Практические аспекты проведения урока-игры по предмету «Основы здоровья»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учитывая особенности предмета «Основы здоровья», требования программы и придерживаясь принципов здоровьесберегающих технологий обучения на уроках по этой дисциплине целесообразно использовать следующие дидактические игры:

– коллективные (потому что именно они создают «ситуацию успеха», которая необходима для формирования благоприятной учебной среды);

– групповые (потому что, привнося элементы соревнований, они способствуют развитию познавательной активности, побуждают к самосовершенствованию, учат работать в команде);

– развивающие (потому что направлены на развитие личности ученика);

– подвижные (в качестве неотъемлемой составляющей здоровьесбережения);

– ролевые (позволяют моделировать жизненные ситуации, прогнозировать их развитие, отрабатывать различные модели поведения);

– игры-путешествия, игры-соревнования (потому что делают процесс обучения более привлекательным, создают благоприятный эмоциональный фон, позволяют раскрыться творческим способностям учащихся) [8; 9; 22; 32].

Так, например, в младших классах наибольшее предпочтение отдают активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группам по методикам «Обучение сверстников», «Мозаика». Дети с удовольствием принимают участие в дидактических и сюжетно-ролевых играх «Полезно-вредно», «Можно–нельзя», «Правильно-неправильно», «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?». Оживить работу в группах помогали игры методики «Ледокол» («Глаз», «10 секунд», «Повтори-ка»).

Очень интересны игры-путешествия. В них ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И, самое главное, – на уроке никто не скучает. Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют полученные знания.

Во время изучения темы «Безопасность окружающей среды и службы защиты населения» можно провести игру-путешествие «Опасности школьного мира». На предыдущем уроке учитель сообщает детям о предстоящем путешествии, формулирует общую цель – выявить возможные опасности в школе и научиться их избегать. Далее вместе с учащимися обсуждается маршрут исследования, на листе бумаги заранее изображается маршрут, остановки с остроумными названиями.

Учитель объявляет состав групп исследователей, ученикам предлагается выбрать командира группы, придумать название и девиз. К придумыванию названий дети подходят очень ответственно и творчески.

Каждая группа получает домашнее задание: к следующему уроку обследовать определенный отрезок маршрута – школьную столовую, спортзал, вестибюль, этажи школы и проч. При обследовании своего участка ученики заполняют маршрутную карту, указывая возможные источники опасности, их последствия и пути обхода. Это – единственное обязательное требование для всех групп. Все остальное детскую фантазию не ограничивает [8; 9; 14].

Следующий урок – игра-путешествие по школе «Опасности школьного мира». Он происходит в виде экскурсии, где на каждой остановке, двигаясь по маршруту, представители групп рассказывают о своих исследованиях, дают советы по избеганию опасностей. Общие результаты этой работы ученики оформляют на большом листе бумаги, где на схематическом рисунке школы отражают наибольшие опасности и советы по сохранению жизни и здоровья.

Таким рисунком-предупреждением можно пользоваться как памяткой или подарить его школьникам младших классов. После окончания игры учитель вместе с классом делает вывод, определяет победителей – команды, которые были наиболее внимательными и убедительными. Внедрение данной игры выполняет сразу несколько функций – во-первых, предусмотренные программой знания представлены с учетом возрастных потребностей пятиклассников, во-вторых, они максимально приближены к жизни и формируют необходимую жизненную компетентность учащихся, сознательное стремление к сохранению собственного здоровья. Еще одно преимущество – ученики учатся самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, имеют возможность реализовать свои интересы и способности [10].

Практические работы: «Отработка сообщения об опасной ситуации», «Моделирование ситуации вызова служб защиты населения», «Моделирование ситуации общения с одноклассниками и друзьями» и другие также можно провести в виде игр. Ситуационные игры позволяют реализовать творческий потенциал учащихся короткого перевоплощения, когда разыгрываются определенные жизненные ситуации, связанные преимущественно с выбором (полезных или вредных привычек, активного или пассивного отдыха, выбором друзей, отказом от участия в деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья). После разыгрывания определенной ситуации в учебной группе создается чрезвычайно благоприятная возможность обсудить другие возможные пути решения проблемы, выявить отношение к той или иной ситуации и сделать выводы [8; 12; 16].

Положительный эффект дает прием, когда учитель, в некоторых случаях, тоже играет какую-то роль – мамы, представителя пожарной службы, врача или другого взрослого человека. Именно в таких ситуациях не только устанавливается прочный дружественный контакт между учениками и учителем, формируется атмосфера непринужденности и доверия, но и отрабатывается модель поведения общения с людьми разного возраста. Дети учатся вести диалог со взрослыми, становятся менее скованными и застенчивыми в критических ситуациях. Еще одна причина, по которой учителю нужно принимать активное участие в ролевых играх – это особенности восприятия детьми этого возраста взрослых как безусловных авторитетов. Доверчивость к взрослому человеку, бесспорное послушание, намерение быть вежливым ребенком очень часто становятся причиной того, что ребенок становится жертвой взрослых преступников.

