Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте является одним из главных условий его эффективной работы. Основные положения, направленные на предупреждение аварийных ситуаций, складывались из печального опыта произошедших крушений и аварий поездов. Многолетний опыт эксплуатации железнодорожного транспорта в нашей стране позволил наработать ряд положений для успешного решения вопросов обеспечения безопасности движения и управления этими вопросами. Решение этих вопросов вывело отечественный железнодорожный транспорт на одно из ведущих мест среди государств, имеющих железные дороги.
При решении вопросов обеспечения безопасности движения поездов необходим научный аналитический подход. Для решения этой задачи потребовалось создание документальной базы по безопасности движения на железнодорожном транспорте. Эта работа проводилась и ранее, но с развитием технических средств документальная база требует постоянного обновления. Последние наработки специалистами были проведены и изданы 8 января 1994 в виде приказа МПС № 1/Ц, действующего по настоящее время. Данный приказ определяет направления профилактических мер по предупреждению аварийности и включает в себя классификацию нарушений безопасности движения. Согласно этой классификации нарушения безопасности движения на железнодорожном транспорте делятся на:
1. Крушения поездов
2. Аварии
3. Особые случаи брака в работе
4. Случаи брака в работе
Рассмотрим определения указанных нарушений безопасности движения.
1. К крушениям поездов относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы с рельсов подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах или на станциях, в результате которых:
- погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения из
инвентаря.
2. К авариям относятся столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы с рельсов подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах или на станциях, не имеющие таких последствий, как при крушениях, но в результате, которых повреждены локомотивы или вагоны в объемах ремонта ТР-2 и более сложного для локомотивов или деповского и более сложного ремонта для вагонов.
Столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы с рельсов подвижного состава в грузовых поездах на перегонах или на станциях, не имеющие таких последствий, как при крушениях, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны в объеме капитального ремонта.
Столкновения и сходы с рельсов подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых:
- погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
- повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения из
инвентаря.
3. К особым случаям брака в работе относятся:
- столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы с рельсов подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах или на станциях, не имеющие последствий, как при крушениях или авариях;
- прием поезда на занятый путь;
- отправление поезда на занятый перегон;
- прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
- проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;
- перевод стрелки под поездом;
- уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на
перегон;
- развал груза в пути следования;
- излом оси, осевой шейки или колеса;
- излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
- обрыв хребтовой балки подвижного состава;
- отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за
технических неисправностей;
- отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
- порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в
пассажирском поезде;
- неограждение сигналами опасного места для движения поездов
при производстве работ;
- ложное появление на напольном светофоре разрешающего
показания сигнала вместо запрещающего или появление более
разрешающего показания;
- столкновение поезда с автотранспортным средством или другой
самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников;
- перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее,
вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции).
4. К случаям брака в работе относятся:
- отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за грения
буксы или других технических неисправностей;
- саморасцеп автосцепок в поезде;
- взрез стрелки;
- отцепка вагона от поезда на промежуточной стации из-за
нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;
- неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования,
в результате которой затребован вспомогательный локомотив;
- обрыв автосцепки подвижного состава;
- падение на путь деталей подвижного состава;
- неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи,
контактной сети, энергоснабжения и других технических средств, в
результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя
бы по одному из путей или на станции сверх времени,
установленного графиком движения, на один час и более;
- неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным
диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа
о закрытии движения на участке или ограничения скорости
движения поездов до 15 км/час;
- сходы с рельсов подвижного состава при маневрах, экипировке
и других передвижениях, не имеющие последствий как при
авариях;
- столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и
Других передвижениях, не имеющие последствий как при авариях,
но в результате которых повреждены локомотивы в объеме
ремонта ТР-1 или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта
(или менее сложных ремонтов подвижного состава).
Данная классификация относится ко всем отраслям и службам железнодорожного транспорта. Поскольку данное учебное пособие посвящено действиям работников поездной бригады пассажирского поезда, то в нем рассмотрены только такие нарушения безопасности движения, возникновение и последствия которых могут быть связаны с их действиями. Министерством транспорта РФ издан приказ № 163 от 25.12.06, который устанавливает новую классификацию нарушений безопасности движения, однако в настоящее время на практике, в основном, используется классификация, установленная приказом 1Ц-1994.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.