Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения динамики общей суммы затрат в целом и по основным элементам.
Таблица 14 – Затраты на производство продукции
Элементы затрат | Сумма, тыс.р. | Структура затрат, % | ||||
Баз. период | Отч. период | +,- | Баз. период | Отч. период | +,- | |
Оплата труда Отчисления на социальные нужды Материальные затраты В том числе: сырье и материалы топливо Электроэнергия и т.д. Амортизация Прочие затраты | 20 500 | 21 465 | +965 | 26,30 | 25,50 | -0,80 |
6 150 | 6 440 | +290 | 7,89 | 7,65 | -0,24 | |
28 168 | 31 746 | +3 578 | 36,14 | 37,72 | +1,58 | |
19 200 | 21 903 | +2 703 | 24,64 | 26,02 | +1,38 | |
4 800 | 5 110 | +310 | 6,15 | 6,07 | -0,08 | |
4 168 | 4 733 | +565 | 5,35 | 5,630 | +0,28 | |
3 150 | 3 500 | +350 | 4,04 | 4,16 | +0,12 | |
19 984 | 21 017 | +1033 | 25,63 | 24,97 | -0,66 | |
Полная себестоимость
В том числе:
переменные затраты
постоянные затраты
По данным таблицы 14 можно сделать вывод, что затраты предприятия за отчетный период выросли на 6 216 тыс. руб., или на 8 %. Рост произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных затрат. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизация основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты уменьшилась.
Общая сумма затрат ( ) может измениться из-за:
§ Объема выпуска продукции в целом по предприятию ( )
§ Её структуры ( )
§ Уровня переменных затрат на единицу продукции ( )
§ Суммы постоянных затрат на весь выпуск продукции (А)
)+А
Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 15.
Таблица 15 – Исходные данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство и реализацию продукции
Затраты | Сумма, тыс. руб. | Факторы изменения затрат | |||
V выпуска продукции | Структура продукции | Переменные затраты | Постоянные затраты | ||
Базовый период: | 77 952 | ||||
Базового периода, пересчитанного на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении её базовой структуры: | 79 372 | ||||
По базовому уровню при фактической её структуре в отчетном периоде: | 80 640 | ||||
Отчетного периода при базовом уровне постоянных затрат: | 82 723 | ||||
Отчетного периода: | 84 168 |
По результатам анализа проведенного в таблице 15можно сделать вывод, что в связи с увеличением выпуска продукции в условно-натуральном выражении на 2,6 % сумма затрат возросла на 1420 тыс. руб. (79 372 – 77 952).
За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат также возросла на 1 268 тыс. руб. (80 640 – 79 372). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции.
Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 2 083 тыс. руб. (82 723 – 80 640).
Постоянные затраты возросли на 1 445 тыс. руб. (84 168 – 82 723), что также послужило одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции выросла за отчетный период на 6216 тыс.руб. (84 168 – 77 952), или на +8%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и её структуры – на 2 688 тыс. руб. (80 640 – 77 952), а за счет роста себестоимости продукции – на 3 528 тыс. руб. (84 168 - 80 640), или на 4,38%.
В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.
В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции в отчетном периоде нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:
Необходимо при этом учесть инфляционный прирост амортизации, арендной платы, процентов за кредит, потребленных услуг и т.д.
На анализируемом предприятии за счет данного фактора общая сумма затрат на производство продукции увеличилась на 3 225 тыс. руб. Следовательно, за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции (трудоемкости, расхода материалов на единицу продукции) затраты выросли на:
Отсюда доля внешних факторов в росте себестоимости продукции данного предприятия составляет 91,4% (3 225/3 528*100), а внутренних – 8,6% (303/3 528*100), что нужно учитывать при анализе прибыли и других показателей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.