Экономика и организация отраслей животноводства на       предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Животноводство — важная отрасль сельского хозяйства. Оно подразделяется на подотрасли по видам животных и производимой продукции: скотоводство (молочное и мясное), свиноводство, овцеводство (шерстное, шубное, каракульское), птицеводство (яичное и бройлерное), коневодство (табунное и спортивное), козоводство (пуховое и молочное), верблюдоводство, оленеводство, звероводство, кролиководство, пчеловодство, прудовое рыбоводство и др.

В системе животноводства взаимосвязаны и взаимодействуют, материально-технические, технологические и организационно-экономические элементы, которые в совокупности обеспечивают наиболее целесообразное использование животных, повышение их продуктивности, сохранение (при необходимости — увеличение) поголовья и улучшение его качества в целях производства большего количества высококачественной продукции, повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия на рынке при наименьших затратах труда, материально-денежных средств и капитальных вложений. Указанные элементы системы присущи всем отраслям животноводства, хотя для каждой отрасли действие их может быть специфичным.

Проанализируем уровень развития и эффективность отрасли животноводства на РСУП «Петровичи»  (таблица 1.12).

 

Таблица 1.12 — Производственный потенциал отрасли животноводства и          показатели эффективности производства продукции животноводства  

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2015 г.

% +/-
Поголовье молочного стада, гол 656 690 679 103,5 +23
Поголовье КРС на выращивании и  откорме, гол 1010 1044 991 98,1 -19
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг 5498 5507 4664 84,8 -834
Среднесуточный прирост КРС на выращивании и откорме, г 594 565 658 110,8 +64
Валовое производство молока, т 3607 3800 3167 87,8 -440
Абсолютный прирост мяса КРС, т 219 216 238 108,7 +19
Прибыль от реализации молока, тыс. руб. 57 160 31 54,4 -26
Убыток от реализации говядины, тыс. руб. -88 -422 -364 413,6 -276
Убыток от реализации КРС на племенные цели, тыс. руб. -322 -5 -17 5,3 305
Убыток от реализации продукции животноводства, тыс. руб. -388 -267 -349 89,9 39
Рентабельность молока, % 4,5 11,0 2,1 - -2,4
Убыточность мяса КРС, % -51,2 -59,1 -53,4 - -2,2
Убыточность КРС на племенные цели, % -52,4 -7,4 -26,2 - +26,2
Убыточность продукции животноводства, % -18,4 -11,9 -15,4 - +3,0

 

Анализ данных таблицы 1.12 показал, что поголовье молочного стада коров  на РСУП «Петровичи»  увеличилось в 2017 году на 3,5 % или на 23 головы по сравнению с 2015 годом. Поголовье КРС на выращивании и откорме в 2017 году составило 991 голов, что на 19 голов или на 1,9 % меньше чем в              2015 году. Среднесуточный прирост  КРС на выращивании и откорме вырос на 10,8 % или на 64 г  за 2015–2017 гг. Среднегодовой удой молока от одной коровы  в 2017 году по сравнению с 2015 годом снизился на 15,2 % или на 834 кг, а по сравнению с 2016 годом — на 15,3 %.  Валовое производство молока в          2017 году составило 3167 т, что на 440 т меньше чем в 2015 году. Темп прироста валового производства мяса КРС в 2017 году по отношению к 2015 году составил 8,7 %. 

Прибыль от реализации молока сократилась на 26 тыс. руб.  или в         1,84 раза за 2015–2017 гг. За 2016–2017 гг. прибыль от реализации молока сократилась на 129 тыс. руб. или в 5,2 раза.  Уровень  рентабельности производства  молока за три года снизился на 2,4 п.п.

