Информационная культура предприятия — это совокупность сложившихся взглядов, стереотипов, метафор, систем мотивации и оценки, а также отношение к информации руководителей и персонала предприятия, т.е. те ценности, установки и правила поведения, которые влияют на осознание информационных потребностей, процессы сбора, накопления, обработки, распространения, понимания и использования информации. При этом ключевым является отношение к информации как к важнейшему ресурсу, определяющему потенциал и перспективы предприятия.
Информационное поведение сотрудников и информационная культура предприятия в целом определяются спецификой области деятельности (предметной области), которая характеризуется степенью упорядоченности, формализации, интенсивностью и разнородностью информационных процессов. Информационные процессы, в свою очередь, зависят от уровня неопределенности внешней среды, структурной и функциональной сложности системы, институциально-правовых условий осуществления информационной деятельности предприятия.
Внедрение ИС, накопление и возможность доступа к огромным массивам различной информации, представленной в машинном виде, в том числе и вне организации (например, в сети Интернет), безусловно, оказывают влияние на информационную культуру предприятия. С другой стороны, внедрение и применение автоматизированных информационно-технологических систем не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и эффективно и само по себе не решает проблем отношений пользователей к информационным ресурсам.
Компьютерные технологии и сети — лишь инструменты, помогающие использовать информацию для повышения эффективности деятельности предприятия. Для ИС-менеджера предприятия необходимо знать, как используют информацию потребители, чтобы иметь возможность влиять на ее использование, в том числе путем создания соответствующих программно-технических средств и конфигурации ИС.
Таким образом, одной из важнейших задач менеджмента ИС-менеджера предприятия является формирование и воспроизводство (поддержание) такой информационной культуры предприятия, которая соответствовала бы ее функциональному назначению, целям и стратегии развития.
Основные положения, определяющие информационную культуру и информационное поведение пользователей ИС предприятия, формулируются следующим образом:
Информационная культура является частью обшей производственной культуры предприятия. При этом следует рассматривать два аспекта проявления информационной культуры: при информационном взаимодействии с внешней средой и при информационном взаимодействии и отношении к информации внутри предприятия.
Информационная культура и поведение пользователей и возможности ИТ-инфраструктуры и ИС предприятия в целом взаимообусловлены и должны быть адекватны и согласованы между собой. Информационная культура является одним из факторов, определяющим как эффективность информационных процессов, так и стратегию развития ИС предприятия.
Информационная культура предприятия определяет доминирующий тип информационного поведения ее сотрудников.
Информационное поведение персонала предприятия проявляется в виде реакции, т.е. характера взаимодействия или бездействия персонала:
при получении той или иной информации — тем, как она интерпретируется, обрабатывается и передается, как и для чего используется;
при наступлении некоторого события — тем, как и какая информация (данные) при этом формируется (порождается) или не формируется. Тип реакции (поведения) при этом соотносится с такими свойствами порождаемой информации, как «объективность», «достоверность», «точность», «полнота», «актуальность», «истинность», «ложность».
Таким образом, тип информационного поведения идентифицируется совокупностью реакций человека на определенные события или получение некоторой информации и в целом может характеризоваться такими понятиями, как «адекватность», «своевременность», «сокрытие», «искажение», «дезинформация».
В общем случае разные функциональные службы и подразделения предприятия имеют разные модели и подходы к процессам сбора, обработки, распространения и использования информации, т.е. их информационная культура и поведение также различны. В то же время информационное поведение сотрудников даже функционально идентичных подразделений предприятия также может быть различным.
Кроме того, необходимо различать информационные потребности и поведение менеджеров и исполнителей. При этом следует иметь в виду, что функциональные роли «менеджер» и «исполнитель» необходимо рассматривать относительно иерархии управления и ответственности. В этом смысле имеют место определенный релятивизм и двойственность, поскольку один и тот же человек может одновременно являться и руководителем, и подчиненным.
Следует различать функциональное и дисфункциональное информационное поведение сотрудников предприятия.
Функциональное информационное поведение сотрудников обеспечивает нормальное, бесконфликтное функционирование ИС и совершенствование рабочих процессов, т.е. адекватно целям, задачам и стратегии развития предприятия: учитываются все необходимые для осуществления деятельности события — формируется соответствующая объективная, достоверная, полная и своевременная информация.
Дисфункциональное информационное поведение, наоборот, способствует усилению негативных тенденций, дезорганизации, снижению управляемости и может привести к нарушению нормального функционирования предприятия: информация не точна, искажается, предоставляется в неполном объеме или не своевременно, обмен информацией излишне зарегламентирован и затруднен, сотрудники не проявляют инициативы и активности в обмене потенциально полезной информацией или даже скрывают такую информацию.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.