание должен уделять сохранности документов, которые должны подшиваться в специальной папке и храниться в течение установленного законом времени.

Инвентаризация — это сверка документов бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно-материальных ценностей на предприятии. Инвентаризаций подлежат:

— основные средства;

— товарно-материальные ценности;

— денежные средства;

— расчеты;

— незавершенное производство;

— незавершенное строительство;

— товары торговых предприятий.

Необходимость проведения инвентаризации:

1. Возможные ошибки в учете, допущенные в результате невнимательности, которые приводят к финансовым потерям.

2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Инвентаризации, проводимые по причинам пп.1 и 2, должны носить плановый характер и проводиться не реже одного раза в год.

3. Стихийные бедствия (пожары, наводнения).

4. Кражи.

5. Смена материально ответственного лица.

6. Недоверие к материально ответственному лицу.

7. По требованию аудиторов, следственных органов.

Оценка.

Все хозяйственные средства должны быть выражены в едином денежном измерителе путем соблюдения установленных положений и правил оценки. Так, например, основные средства и нематериальные активы в балансе показываются по остаточной стоимости, производственные запасы — по фактической стоимости их приобретения и заготовления, готовая продукция—по фактической производственной себестоимости и т. д.

Калькулирование — это способ учета затрат на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям, что позволяет обоснованно устанавливать) цены.

Баланс — способ обобщения и группировки информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца. Средства предприятия в бухгалтерском балансе отражаются в денежном выражении. Баланс — это таблица, состоящая из двух частей — левой и правой: одна показывает, какими средствами предприятие располагает (левая — актив)] другая —из каких источников они возникли (правая — пассив).

Общая сумма имеющихся у предприятия средств по активу баланса равна сумме источников по пассиву баланса. Отсюда и название этого документа баланс — равновесие.

Актив Сумма Пассив Сумма
Хозяйственные средства   Источники хозяй­ственных средств  
Баланс Баланс

 


 

 

Счета — это бухгалтерские документы, на которых сгруппированы и отражены хозяйственные операции. Схематически счет принято изображать в виде таблицы

 

     
 

                  Д          Номер и наименование счета

 

 

Счета имеют важное- значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись — это отражение хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах по дебету одного и кредиту другого счета (одной и той же суммы). Она обеспечивает контроль за правильностью ведения учета.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса, в ней отражается имущественное и финансовое положение предприятий, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Все эти приемы (элементы) в основном специфичны для бухгалтерского учета и взаимосвязаны, а в целом они составляют метод бухгалтерского учета.



Вопросы для самоконтроля

1. Что такое документирование?

2. Что такое инвентаризация?

3. Почему необходима инвентаризация?

4. Что такое оценка?

5. Что такое калькулирование?

6. Из каких частей состоит баланс?

7. Почему в балансе итог актива равен итогу пассива?

8. Что записывается на счетах?

9. Из каких частей состоит счет?

10. Какое значение в учете имеет двойная запись?

 

Тесты

Укажите номер правильного ответа,

1. Предметом бухгалтерского учета является:

а) кругооборот хозяйственных средств;

б) отражение состояния и использования имущества хозяйства в процессе его кругооборота;

в) контроль за использованием имущества.

2. Имущество хозяйства по способу перенесения стоимости на продукт подразделяется на:

а) основные средства и средства в сфере производства;

б) средства производства, средства обращения, отвлеченные средства;

в) основные, оборотные, отвлеченные средства.

3. Незавершенное производство — это:

а) предметы труда, находящиеся в обработке на рабочих местах;

б) сырье и материалы, находящиеся на общезаводских складах;

в) оборотные средства сферы обращения.

4. Имущество хозяйства по источникам образования подразделяется на:

а) заемное и привлеченное;

б) собственное и привлеченное;

в) закрепленное и специального назначения,

5. К обязательствам по расчетам относятся долги:

а) дебиторов;

б) поставщикам;

в) банкам.

6. К обязательствам по распределению относятся долги:

а) поставщиков;

б) дебиторов;

в) работникам по начисленной оплате труда.

7.      К собственным источникам образования имущества относят:

а) дебиторскую задолженность;

б) прибыль;

в) долгосрочные займы.

8. К оборотным средствам сферы обращения относят:

а) долги подотчетных лиц;

б) долги поставщикам;

в) нематериальные активы.

9. К средствам в расчетах относят:

а) задолженность покупателей;

б) денежные средства на расчетном счете;

в) краткосрочные финансовые вложения,

10. К оборотным средствам сферы производства относят:

а) готовую продукцию;

б) топливо;

в) денежные средства в кассе.

 

ТЕМА 2.

БУХГЛАТЕРСКИЙ  БАЛАНС.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.