Убыточность производства говядины снизилась в 2017 году по сравнению с предыдущим годом на 5,7 п.п., а по сравнению с 2015 годом выросла на 2,2 п.п. За 2015–2017 гг. уровень убыточности КРС племенного направления снизился на 26,2 п.п. В целом животноводство на РСУП «Петровичи»  в 2015–2016 гг. являлось убыточной  отраслью.  Убыток от реализации продукции животноводства за 2017 год составил 349 тыс. руб. За 2015–2017 гг. уровень убыточности производства снизился на 3,0 п.п.

 

1.5 Система  планирования  в организации

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что планирование результатов производственно-финансовой деятельности является одним из основных факторов стабильного экономического развития сельскохозяйственных организаций. Это стимулирует обоснование детальных программ развития как в целом по предприятию, так и в разрезе внутрихозяйственных подразделений.

Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.

В рыночных условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

В процессе финансового планирования на  РСУП «Петровичи» решаются следующие задачи:

– определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления и др.);

– принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

– определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

– уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций;

– выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

– определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Важнейшими объектами финансового планирования на РСУП «Петровичи» являются:

– выручка от реализации проданной продукции (товаров, работ, услуг);

– прибыль и направления ее использования;

– создаваемые фонды и резервы и их использование;

– объем платежей в бюджет внебюджетные фонды;

– объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

– плановая потребность в оборотных средствах;

– объем вложений во внеоборотные активы и источники их финансирования  и другие.

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности РСУП «Петровичи».

Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником по удельному весу— среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств заканчивается реализацией продукции поступлений выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых для возобновления следующего кругооборота.

От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения организации, состояние его краткосрочных активов, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, банками, поставщиками, рабочими и служащими организации.

Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам, санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли организации-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства на смежных организациях.

Бизнес-план РСУП «Петровичи»  представляет собой документ, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности. Составление бизнес-плана способствует внутреннему управлению, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет экономистов анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности организации.

Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представления о продукции,  планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи. Обяза- тельно обосновываются примерная цена продажи и затраты на ее производство.

В состав бизнес-плана входят детально проработанный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований, так как для организации сбыта необходимо оценить конкуренцию на рынке, насыщенность аналогичными видами продукции.

Основными задачами плана является определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и других материальных и трудовых ресурсов.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений. Он разрабатывается в следующем составе:

– производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении;

– изменение остатков готовой нереализованной продукции;

– баланс производственных мощностей и их использование.

Планирование денежной выручки осуществляется в бизнес-плане развития организации. Началом планирования денежной выручки и процесса реализации продукции является обеспечение организации заказами. На их основе составляется бизнес-план по номенклатуре, являющийся основанием для организации процесса производства продукции.

Закупочная цена согласовывается с заказчиками продукции и поставщиками материалов. При этом, как известно, заключаются договоры с покупателями продукции, в которых указывают ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, форму расчётов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению.

При планировании на РСУП «Петровичи» результатов от реализации продукции основными каналами реализации является продажа государству, на рынке, выдача натурой в счет оплаты труда. Для определения общей суммы выручки от реализации продукции составляется вспомогательный расчет, в котором в натуральном выражении по всем каналам реализации показывается количество реализуемой продукции, цена за единицу и выручка, а также предусмотрены показатели себестоимости единицы продукции и финансовый результат. Важным этапом работы является определение цены реализации с учетом категории качества. Реализация продукции государству планируется по закупочным ценам. Однако, для расчета выручки от реализации продукции государству и другим каналам, где используется закупочная цена с учетом качества продукции, определяется средняя реализационная цена за единицу.

При ее расчете следует учитывать действующие закупочные цены по категориям продукции, установленные надбавки за качественные показатели, предусмотренные планом.

В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно. Годовое планирование выручки, также как и затрат на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий хозяйствования.

Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативные — в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет организации. Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал) включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок.

Планирование поступления выручки и обеспечение выполнения плана является одной из важнейших задач на предприятии.

