Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3
Раздел 1 Теоретические аспекты использования игровых форм в учебном процессе 6
1.1 Сущность понятий «игра» и «игровые технологии» 6
1.2 Виды, функции и структура дидактических игр 11
     
Раздел 2 Особенности проведения урока-игры в процессе обучения основам здоровья 18
2.1 Методическое обеспечение проведения дидактической игры на уроках по предмету «Основы здоровья» 18
2.2 Практические аспекты проведения урока-игры по предмету «Основы здоровья» 24
2.3 Урок-игра "Основы медицинских знаний" 31
     

Заключение

44
     

Список использованной литературы

47

 

Введение

 

Актуальность. Сегодня школы должны учить детей, как вести здоровый и продуктивный образ жизни, как быть достойными гражданами, как в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда. Именно с этой целью введен новый предмет «Основы здоровья». По своему предназначению, содержанию и методам обучения он существенно отличается от других предметов. Его особенности определяются необходимостью влиять на сознание и поведение учеников. Этот тезис основывается на признании того, что качество жизни человека, его здоровье, безопасность и благополучие больше всего зависят от его поведения и образа жизни; тем, что учебно-воспитательные влияния следует направлять на формирование у детей положительных ценностей, знаний, отношений, умений и навыков, которые уменьшат риск возникновения проблем поведения и повысят их личностный потенциал для гармоничного развития и жизненного успеха; тем, что для усиления мотивации и эффективности обучения необходимо последовательно влиять на школьную политику и создавать благоприятную среду. Эти особенности требуют применения новых принципов и подходов к учебе.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.

При планировании изучения основ здоровья учителю необходимо руководствоваться, прежде всего, принципами преемственности, перспективности, активности и эмоциональности. Необходимо использование системы заданий, направленных на создание возможностей овладения здоровьясохраняющими компетенциями (развитие жизненных и специальных здоровьясохраняющих навыков) и общеучебных умений (управление процессом понимания учащимися прочитанного текста, овладения ими умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в проектной деятельности, ролевой игре, решении конкретных ситуаций).

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные технологии, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни. Одной из наиболее эффективных технологий является дидактическая игра.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках по предмету «Основы здоровья».

Предмет исследования: методика использования игровых технологий в процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Основы здоровья».

Задачи исследования:

– изучить и проанализировать сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

– раскрыть особенности видов, функций и структуры дидактических игр;

– определить особенности методического обеспечения проведения дидактической игры на уроках основ здоровья;

– выявить практические аспекты проведения урока-игры по предмету «Основы здоровья».

Исходя из поставленных перед нами задач, можно определить цель курсовой работы: определить методику подготовки и проведения уроков-игр по предмету «Основы здоровья».

Исследованию теоретических проблем образовательных и оздоровительных технологий, способствующих формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся посвящены работы следующих авторов: Н.П. Абаскаловой [1], Р.И. Айзмана [2], В.П. Горащук [15], Р. Ротенберг [40;41], В.П. Петеленко [34; 35; 36], О.И. Михеенко [32]. Использованию игровых форм в учебном процессе в своих работах уделяют внимание И.Е. Берлянд [5], Т.Л. Блинова [6], Л.С. Выготский [13], Н.О. Губанова [16], С.Ф. Занько [21], С.В. Кульневич [27], Е.М. Минкин [31], Г.Н. Сычева [45], Д.Б. Эльконин [49].

Проблемы современных образовательных технологий, их значение в формировании познавательных интересов учащихся поднимают в своих работах Г.И. Щукина [3; 43], Г.К. Селевко [42], О.А. Левченко [29].

 

 1. Теоретические аспекты использования игровых форм в учебном процессе

 

Игра “Коломбо”.

Мы знаем, что в крови есть различные кровяные тельца, и у них разное предназначение.

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков.

Основная функция эритроцитов — транспортировка кислорода и углекислого газа. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге губчатого вещества кости. Продолжительность жизни эритроцитов 120–130 дней.

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 2–4 дня. Основная функция лейкоцитов — защита организмов от бактерий, чужеродных белков, инородных тел.

