Класификация культур по принципу социальной зрелости:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Культурная универсалия – артефакт, воплощающий универсальное культурное отношение. Выделяется более 60-ти универсалий. Среди них : спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда, попытки влиять на погоду и т.д.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

По И.Гердеру: язык, наука, ремесло, искусство, семья, государство, религия.

Новое время добавляет: миф, мораль, политика, право, быт, технологии .

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Все функции культуры социальны. Как социальна и сама культура ( отношение к другому).

 

Основные функциональные направления:

· Социально-интегративное,

· Организационно-регулятивно-нормативное,

· Познавательно-коммуникативное,

· Рекреационное,

·  Оценочное.

 

1. Функция социальной интеграции людей, формирования основания их единства.

2. Функция организации и дифференциации людей в из совместной жизнедеятельности: общности социально-территориальные (племена, этносы), общности социально-функциональные (коллективы), социально-бытовые (семьи, классы, сословия), религиозно-конфессиональные.

3. Функция консолидации и самоидентификации людей в коллективе: выработка общих целей и идеалов, групповых интересов, этических норм, социальных (конфессиональных, этнических) маркеров.

4. Функция регуляции процессов взаимодействия между людьми: обычаи, этикет, мораль, право, политика, идеология.

5. Демографическая функция и социальное воспроизводство членов общества: нормы сексуальных отношений, брачно-семейные нормы, нормы общежития, нормы инкультурации личности.

6. Адаптация человека к природным и историческим условиям обитания.

7. Функция формирования познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных, иррациональных, логико-метафизических, образных.

8. Развитие искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

9. Коммуникация и обмен информацией : язык, системы языка.

10. Физическая и психическая реабилитация и релаксация человека: нормы и формы охраны здоровья, система гигиены, традиции кулинарии, нормы отдыха, досуга, праздник и . д.

ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

Институт – (установление – лат.) Совокупность норм, образующих и регулирующих то или иное общественное отношение или несколько отношений.

Институт – устойчивая форма, с помощью которой индивид осваивает социальную жизнь, приспосабливается к ней и поддерживает ее.

Институт – фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для трансляции знаний и традиционных элементов культуры.

Институт – стандартизованная модель поведения.

Институты: нравы, обычаи, ритуалы, моральные нормы. Институт моногамной семьи, наследования, собственности, брака, профсоюзов, частного бизнеса

Институты воплощают его ценности.

Институты:

1) реляционные (определяют ролевую структуру общества по критериям пола, возраста, способностей),

2) регулятивные (допустимые рамки действий во имя личных целей и санкции карающие),

3) культурные (идеология, религия, искусства),

4) интегративные ( социальные роли, ответственные за обеспечение интересов социального общества как целого).

 ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

1.1 Классификация культуры, как и любая операция логического деления может быть осуществлена :

а) при корректном определении делимого понятия;

б) при корректном определении основания деления.

Поскольку определения понятия «культура» значительно разнятся в зависимости от позиций культурологической школы, а иногда и от личности конкретного исследователя или философа культуры, классификации культуры могут принимать различный вид и объединять различные типологизированные культурные феномены.

Сравните:

 «Культура – есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей…; мир «упорядоченных» коллективов…» ( Я.Флиер // Культурология. ХХ век. Словарь )

1.2 Различение культурных типов зависит от того, что понимает классификатор под термином «культура». Возможны два подхода к пониманию культуры, основанные на структуре культурного акта:

 

Субъект культурного акта → Артефакт Объект культурного акта

Используя синонимы основных понятий этой формулировки, принятые в разных культурологических направлениях, можно развернуть культурный акт как систему:

                             

                           Человек    Артефакт     Мир,

или:

 

                             «Я»   Артефакт     «Другой».

 

В любом случае культура окажется, в зависимости от точки зрения классификатора, либо артефактом («возделанной» средой», … «насыщенной продуктами (результатами)» культурной деятельности), выражающим отношение субъекта культуры к объекту (человека – к миру, «я» - к «другому»), либо отношением субъекта (человека, «я»), выраженным через артефакт. От перестановки акцента в структурной формуле культуры меняется принцип классификации. В первом случае содержанием классифицируемого понятия становится инструментальная часть культуры. Во втором – субъективно- личностная. В первом случае, анализируя артефакт, исследователь «прочитывает» технологию культуры. Во втором случае, необходимо используя артефакт в качестве интерпретируемого текста, исследователь «прочитывает» метафизику культуры.

