Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс» 1930
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристики массового человека:

1. Разрыв с прошлым. Все блага сами собой разумеются. Искать их источник – утомительно и глупо. Испытывать благодарность – смешно.

2. Уверенность в своей правоте. Не рассуждающая уверенность. Сомнений не возникает в силу однообразия полученной информации о мире. И в силу однообразия – информации неглубокой.

3. 3. Культ узкой специализации. Разорваны связи с миром как целым. Исчезает интерес ко всему, что лежит за пределами узкой специализации. Всякий интерес к более широкому знанию презрительно именуется дилетантизмом. Человек науки становится массовым человеком.

4. Массовый человек ищет новые способы восстановить единство мира и находит – массовую культуру, квази-религию, основанную на мистике.

 «Массовое общество – это толпа без структуры. XIX век знал суровую иерархию, застывшую в сословном и культурном каноне. Отсюда его завидная устойчивость… XIX  век был ориентирован строго по вертикали. XX век открыл и освоил горизонталь. Старая пирамида – самая устойчивая во всей геометрии фигура, рухнула еще в окопах Первой мировой войны, понять которую мы уже не способны, потому что ее истоки целиком в прошлом. Для нас та война опутана пустыми подробностями, которые лишь маскируют грандиозное недоразумение – трагическое противоречие между старым сознанием и новой мощью.

Культура становится доступной без усилий достичь какой-либо квалификации.

1. Кризис идеи прогресса существует только для требовательных умов. Наряду с этим наше время отличается неслыханной полнотой жизнеощущения. Тем, что Ортега называет «полнотой времен. Сегодняшний день настолько удовлетворяет среднего человека, что прошлые времена значения не имеют. Злоба дня повсеместно оказывается бесконечно значительнее, чем прошлое. Культ новостей, нового в моде, последнего слова. В школах не преподают историю культуры. религию, латынь и греческий. В итоге все это сводится к небывалому самодовольству эпохи. Разумеется, это самодовольство концентрируется в той части общества, для которой держать в памяти прошлое – излишний и тяжкий труд. В массе. Самодовольство массы позволяет ей диктовать культуре свои условия, предъявлять свои требования, навязать свои ценности.

«Иллюзия всемогущества»:

- возросшие возможности выбора вещей и развлечений,

- информационное пространство, делающее человека вездесущим,

- время разрастается, пространство сжимается.

 

ИНСТИТУТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

(Институты – социальные образования и структуры, позволяющие человеку адаптироваться к существующей социо-культурной системе)

1. Индустрия детской культуры. Индустрия субкультуры детства: детская литература и искусство (кино, ТЮЗы, промышленные игрушки и игры) детские организации, клубы, лагеря, ориентированные на контроль над духовным миром ребенка и стандартизацию его уже на раннем этапе. Намерения благие.

2. Институт общего образования. Типовые программы. Стандартизация интеллекта ребенка.

3. Институты общественно-политических организаций. Система идеологии и пропаганды, манипулирующая сознанием людей, усредняющая его, выравнивающая, приводящая к общему знаменателю – благонадежности и электоральной лояльности.

4. Институт СМИ. СМИ редуцируют смысл происходящего в мире, упрощают его до уровня среднего обывателя, формируют «общественное мнение».

5. Институт моды.

6. Институт имиджа.

7. Институт рекламы.

8. Институт массовых развлечений.

 

ЧЕРТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Доступность, упрощенность, стандартность, тиражность, техничность, одноразовость (актуальность).

Массовая социальная мифология (националистический шовинизм, квазирелигиозность, паранаучные учения, кумиромания), замещающая анализ сложных и все усложняющихся причинно-следственных связей между явлениями.

Изменившийся характер инкультурации человека. В традиционной культуре передаваемое знание персонализировано: обучающий передает обучаемому кроме знания как такового свой личный жизненный опыт, свое видение. Существуют школы в философии, мастерские в живописи и более общие категории – категории стиля, например, когда время имеет лицо. В массовой культуре знание становится на поток.

Соборность культуры. Культура литургическая. Культура участия.

Характер распространения культуры: тиражирование и репродуцирование. Оригинал теряет ценность. Значимым становится похожесть, стандарт.

Культура виртуальная, фантомная. Культура симулякра.

Культура невербального общения.

 

Учебная литература

1. *Культурология. Под ред. А.Н.Макаровой. М., 1995

2. *Культурология. Курс лекций. Сост. А.А.Радугин. М., 1997

Дата: 2018-12-21, просмотров: 195.