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, безъядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге. Продолжительность их жизни 8-12 дней.

Игра “Коломбо” заключается в том, чтобы разыскать эти тельца. Для этого надо действовать в соответствии с планом поиска.

ПЛАН.

Медицинский термин.

Портрет разыскиваемого.

Кличка:“Перевозчик”, “Ловчая сеть”, “Силач”, “Пожиратель микробов”.

Продолжительность жизни: 8-12 дней, 4 дня, 120 дней, 10-15 дней.

Что является лишним?

Учащиеся работают по группам. Первая группа дает характеристику лейкоцита, вторая – эритроцита, третья – тромбоцита. На доске даны опорные слова и рисунки с изображением данных телец крови.

Ответ:  лишним является “Силач”, 10-15 дней

Физминутка.

– Ребята, встаньте из-за столов и покажите, как правильно нужно поднимать тяжести, например, тяжелую сумку. Как сгруппироваться при падении?

Для того чтобы переместить тяжелый груз, необходимо прижать его к туловищу, при этом старайтесь тяжесть сосредоточить в центр туловища, спину держите прямо, а таз подожмите. Ни в коем случае не перемещайте груз с тяжелым весом на одном боку туловища, желательно разделить его две части для двух сторон.Тяжелый груз необходимо опускать осторожно с той же последовательностью, с которой вы его поднимали, только в обратном порядке (присядьте, выставьте вперед ногу, спину держите прямо). После того как вы поставили предмет, встаньте медленно, без резких движений и рывков, иначе вы можете повредить позвоночник.

Поднятие тяжестей : предварительно уделите внимание весу предмета. Перед поднятием учтите его легкость или тяжесть. Поставьте ноги рядом с предметом на ширине плеч с обеих сторон.

· Чтобы не нарушить равновесие, поставьте одну ногу вперед от другой.

· Во время приседания должны участвовать коленные и тазобедренные суставы, спину держите прямо до тех пор, пока груз не будет находиться между вашими ногами.

· Одной рукой обхватите предмет снизу, а другой возьмите его. Если вам неудобно его взять из-за габаритов или он слишком тяжелый, то поднимайте предмет за один край, затем обхватите рукой.

· При наклоне вперед держите спину прямо, медленно поднимайтесь, используя мышцы ног. В этот момент тяжелый предмет держите как можно ближе к своему телу.

· Не следует одновременно выполнять несколько движений, делайте все последовательно. Изначально вам необходимо выпрямиться, затем поднять груз, после поверните тело в том направлении, в котором вы направитесь с грузом.

Как правильно падать: основные правила:

· Так правильно падать назад: необходимо приземляться на ягодицы, слегка ссутулившись, с перекатом на спину и прижать свой подбородок к груди; напрячь мышцы, чтобы приземление было мягче. Никогда не выставляйте руки назад (это чревато переломами), а подбородок к груди прижимайте, чтобы не удариться затылком.

· Так правильно падать на бок: убрать руку и перекатиться на плечо; подбородок прижать к груди.

· Так правильно падать вперед: выставить руки вперед и использовать их как амортизаторы. Не приземляйтесь на них жестко. Иначе переломы или вывихи неизбежны.

· Так правильно падать с мотоцикла, мопеда, велосипеда: отбросьте транспортное средство в одну сторону, а сами падайте в другую. В зависимости от характера падения, сгруппируйтесь так, как говорится выше.  

Игра “Скорая помощь”.

Ирина играла с ребятами в “Салки” и при падении ушибла руку. По перечисленным симптомам поставьте диагноз: сильная боль, указательный палец в неестественном положении, опухоль, невозможность двигать пальцем.

– Каковы ваши действия по оказанию помощи Ирине?

Главная задача первой помощи - обездвижитьповрежденный сустав не меняя его положения. И ни в коем случае не пытаться вправить вывих самостоятельно! Следует дать пострадавшему анальгин или другое обезболивающее и приложить холод к суставу. Дождаться скорой.
Если нет возможности вызвать скорую - необходимо сделать шину и повязку также как и при переломе и отвезти пострадавшего в травмпункт.
– Что категорически запрещено делать при вывихе?

