Определения «Восток» и «Запад» для нас сейчас определения не топологии, а ценностно-смысловой типологии. Восток-Запад есть некая культурная дуальность, составляющая универсум, два полюса, без которых немыслима культурная сфера. Европейские размышления по этому вопросу становятся очевидны в XVIII- XIX в.в., когда европейская культура начинает ощущать исчерпанность своей культурной модели и пытается ее наполнить новой энергией и новым смыслом, сделать ее действительно универсальной, дополняя Запад Востоком, определяя Запад через Восток.
Традиционно дихотомия Восток-Запад более употребительна, чем Север-Юг, хотя и последняя типология тоже дает возможности для осмысления культурного целого.
В основе деления культуры на восточный и западный тип лежат космогонические мотивы, наиболее устойчивые во всех мировых культурах: восход и закат, рождение и умирание, круговорот природных процессов. При этом восход/восток понимается как начало (дня, жизни, истории, природного цикла). Мотивы, наполняющие смыслом эту константу, - спасение, воскресение, детское, женское. Запад/закат понимается как финал, завершение (дня, жизни, истории, природного цикла), и мотивы его – зрелость, завершенность, прогресс (как стремление к высшей точке совершенства), мужское, свершающее, определяющее. Противоположности двух констант снимаются в мифологическом омфалосе – центре Земли, обозначенном божественным камнем, упавшим с неба.
Тяготение к восточному или западному типу могут ощущаться в любой территориально или временно определенной культуре, независимо от ее географической локализации, но есть культуры, где черты восточного типа выражены наиболее полно, ярко и последовательно, где ими определен весь ход развития цивилизации (например, культуры японская, китайская, индийская, монгольская и т.л.). Есть, в свою очередь культуры, где исторически доминирует и определяет ход истории западный тип мышления и поведения (например, культуры французская, германская, английская, северо-американская и т.п.). Особую категорию составляют так называемые «пограничные культуры», в которых оба культурных типа выявляются и находятся в противоречии, создавая особое внутрикультурное напряжение, которое не разрешается ни синтезом «востока» и «запада», ни возобладанием какого-то одного из двух типов. Эти пограничные культуры складываются на территориях, географически и исторически испытывающих одинаково сильное влияние Востока и Запада: в Испании, на Балканах, в России, в странах Ближнего Востока, на Кавказе, в бывших Советских республиках – Казахстане, Киргизии, Таджикистане и т.п.
Динамика отношений Востока и Запад такова, что на протяжении обозримой истории прослеживается определенная тенденция централизации смыслов и ценностей европейской культуры:
Античность – распределенное на три тысячелетия передвижение культурного центра с Востока на Запад.
Средневековье – XIX век – европоцентризм, переходящий в XIX-XX в.в. в американоцентризм, доминирование североамериканского культурного типа как особой разновидности западного.
50-е годы ХХ века – афроцентризм.
20-е, 60-е, 80-е г.г. ХХ века – тяготение к Востоку.
Различия принципов и ценностных категорий восточного и западного культурных типов можно свести к следующей таблице:
ВОСТОК ЗАПАД
Восход. | Закат. |
Начало | Финал |
Пустота. | Структура. |
Безграничность, неопределенность. | Граница, определенность, размеренность |
Самоцельность жизни. | Целеустремленность. |
Женский тип культурного мышления и поведения | Мужской тип культурного мышления и поведения. |
Созерцание | Деятельность |
Понимание | Знание |
Интуиция | Рационализм |
Случайность | Причинно-следственная связь |
Устойчивость, традиция | Развитие, динамизм, прогресс |
Ритуал | Инновация |
Гармония с природной средой | Техническое преобразование мира |
Вертикаль времени: мгновение –вечность | Горизонталь хронологии: прошлое, настоящее, будущее |
Неделимость | Анализ-синтез |
Вещь | Знак |
Иероглиф | Буква |
Самобытность | Космополитизм. |
Семья, государство, общность | Индивидуализация личности |
Деспотизм, зависимость от целого | Демократия, свободное равенство |
Ризоматическое развитие | Линейное развитие. |
Медитация | Мышление |
Гилозоизм, пантеизм, одушевление природы | Антропоцентризм и антропоморфность культуры |
Дао | Логос |
2.7 Классификация культур на основании ценностных систем (концепция П.А.Сорокина):
Основанием классификации культур для Сорокина становится ценностная система субъекта культуры .
«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По той причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы : в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации». Типы культур, согласно классификации П.А.Сорокина, определяются по доминирующим характеристикам системы ценностей. Различаются идеациональная, чувственная (сенситивная) идеалистическая формы культуры.
Кроме того, существует, с точки зрения классификатора, четвертое состояние культуры, не являющееся более-менее устойчивым типом, но именно состоянием ( переходным, чаще всего катастрофическим) - эклектичная смешанная культура.
1. Идеациональное (духовное) искусство: символично, статично, избегает внешнего формального разнообразия, коллективное, анонимное.
«Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной.»
Феномены идеациональной культуры:
Архитектура - строения посвящены Богу, внешний абрис символичен: крест в основании, купол, шпиль, архи.
Живопись – символична и религиозна Двухмерна, неиллюзорна, нет ню, пейзажа, портрета, жанра, сатиры, комедии, карикатуры.