Разумеется, что ни одна из подобных классификаций не может пользоваться абсолютным преимуществом. Понимание культуры возможно лишь при последовательном или одновременном применении обеих трактовок делимого понятия.

2.1 Классификация культур по степени субъективации (проявленности личностного начала):

Характеристики субъекта:

· Знание

· Умение

· Воля

· Творчество

· Отвественность

В зависимости от степени проявленности пяти характеристик культурные формы делятся на: элитарную (максимальное проявление пяти характеристик), коллективную (народную), массовую (минимальное проявление трех характеристик и исключение 4 и 5 пункта).

 

2.2 Классификация культур по гендерному принципу:

 Мужская культура – приоритет ценности вещей, власти, уверенности, подчеркивается дифференциация гендерных ролей, представительность, амбиции, независимость.

Женская культура – приоритет человечности, качества жизни, заботливости, гендерные роли размыты, ценятся услуги и взаимозависимость.

 

Этнический тип культуры.

Основание – опыт совместного проживания на смежных территориях и опты совместной хозяйственной деятельности, обороны т.д.

Реализация :

1) язык,

2) преобладание внутренних хозяйственных и социальных связей над внешними,

3) системы мифологических и рациональных представлений,

4) элементы образа жизни, бытовой культуры, приемы и способ хозяйствования, стиль одежды, кулинарные приемы.

5) «Таким образом формируется родоплеменная и межплеменная этническая культура. Актуальность кровного родства вытесняется общностью обычаев, нравов, верований, территориально-соседской солидарностью.

 

Это преимущественно сельскохозяйственная культурная система.

С возникновением городов и государств, социальной стратификации, появления городских сословий администраторов, воинов, священнослужителей, ремесленников . появления политической и систематизированного религиозного сознания вытесняющего мифологическое, Этнический тип культуры модифицируется.

Культуры ранних городских цивилизаций с III-II тысячелетия до н.э. по II тысячелетие н.э. (включая Ренессанс и Реформацию) в существенной мере этничны, но несколько трансформировались ( в народные ?) Доминирующую роль играют интересы военно-политические и религиозные. Это политико-идеологический тип (Я.Флиер).

Народный тип культуры.

Национальный тип культуры

Образуется с возникновением буржуазных наций: этнические и сословные принципы объединения понижаются в значимости, доминирую общенациональные стандарты «социальной адекватности и социальной компетентности». Основания единства:

1) территориальное единство,

2) политико-идеологическое единство,

3) экономическое единство и экономический интерес.

 

Повышается стандартизованность основных информационно-символических составляющих культуры, повышается эффективность трансляции культурных образцов следующему поколению, т.е. социальному воспроизводству общества.

Конфессиональный тип культуры. Основание – определенная религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок.

Религиозные культуры отличаются иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением зоны сакрального.

Профессиональный тип культуры. Складывается в рамках процессов разделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей со времени неолита. Углубляется специализация различных областей деятельности и связанная с ней специализация в области материального, интеллектуального, художественного, коммуникации. Очевидно одежды, языка, традиций и ритуалов. Вначале : культуры охотников (бродячих) и земледельцев (оседлых). Затем – скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников и.т.п.

Основания – некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии, элементы социальной этики, цели и сферы социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык, (очевидно, картина мира, специфическая для людей этой профессии, специфические верования и мифологии). Специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к этому объединению. Особенное развитие – в средневековье: ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена.

В современности число профессиональных культур возросло, и понятие П.К. углубилось. В каждой из этих культур (субкультур) своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики  ( в криминальной культуре есть свои профессиональные субкультуры).

Различия между культурой производителей  и культурой торговцев.

В культуре производственника доминирует творческое начало. Момент изготовления = моменту рождения. В культуре торговца доминирует коммуникативность.

Каждая профессиональная культура имеет свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных культурных навыков и образцов. Профессиональные вузы, профессиональные училища, «народные университеты», учебники по профессии. Передают не только технологии, но и комплекс знаний, образцов, эталонов профессиональной культуры.