1. Нельзя транспортировать пострадавшего с вывихом, не зафиксировав конечность.  

2. Запрещается самостоятельно вправлять вывих, так как это может привести к серьезным последствиям и усугубить положение.



Игра “Дежурный врач”.

На доске даны рисунки и фотографии из различных книг ядовитых и неядовитых змей.

– На какие две группы можно разделить этих змей?
– Какая из ядовитых змей обитает в нашей местности?
– Укусы, каких ядовитых змей смертельны?

– На каком из рисунков след от укуса ядовитой змеи, и по каким признакам вы определили?

Укус ядовитой змеи – видны следы ее клыков, укус неядовитой змеи – 2 царапины или мелкие тоненькие полоски.



Работа по группам.

1 группа. Составить алгоритм оказания первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи.

Проверка по “цепочке”.

2 группа. Перечислить симптомы отравления от укуса ядовитой змеи. (Симптомы: место укуса быстро отекает и меняется цвет, боль, головокружение, жажда, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, бледность, нарушение речи и зрения, потеря сознания.)

3 группа. Вставить в карточку пропущенные слова текста алгоритма при оказании первой медицинской помощи.

Карточка. 1. Немедленно … пострадавшего и обеспечить полный …, чтобы яд не распространился с током …. 2. Успокоить больного, нервозность … кровоток. 3. Отсосать яд с помощью обрезанного …, периодически протирая его внутри. (Пропущенное слово – шприца.) 4. Придать возвышенное положение … по отношению к туловищу. 5. … рану. 6. Наложить стерильную … ….По мере отекания конечности … ее. 7. … за пульсом пострадавшего. 8. Дать обильное …. 9. Срочная … в лечебное учреждение.

При проверке алгоритма первой начинает отвечать 2 группа.

Игра “Не навреди”.

– Первым врачом, труды которого сохранились до нашего времени, был Гиппократ, он жил в 460 году до н.э. “Не навреди больному!” – говорил Гиппократ. Я надеюсь, что ваши познания в медицине, то, что вы изучили и усвоили на предыдущих уроках, только помогут тем, кому вы будете оказывать первую медицинскую помощь.

Ученики из 1-й группы по “цепочке” дают рекомендации, если рекомендация неверная, то все хлопают в ладоши и исправляют ошибку. 1 группа составляла рекомендации дома. Например.

Если человек упал в обморок, то быстро проверь пульс на запястье руки.
При открытом переломе наложи повязку и шины.
Укус каракурта не опасен.

Сняв клеща с тела или одежды, раздави его.
При растяжении связок приложи холодный компресс к поврежденному месту, а затем плотно забинтуй.




Итог. Оценки.

У каждого на столе по три жетона: красный, зеленый, синий.

– Ребята, за работу на уроке оцените себя сами. Если вы считаете, что потрудились на “5”, то поднимите красный жетон, если на “4” – зеленый, а если сегодня, по каким-то причинам, вы не смогли реализовать свои знания, то синий жетон. Вместе с вами трудилась и я, какую оценку вы поставите мне?

Лучшие помощники доктора Айболита получают эмблему.

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать вывод, что в современной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.

Игры – один из способов передачи культуры и знаний, средство социализации личности, освоения ею «большого», сложного, неигрового в принципе мира. Игры позволяют создать богатое и разнообразное образовательное пространство, в котором интересно двигаться вместе со своими учениками. Поэтому игры, наряду с другими средствами образования и воспитания, должны занимать свое достойное место в педагогическом арсенале преподавателя.

Цели игр могут быть определены следующим образом:

– образовательная – расширение кругозора, применение знаний, умений и навыков, формирование определённых умений и навыков;

– воспитательная – воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, моральных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, товарищества; х развивающая – развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, а также мотивации учебной деятельности.

