Управление провинциями, деление страны и марзпаны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эпоху Сасанидов Иран в действительности представлял собой конгломерат объединенных полунезависимых государств, управлявшийся высокопоставленными лицами. Эти люди обыкновенно назывались царями (шах), иногда — правителями (хватай) или имели другие титулы. Все они подчинялись единому центру — «царю царей» (шаханшах), а во внутренних делах были до некоторой степени независимы — с тем условием, чтобы они платили установленные подати и хорошо исполняли свои обязательства перед центральной властью, включавшие эффективное управление, охрану границ и рубежей провинций, и предоставляли при необходимости в распоряжение центра войско для ведения боевых действий. Хотя центральным правительством осуществлялся особый надзор за их действиями с использованием специальных рычагов, обычно для предотвращения создания устойчивых государств в провинциях власть в таких регионах не делали наследственной, а постоянно меняли там правителей в соответствии с требованиями времени, дабы уменьшить вероятность мятежа и поддерживать их политическую и экономическую власть в нестабильном и шатком состоянии. В важные и склонные к мятежу провинции, особенно приграничные, в качестве наместников направляли принцев с тем, чтобы они набирались политического опыта и приобретали навыки управления страной.

Каждый регион в соответствии со своим географическим, культур­ным, национальным, языковым, религиозным, политическим и приграничным статусом имел особые полномочия; так, некоторые имели право чеканить монету, однако изображения на монетах и ее проба соответствовали монетам столицы[263]. В некоторых существовал особый язык и письменность. В случае начала войны они были обязаны в меру своих возможностей выслать на фронты снаряженных необходимыми принадлежностями воинов под собственным командованием. Также они должны были выплачивать установленный хараг. Иногда правителей провинций называли остандарами. В сферу их деятельности входило управление государственными землями. Они пользовались относительной независимостью во внутренних делах, однако во время смены царя обязательно приезжали в столицу и выражали покорность новому царю: «Тот познает корону, которому царь возложил ее на голову, царствование узнает тот, которому он его поручил; если он сделал так, титул царя с него не сложим»[264].

В конце сасанидской эпохи в этой системе произошли изменения, главным их результатом была передача управления провинциями исключительно спахпатам, которым подчинялся паткоспан, или же задачи последнего также присовокуплялись их обязанностям. Спах­пат, обладавший чрезвычайными полномочиями и военно-экономиче­ской мощью, в действительности распоряжался четвертью царства, и масштабы его возможностей превосходили имевшиеся у ахеменидских сатрапов и даже трансформировались в наследственные[265].

Правители провинций имели особые титулы в соответствии с названиями каждой из них. Например, правитель Кабула назывался кабул-шах, правитель Хорезма — хорезм-шах, Кушана — кушан-шах, цари Ферганы — ихшид, цари Усрушаны — афшин, цари Систана — ратбил, цари Забулистана — пируз, цари Абиварда — бахмана и т. д.[266] Территориальное деление и ситуация в различных районах, особенно управлявшихся марзпанами, по политическим, военным и административным причинам постоянно менялись. Городами в регионах уп­рав­ля­ли шахредары, а деревнями — катак-хватаи.

При Сасанидах управление провинциями и их границы постоянно претерпевали изменения, пока наконец Хосров Аноширван в результате своих разнообразных реформ не разделил всю территорию Эраншахра на четыре крупных округа (паткоса) сообразно с четырьмя сторонами света. В каждый из них он назначил наместника — чиновника, называемого паткоспаном или эран-спахпатом, а в военной администрации упразднил должность эран-спахпата[267]. Эти спахпаты управляли четырьмя сторонами страны: спахпату востока были вверены Керман, Систан и Хорасан, спахпату юга — Парс и Хузестан, спахпат запада управлял Ираком вплоть до границ с Римом, а спахпат севера —Мидией, а также осуществлял военное командование воинами и руководил этим округом.

Укрепление и сохранение неприступности границ страны лежало на плечах марзпана и было одной из главных задач царя. До Аноширвана слово марзпан обозначало в целом правителей и наместников при­граничных земель, а в частности — военных командующих приграничными регионами, т. е. хранителей рубежей, которые во время войны выходили на поле брани под командованием спахпатов в качестве офицеров войска[268]. Видимо, марзпаны постоянно менялись, и их дея­тельность носила скорее военный характер, нежели административный. При Аноширване марзпаны стали подчиняться четырем спахпатам.

По словам ученых, еще одной проблемой, с которой столкнулось Сасанидское государство, было неподходящее и опасное местоположение их столицы, которая постоянно подвергалась нападениям римлян и арабов[269]. Иными словами, отдаленность столицы от восточных регионов не давала Сасанидам уделить большее внимания этим районам, в то время как те сталкивались с угрозой со стороны эфталитов, гуннов, тюрков и др.

В результате продвижение сил противника постоянно ставило сто­лицу в опасное положение, что не совсем соответствовало канонам управления страной. Так же было при Умаййадах (Омейядах) в Андалузии, когда после первых военных поражений столицу всякий раз захватывали войска противника и существование государства было под угрозой.

В завершение необходимо упомянуть и о другом сословии во времена Сасанидов, имевшем относительно высокий статус в экономическом и, естественно, политическом отношении. Это сословие — азаты, они по своему положению были ниже, чем знать, и многие из них были заняты в административных структурах страны. Азаты занимались управлением деревнями и их земельными владениями. Катак-хватаи и дехкане также входили в это сословие. Руководство деревнями доставалось азатам по наследству[270], они считались исполнительной инстанцией, представителями подданных-сельчан и посредниками между ними и центральной властью, и самой главной их задачей было взимание податей и харага.