Профессиональные культуры не централизованы. Развитие их происходит стихийно на основе общественного мнения, суждения экспертов.

 

Социально-сословные типы культуры. Их составляют социальные сегменты общества, выделенные по принципу отношения к существующем социальному порядку и специфическим функциям по поддержанию общественной целостности и устойчивость, - социальные сословия или классы.

Социальные сословия включают различные профессиональные культуры, имеют свои «верхи» и «низы». Сословия могут в течение времени менять свою роль (духовенство) в обществе или вовсе исчезать – раб(?).

-культура сельских производителей – функция – обеспечение физической выживания общество за счет снабжения его продуктами питания. Параметры культуры согласуются с этой функцией.

- культура городских производителей – функция – обеспечение социального выживания общества и обеспечения его техническими и интеллектуальными средствами и услугами для подобного выживания и воспроизводства,

- элитарная культура – те, кто устанавливает, поддерживает и воспроизводит существующий социальный порядок, этот слой располагает средствами для найма тех, кто создает миф о какой-то особенной утонченности и изысканности элитарной культуры,

- маргинальная культура, криминальная культура – культура тех, кто не нашел достойного и легального места в существующем порядке.

Основанием для деления могут быть: классы, классоподобные группы, сословия, этносы (?), социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион и т.д.

Каждая группа имеет свою специфическую систему норм и ценностей. В каждой общности есть референтные группы, где нормы и ценности этой общности варьируются:

 

Столичное дворянство                                 поместное дворянство

Сельскохозяйственные рабочие                  индустриальные рабочие

Преподаватели вузов                                   преподаватели школ

Деятели науки                                                деятели искусства

И т.д.

Далее возможны классификации социально-сословного типа:

Дворянская культура – характер отношения к земле, наследственность, стремление к натуральному хозяйству, семейность. Патернализм (социальное неравенство взаимодействующих индивидов «отец-сын», идея служения, традиционность, тяготение к ритуалу.

 - усадебная культура

- столичная культура

 Культура духовенства

Культура крестьянства :

Преобладание традиций,

Регулятор морали – обычай,

Обрядовость,

Куль служения,

Ритуалы,

Демократические традиции.

Культура мещанства

Культура купечества

Доосевой тип.

а) архаическая культура:  социальные структуры – род и община, складываются изначальные основы культуры: человеческий разум (просветители), воля к жизни и религиозное чувство (романтики и иррационалисты), разум и свобода (Гегель), орудийная трудовая деятельность (Маркс), нравственность (Соловьев В.), язык и другие символические формы (культурология ХХ века).

Решающее значение имеет лично-именная (и связанная с ней текстовая матрица) (?) как средство освоения, хранения, передачи и обновления коллективного человеческого опыта, его информативной, нормативной, ценностной и практической составляющих.

б) цивилизации : социальная структура – система сельских общин и государство; ранние религиозные культы, политеистические религиозные системы; профессионально-именная матрица – мифологический тип мышления.

«Близость между собой именных матриц личностного и религиозно-мифологического типов позволяет говорить о соответствующих культурах как о двух исторических формах единого культурного типа.»

Другие культурологические теории (Шпенглер, Тойнби, Маркс, Петров) считают различие между доосевыми культурами главным и решающим, а последующие различения вторичными.

(То есть:

Первобытная культура         -----------    Великие цивилизации древности

Великие цивилизации древности различаются как доосевые и   осевые.

Осевые различаются как цивилизации Востока и Запада.

Западные различаются согласно внутренней культурной форме: Античность, Средневековье, Ренессанс, Просвещение.

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, сложившийся в период между двумя мировыми войнами.

В человеческом обществе существует динамическое соотношение культуры верхов и культуры плебса, культуры элитарной и демократической, культуры, творимой личностями, и культуры анонимного большинства. Традиционно соотношение этих сил таково: элита является персонализированным субъектом культуры, но выражает в артефактах основные качества народной ментальности и базирует свою деятельность на константах народной культуры.

 

В начале века – между 1914 и 1939 г.г. ситуация меняется: возникает новый культурный субъект – масса, принципиально деперсонализированный феномен.

