Информационная культура предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационная культура предприятия — это совокупность сложившихся взглядов, стереотипов, метафор, систем мотивации и оценки, а также отношение к информации руководителей и пер­сонала предприятия, т.е. те ценности, установки и правила пове­дения, которые влияют на осознание информационных потреб­ностей, процессы сбора, накопления, обработки, распростране­ния, понимания и использования информации. При этом ключе­вым является отношение к информации как к важнейшему ресур­су, определяющему потенциал и перспективы предприятия.

Информационное поведение сотрудников и информационная культура предприятия в целом определяются спецификой области деятельности (предметной области), которая характеризуется сте­пенью упорядоченности, формализации, интенсивностью и раз­нородностью информационных процессов. Информационные процессы, в свою очередь, зависят от уровня неопределенности внешней среды, структурной и функциональной сложности систе­мы, институциально-правовых условий осуществления информа­ционной деятельности предприятия.

Внедрение ИС, накопление и возможность доступа к огром­ным массивам различной информации, представленной в машин­ном виде, в том числе и вне организации (например, в сети Интер­нет), безусловно, оказывают влияние на информационную культуру предприятия. С другой стороны, внедрение и применение ав­томатизированных информационно-технологических систем не гарантирует того, что информация будет использоваться более ра­зумно и эффективно и само по себе не решает проблем отноше­ний пользователей к информационным ресурсам.

Компьютерные технологии и сети — лишь инструменты, по­могающие использовать информацию для повышения эффектив­ности деятельности предприятия. Для ИС-менеджера предприя­тия необходимо знать, как используют информацию потребите­ли, чтобы иметь возможность влиять на ее использование, в том числе путем создания соответствующих программно-технических средств и конфигурации ИС.

Таким образом, одной из важнейших задач менеджмента ИС-менеджера предприятия является формирование и воспроиз­водство (поддержание) такой информационной культуры пред­приятия, которая соответствовала бы ее функциональному назна­чению, целям и стратегии развития.

Основные положения, определяющие информационную куль­туру и информационное поведение пользователей ИС предприя­тия, формулируются следующим образом:

Информационная культура является частью обшей про­изводственной культуры предприятия. При этом следует рассмат­ривать два аспекта проявления информационной культуры: при информационном взаимодействии с внешней средой и при ин­формационном взаимодействии и отношении к информации внутри предприятия.

Информационная культура и поведение пользователей и возможности ИТ-инфраструктуры и ИС предприятия в целом вза­имообусловлены и должны быть адекватны и согласованы между собой. Информационная культура является одним из факторов, определяющим как эффективность информационных процессов, так и стратегию развития ИС предприятия.

Информационная культура предприятия определяет доми­нирующий тип информационного поведения ее сотрудников.

 

Информационное поведение персонала предприятия про­является в виде реакции, т.е. характера взаимодействия или без­действия персонала:

при получении той или иной информации — тем, как она интерпретируется, обрабатывается и передается, как и для чего используется;

при наступлении некоторого события — тем, как и какая информация (данные) при этом формируется (порождается) или не формируется. Тип реакции (поведения) при этом соотносится с такими свойствами порождаемой информации, как «объектив­ность», «достоверность», «точность», «полнота», «актуальность», «истинность», «ложность».

Таким образом, тип информационного поведения идентифи­цируется совокупностью реакций человека на определенные со­бытия или получение некоторой информации и в целом может ха­рактеризоваться такими понятиями, как «адекватность», «своевре­менность», «сокрытие», «искажение», «дезинформация».

В общем случае разные функциональные службы и подраз­деления предприятия имеют разные модели и подходы к процессам сбора, обработки, распространения и использования информации, т.е. их информационная культура и поведение также различны. В то же время информационное поведение сотрудников даже функционально идентичных подразделений предприятия также может быть различным.

Кроме того, необходимо различать информационные потреб­ности и поведение менеджеров и исполнителей. При этом следует иметь в виду, что функциональные роли «менеджер» и «исполни­тель» необходимо рассматривать относительно иерархии управле­ния и ответственности. В этом смысле имеют место определенный релятивизм и двойственность, поскольку один и тот же человек может одновременно являться и руководителем, и подчиненным.

 

Следует различать функциональное и дисфункциональное информационное поведение сотрудников предприятия.

Функциональное информационное поведение сотрудников обеспечивает нормальное, бесконфликтное функционирование ИС и совершенствование рабочих процессов, т.е. адекватно це­лям, задачам и стратегии развития предприятия: учитываются все необходимые для осуществления деятельности события — форми­руется соответствующая объективная, достоверная, полная и свое­временная информация.

Дисфункциональное информационное поведение, наоборот, способствует усилению негативных тенденций, дезорганизации, снижению управляемости и может привести к нарушению нор­мального функционирования предприятия: информация не точна, искажается, предоставляется в неполном объеме или не своевре­менно, обмен информацией излишне зарегламентирован и затруднен, сотрудники не проявляют инициативы и активности в обмене потенциально полезной информацией или даже скрывают такую информацию.

 

 


 

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 247.