Использование игровых технологий на уроках основ здоровья является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Учитель должен, прежде всего, обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности. Использование на уроках основ здоровья игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к предмету, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

Одними из главных задач учителя по предмету «Основы здоровья» является воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью других, формирование основ и гигиенических навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья. По своему назначению, содержанию и методам обучения этот предмет существенно отличается от других предметов. Его особенности определяются: необходимостью воздействовать на сознание и поведение учащихся. Этот тезис основывается на признании того, что качество жизни человека, его здоровье, безопасность и благополучие зависят от его поведения и образа жизни; учебно-воспитательные воздействия следует направлять на формирование у детей позитивных ценностей, знаний, отношений, умений и навыков, которые уменьшат риск возникновения поведенческих проблем и повысят их личностный потенциал для гармоничного развития и жизненного успеха; для усиления мотивации и эффективности обучения необходимо последовательно влиять на школьную политику и создавать благоприятную среду.

Следовательно, учебная дисциплина «Основы здоровья» является эффективной моделью первичной профилактики нарушений здоровья и обеспечение детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для защиты собственного здоровья. В преподавании курса «Основы здоровья» для школьников важно широко применять активные методы обучения, в том числе и дидактические игры. Использование дидактических игр и игровых ситуаций повышает качество обучения, создает благоприятную учебную среду, способствует сознательному отношению детей и подростков к своей жизни и здоровью.

 

Список использованной литературы

1. Абаскалова,  Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся / Н.П. Абаскалова : автореф. докт. дис. – Барнаул, 2000. – 48 с.

2. Айзман, Р.И. Валеология : учебная программа для общеобразовательных школ / Р.И. Айзман. – Новосибирск : НГПУ, 1996. – 19 с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной.  – М. : Просвещение, 1984. – 234 с.

4. Бальсевич, В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич , Л.И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культуры. – 2010. – № 4. – С. 2-7.

5. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. – Кемерово : АЛЕФ, 1992. – 96 с.

6. Блинова, Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения в общеобразовательной школе / Т.Л. Блинова : Екатеринбург, 2003. – 180 с.

7. Валеологические аспекты образования / под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 1995. – 312 с.

8. Василашко, І. П. Основи здоров'я : уроки, тренінги, ігри : 7 клас : посібник для вчителя / І. П. Василашко. – К. : Генеза, 2008. – 176 с.

9. Василашко, І. П. Основи здоров'я : розробки уроків : книга для вчителя / І. П. Василашко. – К. : Генеза, 2010. – 160 с.

10. Вишневская, Е. Л. Основы безопасности жизнедеятельности : Основы мед. знаний и охрана здоровья (учеб. пособие для учащихся 4-5 кл. общеобразоват. шк.) / Е. Л. Вишневская. – М. : Русское слово, 1996. – 79 с.

11. Вишневская, Е. Л. Основы безопасности жизнедеятельности : Основы мед. знаний и охрана здоровья (учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. шк.) / Е. Л. Вишневская. – М. : Русское слово, 1995. – 95 с.

12. Воронцова, Т. В. Основы здоровья. 5 класс : пособие для учителя / Т.В. Воронцова, В.С. Пономаренко. – К. : Алатон, 2007. – 264 с.

13. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 17-28

14. Газман, О. С. В школу – с игрой [Текст] / О.С. Газман. – М. : Просвещение, 1991. – 334 с.

15. Горащук,  В. П. Організація навчально-виховного процесу з валеології в загальноосвітнй середній школі / В.П. Горащук. – Луганськ : Альма-матер, 2005. – 112 с.

16. Губанова, Н.О. Игра в учебной деятельности детей / Н.О. Губанова // Начальная школа : плюс-минус. – 2011. – № 8. – С. 8-11

17. Есыреева, А. П. Учите играя / А.П. Есыреева // Начальная школа. – 1988. – № 10. – С. 10-12.

18. Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей школьников в ходе игры / З.П. Жукова // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 30-31

19. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. – СПб. : Питер, 1994. – 78 с.

20. Зайцев,  Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб. : Питер, 1997. – 314 с.