Музыка – Амброзианские и Григорианские религиозные песнопения.
Словесность – комментарии Библии, молитвы, проповеди, жития.
Скульптура – символичная, религиозна по сюжету.
Театр – мистерия.
2. Чувственное (сенситивное) искусство: натуралистическое, динамичное, разнообразно по формам, авторское (художник и масса в отношениях заказчик-исполнитель).
Архитектура – светская, театры, дворцы, внешний абрис декоративен, витален, чувственен, стилизации.
Живопись – реалистична, линейная перспектива, анатомия, фактура, движение, впечатление. До импрессионизма. Жанр, пейзаж, портрет, ню.
Музыка – хроматическая гамма, атональность.
Словесность – Социальная, эмоциональная, аналитичная, субсоциальна, Герои. Отрицательные герои.
Скульптура – формальна, словесна.
3. Идеалистическое (идеальное) искусство: реальное, но возвышенное, динамичное, но плавное, разнообразно, но отобрано, автор, но первый среди равных.
Музыка – труверы, миннезингеры, физическая природа звуков, их комбинация и игра. Разнообразие инструментов, увеличение оркестра.
Словесность – аллегорическая.
Идеалистическое искусство Греции V века:
«Оно светлое, спокойное и величественное. Его идеализм выражается в отличном знании художником анатомии человеческого тела и знании средств воплощении этого знания в идеально или совершенной форме; в изображенных человеческих персонажах, в их позах, в абстрактной трактовке типа человека… Мы представлены бессмертным и идеализированным смертным: старики вновь молоды, дети изображены взрослыми, женщины демонстрируют меньше женственности и спрятаны в фигурах атлетов» с. 440
4. Смешанное (эклектичное) искусство: не интегрировано, нет системы унифицированных ценностей, и формы, и идеи превращаются в груду несоединимых частей.
История культуры с точки зрения П.А.Сорокина.
Отсчет начинается с чувственных культур, как более примитивных.
Палеолит – чувственная культура
Неолит - идеациональная
Древний Египет - идеациональная
Среднее и Новое Царство – чувственная культура
Крито-микенская культура - чувственная
Греция IX –VI в.в.- идеациональная
Греция V в. - идеальная
Греко-римская культура - чувственная
Раннее средневековье - идеациональная
Западная Европа ,XIII-й век - идеальная
Возрождение - чувственная
XIX – XX в.в. – очевидно, чувственная, чреватая переходом и идеациональную или идеальную.
Классифицируя восточные культуры, Сорокин называет идеациональными культуру даосистского Китая, буддийской Индии, Тибета. Чувственными – культуру Ассирии, скифскую культуру.
Достижения чувственной культуры и искусства:
1. Техника, позволяющая имитировать все, созданное ранее и создавать новое.
2. Количество, объемы и размеры, неведомые раньше.
3. Массовость, Музеи, библиотеки, радио, грамзапись, кино, видео, дизайн.
4. Стилевое многообразие и многообразие стилизаций.
5. Мастерство и глубина.
«Во всех этих отношениях современное искусство обогатило культуру и в значительной степени облагородило человека».
Недуги чувственной культуры и искусства:
Все они начинаются как достоинства, но развиваются в пороки.
1. Порочна установка – давать удовольствие.
2. Пытаясь изображать действительность такой, какой она открывается органам чувств, искусство обречено на поверхностность, иллюзорность, не доходит до сути.
3. Исходя из первой установки, искусство непрестанно ищет новых способов поражать нашу чувственность и постепенно приходит к сенсационности, к порочным и патологическим типам к «негативным феноменам чувственной реальности».
4. Поиски разнообразия ведут к раздроблению тела культуры и к хаосу..
5. Усложнение технических средств ведет к завершению искусства.
6. Профессионализм в искусстве рано или поздно превращает искусство в товар, а художника – в ремесленника.
Чувственное искусство и культура завершаются на импрессионизме. Начинается борьба с ним. Сюрреалисты, кубисты, прочие модернисты отказываются от принципов чувственного искусства:
- не доставлять удовольствия,
- не быть узнаваемыми и понятными,
- не изображать поверхность, а извлечь то, что за оболочкой, вскрыть закономерность мира, конструкцию вещей.
Но:
«Его протест не во имя Бога или какой-либо другой сверхчувственной ценности, а во имя материального мира, против призрачной поверхностной материальности чувственного искусства. В этом отношении современное искусства чрезмерно научно. Оно в некоторой степени схоже с коммунизмом или фашизмом в политике». С. 462
«Разложение идет сейчас в полную силу. Ничто не может остановить его. На смену ему непременно придет искусство другого типа – идеациональное или идеалистическое, которые сами в свое время уступали место чувственному искусству шесть-семь столетий назад… После мук и хаоса переходного периода рождающееся новое искусство – возможно, идеациональное – увековечит в новом облике неувядаемый elan (порыв – фр.) человеческой культуры.» с. 462.
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ И КОЛЛОКВИУМОВ:
Структурно-функциональная классификация культурного пространства: функциям:
1. Информационное.
2. Потребительское.
3. Досуговое.
4. Образовательное.
5. Деловое.
6. Социально-бытовое.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.