Подчинение природным циклам,
Прикрепленность к округе, сочетание кровной, соседской и духовной общности,
Стихийно-эмоциональное восприятие мира, земли как сопричастной человеку,
Преобладание традиций,
Регулятор морали – обычай,
Обрядовость,
Дуалистичность: будни/праздник, свое/чужое, неволя/свобода.
Культура казачества:
1. отношение к земле (пограничная полоса, беглые люди, разбойная вольница),
Куль служения,
Ритуалы,
Социальное происхождение и национальный состав (русские, украинцы, калмыки, татары, башкиры),
Язык, обогащенный полиэтническим и полисоциальным общением,
Демократические традиции.
Культура мещанства
Культура купечества
Молодежная культура: поисковый характер, особость, интернационализм.
Классификация культур по типу и месту в историческом процессе.
Сравнительно-исторические классификации культур различаются синхронным и диахронным принципами. Методологическая основа такого типа классификаций – концепции культурно-исторических процессов.
Диахронные концепции:
1. Эволюционная ( эволюционизм XIX века, концепция универсальной эволюции Уайта/Чайлда; концепция мультилинейной эволюции Стюарда: концепция специфической эволюции Салинса/Сервиса):
1) классический эволюционизм: всеобщие универсальные стадии развития культур;
2) универсальный эволюционизм: энергетические критерии – уровень использования энергии обществом – для сравнительного анализа культур;
3) мультилинейный эволюционизм – сосредотачивает внимание на изучении феноменов повторяемости и параллелизма; его критерии- уровень социокультурной интеграции.
4) Специфический эволюционизм улавливает конкретность культур, упущенную универсальным эволюционизмом.
2. Формационная.
1) Формационная типология культур: первобытная, рабовладельческая, эпохи феодализма, буржуазная культура и т.д.
Историческая типология культуры
Доосевой (именной) тип -------------- Осевой (философский)
1. Архаика (первобытные культуры 1. Культуры Востока.
2. Цивилизация (великие культуры 2. Культуры Запада.
древности бронзового века.
Доосевой тип.
а) архаическая культура: социальные структуры – род и община, складываются изначальные основы культуры: человеческий разум (просветители), воля к жизни и религиозное чувство (романтики и иррационалисты), разум и свобода (Гегель), орудийная трудовая деятельность (Маркс), нравственность (Соловьев В.), язык и другие символические формы (культурология ХХ века).
Решающее значение имеет лично-именная (и связанная с ней текстовая матрица) (?) как средство освоения, хранения, передачи и обновления коллективного человеческого опыта, его информативной, нормативной, ценностной и практической составляющих.
б) цивилизации : социальная структура – система сельских общин и государство; ранние религиозные культы, политеистические религиозные системы; профессионально-именная матрица – мифологический тип мышления.
«Близость между собой именных матриц личностного и религиозно-мифологического типов позволяет говорить о соответствующих культурах как о двух исторических формах единого культурного типа.»
Другие культурологические теории (Шпенглер, Тойнби, Маркс, Петров) считают различие между доосевыми культурами главным и решающим, а последующие различения вторичными.
(То есть:
Первобытная культура ----------- Великие цивилизации древности
Великие цивилизации древности различаются как доосевые и осевые.
Осевые различаются как цивилизации Востока и Запада.
Западные различаются согласно внутренней культурной форме: Античность, Средневековье, Ренессанс, Просвещение.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, сложившийся в период между двумя мировыми войнами.
В человеческом обществе существует динамическое соотношение культуры верхов и культуры плебса, культуры элитарной и демократической, культуры, творимой личностями, и культуры анонимного большинства. Традиционно соотношение этих сил таково: элита является персонализированным субъектом культуры, но выражает в артефактах основные качества народной ментальности и базирует свою деятельность на константах народной культуры.
В начале века – между 1914 и 1939 г.г. ситуация меняется: возникает новый культурный субъект – масса, принципиально деперсонализированный феномен.
Причины «вертикального вторжения масс»:
1. Сомнение в идее прогресса, поразившие вначале элиту в индустриальном 19-м веке, а затем – после первой мировой войны – массу.
2. Кризис культуры Нового времени, основанной на личностном, индивидуальном начале. Технологический век все более отчуждает человека от мира. Человек-титан, создающий культуру, становится жертвой им же созданных безличностных сил.
3. Количественный рост «массы»: демографический рост; урбанизация культуры, скученность в городах. Возникает потребность в более интенсивном производстве городской культуры. Масса заполняет те области производства, которые раньше были привилегией квалифицированного «элитно» меньшинства: политику, искусство, образование, журналистику, литературу и т.д.
4. Культура оказывается доступной всем. Разрыв между уровнем жизни аристократии и простонародья сокращается, образуется мощный социальный слой – средний класс. По уровню его жизни можно судить: благосостояние массы сегодня несравненно выше, чем 150-200 лет назад.
5. Всеобщее образование.
6. Увеличение досуга в результате новых технологий, освободивших труд и время человека. Отток освобожденной энергии в сферу развлечений, любительских занятий искусством, хобби, путешествий, общественной деятельности.
7. Осуществление идей демократии и равноправия.
8. Новые технологии, приводящие к тиражированию и репродуцированию как способам распространения культуры. Уничтожается ценность оригинала, ценность уникальности, личности.
ЭЛИТА ( библ. Избранный).
Х.Ортега-иГассет:
«Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к самому себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, плывет по течению».
В ХХ веке свойство «жить без усилий и быть довольным собой» теряет частный психологический характер, становится определяющим свойством цивилизованного человека. Причем, социальная принадлежность человека роли не играет.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 246.