На конкретных примерах – ролевые игры «Диалог с «гадалкой», «Диалог с «представителями коммунальных служб», «Диалог со «знакомой» родителей» – учитель четко обсуждает с учениками особенности влияния взрослого человека на ребенка, отрабатывает с ними механизм отказа, умение твердо и уверенно сказать: «Нет».

В 5-7 классах с целью обобщить и систематизировать знания по теме, целесообразно проводить уроки в виде игр-соревнований. В начале урока учащиеся объединяются в группы. Далее учитель предлагает учащимся за короткое время придумать названия команд, сообщает тему и цель игры, четко обсуждает с участниками ее правила.

Начало игры – задания на скорость: из слов, которые написаны на отдельных карточках, составить пословицы о здоровье, правилах здорового образа жизни, афоризм или загадку (в последнем случае надо не только быстро и правильно составить предложение, но и разгадать его).

Например, из слов «знает», «здоровье», «стоимость», «тот потерял, кто, его» дети составляют пословицу: «Стоимость здоровья знает тот, кто его потерял».

Следующее задание: «Третий лишний», в котором командам предлагается из трех терминов или понятий найти то, что не связано логическим связью с двумя другими.

Среди других задач, которые выполняют команды могут быть следующие:

– «Выбери нужное», в котором ученикам предлагается найти соответствие между предметами гардероба и местом, куда ребенок собирается пойти (футбольный матч, концерт, туристический поход);

– «Советы друзьям» – составить и объяснить правила безопасного отдыха у воды, или безопасной поездки в общественном транспорте;

– «Найди ошибку» – составить на заданную тему мини-рассказ с ошибками и предложить другой команде найти эти ошибки.

Обязательной частью таких игр-соревнований является включение в их сценарий задач-пантомим («Поездка в автобусе», «Машины и пешеходы», сценок («Если звонят в вашу дверь», «Пожар в лесу»), выполнение физических упражнений (например, какая из групп продемонстрирует лучший комплекс упражнений на один и тот же стих или известную песню).

Использование таких задач не только оживляют проведения игры, но и, прежде всего, способствуют двигательной активности учащихся, и тем самым является неотъемлемой составляющей здоровьесберегающих технологий.

Проводя игру-соревнование, учитель на каждом ее этапе оценивает скорость и качество выполнения заданий. Сложность и количество заданий в игре-соревновании формируются с учетом возможностей учащихся и особенностей коллектива класса. Именно в этом и воплощается дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению здоровью [1, с. 22].

Важно, чтобы участие в игре принимали все ученики класса, а задания охватывали основные вопросы по изучаемой теме.

Рассматриваемые игровые ситуации можно использовать как элементы урока, создавая их на этапах актуализации опорных знаний или закрепления нового материала. Следует заметить, что подготовка и использование игровых ситуаций требует гораздо меньше времени, чем проведение дидактических игр, и одновременно являются более «демократическими», потому что не требуют соблюдения жестких игровых правил, предоставляя учителю пространство для маневрирования.

В учебниках по «Основам здоровья» часто встречается задание обсудить в группах ту или иную жизненную ситуацию. Подобные обсуждения можно проводить в виде дидактических игр – упражнений «Бюро прогнозов», «За и против», «Точка зрения».

Учащихся 8-9 классов беспокоят отношения между сверстниками – своего и противоположного пола, взрослыми – родителями, учителями. Их беспокоят вопросы любви, дружбы, самоуважения и самоопределения своей личности, которые иногда приходится отстаивать, противодействуя давлению. Игровые упражнения позволяют не просто обсудить жизненную ситуацию, но и тщательно рассмотреть ее с разных углов зрения, смоделировать возможные сценарии развития событий.

Например, при рассмотрении конкретных ситуаций из числа учащихся создается группа «Бюро прогнозов», задача которой – тщательно разобрать ситуацию, которую разыграли перед ними ученики, рассмотреть возможное развитие событий в случае принятия того или иного решения. Упражнение «За и против», во время которого участники перечисляют все преимущества и недостатки модели поведения, заставляет подростков тщательно учитывать возможные последствия действий. Принимая участие в игре-упражнении «Точка зрения», учащиеся обсуждают ситуацию с позиции других людей – исполняя роли друзей, приятелей, родителей. Такая игра учит подростков учитывать не только свои мысли, но и взгляды других людей, считаться с другой точкой зрения, быть толерантными [6; 8; 9; 33; 34; 35; 36; 45].

Таким образом, важно отметить, что специфическими средствами содержания предмета «Основы здоровья» направляется деятельность ученика на развитие его активности в усвоении истин здорового образа жизни, на развитие продуктивного и творческого мышления. С этой целью целесообразно в учебном процессе использовать задания, которые различаются по характеру познавательной деятельности учащихся (рецептивные, репродуктивные, творческие) и учитывают учебные и развивающие цели (на осознание учебного материала, применение знаний и умений по образцу, творческое применение приобретенных знаний, формирование эмоционально ценностного отношения).