Послы и обычаи посольства

Конечно, при Сасанидах отношения между государствами еще не были такими обширными, чтобы какая-либо страна имела постоянных представителей в других государствах, однако в соответствии с эпохой они следовали опеределенному образцу. Отношения Ирана с древними государствами Востока, т. е. с Китаем и Индией, всегда были хорошими, однако в связях с Римом, арабами и восточными соседями напряженность и кризисные явления постоянно перевешивали дружбу. Вероятно, отношения с другими странами находились под личным контролем «царя царей», а занимался ими диван эран-диперпата[271]. Сасаниды стремились, сохраняя собственную территорию, уберечь ее от проникновения иноземцев как с политической, так и с религиозной точки зрения и сохранить целостность и единство Ирана. Поэтому соседи не должны были настолько усиливаться, чтобы бросать жадные взгляды на Эраншахр и оживлять горькие воспоминания о нашествии Александра. В связи с этим все сасанидские правители, за исключением Хосрова Парвеза, старались не нарушать исторические границы Иранского плато,  так как вслед за любым изменением и нестабильностью рубежей Иран подвергался страшным нашествиям тюрков, эфталитов, гуннов (хуннов) на востоке и римлян на западе.

К выбору послов Сасаниды подходили очень внимательно и скрупулезно, поскольку посол считался представителем всей страны, и в результате любой оплошности в его миссии могли быть расторгнуты многочисленные договоры, пролиты реки крови и начаться войны. Поэтому послы должны были пройти через различные испытания и экзамены. Сперва их посылали с письмом к одному из марзпанов и остандаров, чтобы шпионить за ними, наблюдать за их поступками и речами и тайно докладывать об увиденном царю. Сказанное послом сопоставляли с докладом шпиона, чтобы определить наличие какой-либо уловки или лжи. Если он правильно и достойно справлялся с этим, его испытывали другим поручением. На этот раз его направляли во враждебное государство, а за ним следовал опытный осведомитель, чтобы представить отчет о его поездке. Результаты его доклада сравнивались с докладом шпиона, чтобы определить, удалось ли ему уменьшить враждебность чужаков, или же, напротив, их гнев усилился, правильно ли он донес послание или же исказил его и т. п. Если все это подтверждало правоту его слов и поступков, его отправляли в другие страны с посольством[272].

Однако при приеме иностранных послов царь, ознакомившись с целью визита, посылал некоторое количество чиновников из ведомства эран-диперпата, чтобы они приглядывали за ними, дабы послы в ходе своих путешествий не шпионили в пользу своих государств, хотя представители Ирана должны были собрать полезные сведения в этой связи.

При дворе Сасанидов, как и при ахеменидском, в различных частях страны соглядатаи — глаза царя — следили за ситуацией и контролировали деятельность правителей и чиновников. Видимо, начиная со времени Хосрова I шпионаж в Иране получил широкое распространение[273], так что вельможи в эпоху Хосрова I ощущали тяжесть скрытого наблюдения.

Великие роды (васпухры)

На протяжении всей истории Древнего Ирана семь великих родов, несмотря на социальные и политические изменения, особенно смену династий, постоянно сохраняли свое значение, влияние и положение занимая ключевые позиции в экономико-политических структурах. Эти семь родов включали: Каренов, Суренов, Спендиатов, Испахпатов, Михранов, Зиков, а седьмым из них были сами Сасаниды. Каждый из этих правящих родов, управляя своей территорией, всегда имел хорошие отношения с центральной властью: род Каренов в Нехавенде и Мидии, Суренов — в Систане, Спендиатов — в окрестностях Раги, Испахпатов — в Горгане, Михранов — в Хорасане, а Сасанидов — в Парсе (Персиде). Некоторые должности наследственно принадлежали главам семи домов, однако это не относилось к значительным постам, таким как вазург-фраматар или эран-спахпат. Представляется, что некоторые административно-политические посты и должности в их родах передавались по наследству. Несмотря на то что их обязанности и полномочия по отдельности не определены, в целом в их ведении находились следующие функции:

1. Возложение короны на голову царя, охрана царя и служба ему.

2. Руководство военными делами.

3. Управление делами страны.

4. Разрешение споров тяжущихся (судебные дела).

5. Командование конницей.

6. Обязательства по взиманию харага с подданных и охрана царских сокровищниц.

7. Охрана арсеналов и подтоговка всего необходимого для войны.

Каждое из этих занятий подразумевало еще одну подиерархию постов и должностей. Из вышеупомянутых должностей четыре являются штатскими, такие как верховный управляющий делами государства, судья по тяжбам, уполномоченный по сбору харага и смотритель царских сокровищниц, а три других — военными, как то: начальник конницы, глава казначейства и военных складов и верховный главно­командующий армией. Вместе с тем высокие и важные посты никогда не были наследственными, хотя некоторые из членов великих родов могли их получить.

Количество членов этих родов, по приблизительным оценкам исследователей, достигало семисот тысяч человек, и по сравнению со стосорокамиллионным[274] населением Ирана того времени они были основными хозяевами источников богатства страны, владельцами обширных земельных угодий и недвижимости[275]. Предпринимались усилия, чтобы эти роды всегда сохраняли свое высокое положение в социально-политической жизни страны.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.