Причины «вертикального вторжения масс»:

1. Сомнение в идее прогресса, поразившие вначале элиту в индустриальном 19-м веке, а затем – после первой мировой войны – массу.

2. Кризис культуры Нового времени, основанной на личностном, индивидуальном начале. Технологический век все более отчуждает человека от мира. Человек-титан, создающий культуру, становится жертвой им же созданных безличностных сил.

3. Количественный рост «массы»: демографический рост; урбанизация культуры, скученность в городах. Возникает потребность в более интенсивном производстве городской культуры. Масса заполняет те области производства, которые раньше были привилегией квалифицированного «элитно» меньшинства: политику, искусство, образование, журналистику, литературу и т.д.

4. Культура оказывается доступной всем. Разрыв между уровнем жизни аристократии и простонародья сокращается, образуется мощный социальный слой – средний класс. По уровню его жизни можно судить: благосостояние массы сегодня несравненно выше, чем 150-200 лет назад.

5. Всеобщее образование.

6. Увеличение досуга в результате новых технологий, освободивших труд и время человека. Отток освобожденной энергии в сферу развлечений, любительских занятий искусством, хобби, путешествий, общественной деятельности.

7. Осуществление идей демократии и равноправия.

8. Новые технологии, приводящие к тиражированию и репродуцированию как способам распространения культуры. Уничтожается ценность оригинала, ценность уникальности, личности.

 

ЭЛИТА ( библ. Избранный).

Х.Ортега-иГассет:

«Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к самому себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, плывет по течению».

В ХХ веке свойство «жить без усилий и быть довольным собой» теряет частный психологический характер, становится определяющим свойством цивилизованного человека. Причем, социальная принадлежность человека роли не играет.

ЧЕРТЫ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ:

Доступность, упрощенность, стандартность, тиражность, техничность, одноразовость (актуальность).

Массовая социальная мифология (националистический шовинизм, квазирелигиозность, паранаучные учения, кумиромания), замещающая анализ сложных и все усложняющихся причинно-следственных связей между явлениями.

Изменившийся характер инкультурации человека. В традиционной культуре передаваемое знание персонализировано: обучающий передает обучаемому кроме знания как такового свой личный жизненный опыт, свое видение. Существуют школы в философии, мастерские в живописи и более общие категории – категории стиля, например, когда время имеет лицо. В массовой культуре знание становится на поток.

Соборность культуры. Культура литургическая. Культура участия.

Характер распространения культуры: тиражирование и репродуцирование. Оригинал теряет ценность. Значимым становится похожесть, стандарт.

Культура виртуальная, фантомная. Культура симулякра.

Культура невербального общения.

 

Учебная литература

1. *Культурология. Под ред. А.Н.Макаровой. М., 1995

2. *Культурология. Курс лекций. Сост. А.А.Радугин. М., 1997

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Культурная универсалия – артефакт, воплощающий универсальное культурное отношение. Выделяется более 60-ти универсалий. Среди них : спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда, попытки влиять на погоду и т.д.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

По И.Гердеру: язык, наука, ремесло, искусство, семья, государство, религия.

Новое время добавляет: миф, мораль, политика, право, быт, технологии .

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Все функции культуры социальны. Как социальна и сама культура ( отношение к другому).

 

Основные функциональные направления:

· Социально-интегративное,

· Организационно-регулятивно-нормативное,

· Познавательно-коммуникативное,

· Рекреационное,

·  Оценочное.

 

1. Функция социальной интеграции людей, формирования основания их единства.

2. Функция организации и дифференциации людей в из совместной жизнедеятельности: общности социально-территориальные (племена, этносы), общности социально-функциональные (коллективы), социально-бытовые (семьи, классы, сословия), религиозно-конфессиональные.

3. Функция консолидации и самоидентификации людей в коллективе: выработка общих целей и идеалов, групповых интересов, этических норм, социальных (конфессиональных, этнических) маркеров.

4. Функция регуляции процессов взаимодействия между людьми: обычаи, этикет, мораль, право, политика, идеология.

5. Демографическая функция и социальное воспроизводство членов общества: нормы сексуальных отношений, брачно-семейные нормы, нормы общежития, нормы инкультурации личности.

