Учитывая большое количество дидактических игр, актуальным становится вопрос их классификации. В литературе приведено много попыток классифицировать игры по разным критериям.
О.С. Газман разделяет игры по методике проведения на сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-соревнования, игры-драматизации; по дидактической цели – те, что актуализируют, формируют, обобщают, контролируют и корректируют [13, с. 124].
Однако, критериев классификации может быть гораздо больше:
– по количеству участников – коллективные, групповые и индивидуальные;
– по реакции участников - подвижные и тихие;
– по скорости выполнения задач – «скоростные» и «качественные»;
– по характеру деятельности учащихся – репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, творческие;
– по форме проведения – игра-путешествие, игра-викторина, игра-представление, игра-соревнование, игра-предположение и т. п.
Такой перечень не является полным, поскольку в нем, например, отсутствуют такие критерии, как детерминированность действий участников (игры с четко оговоренными действиями участников на каждом ее этапе и игры-импровизации); деятельность учителя (непосредственный участник, наблюдатель, организатор, судья) и другие [15; 20; 23; 32].
Общеизвестно, что в практической жизни человека игровая деятельность выполняет такие функции:
– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативную: освоение диалектики общения;
– самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
– игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
– межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
– социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [20, с. 60].
Большинству игр присущи следующие черты:
– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
– творческий, импровизационный, активный характер деятельности;
– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [30, с. 54].
Если рассмотреть структуру дидактической игры, можно выделить следующие структурные составляющие:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью учебного и воспитательного влияния. Сформулированная педагогом, она отражает его учебную деятельность. Специалисты особо отмечают, что дидактическую задачу игры определяют в соответствии с требованиями, предусмотренными программой, и с учётом возрастных особенностей детей [6; 15; 26; 37; 47].
Игровая задача воспроизводится игроками. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется посредством игровой задачи. Она определяет игровые действия. Главное то, что дидактическая задача в игре замаскирована и появляется перед игроками в виде игровой задачи.
Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различаются по направлениям и отношению к игрокам. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но содержат также действия, направленные на решение дидактической задачи.
Правила игры, их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила всегда заданы. С помощью правил педагог руководит игрой, процессами познавательной деятельности и поведением игроков.
Подведение итогов (результат) проводится сразу по завершении игры. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и т. п.
Существенной чертой дидактической игры является двухплановый характер деятельности. С одной стороны, играющие поставлены в условную ситуацию, а с другой – остаются в традиционном учебном процессе и применяют реальные общеобразовательные умения.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Как любой другой метод, игра в обучении полифункциональна и может быть использована для формирования и развития разных психологических свойств и качеств личности. Так, среди функций игрового обучения можно выделить инструментальную – формирование умений и навыков; гностическую – формирование знаний и мышления; социально- психологическую – формирование коммуникативных качеств учащихся. Наряду с названными в игровом обучении чаще всего реализуются диагностическая, мотивационная, моделирующая, организационная и креативная функции, а также функции контроля и коррекции. Игра как метод обучения отличается не только активностью участников, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интеллектуальным и психическим напряжением. Преподаватели, разрабатывая, планируя и проводя игровые занятия, должны ясно представлять себе и учитывать их психофизиологические особенности.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,
у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,
Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.
С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.
Правила игры объясняются до ее начала.
Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.
С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.
В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.
Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
Левченко О.А. отмечает, что под влиянием игровой ситуации происходит комбинирование знаний, где реальность объединяется с выдумкой, фантазией. Объединение учебной информации с эмоциональной окраской восприятия стимулирует умственную и творческую деятельность и создаёт условия для творческого развития личности [28, с. 31].
На наш взгляд, выбор игр должен определяться целями, которые ставит перед игрой преподаватель.
Этих целей может быть несколько. Во-первых, игра – это упрощенная и схематизированная (иногда – утрированная до пародийности) модель действительности. Используя игру, преподаватель вносит в учебную аудиторию фрагмент действительности, позволяет участникам игры пожить в этой действительности, поработать и освоиться в ней. А это, как отмечает Минкин Е. М., и составляет основную цель любого образовательного процесса. Во-вторых, участие в игре позволяет преподавателю посмотреть на своих питомцев со стороны – проверить качество подготовки, оценить уровень знаний и навыков. В-третьих, одна из задач игры – снять первоначальное психологическое напряжение, отчужденность, растормошить участников, «разморозить» их, сделать общение более естественным, простым, откровенным. В-четвертых, игра может решать задачи профессионального тренинга. Здесь арсенал игр особенно широк и многообразен: от обсуждения (в игровой форме) ситуаций – до сложных многоэпизодных деловых игр, растягивающихся иногда на месяцы и даже годы. В-пятых, игра может иметь целью слом профессиональных стереотипов, методологическое перевооружение сознания, поиск нестандартных решений сложных проблем, самоопределение участника в игре, в профессии, в жизни. Столь высокие и ответственные цели ставит перед собой, пожалуй, наиболее сложная разновидность игр – организационно-деятельностные игры (ОДИ) [30, с. 135].
Таким образом, дидактическая игра содержит: цель, средства, процесс, результат игры. Поэтому дидактическая игра – это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 396.