21. Занько,  С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. – в 2-х ч. – ч. 1 / С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М Тюнникова. – М. : ВЛАДОС, 1992. – 269 с.

22. Казанский, О.А. Педагогика как любовь / О.А. Казанский. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – 212 с.

23. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека : учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М. : Владос, 2000. – 192 с.

24. Кларин, М. В. Игра в учебном процессе / М.В. Кларин // Сов. Педагогика. – 1985. – № 6. – С. 57-61.

25. Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Коваленко. – М. : Вако, 2004. – 190 с.

26. Краткий психологический словарь. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.

27. Кульневич,  С.В. Не совсем обычный урок / С.В. Кульневич. –  Ростов-на-Дону : Учитель, 2001. – 176 с.

28. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 198 с.

29. Левченко, О. А. Творчество и креатотерапия : монография / О.А. Левченко. – Луганск : Издательство Восточноукраинский госуниверситет, 1998. – 308 с.

30. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М. : Правда, 1988. – 624 c.

31. Минкин, Е.М. От игры к знаниям / Е.М. Минкин. – М. : Просвещение, 1983. – 450 с.

32. Міхеєнко, О. І. Валеологія : основи індивідуального здоров'я людини / О.І. Міхеєнко – Суми : Університетська книга, 2009. – 400 с.

33. Новые методы и средства обучения : конструирование деловых игр и т.д. / под ред. Н.В. Борисовой. – М. : Знание, 1988. – 378 с.

34. Основы валеологии : в 3-х кн. Кн. 1 / под ред. В.П. Петленко. – К. : Олимпийская литература, 1998. – 434 с.

35. Основы валеологии : в 3-х кн. Кн. 2 / под ред. В.П. Петленко. – К. : Олимпийская литература, 1999. – 351 с.

36. Основы валеологии : в 3-х кн. Кн. 3 / под ред. В.П. Петленко. – К. : Олимпийская литература, 1999. – 447 с.

37. Основы здоровья. 7 класс : пособие для учителя. – К. : Алатон, 2008. – 192 с.

38. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности / П.И. Пидкасистый. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144 с

39. Прокопьев,  В. Н. Методология здоровья : пособие для педагогов / В.Н. Прокопьев. – СПб. : Русская графика, 2000. – 265 с.

40. Ротенберг, Р. Расти здоровым : Детская энциклопедия здоровья / Р. Ротенберг. – М. : ФиС, 1991. – 208 с.

41. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье : кн. для учителя / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

42. Селевко,  Г.К. Современные образовательные технологии : уч. пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 2001. – 256 с.

43. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1988. – 208 с.

44. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

45. Сычева, Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе : учебное пособие / Г.Н. Сычева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 382 с.

46. Татарникова, Л.Г. Валеология – основа безопасности жизни ребенка / Л.Г. Татарникова. – СПб. : Питер, 2013. – 240 с.

47. Трещева, О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов / О.Л. Трещева // Здоровье и образование : матер. Междунар. конгресса валеологов. – СПб., 2009. – С. 202-212

48. Чернилевский,  Д.В. Дидактические технологии в школе : учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3
Раздел 1 Теоретические аспекты использования игровых форм в учебном процессе 6
1.1 Сущность понятий «игра» и «игровые технологии» 6
1.2 Виды, функции и структура дидактических игр 11
     
Раздел 2 Особенности проведения урока-игры в процессе обучения основам здоровья 18
2.1 Методическое обеспечение проведения дидактической игры на уроках по предмету «Основы здоровья» 18
2.2 Практические аспекты проведения урока-игры по предмету «Основы здоровья» 24
2.3 Урок-игра "Основы медицинских знаний" 31
     

Заключение

44
     

Список использованной литературы

47

 

Введение

 

