По Я.Флиеру (Екатеринбург)
Основание для классификации служит «преобладающий тип социальной солидарности, сложившийся в данном обществе.
Социальная солидарность реализуется:
1. В наборе принципов и методов упорядочивания мира как в практической деятельности, так и в мировоззрении.
2. В идеологии.
3. в характерных формах социальной организации и методов регуляции.
4. В накоплении, рефлексии и селекции опыта существования коллективного и личностного именно при этом порядке.
5. В специфической системе ценностей.
6. В социальном воспроизводстве этого порядка.
Различаются согласно этой классификации:
Кровнородственный тип культуры. Наиболее древний культурный тип. Первая форма групповой солидарности. Суть этой культурной системы: степень солидарности и любого типа обязательств и форм поведения одного человека по отношению к другому зависит от степени их кровного родства.
Сегодня этот тип социальной солидарности существует в частной жизни человека – в личной и семейной жизни. Либо в форме родственно-клановой системы обществ, близких к традиционным.
Форма этой системы – семья, понимаемая как субкультурная система, обладающая определенной спецификой жизненного уклада, оценочных и интерпретативных установок, форм первичной социализации и инкультурации. Семья как культуротворческий институт.
Вопросы:
1) родственной солидарности,
2) трансляции семейных традиций, нравов, статусных притязаний.
Этнический тип культуры.
Основание – опыт совместного проживания на смежных территориях и опты совместной хозяйственной деятельности, обороны т.д.
Реализация :
1) язык,
2) преобладание внутренних хозяйственных и социальных связей над внешними,
3) системы мифологических и рациональных представлений,
4) элементы образа жизни, бытовой культуры, приемы и способ хозяйствования, стиль одежды, кулинарные приемы.
5) «Таким образом формируется родоплеменная и межплеменная этническая культура. Актуальность кровного родства вытесняется общностью обычаев, нравов, верований, территориально-соседской солидарностью.
Это преимущественно сельскохозяйственная культурная система.
С возникновением городов и государств, социальной стратификации, появления городских сословий администраторов, воинов, священнослужителей, ремесленников . появления политической и систематизированного религиозного сознания вытесняющего мифологическое, Этнический тип культуры модифицируется.
Культуры ранних городских цивилизаций с III-II тысячелетия до н.э. по II тысячелетие н.э. (включая Ренессанс и Реформацию) в существенной мере этничны, но несколько трансформировались ( в народные ?) Доминирующую роль играют интересы военно-политические и религиозные. Это политико-идеологический тип (Я.Флиер).
Народный тип культуры.
Национальный тип культуры
Образуется с возникновением буржуазных наций: этнические и сословные принципы объединения понижаются в значимости, доминирую общенациональные стандарты «социальной адекватности и социальной компетентности». Основания единства:
1) территориальное единство,
2) политико-идеологическое единство,
3) экономическое единство и экономический интерес.
Повышается стандартизованность основных информационно-символических составляющих культуры, повышается эффективность трансляции культурных образцов следующему поколению, т.е. социальному воспроизводству общества.
Конфессиональный тип культуры. Основание – определенная религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок.
Религиозные культуры отличаются иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением зоны сакрального.
Профессиональный тип культуры. Складывается в рамках процессов разделения труда, проявившегося в выделении социальных функций, статусов и ролей со времени неолита. Углубляется специализация различных областей деятельности и связанная с ней специализация в области материального, интеллектуального, художественного, коммуникации. Очевидно одежды, языка, традиций и ритуалов. Вначале : культуры охотников (бродячих) и земледельцев (оседлых). Затем – скотоводов, шаманов, вождей, воинов, ремесленников и.т.п.
Основания – некоторые принципы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями технологии деятельности по правилам той или иной профессии, элементы социальной этики, цели и сферы социальной ответственности за последствия данной деятельности, профессиональные традиции, статусные роли, профессиональный язык, (очевидно, картина мира, специфическая для людей этой профессии, специфические верования и мифологии). Специфические ритуалы поведения и этикета, внешние атрибуты принадлежности к этому объединению. Особенное развитие – в средневековье: ремесленные цеха и гильдии, рыцарские и церковные ордена.
В современности число профессиональных культур возросло, и понятие П.К. углубилось. В каждой из этих культур (субкультур) своя специфическая система поведения, этика отношений, суждений, оценок, статусно-ролевых положений, языка, символики ( в криминальной культуре есть свои профессиональные субкультуры).
Различия между культурой производителей и культурой торговцев.
В культуре производственника доминирует творческое начало. Момент изготовления = моменту рождения. В культуре торговца доминирует коммуникативность.
Каждая профессиональная культура имеет свою систему профессионального воспроизводства, обучения, трансляции профессиональных культурных навыков и образцов. Профессиональные вузы, профессиональные училища, «народные университеты», учебники по профессии. Передают не только технологии, но и комплекс знаний, образцов, эталонов профессиональной культуры.
Профессиональные культуры не централизованы. Развитие их происходит стихийно на основе общественного мнения, суждения экспертов.
Социально-сословные типы культуры. Их составляют социальные сегменты общества, выделенные по принципу отношения к существующем социальному порядку и специфическим функциям по поддержанию общественной целостности и устойчивость, - социальные сословия или классы.
Социальные сословия включают различные профессиональные культуры, имеют свои «верхи» и «низы». Сословия могут в течение времени менять свою роль (духовенство) в обществе или вовсе исчезать – раб(?).
-культура сельских производителей – функция – обеспечение физической выживания общество за счет снабжения его продуктами питания. Параметры культуры согласуются с этой функцией.
- культура городских производителей – функция – обеспечение социального выживания общества и обеспечения его техническими и интеллектуальными средствами и услугами для подобного выживания и воспроизводства,
- элитарная культура – те, кто устанавливает, поддерживает и воспроизводит существующий социальный порядок, этот слой располагает средствами для найма тех, кто создает миф о какой-то особенной утонченности и изысканности элитарной культуры,
- маргинальная культура, криминальная культура – культура тех, кто не нашел достойного и легального места в существующем порядке.
Основанием для деления могут быть: классы, классоподобные группы, сословия, этносы (?), социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион и т.д.
Каждая группа имеет свою специфическую систему норм и ценностей. В каждой общности есть референтные группы, где нормы и ценности этой общности варьируются:
Столичное дворянство поместное дворянство
Сельскохозяйственные рабочие индустриальные рабочие
Преподаватели вузов преподаватели школ
Деятели науки деятели искусства
И т.д.
Далее возможны классификации социально-сословного типа:
Дворянская культура – характер отношения к земле, наследственность, стремление к натуральному хозяйству, семейность. Патернализм (социальное неравенство взаимодействующих индивидов «отец-сын», идея служения, традиционность, тяготение к ритуалу.
- усадебная культура
- столичная культура
Культура духовенства
Культура крестьянства :
Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.