Возможности планирования поступления выручки в сельскохозяйственных организациях ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:  неопределенность внешней (рыночной) среды; возможность слияния или поглощения другой фирмой;  возможность монопольного установления цены реализации продукции; контрактные отношения. Основными целями совершенствования планирования денежной выручки должны стать: стремление к достижению запланированных показателей посредством разработки единой методики по заполнению бизнес-планов; переход планирования на новый уровень, который предполагает не просто формальное заполнение финансовых форм, а четкое их соответствие общепринятым стандартам; наличие в бизнес-плане финансовых форм, которые будут содержать все необходимые плановые показатели, влияющие на текущую деятельность организации.

Одной из форм использования плановых методов в системе сельского хозяйства является разработка краткосрочных годовых  и долгосрочных планов.

Для комплексного краткосрочного планирования показателей в сфере растениеводства и животноводства на РСУП «Петровичи»  применяют различные методы, среди которых:

1) балансовый;

2) программно-целевой;

3) нормативный;

4) расчетно-конструктивный;

5) экономико-математический.

Рамки использования последнего расширяются по мере того, как возрастают требования к научной обоснованности расчетов на основе использования информационных технологий. В соответствии с этим рассчитаны и апробированы новые эконометрические модели для краткосрочного прогнозирования.

Практическая задача по обоснованию плановых параметров в отраслях растениеводства и животноводства с использованием многообразных способов позволяет  повысить качество исследований в организации.

В составе общей совокупности плановых параметров (ресурсных, экономических, социальных) важное место занимает установление объективно обоснованной урожайности. Это связано с тем, что в данном показателе суммируются все различия в использовании минеральных и органических удобрений, химических средств защиты растений, техническом оснащении, организации производства и комплексном стимулировании труда.

Известно, что на урожайность сельскохозяйственных культур оказывает влияние большое количество факторов. В агротехническую группу входят те из них, которые обусловлены уровнем развития производительных сил (наличие тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин; затраты труда и др.), а также те из них, что связаны агротехникой возделывания культур — предшественники, сроки выполнения работ, количество удобрений в зависимости от способов и сроков внесения, удельный вес посевов с интенсивной технологией в общей площади и т.д.

Основные экономические факторы — это оплата труда, финансовые вложения, концентрация (площади посева), форма организации труда и производства. Почвенные факторы связаны с их физико-химическими свойствами и типами: балл угодий, реакция почвенного раствора, кислотность, щелочность, наличие гумуса в почве и ее глинистость, сумма поглощенных оснований, запас питательных веществ (содержание подвижных форм фосфора и калия).

К биологическим факторам относят разнообразие сортов, качество семян. В особую группу можно выделить метеорологические факторы — осадки, температура, солнечная активность и др. С точки зрения управляемости все факторы делятся на регулируемые, условно-постоянные и случайные, исход которых можно предсказать с определенной долей вероятности.

Планирование в растениеводстве на РСУП «Петровичи» начинается с урожайности зерновых и зернобобовых культур в бункерном весе.  В качестве расчетной (планируемой) урожайности зерновых культур в организации берется  значение средней прогрессивной величины. Оно представляет собой: сумма средней урожайности за три года и ее наивысшего уровня за этот период, деленная на два.

В целях развития системы планирования на РСУП «Петровичи» необходимо осуществлять дальнейшую унификацию финансовых планов путем оптимизации объектов планирования и количества разрабатываемых таблиц, что приведет к упрощению финансовых планов для пользователей. Необходимо применять простые и доступные методы планирования доходов предприятий, в том числе выручки от реализации и получения прибыли. При планировании выручки от реализации продукции ее необходимо исчислять упрощенным способом, корректируя стоимость фактической реализации продукции прошлого периода на намеченный процент увеличения цен. Многие руководители, специалисты не принимают участия в разработке бизнес-плана и не используют его в качестве гибкого действующего рычага в управлении деятельностью организа- ции, выработке и принятию мер по снижению потерь и росту доходов, достижению конечных, эффективных результатов хозяйствования.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 210.