Особенность методики проведения уроков предмета «Основы здоровья» заключается в том, что овладение благоприятными для здоровья и развития личности жизненными навыками требует многократного упражнения, прежде всего в процессе группового взаимодействия.
Эффективными на уроках основ здоровья могут быть современные педагогические технологии, основанные на использовании методов интерактивного обучения, в том числе и системы заданий и упражнений, ориентированных на диалоговые формы учебного взаимодействия, использование элементов тренинговых форм, проектной деятельности, ведение индивидуальных и коллективных портфолио.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении основам здоровья является выработка у учащихся целостного взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления. Однако однообразие заданий притупляет интерес к данному вопросу. Для того чтобы возбудить интерес к изучению методов сохранения и приумножения здоровья школьников, необходимо использовать дидактические игры.
Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоемким видом учебных занятий.
Подготовка к проведению требует, как глубокого понимания процесса обучения в новых условиях, так и больших временных затрат педагога. Однако если взвесить все преимущества игр, то окажется, что выгода от их применения значительно перекрывает затраты на их разработку. Разумеется, целесообразность разработки игры необходимо ставить в соответствии с объемом дисциплины, целями и задачами, решаемыми при ее изучении [11, с. 10].
В подготовке дидактической игры Блинова Т. Л. предлагает выделить следующие операции [5, с. 76]:
– выбор темы и диагностика исходной операции;
– формирование целей и задач;
– определение структуры;
– диагностика игровых качеств дидактической игры;
– диагностика объективных обстоятельств.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
– подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимым для решения игровой задачи.
Чернилевский Д.В. считает, что важными параметрами структуры дидактической игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры (см. Рис. 2.1) [33, с. 29].
Рис. 2.1 Структурная схема дидактической игры (по Чернилевскому Д.В.).
Компонентами игровой модели являются сценарий, правила, цель, роли, функции игроков. Игровая модель (см. Рис. 2.1) имеет игровые цели – дидактические (обучающие) и воспитывающие.
Стержнем игровой модели является сценарий. Одним из основных элементов сценария является предмет игры. Он отражает предмет той деятельности, которую участники игры реализуют в рамках осваиваемой профессии.
Следующим элементом игровой модели является комплект ролей и функции игроков. Они адекватно отражают профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Для того чтобы игра носила организационный характер и протекала как управляемая форма учебной деятельности, она должна иметь определенные правила. Неотъемлемым структурным элементом игровой модели должна быть система оценивания.
Методическое обеспечение дидактической игры представляет собой ее текстовое и графическое оформление.
Обязательными материалами в методическом обеспечении дидактических игр, по мнению специалистов, должны быть:
– исходная информация об игре (проспект игры), позволяющий участникам игры быстро составить представление о ее содержании и направленности;
– методические рекомендации к подготовке и проведению игры, как общие по всей игре, так и по отдельным ее этапам;
– набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой для выполнения и фиксации участниками всех действий в игре и их оценке [47, с. 98].
При практической реализации дидактических игр возможна адаптация выше описанных элементов игры, за исключением трех: объекта имитации, целей игры и содержания конфликтных ситуаций. В литературе по дидактическим играм практически нет единства в вопросе и организации этапов дидактических игр, поэтому попытаемся сформулировать их с позиции имеющегося опыта. Структура дидактической игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, собственно дидактическая игра, анализ результатов и подведение итогов игры (см. Рис. 2.2) [26, с. 58].
Рис. 2.2 Этапы организации дидактической игры (по Кульневич С.В.)
Планировать время проведения игры следует после изучения материала. Важно при проведении учебных игр их информационное обеспечение, которое включает: описание закладываемой в игровое занятие ситуации, регламент проведения и критерии оценки игры, нормативные и справочные документы.
Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей и т. д.
Существенную роль в увеличении эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры. Обсуждение итогов игры целесообразнее проводить методом конференции, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о занятии.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунков. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и кружок красного – с другой), или разрезные цифры, или математические диски. Всё это служит средством активизации детей в игре. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения основам здоровья [20, с. 71].
На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 743.