6. Адаптация человека к природным и историческим условиям обитания.

7. Функция формирования познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных, иррациональных, логико-метафизических, образных.

8. Развитие искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

9. Коммуникация и обмен информацией : язык, системы языка.

10. Физическая и психическая реабилитация и релаксация человека: нормы и формы охраны здоровья, система гигиены, традиции кулинарии, нормы отдыха, досуга, праздник и . д.

ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

Институт – (установление – лат.) Совокупность норм, образующих и регулирующих то или иное общественное отношение или несколько отношений.

Институт – устойчивая форма, с помощью которой индивид осваивает социальную жизнь, приспосабливается к ней и поддерживает ее.

Институт – фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для трансляции знаний и традиционных элементов культуры.

Институт – стандартизованная модель поведения.

Институты: нравы, обычаи, ритуалы, моральные нормы. Институт моногамной семьи, наследования, собственности, брака, профсоюзов, частного бизнеса

Институты воплощают его ценности.

Институты:

1) реляционные (определяют ролевую структуру общества по критериям пола, возраста, способностей),

2) регулятивные (допустимые рамки действий во имя личных целей и санкции карающие),

3) культурные (идеология, религия, искусства),

4) интегративные ( социальные роли, ответственные за обеспечение интересов социального общества как целого).

 ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

1.1 Классификация культуры, как и любая операция логического деления может быть осуществлена :

а) при корректном определении делимого понятия;

б) при корректном определении основания деления.

Поскольку определения понятия «культура» значительно разнятся в зависимости от позиций культурологической школы, а иногда и от личности конкретного исследователя или философа культуры, классификации культуры могут принимать различный вид и объединять различные типологизированные культурные феномены.

Сравните:

 «Культура – есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей…; мир «упорядоченных» коллективов…» ( Я.Флиер // Культурология. ХХ век. Словарь )

1.2 Различение культурных типов зависит от того, что понимает классификатор под термином «культура». Возможны два подхода к пониманию культуры, основанные на структуре культурного акта:

 

Субъект культурного акта → Артефакт Объект культурного акта

Используя синонимы основных понятий этой формулировки, принятые в разных культурологических направлениях, можно развернуть культурный акт как систему:

                             

                           Человек    Артефакт     Мир,

или:

 

                             «Я»   Артефакт     «Другой».

 

В любом случае культура окажется, в зависимости от точки зрения классификатора, либо артефактом («возделанной» средой», … «насыщенной продуктами (результатами)» культурной деятельности), выражающим отношение субъекта культуры к объекту (человека – к миру, «я» - к «другому»), либо отношением субъекта (человека, «я»), выраженным через артефакт. От перестановки акцента в структурной формуле культуры меняется принцип классификации. В первом случае содержанием классифицируемого понятия становится инструментальная часть культуры. Во втором – субъективно- личностная. В первом случае, анализируя артефакт, исследователь «прочитывает» технологию культуры. Во втором случае, необходимо используя артефакт в качестве интерпретируемого текста, исследователь «прочитывает» метафизику культуры.

Разумеется, что ни одна из подобных классификаций не может пользоваться абсолютным преимуществом. Понимание культуры возможно лишь при последовательном или одновременном применении обеих трактовок делимого понятия.

2.1 Классификация культур по степени субъективации (проявленности личностного начала):

Характеристики субъекта:

· Знание

· Умение

· Воля

· Творчество

· Отвественность

В зависимости от степени проявленности пяти характеристик культурные формы делятся на: элитарную (максимальное проявление пяти характеристик), коллективную (народную), массовую (минимальное проявление трех характеристик и исключение 4 и 5 пункта).

 

2.2 Классификация культур по гендерному принципу:

 Мужская культура – приоритет ценности вещей, власти, уверенности, подчеркивается дифференциация гендерных ролей, представительность, амбиции, независимость.

Женская культура – приоритет человечности, качества жизни, заботливости, гендерные роли размыты, ценятся услуги и взаимозависимость.

 

Класификация культур по принципу социальной зрелости:

молодежная  (динамически меняющаяся система ценностей, экстремизм)

зрелая (традиционная устойчивая система ценностей).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 190.