Органы государственной власти Великого Княжества Литовского, их эволюция и функции. статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг

Во второй половине ХІV – первой половине ХV вв. ВКЛ было феодальной монархией во главе с великим князем – носителем законодательной, исполнительной, судебной, военной власти, которую он осуществлял в интересах господствующего класса с помощью феодальной знати.

При Гедимине, Ольгерде, Витовте существовала неограниченная монархия, а Рада выступала совещательным органом власти. С середины и второй половины XV в. ВКЛ представляло собой сословно-представительную монархию, а органы власти формировались по «западноевропейскому образцу», где чётко определялись три ветви власти. Это законодательная (Сейм и Рада); исполнительная (князь и его дружина, где главная роль принадлежала канцлеру, гетману, епископу, маршалку земскому); судебная (первоначально великокняжеский суд, а с 1581 г. – Главный Трибунал ВКЛ).

Сейм (Сейм) – сословно-представительный орган власти ВКЛ и Польши. Состоял из представителей знати. На Вальный (общегосу-дарственный) Сейм собирались: великий князь, должностные лица центрального и местного управления, крупные феодалы, которые входили в паны-раду, католические и православные епископы. С 1566 г. в состав Сейма выбирались также по 2 представителя от каждого уезда. К компетенции вального сейма относились: избрание великого князя, дела войны и мира, взаимоотношения с другими странами, установление налогов и регулирование законодательства. С 1492 г. Сейм ограничивал власть великого князя и панов-рады, постепенно его роль в управлении ВКЛ возрастала.

Рада (паны-рада) – высший орган власти в ВКЛ. В состав Рады входили высшие должностные лица государства (канцлер, маршалок земский, гетман наивысший, воеводы и др.), представители католического духовенства и крупнейшие феодалы. К компетенции Рады относились: избрание великого князя, защита государства, международные дела, издание законов, рассмотрение важнейших судебных дел. Для решения неотложных вопросов существовала тайная рада (виленские епископ, воевода и комендант, троцкий воевода и комендант).

Деятельность судебных учреждений ВКЛ опиралась на прочную законодательную базу. Она была представлена Статутами ВКЛ, где были собраны нормы государственного, земельного, гражданского, семейного, криминального и других отраслей права.

1529 г. – І Статут ВКЛ. Состоял из 283 статей, в которых систематизированы нормы местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, Судебника 1468 г., привилегий. В Уставе юридически закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий и социальных групп населения, обязанности великого князя. Особое внимание в Статуте уделялось судебно-процессуальному праву. Провозглашался принцип публичности правосудия, равенства сторон в процессе, право обвиняемого на защиту с участием адвоката. Одновременно в Статуте обозначалось сохранение привилегий и льгот для феодалов; много внимания уделялось брачно-семейному праву.

1566 г. – ІІ Статут ВКЛ. Состоял из 367 статей. Были внесены изменения в нормы государственного, судебно-процессуального права. Впервые заявлено об отделении суда от органов власти и управления, для этого создавались земские и подкоморские суды. Главой государства признавался великий князь, но многие его полномочия были ограничены, и выполнять их он мог только с согласия Сейма.

1588 г. – III Статут ВКЛ. Имел 488 статей. В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, чего в то время не было в других европейских государствах. В Статуте нашла отражение теория разделения властей на законодательную (Сейм), исполнительную (великий князь, административный аппарат) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды, выборные и независимые от администрации). Статут юридически закреплял те фактические отношения, сложившиеся между ВКЛ и Польшей после 1569 г., но обязал правительство вернуть отделенные от княжества земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей подданных Польши, сохранил обособленность государственных учреждений, армии, законодательства, экономики и финансов ВКЛ. Кроме прав и обязанностей феодалов и государственных лиц, Статут регламентировал права и обязанности простых людей и представителей этнических групп (евреев, татар). Впервые в Статуте была определена государственность белорусского языка. Статут 1588 г. действовал на территории Беларуси до 1840 г.

Таким образом, процесс эволюции власти в ВКЛ происходил в переходе от неограниченной монархии к сословно-представительной, которая была закреплена в 1492 г. в привилее великого князя Александра. Роль панов-рады и вального сейма в государственном управлении становится выше роли великого князя.

 

Основные термины, понятия

 

Воеводства – административно-территориальные единицы в ВКЛ во главе с воеводой. Появились в 1413 г. после реформ Витовта. Делились на более мелкие единицы – уезды и волости. Главным лицом в воеводстве был воевода, возглавлявший здесь административные, хозяйственные, военные и судебные органы. Назначался воевода великим князем и Радой пожизненно из числа богатых и знатных феодалов, уроженцев ВКЛ. Воевода входил в состав Рады и был обязан присутствовать на заседаниях Сейма.

Гетман – командовал вооруженными силами ВКЛ. Во время военных действий он имел самые широкие полномочия относительно подчиненных лиц, в том числе право наказывать виновных.

Канцлер – глава канцелярии великого князя и панов-рады, хранитель большой государственной печати, руководил государственной канцелярией, наблюдал за подготовкой законопроектов, привилегий, грамот и других. У него находилась большая государственная печать, без которой ни один закон не мог вступить в силу. Канцлер подписывал важнейшие государственные акты.

Маршалок земский – председательствовал на заседаниях сейма и Рады, провозглашал постановления великого князя и Рады, был смотрителем за порядком и этикетом при дворе и во время официальных церемоний, управлял приёмом заграничных послов.

Рада ВКЛ (паны-рада) – высший орган власти в ВКЛ, в состав которого входили первые должностные лица (канцлер, маршалок земский, гетман, воеводы и др.). Известен с начала ХIV в. Возник первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца ХV в. значительно ограничивал его власть.

«Погоня» – герб Великого Княжества Литовского, впервые начал использоваться князем Витенем.

Подскарбий земский – смотритель государственной казны, исполнял обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов.

Сейм (Сойм) – сословно-представительный орган власти ВКЛ и Польши. Состоял из представителей шляхты. К компетенции вального (общегосударственного) сейма относилось: избрание великого князя, вопросы войны и мира, взаимоотношения с другими странами, установление налогов и регулирование законодательства.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие органы государственного управления существовали в ВКЛ?

2. Охарактеризуйте примерную структуру государственных органов власти в ВКЛ.

3. Какую роль играли Статуты ВКЛ в правовой системе госу-дарства? Когда они были изданы? До какого времени действовали на территории Беларуси?

Дата: 2018-09-13, просмотров: 22.