Актуальность. Сегодня школы должны учить детей, как вести здоровый и продуктивный образ жизни, как быть достойными гражданами, как в будущем стать конкурентоспособными на рынке труда. Именно с этой целью введен новый предмет «Основы здоровья». По своему предназначению, содержанию и методам обучения он существенно отличается от других предметов. Его особенности определяются необходимостью влиять на сознание и поведение учеников. Этот тезис основывается на признании того, что качество жизни человека, его здоровье, безопасность и благополучие больше всего зависят от его поведения и образа жизни; тем, что учебно-воспитательные влияния следует направлять на формирование у детей положительных ценностей, знаний, отношений, умений и навыков, которые уменьшат риск возникновения проблем поведения и повысят их личностный потенциал для гармоничного развития и жизненного успеха; тем, что для усиления мотивации и эффективности обучения необходимо последовательно влиять на школьную политику и создавать благоприятную среду. Эти особенности требуют применения новых принципов и подходов к учебе.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.

При планировании изучения основ здоровья учителю необходимо руководствоваться, прежде всего, принципами преемственности, перспективности, активности и эмоциональности. Необходимо использование системы заданий, направленных на создание возможностей овладения здоровьясохраняющими компетенциями (развитие жизненных и специальных здоровьясохраняющих навыков) и общеучебных умений (управление процессом понимания учащимися прочитанного текста, овладения ими умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в проектной деятельности, ролевой игре, решении конкретных ситуаций).

В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные технологии, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на здоровый образ жизни. Одной из наиболее эффективных технологий является дидактическая игра.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках по предмету «Основы здоровья».

Предмет исследования: методика использования игровых технологий в процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Основы здоровья».

Задачи исследования:

– изучить и проанализировать сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

– раскрыть особенности видов, функций и структуры дидактических игр;

– определить особенности методического обеспечения проведения дидактической игры на уроках основ здоровья;

– выявить практические аспекты проведения урока-игры по предмету «Основы здоровья».

Исходя из поставленных перед нами задач, можно определить цель курсовой работы: определить методику подготовки и проведения уроков-игр по предмету «Основы здоровья».

Исследованию теоретических проблем образовательных и оздоровительных технологий, способствующих формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся посвящены работы следующих авторов: Н.П. Абаскаловой [1], Р.И. Айзмана [2], В.П. Горащук [15], Р. Ротенберг [40;41], В.П. Петеленко [34; 35; 36], О.И. Михеенко [32]. Использованию игровых форм в учебном процессе в своих работах уделяют внимание И.Е. Берлянд [5], Т.Л. Блинова [6], Л.С. Выготский [13], Н.О. Губанова [16], С.Ф. Занько [21], С.В. Кульневич [27], Е.М. Минкин [31], Г.Н. Сычева [45], Д.Б. Эльконин [49].

Проблемы современных образовательных технологий, их значение в формировании познавательных интересов учащихся поднимают в своих работах Г.И. Щукина [3; 43], Г.К. Селевко [42], О.А. Левченко [29].

 

 1. Теоретические аспекты использования игровых форм в учебном процессе

 

Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

 

Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение теоретических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребёнка и, одновременно, главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого. Однако, педагог отмечал, что «только та игра является педагогически ценной, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения» [29, с. 78].

Деятельность А. Макаренко является ярким примером игровой позиции учителя. Он определял игру как важный метод, считая, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли, есть такая же ответственность, как и в работе (труде).

Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [12, с. 19].

По мнению Т.Л. Блиновой, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [6, с. 22], а Е.М. Минкин считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Он подчёркивает, что «включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки» [30, с. 17].

Обобщая опыт зарубежных педагогов, М.В. Кларин определяет следующие преимущества использования дидактических игр:

в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который бы они получили в действительности;

учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

учебные игры создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия участников;

учебные игры помогают «сжать» время;

обучающие игры психологически привлекательны для учащихся;

принятие решений в ходе игры влечет за собой последствия, с которыми учащимся неизбежно приходится считаться;

учебные игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций) [23, с. 59].

Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. По мнению специалистов, ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности [5; 12; 17; 20; 30; 41; 47].

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Игровые технологии достаточно широко применяются в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

В настоящее время игровые формы обучения популярны не только в дошкольном и школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях [15, с. 128]:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

– в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок» и др.).

Таким образом, понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.