В контексте европейской цивилизации». МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «история» греческого происхождения (historia) и означает «рассказ о прошлом». В настоящее время термин «история» используется, во-первых, когда идет речь о прошлом общества, развития государства и, во-вторых, – о науке, которая исследует прошлое человечества, в том числе и прошлое нашей Родины. Таким образом, история – это комплексная наука, изучающая всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всего развития общества.

К историческим наукам относятся этнография, археология, историография. Существуют также вспомогательные исторические дисциплины, такие, как палеография, нумизматика, топонимика, геральдика и др.

Методология истории – научная дисциплина, разрабатывающая методологический аппарат исторической науки, изучает природу, принципы и методы исторического познания. Методология раскрывает основные понятия науки – категории и принципы, показывает их роль в процессе познания. Основными принципами исторического исследования являются:

· принцип объективности требует изучения каждого явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним;

· принцип историзма рассматривает каждое событие только в историческом развитии, в связи с другими событиями и определенным опытом истории;

· принцип социального подхода рассматривает проявления различных социальных, классовых и партийных интересов, их противоречия и пути преодоления.

Средством познавательной деятельности являются методы. В изучении истории используются следующие группы методов:

· общенаучные (анализ, синтез, логический, метод классификации и др.);

· собственноисторические (историко-генетический, историко-сравнительный или компаративный, историко-типологический, историко-системный, диахроничесикий, ретроспективный, хронологический и др.);

· методы смежных наук (математической статистики, контент-анализ, социальной психологии и др.).

Существует несколько подходов к изучению истории. Теория формационного развития сложилась в 50-х гг. XIX – начале XX вв. Создатель формационного подхода, основатель исторического материализма К. Маркс признавал, что развитие общества подчинено объективным экономическим закономерностям, которые обусловливают постепенный переход общества от одной формации к другой. В мировой истории человечество проходит пять основных общественно-экономи-ческих формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Соответственно этой модели, переход к новому этапу осуществляется в результате социальных революций.

Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться в XVIII в., ещё до появления марксистской теории. Его основателями можно считать французских философов-просве-тителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро. Однако окончательное оформление нового метода произошло в конце XIX – начале XX вв. в работах Ф. Гизо, М. Вебера, О. Шпенглера, М. Данилевского, П. Соро-кина, А. Тойнби и др. Основу этого подхода составляют не производственные отношения, а человек.

Изучение истории Беларуси в контексте европейской цивилизации требует определения содержания понятия «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский, государственный). В современной литературе оно трактуется как: синоним понятия культуры; тип общества, который отличается от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений; тип общества с присущей только ему материальной и духовной культурой и др. В рамках цивилизационного подхода существуют несколько теорий, среди которых можно выделить две основные:

· локальных цивилизаций (А. Тойнби, П. Сорокин и др.), А. Тойнби выделял 13 самостоятельных цивилизаций;

· мировой, общечеловеческой цивилизации (Д. Белл, О. Тоффлер и др.). В мировом историческом процессе выделяются несколько цивилизационных стадий: аграрное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Предметом курса «История Беларуси в контексте европейской цивилизации» являются особенности и общие закономерности исторического развития Беларуси. Изучение наиболее важных вопросов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа будет осуществляться в контексте восточнославянской и западноевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик.

Такой подход обусловлен необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понимание места отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклада белорусского народа в мировую цивилизацию.

Современная периодизация истории Беларуси в контексте европейской цивилизации такова:

Древнее общество: 100–40 тыс. лет до н. э. – V в. н. э.:

– каменный век: 100–40 тыс. лет до н. э. – II тыс. до н. э.,

– бронзовый век: около II тыс. до н. э. – начало I тыс. до н. э.,

– железный век: начало I тыс. до н. э. – V в. н. э.;

Средневековье: конец V–XV вв.:

– начало перехода к классовому обществу и возникновение государственности на территории Беларуси: конец V – первая половина ХIII вв.,

– развитие феодальной системы: середина ХIII–ХV вв.;

Новое время: XVI – начало XX вв.:

– оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса: XVI – конец XVIII вв.,

– генезис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества: конец XVIII вв. – 1917 г.;

Новейшее время: 1918 г. – по настоящее время.

Основные термины, понятия

Категории – наиболее общие, фундаментальные  понятия, которые концентрируют знания о важнейших отношениях, свойствам и связям окружающего мира (историческое время, исторический факт, историческое место).

Принципы – исходные понятия науки, определяющие основные способы решения научной проблемы.

Метод – совокупность приёмов и операций, регулирующих дея-тельность исследователя и обеспечивающих решение исследовательской задачи.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что является предметом изучения истории Беларуси?

2. Какие существуют методы и принципы изучения истории?

3. В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению истории?

4. В чем особенности периодизации истории Беларуси?

Дата: 2018-09-13, просмотров: 709.