Кроме того, постоянного внимания учителя заслуживает сотрудничество с родителями, взрослыми членами семьи. Следует обратить внимание учащихся и родителей на сотрудничество при выполнении заданий, направленных на моделирование здоровьясберегающих компетенций детей. Например, в выполнении таких задач: «Принятие взвешенных решений по переходу дороги», «Обследование безопасности своего дома», «Отработка навыков измерения температуры тела», «Выполнение упражнений для формирования правильной осанки и гимнастики для глаз» и др.

 

 

2.3. Урок-игра "Основы медицинских знаний"

 

    Использование урока-игры при изучении основ медицины, прежде всего, связано с тем, что именно игра как специфический детский путь получения знаний об окружающем мире облегчает задачи, стоящие перед педагогом. Медицина является своеобразной отраслью знаний. Изучение ее посредством игр включает учеников в новую тему за счет создания условий, определяющих правильное отношение к игре. В игре познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры. Игра служит приемом, который обеспечивает закрепление знаний и навыков, приобретенных на занятиях.

В данном случае цели урока-игры следующие:

· закрепить и усовершенствовать у учащихся знания теории и практики по оказанию первой медицинской помощи при различных видах кровотечений, вывихах, укусах змей;

· воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, интерес к профессии медика, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках по разделу “Основы медицинских знаний”. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Здоровье – это бесценный …, который преподносит человеку …. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и….

Заботу о здоровье нельзя перекладывать на плечи только одной медицины. Необходимо потрудиться и самому, особенно тогда, когда тебе или другому человеку нужна срочная медицинская помощь, иначе может случиться трагедия. В этой ситуации и потребуются ваши знания, умения, навыки по оказанию первой медицинской помощи.
В течение урока я предлагаю вам быть помощниками и консультантами доктора Айболита.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

На доске знак дорожного движения “Пункт первой медицинской помощи”.

Учитель. Ребята, что это за знак?

Дети отвечают.

Учитель. А вот и первые пациенты. Слава, Витя и Коля попали в автодорожную аварию и у них различные виды кровотечений:

· у Славы – капиллярное;

· у Вити – артериальное;

· у Коли – венозное.

       Капиллярное кровотечение. Данный вид кровотечения встречается при травмировании мельчайших сосудов, расположенных в слизистых оболочках, мышечных тканях, кожных покровах. Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Капиллярное кровотечение крайне редко угрожает жизни и здоровью пострадавшего человека (если отсутствует заболевание гемофилией и проблемы со свертываемостью крови) и, как правило, прекращается самостоятельно.

    Венозное кровотечение. Основным признакам кровотечения из вен является медленное, но непрерывное истекание крови из раны. Кровь имеет темно-красный цвет. При венозном кровотечении значительной силы для предотвращения потери большого количества крови необходимо срочно пережать поврежденный сосуд с помощью любого подручного средства (можно даже при помощи пальца). Артериальное кровотечение. Характерным признаком кровотечения из артерий является пульсирующее струйное истечение крови из раны, цвет крови имеет ярко-алый оттенок. Данный вид представляет особую опасность для жизни пострадавшего, т.к. стремительно приводит к наступлению полного обескровливания организма. Развитие острой анемии при артериальном кровотечении сопровождается следующими, наиболее явными, признаками: падение пульса и артериального давления, прогрессирующая бледность кожных покровов и слизистых оболочек, тошнота, рвота, потемнение в глазах, головокружение, потеря сознания.

ИграСтроим график”.

У каждого ученика на столе приготовлена таблица. Один из учащихся строит график в такой же таблице с обратной стороны створки доски с последующей проверкой. В графике нужно обозначить последовательность оказания первой медицинской помощи в зависимости от опасности вида кровотечения.

 

Имя Вид кровотечения 1 2 3
Слава капиллярное      
Витя артериальное      
Коля венозное      

Учитель. Кому из ребят окажете помощь в первую очередь и почему? С помощью чего остановите артериальное кровотечение?

Способы временной остановки кровотечения: Давящая повязка. Используют для прижатия непосредственного места кровотечения. На раневую поверхность накладывают стерильную марлевую повязку (при отсутствии – кусок любой чистой натуральной ткани) и плотно прибинтовывают (при отсутствии материала для бинтования, просто прижимают повязку к ране рукой). Применяют при капиллярном, венозном и смешанном кровотечениях умеренной интенсивности. При несущественных кровотечениях при раневых повреждениях ступней, голени, пальцев и т.д. используют способ придания поврежденной конечности приподнятого положения. Хорошо сочетать данный способ с наложением давящей повязки. В случае артериального кровотечения и необходимости немедленной остановки кровотечения (когда нет времени на поиски подходящих средств) используют способ прижатия кровоточащей артерии пальцем. Артерии прижимают в определенных анатомических точках, где их можно плотно прижать к костям и тем самым временно остановить кровотечение.

Практическая часть. Наложение кровоостанавливающего жгута.

– Кому из ребят нужно оказать первую медицинскую помощь?
– Как остановить венозное кровотечение?
– Что сделать перед тем, как наложить давящую повязку?

– Как остановить капиллярное кровотечение?









Дата: 2018-12-21, просмотров: 346.