Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства неотделима от мифологического сознания. Древние славяне, подобно античным грекам, представляли мир как результат действия Богов и поклонялись силам природы, потому что были тесно связаны с ней, зависели от неё. Они представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло.
Древней религией славян, их мировосприятием было язычество. Язычество – вера в существование не одного, а множества богов, обожествление разных природных сил и стихий, убеждение в существовании души, добрых и злых духов, вера в чудодейственную силу предметов, родство между людьми и определёнными видами животных, растений.
Древние славяне, как и другие древние народы, выражали свои познания на языке мифов (произведений народной фантазии, объясняющих устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий). Славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги.
Среди восточнославянских богов известны: Велес – бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Дажбог, Хорс, Ярило – различные воплощения Солнца; Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, богиня плодородия, воды, впоследствии покрови-тельница женских работ и девичьей судьбы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун – индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения роли войны, княжеской власти и формирования государства.
Принятие христианства на Руси в 988 г. киевским князем Владимиром привело к перевороту в духовной жизни восточных славян. В 992 г. была основана православная епархия в Полоцке, в 1005 г. – в Турове. Христианство принесло новое мировоззрение, другую мораль и эстетику, совершенно новые виды искусства, в частности, культовое зодчество, церковно-религиозную живопись и т. д. Оно способствовало вхождению наших предков в единое европейское сообщество, содействовало расширению и углублению политических и культурных связей с другими странами, и, прежде всего, с Византией, служило идеологическому укреплению политического объединения восточнославянских земель в государствах-княжествах.
Христианство содействовало развитию культуры на белорусских землях. Наивысшим образцом древнерусской культуры стала монументальная архитектура. Строительству соборов придавалось государственное и политическое значение. Храмы были не только культовыми сооружениями, но и важными центрами информации. В них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы.
По инициативе князя Всеслава вслед за Киевом и Новгородом в середине XI в. был построен Софийский собор в Полоцке. В XII в. в Витебске была возведена Благовещенская церковь, которая сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и окончательно была разрушена в 1961 г. В середине XII в. в Полоцке был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) собор, который сохранился почти целиком. До наших дней сохранились также Борисоглебская (Коложская), церковь в Гродно, Белая вежа в Каменце (около Бреста) и др.
Важными культурно-просветительскими центрами стали монастыри: Полоцкий (Борисоглебский), Туровский (Варваринский) и др. При монастырях действовали мастерские (скриптории), в которых переписывались богослужебные книги, византийские хроники и местные летописи.
Особое значение принятие христианства имело для культурного прогресса южных и восточных славян, так как оно несло письменность на понятном языке. Болгары Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (глаголицу), которая стала предшественницей кириллицы. Славянский язык стал одним из языков богослужения, образования, науки. В то время как в католической Европе господствовала латынь (мёртвый язык) и даже некоторые короли не умели читать и писать, ибо национальных письменных языков там ещё не существовало, и грамотность была уделом монахов и священников, на Руси даже простые горожане писали друг другу «берёсты» (письма, записки на бересте).
Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание, которое существовало в то время только в Италии, Византии и на Руси. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет», продолжением которой явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская и др. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения («Туровское евангелие», «Оршанское евангелие» и др.).
О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют также берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Своеобразными памятниками письменности являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).
Из представителей книжного просвещения древнего периода нашей истории следует отметить: в Полоцке – Евфросинью Полоцкую, в Турове – Кирилла Туровского, в Смоленске – Климента Смолятича.
С именем Евфросиньи Полоцкой связано создание шедевра декоративно-прикладного искусства Беларуси – креста Е Полоцкой, по заказу которой он был изготовлен в 1161 г. полоцким ювелиром Лазарем Богшей. Крест шестиконечный, высота – 51,8 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу он был покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию. В середине креста, в пяти квадратных подписанных гнездах, находились святые реликвии из Иерусалима.
Представляют интерес также надписи на обратной стороне и по бокам реликвии (один из текстов угрожает проклятием, страшной небесной карой тому, кто осмелится вывезти крест из Полоцка). Однако судьба шедевра непростая. В годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез. В 1990-е гг. мастер Н. Кузьмич создал точную копию креста, которая сегодня находится в полоцком Спасо-Евфросинь-евском монастыре. Значительное развитие в белорусских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла украшали резьбой, инкрустацией.
Христианство способствовало не только культурному прогрессу, но и политической централизации, культурной консолидации восточных славян, становлению основ феодализма. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установ-лены широкие политические контакты, в частности, посредством брачных связей с европейскими правящими домами.
Исторические личности
Евфросинья Полоцкая (светское имя Предслава) – полоцкая княжна, внучка Всеслава Чародея, просветительница, игуменья монастыря св. Спаса в Полоцке, первая женщина на Руси, которая была канонизирована католической и православной церквами.
Кирилл и Мефодий – славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы православной и католической церквями.
Кирилл Туровский – епископ, писатель, проповедник, церковный деятель. Автор слов и поучений, притч, молитв и канонов. Сохранилось около 70 его произведений. За выдающееся ораторское искусство современники называли его славянским «Златоустом». Уже в начале ХІІІ ст. почитался как святой.
Климент Смолятич – киевский митрополит, церковный писатель, мыслитель. В Ипатьевской летописи 1147 г. говорится, что он «книжник и философ», подобного которому «не бывало в Русской земле». До наших дней сохранилось только одно его произведение «Послание Фоме-пресвитеру».
Основные термины, понятия
Берестяные грамоты – письма и документы ХI–ХV вв., выполненные на бересте (коре березы).
Пергамент – писчий материал из телячьей кожи, а также рукопись на этом материале.
Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I ст. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Язычество – общий термин для обозначения древних верований и культов, для которых характерна вера в многочисленных богов. Его разновидностями являлись анимизм, магия, тотемизм, фетишизм.
Вопросы для самоконтроля
1. Что вам известно о религиозных верованиях древних славян?
2. Каковы причины принятия христианства?
3. В чем заключалось влияние Византии на культурную жизнь восточных славян?
4. Как повлияло распространение христианской религии на духовную жизнь восточных славян?
5. Что вам известно о деятельности Е. Полоцкой и К. Туровского?
Дата: 2018-09-13, просмотров: 645.