Глава 1. 4. Краткие сведения о тормозах подвижного

Состава

Тормозами называют устройства, предназначенные для создания искусственным путем управляемых сил сопротивления движению транспортных средств. Тормоза предназначены для регулирования скорости движения, остановки поезда или удержания его на месте. Тормоза являются основным средством обеспечения безопасности движения поездов и дают возможность роста скоростей движения.

Тормоза бывают автоматические и неавтоматические. Автоматическими называют тормоза, которые обеспечивают остановку вагонов при разрыве поезда, останавливая все его разорвавшиеся части без участия машиниста локомотива. Автоматические тормоза являются основным средством безопасности. Исходя из  эффективности тормозов, приме няемых на подвижном составе, рассчитываются тормозные пути поездов и устанавливаются сигналы на перегонах.

  

Рис. 8. Классификация пневматических тормозов подвижного состава.

 

Автоматическими тормозами оборудованы все поезда. Неавтоматические тормоза при разрыве поезда в действие не приходят, а будучи в заторможенном состоянии через некоторое время отпускают. Они являются вспомогательными и имеют ограниченное применение на локомотивах и специальном самоходном подвижном составе.

По способу создания тормозного эффекта тормоза бывают фрикционные и динамические. Фрикционные тормоза работают за счет сил трения и к ним относятся колодочные, дисковые и магниторельсовые тормоза. Эффективность магниторельсовых тормозов не ограничена силой сцепления колес с рельсами и потому они применяются на скоростном подвижном составе и на трамваях.
К динамическим тормозам относятся реостатные и рекуперативные тормоза. Такими тормозами оборудовано большинство отечественных магистральных электровозов. Такие тормоза не являются тормозами безопасности, так как со снижением скорости движения их эффективность также снижается. Динамическими тормозами оборудуется тяговый подвижной состав и их выгодно применять при регулировании скорости движения (особенно на небольших спусках). Применение таких тормозов уменьшает износ тормозных колодок и расход сжатого воздуха.

По характеристикам действие тормозов классифицируют на нежесткие, полужесткие и жесткие тормоза. Нежесткие тормоза работают с любого зарядного давления и не требуют специальной настройке под уровень установившегося поездного давления, зависящего от длины тормозной магистрали и величины утечек в ней. На медленный темп снижения давления в тормозной магистрали при поездном положении (темп мягкости) нежесткие тормоза не реагируют и имеют некоторую нечувствительность к естественным изменениям давления в тормозной магистрали при движении поезда. Для полного отпуска нежесткого тормоза достаточно поднять давление в тормозной магистрали на небольшую величину 0,02-0,03 МПа

(0,2-0,3 атм.). Такой отпуск называют легким отпуском. Все пассажирские воздухораспределители и грузовые на равнинном режиме относятся к нежестким тормозам.

Полужесткие тормоза обладают теми же свойствами что и нежесткие, но каждой величине роста давления в тормозной магистрали после торможения соответствует определённая ступень отпуска, то есть величина снижения давления в тормозном цилиндре. Полный же отпуск наступает при практически полном восстановлении зарядного давления. Такой отпуск называют тяжелым или ступенчатым. Ступенчатым отпуском обладает грузовой воздухораспределитель на горном режиме и воздухораспределитель KES пассажирских вагонов международного сообщения габарита РИЦ.

Жесткие тормоза настраиваются на определенное зарядное давление в тормозной магистрали и при снижении его любым темпом устанавливают соответствующее давление в тормозных цилиндрах. Такие тормоза применяются ограниченно на крутых спусках (в особенности на карьерном транспорте открытых горных выработок).

По способности восполнять утечки в тормозных цилиндрах и запасных резервуарах различают неистощимые (прямодействующие) и истощимые (непрямодействующие) тормоза. В прямодействующих тормозах, которыми оборудованы грузовые поезда при перекрыше (перекрыша - положение крана машиниста, фиксирующее постоянный уровень достигнутого давления в тормозных цилиндрах вагонов)  связь главных резервуаров на локомотиве и запасных резервуаров, а также тормозных цилиндров на каждом вагоне не разрывается, и все утечки восполняются. Данное свойство позволяет на затяжных спусках тормозить грузовые поезда длительно, без потери тормозной эффективности.

В непрямодействующих пневматических тормозах, которыми оборудованы пассажирские поезда, при перекрыше связь главных резервуаров на локомотиве и запасных резервуаров, а также тормозных цилиндров на каждом вагоне разрывается, и утечки не восполняются. Пассажирские поезда по сравнению с грузовыми поездами имеют меньшее количество вагонов и сравнительно небольшой вес. Поэтому процессы торможения и отпуска в пассажирских поездах проходят ускоренным темпом, да и утечки воздуха из магистрали не столь значительны. Пассажирские поезда на пневматическом торможении ведут в режиме периодического затормаживания с последующим отпуском для подзарядки запасных резервуаров. Эти свойства непрямодействующего пассажирского тормоза позволяют устанавливать на пассажирских поездах воздухораспределители менее сложные по конструкции, чем на грузовых поездах, что повышает их надежность.

Кроме непрямодействующего тормоза пассажирского типа пассажирский подвижной состав оборудован электропневматическим тормозом. Этот тормоз является прямодействующим и при торможении и отпуске работает одновременно на всех вагонах, что позволяет достигать плавного торможения. Кроме того, электропневматическим тормозом можно тормозить без разрядки тормозной магистрали. В соответствии с правилами технической эксплуатации все пассажирские поезда должны эксплуатироваться на электропневматическом торможении.

При работе тормозов пассажирских поездов в пути следования могут возникать следующие неисправности:

1. Замедленный отпуск тормозов у вагона.

2. Неотпуск тормоза у вагона.

3. Неполный отпуск тормоза у вагона.

4. Самоторможение поезда из-за обрыва тормозной магистрали.

5. Самоторможение поезда из-за разъединения тормозных рукавов или нарушения их целостности.

6. Самоторможение поезда из-за попадания постороннего питания в цепь электропневматического тормоза. 

7. Самоторможение отдельного вагона из-за неисправности электровоздухораспределителя.

Замедленный отпуск, неотпуск или неполный отпуск тормозов вагона и самоторможение отдельного вагона происходит из-за неисправности воздухораспределителя. К таким же последствиям может привести и его замерзание в зимнее время. При замерзании воздухораспределителя необходимо его выключить, воздух из запасного резервуара выпустить до полного ухода штока тормозного цилиндра. На ближайшем ПТО начальник поезда обязан заказать контрольную проверку тормозов и при необходимости воздухораспределитель заменить. Эти неисправности приводят к заклиниванию колесных пар и при их появлении необходимо действовать согласно рекомендациям, изложенным в главе 2.5. данного руководства. При этом необходимо помнить, что:

- при отключении тормозов одного или двух хвостовых вагонов необходимо на первой же станции выполнить маневровые работы и обеспечить наличие в хвосте поезда двух вагонов с исправными автотормозами.

- при любом разъединении тормозных рукавов в поезде, перекрытии и открытии концевых кранов, необходимо произвести сокращенное опробование тормозов поезда с обязательной отметкой об этом в справке формы ВУ-45.

- категорически запрещается отогревать открытым огнем замерзшие тормозные приборы.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 144.